Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественной культуры




Информационный (духовно-содержательный) аспект

Как правило, «элементами» духовного содержания культуры Возрождения называются

· рационализм;

· натурализм;

· антропоцентризм;

· пантеизм;

· деизм.

Каждый тип культуры представляет собой внутренне организованную систему с характерными для неё свойствами и принципами, которая и обеспечивает её целостность. Культура объединяет «деятельностные потенциалы» (по М.С.Кагану):

· познавательный;

· ценностно-осмысляющий;

· творчески-преобразовательный (проективный);

· общенческий;

· художественный.

Ренессансное «наполнение» каждой из перечисленных характеристик, естественно, достаточно своеобразно. Наиболее системное и полное их описание содержится в работах М.С.Кагана. Системная характеристика ренессансного мироощущения, предложенная исследователем, сводится к следующему:

· Сущностное качество Возрождения – переход от традиционализма, основанного на мифологическом сознании, к личностно-креативному, порождающему, в свою очередь, ориентацию на новаторство во всех сферах деятельности.

· Познавательный потенциал ренессансной культуры – научное изучение природы. Лидер научной мысли – естествознание. На место теоцентризма пришло натуроцентристское сознание. В качестве «контрагента» науки церковь создала инквизицию.

· Ценностное сознание ренессансной культуры – гуманизм. Гуманистическая ориентация – одна из важнейших примет «ренессансности». Аксиологическому теоцентризму средневековой идеологии гуманисты противопоставили утверждение высшей ценности человека, которую они видели не только в силе его разума, но и в телесной красоте. Антропоцентризм Возрождения был только «поиском индивидуальности» (Л.М.Баткин). Признание самоценности человеческой личности определило своеобразие европейской цивилизации. Из антропоцентризма вырастала ценность неповторимости человеческой личности, ценность того, что отличает одного человека от других. Таким образом, определяющий признак Возрождения – превращение индивида в личность. Однако личность ещё не противостоит общности, а представляет эти общности (идеально женственная Джоконда, идеальные влюблённые у Петрарки, Данте, Шекспира). Атрибутивным свойством личности является свобода, определяющая выбор веры, системы ценностей, политической и нравственной позиции, модели поведения.

· Проективный потенциал ренессансной культуры представлен тремя ориентациями:

- на преобразование природы; эта ориентация проявлялась в инженерно-технической практике;

- на совершенствование человеческого общества; она проявляется «идеально» – в создании утопических картин совершенного, но не потустороннего мира (христианская мифология, например). Социальные утопии гуманистов тесно связаны с гуманистической и демократической системой ценностей.

- на воспитание нового человека; это ориентация ренессансного проектирования проявляется теоретически и практически в педагогической сфере. Она противостоит идеалу средневекового человека (религиозному фанатику, аскету, рыцарю) и формирует идеал всесторонне и гармонично развитого человека. Воспитание такого человека нуждалось в новых гуманистических школах и новых педагогических принципов. Главной педагогической целью стало стремление помочь человеку познать самого себя. В английской педагогике были определены семь главных качеств, которые надлежало развивать в ребёнке: одарённость, память, любознательность, трудолюбие, способность слушать, пытливость, любовь к похвалам. В ренессансной педагогике доминирует образование, а не воспитание.

· Ренессансные средства общения предоставлены, прежде всего, печатным станком. Ставшие доступными разные знания, особенно – тексты возрождаемой античности – способствовали деспиритизации общественного сознания. Масштаб демократизации культуры позволяет считать Возрождение «культурной революцией».

· Художественно-творческий компонент ренессансной культуры занимает в ней особое место. Несмотря на «верховные права» человеческой мысли (А.Муратов), культуру Возрождения нельзя считать рационалистической. Не наука, а искусство, не знавшее конфликта рационального и сенсорного, является духовной доминантой культуры Возрождения. Философия природы имеет преимущественно эстетический характер. В мироздании выдвигаются на первый план не его закономерности, а художественное совершенство. Возрождение последовательно занимается эстетической реабилитацией плоти. Искусство обладает по отношению к культуре диагностическим свойством, которое проявляется на двух уровнях: тематическом и стилистическом. Искусство выявляет обмирщение культуры и деспиритуализацию сознания, ещё не дошедшие до атеизма и богоборчества, но выработавшие компромиссные формы пантеизма и деизма.

