КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Возрождение – постоянно актуальная и дискуссионная тема в системе гуманитарного знания
Возрождение – постоянно актуальная и дискуссионная тема в системе гуманитарного знания. Литература, посвящённая общим и частным проблемам этого периода, огромна. Тем не менее, чем больше информации становится доступной, тем сложнее и необозримее становится «семантическое поле» проблемы. Фундаментом исследований эпохи Возрождения являются классические труды Л.М.Баткина, Я.Бурхардта, М.А.Гуковского, И.И.Иоффе, Н.И.Конрада, А.Ф.Лосева, Ж.Мишле и др. Понятие Возрождение определяется соотношением «старого» и «нового». Возрождение – период осознания «пограничности» культуры: античность, средние века, современность. Возрождение – это «открытие мира и человека» (Ж.Мишле). Основные концепции Возрождения, наиболее распространённые в науке: 1. Возрождение – специфическое западноевропейское явление; 2. Возрождение – особый этап развития культуры всех народов. Концепция «внееевропейских Ренессансов» – «всемирного Возрождения» (Н.И.Конрад) – получила распространение ещё в 40-ые гг. 20 в. в работах И.И.Иоффе, Н.И.Конрада, Ш.И.Нуцубидзе и др. В её основе – традиционное, линейно-циклическое понимание исторического процесса. Важными аспектами проблемы Возрождения являются: · Ренессансное «возвращение к античности»; · соотношение культур Востока и Запада; · отношение Возрождения к Средневековью и Новому времени; · социально-культурная сущность Реформации. Современная наука уже не рассматривает обращение к античности как доминирующую тенденцию культуры Возрождения. Опора на наследие античности понимается лишь как «средство утверждения собственного ренессансного мировоззрения» (М.Т.Петров). Ренессансное «возвращение к античности» является «главным и основным следствием общего и смутного стремления» к «новому миру» (А.Шастель). Как правило, эпоха Средних веков и Ренессанса резко противопоставлялись: Средние века – это «господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства, мистика и мракобесие», а Ренессанс «отбрасывает всю эту ''ночь'' средневековья, обращается к светлой античности, к её свободной философии», «к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития» (А.Ф.Лосев). Неравномерность развития культур Востока и Запада делает проблему Восточного Ренессанса очень сложной и дискуссионной: на Востоке средневековье сохраняется до 19 в. и даже – 20-21 вв. Многие исследователи считают неправомерным приравнивать к западноевропейскому Возрождению случаи обращения к прошлому, имевшие место в странах Восточной Европы, Ближнего и Дальнего Востока: «это явления не только разного масштаба и исторического значения, но разной социальной и культурной природы» (М.С.Каган). Довольно часто основой «всемирного ренессанса» осознаётся гуманистическая ориентация культур. Однако, специфика возрожденческого гуманизма – «становление личности» как «конкретного индивида» – «Мастера, Мыслителя, Творца и одновременно Художника», а этого на Востоке не происходило (М.С.Каган). Наиболее полно и убедительно проблемы «всемирных ренессансов» рассмотрены в книге Э.Панофского «Ренессанс и ‘ренессансы’ в искусстве Запада» (М., 1998). Понятие Реформации обладает широким спектром значений – «от узко теологического до экономически-политического, включая социально-психологическое с его прямыми нравственными, эстетическими и художественными последствиями» (М.С.Каган), указывая на Реформацию как на общекультурное историческое явление. Проблема Реформации обычно решается в аспектах взаимоотношения протестантизма с католицизмом и с гуманистической философией, в аспекте становления нового типа социальной психологии. Возрождение и Реформация – две стороны переходного периода в истории культуры, «два аспекта одного и того же движения» (Дж.Бернал). Решая одни и те же историко-культурные задачи, Возрождение делает это на светском уровне, а Реформация – на религиозном (М.С.Каган). Особый взгляд на проблему соотношения Возрождения и Реформации предлагает синергетический подход. Применение синергетической методологии исследования позволяет, по мнению М.С.Кагана, увидеть сложность и противоречивость перехода от одного исторического типа культуры к другому. Опираясь на наиболее глубокие исследования прошлого и современности, синергетический подход позволяет осознать, что современное состояние европейской культуры сложилось благодаря единству «трёх великих движений» (В.Дильтей) – «Ренессанса, Реформации и Революции» (М. де Унамуно). Традиционная периодизация Возрождения: · Раннее Возрождение – 15 в. · Высокое Возрождение – 90-ые гг. 15 в.- первая треть 16 в. · Позднее Возрождение – 2-ая пол. 16 в. Классической страной Возрождения считается Италия. Раздел 1.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |