Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории учебных целей в когнитивной области




Таксономия учебных целей Б. Блума

(таксономия Бенджамина Блума)

 

В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня. Блум выделил следующие уровни:

Знание – механическое запоминание информации (факты, термины, процессы, классификации).

Понимание – способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал.

Применение – способность использования знаний в новых ситуациях.

Анализ – способность разделять целое на части для лучшего понимания.

Синтез – умение комбинировать элементы для создания нового целого.

Оценка – способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов.

 

Наиболее реальным, инструментальным и диагностичным является способ постановки целей через результаты обучения, выраженные в конкретных действиях учащихся.

 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания от конкретных фактов до целостной теории – припоминание соответствующих сведений Ученик знает употребляемы термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры; знает основные понятия; знает правила и принципы
Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение событий) или предположение о дальнейшем ходе явления, предсказание последствий, результатов. Такие учебные результаты превосходят простое запоминание Ученик понимает факты, правила, принципы; интерпретирует словесный материал; интерпретирует схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях, новых ситуациях. Сюда входит применение правил, понятий, методов, принципов, законов и теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание Ученик использует понятия, принципы и правила в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода и процедуры  
Анализ Эта категория обозначает умение разбить материалы на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом еще более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения Ученик выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; приводит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость данных
Синтез Обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действия творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур Ученик Пишет творческие работы; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы
Оценка Обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие назначенной цели). Критерии могут быть определены самими учащимися или же задаваться ему извне (учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям, оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях Ученик оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимися данными; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.