· Реформация – религиозный вариант решения общей исторической задачи, которую Возрождение решало светским способом. Иконоборческая позиция протестантизма по отношению к искусству. «Реформация выдвинула и разработала язык чувственного, реального, но дала ему страстность и одухотворённость своего спиритуалистического мировоззрения, основой которого было преодоление немощной плоти животворящим духом и активность души, побеждающей в борьбе и страданиях ограниченную земную действительность…Здесь, как в протестантском богослужении, реальность со всеми её грубыми, тяжёлыми, уродливыми формами является необходимым полем деятельности духа, его мучительных борений и радостных побед. Вся эта нечисть, уроды, чудища, черти, которые появляются то здесь, то там, то отдельными образинами, то толпой наводняют картины и сцены немецкого искусства, – все эти преодолеваемые тёмные силы ада, подземного мира, кошмара и угроз, столь чуждые чувственно-красивой классике, являются воспроизведением различных сцен пасхальных и рождественских страстей, одухотворённости и преодоления плоти. Это – два полюса двух миров, святости и греховности, идеальности и безобразности, но эти миры находятся в беспрерывной борьбе и столкновениях. Страдание как борьба духа с материей, как воля души к преображению плоти, и красота как чувственная успокоенность, телесная гармония – эти два противоположных начала образуют тематику и язык так называемого «северного Возрождения» (И.И.Иоффе).

«Титанизм» ренессансных образов. Проблема титанизма и его «оборотной стороны» блестяще раскрыта А.Ф.Лосевым к «Эстетике Возрождения»:

· Ренессанс – эпоха стихийно-человеческого самоутверждения. Ренессанс настойчиво пытается оправдать, возвысить и увековечить стихийно самоутверждённую личность человека и её энтузиазм, оправдать свою новую жизненную ориентацию. Ренессанс является попыткой именно земного человека утвердить именно земное своё существование. В то же время возрожденческий человек хотел оставаться духовным существом.

· Гуманизм как философски-практический тип возрожденческой культуры есть учение о правах свободного индивидуума. Ренессанс – это и есть теория и практика гуманизма.

· Стихийный возрожденческий индивидуализм нужно рассматривать во всей его развёрнутой широте и глубине, понимая не только как абстрактный принцип, но и как бесконечно разнообразную степень осуществления этого принципа, включая все его положительные и отрицательные стороны

· Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей. Это уже обнажённая от всяких теорий человеческая личность, в основе своей аморальная, но зато в своём бесконечном самоутверждении в своей ничем не сдерживаемой стихийности любых страстей, любых аффектов и любых капризов доходившая до какого-то самолюбования и до какой-то дикой и звериной эстетики. Но она же обладала необычайной красочностью и выразительностью и какой-то, если выражаться кантовским языком, небывалой целесообразностью без всякой цели. Именно эту область Ренессанса мы называем обратной стороной общепризнанного возрожденческого титанизма.

· Самое важное – это понимать всю историческую необходимость этой обратной стороны блестящего титанизма. Для грандиозной ломки, которая происходила в эпоху Возрождения, нужны были весьма сильные люди, гиганты мысли и дела – титаны земного самоутверждения человека. Но этот титанизм был явлением слишком стихийным, чтобы проявлять себя только строго и безукоризненно. Та же самая сила имела и свою отрицательную сторону, своё плохое и вполне уродливое проявление. В отличие от других эпох, в эпоху Возрождения люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя личность.

· Религиозный быт. Все недоступные предметы религиозного почитания, которые в средневековом христианстве требовали к себе абсолютно целомудренного отношения, становятся в эпоху Ренессанса чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким, так что изображение такого рода возвышенных предметов часто приобретает здесь в самом настоящем смысле натуралистический и панибратский характер.

· Куртуазный быт. Наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то весёлое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие. Здесь мы находим турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами и мадригалами, непринуждённость и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времён и всех народов. Необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощрённо ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. Возрожденческий человек превращает свой собственную жизнь в предмет эстетического любования.

· Бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала всё возрожденческое общество снизу доверху и была отнюдь не результатом невежества, но результатом всё той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Ренессанс весьма богат бесконечными суевериями, которыми охвачены были решительно все слои общества, включая учёных и философов, не говоря уже о правителях и политиках. В эпоху Ренессанса гадали на трупах, заклинали публичных женщин, составляли любовные напитки, вызывали демонов, совершали магические операции при закладке зданий, занимались физиогномикой и хиромантией, бросали в море распятия с ужаснейшими богохульствами и зарывали в землю ослов для вызывания дождя во время засухи. В массовом порядке верили в приведения в дурной глаз и вообще во всякого рода порчу, верили в чёрных всадников, якобы намеревавшихся уничтожить Флоренцию за её грехи, но отстранённых заклинаниями праведника; околдовывали детей, животных и полевые плоды. Верили, что женщины совокуплялись с бесами и были колдуньями, хотя иной раз и добрыми. Публичные женщины для привлечения мужчин пользовались разными снадобьями, в состав которых входили волосы, черепа, рёбра, зубы и глаза мёртвых, человеческая кожа, детский пупок, подошвы башмаков и куски одежды, добытые из могил, и даже трупное мясо с кладбища, которое они незаметно давали съесть своим любовникам. Протыкали фигурки из воска и золы с известными припевами для воздействия на тех, кого изображали эти фигурки, мстили пророкам за их предсказания. В эпоху Ренессанса было ещё и гораздо худшее.

· Одним из интересных бытовых типов Ренессанса было приключенчество и даже прямой авантюризм. То, что эти бытовые формы оправдывались и не считались нарушением человеческой нравственности в историческом смысле было, несомненно, чем-то передовым. Это был всё тот же возрожденческий стихийный индивидуализм, который здесь уже не связывал себя с какими-нибудь возвышенными теориями, но который уже начинал давать большую волю отдельным страстям и чувствам человека. Яркий пример – знаменитая поэма Л.Ариосто «Неистовый Орландо».

· Городской тип возрожденческой культуры изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов, с глубоким сатирическим содержанием и особенно злоупотреблений и моральной расшатанности духовенства. Атеизм не был возрожденческой идеей, но антицерковность была самой настоящей возрожденческой идеей.

· Обратная сторона возрожденческого титанизма имеет эстетическую природу. Об этом подробно можно прочитать в интересной книге А.В.Гулыги (Эстетика истории. М., 1974): «Эстетические категории отражают историческую реальность, поэтому умение мыслить в категориях эстетики столь же необходимо историку, как и умение мыслить в категориях диалектики». Прекрасно высказался по этому поводу Гегель: «Об истории нельзя рассуждать серьёзно, не обладая эстетическим чувством».

Усилиями многих исследователей создана ренессансная картина мира. Сознание человека Возрождения воспринимает мир как красивую архитектоническую композицию, состоящую из отдельных самостоятельных предметов. Одной из фундаментальных оснований культуры Возрождения являются естественнонаучные знания (учения Галилея, Коперника, Д.Бруно, Парацельса). Изменение концепции мироздания (от Данте к Галилею, от Николая Кузанского к Дж.Бруно). Неоплатонизм – специфическое выражение целостности ренессансного мышления. Рационалистический мистицизм и космология М.Фичино.

Географические открытия и образ пути, мотив дороги (рыцарский роман, «путешествия», экзотические странствия).

Великие ренессансные темы: гуманизм и религия; античное наследие и его метаморфозы; человек и природа; метафизика света; урбанистическая цивилизация и сельское уединение; пасторальный миф и городская культура; «сады земных наслаждений»; «отрады музыки и пения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.