Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная культура Италии 12-13 вв. (проторенессанс)




Архитектура и изобразительные искусства

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Глава 1. Художественная культура Италии

Италия – страна наиболее цельной и классически законченной формы Возрождения.

Специфические условия исторического развития Италии этого периода: экономическая и политическая роль городов; централизованные мануфактуры; формирование буржуазии; раздробленность.

Италия – хранительница художественного наследия античности. Огромную роль играют так же византийская и романо-готическая традиции, сообщившие итальянскому искусству формы монументальных живописных циклов, эмоциональная взволнованность, конкретность образов.

В Италии интенсивно развивается научно-теоретическая мысль. Её характерная особенность – слитность научного и художественного познания. В культуре и искусстве Италии сохраняется и развивается одно из самых ценных качеств средневековой художественной культуры – принцип синтеза различных видов искусства, их объединение в общий образный ансамбль. Процесс самоопределения искусств, новый характер синтеза, основанный на равноправии искусств.

 

Первый подъём новой культуры Италии относится к 12-13 вв. Бурное экономическое развитие в 12-13 вв. итальянских городов-коммун создало почву для постепенной ломки средневекового мировоззрения. Для искусства этого времени характерно возникновение местных художественных школ: флорентийской, пизанской, сиенской и др.

Флоренция, Рим, Венеция, Сиена, Милан – основные художественные центры итальянского Возрождения. В период становления возрожденческой культуры особо значительна роль Флоренции.

Флоренция – художественный центр итальянского дученто и треченто.

Дученто – итальянское название 13 в. (итал. ducento – двести).

Треченто – итальянское название 14 в. (итал. trecento – триста).

Архитектура проторенессанса. «Нейтрализация» готических форм. (Н.А.Белоусова).

Возведение главного храмового сооружения Флоренции – Собора Санта Мария дель Фьоре (архитекторы А. ди Камбио, Джотто, Н.Пизано, Ф.Таленти).

Церковь Санта Кроче (архитектор А. ди Камбио).

Ясность и рационализм архитектурного языка.

Развитие гражданской архитектуры. Типы светских сооружений: ратуши, лоджии, госпитали, приюты, жилые дома. Крупные масштабы и монументальность зданий городского самоуправления.

Развитие проторенессансной скульптуры. Кафедра пизанского баптистерия Николо Пизано – новый подход к трактовке религиозной темы (конкретные образы вместо религиозной абстракции).

Развитие живописи. Художественные школы Флоренции и Сиены.

Религиозная живопись Чимабуэ («Мадонна на троне со святыми и ангелами»).

Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) – центральная фигура проторенессансной живописи, «превосходный талант», «светоч флорентийской славы» (Боккаччо).

Джотто «превзошёл не только мастеров своего века, но и всех за многие последние столетия» (Леонардо да Винчи). Дарование Джотто разносторонне. Джотто преодолевает византийскую традицию и создаёт новый стиль европейской живописи. Для него характерно новое отношение к действительности, свободное от религиозно-абстрактных представлений; драматическая выразительность образов; новаторское изображение пространства; создание округлой человеческой фигуры; введение интерьера. Особую роль в его творчестве играет типизированный человек.

Джотто привержен к радостной колористической гамме. К библейским легендам он относится так же, как к реальным историческим событиям, вводит в религиозные темы жанровые моменты. Джотто является «новой и гениальной фигурой, отошедшей от средневековой неподвижности, воскресившей пространственное восприятие эллинистического мира и раннехристианского искусства» (А.Ф.Лосев).

Реалистическая концепция Джотто основывается на двух главных художественных принципах (по В.Н.Лазареву):

· на принципе перспективной передаче трёхмерного пространства;

· на принципе объёмной трактовке пластической фигуры.

В центре художественного мира Джотто – «человеческое переживание, освобождённое от теологической мотивировки» (А.Ф.Лосев). Люди у Джотто – это какое-то «одно человеческое существо, как бы воплощающее в себе идею человечности» (В.Н.Лазарев).

М.В.Алпатов находит у Джотто «четыре комплекса» живописных образов:

1. «иконный», в котором произведение понимается как «более или менее точное повторение оригинала»;

2. «построение в кубическом пространстве», с помощью которого передаётся «прочность» и «внутренняя упорядоченность мира»;

3. «реалистические символы», содействующие «выражению через легенды общечеловеческих драматических положений и типических характеров во всей их чувственной наглядности»;

4. «картина как зрелище», в которой участники картины трактуются как зрители и важным становится «чистое созерцание».

М.Дворжак. «История итальянского искусства в эпоху Возрождения»:

«Стиль Джотто был стилем идеальным…Джотто умел с гениальной уверенностью воспроизводить человеческое тело в его естественных пропорциях, а временами даже сообщать своим персонажам индивидуальные характеристики…Значение искусства Джотто заключалось в том, что оно принципиально восстановило античное отношение к окружающему миру…В образах Джотто воплощалось: новое понимание монументальности и в то же время новый идеал красоты, основывающийся не на сочетании духовного, индивидуального с этическими абстракциями, как в готическом искусстве, но – идеал, превращающий чувственное видение материальной формы в чистое воплощение и возвышающий его в сферу всеприемлемой идеальности…Сильные чувства и острые драматические переживания встречаются у Джотто не часто. Его персонажи – не герои, которым навеки предопределено воплощать важнейшие моменты откровения, но просто чувствующие люди, ощущения и мысли которых, их радости и страдания показываются зрителю в волнующей его форме».

Работы Джотто находятся во Флоренции, Риме, Падуе. Наиболее значительное его произведение – цикл фресок в Капелле дель Арена в Падуе. Их тема – эпизоды из жизни Марии и Христа.

Сиенская школа центр художественной культуры треченто: нарядность, декоративность произведений; приглушённость бюргерских тем и образов по сравнению с искусством Флоренции;

Симоне Мартини (1284-1344) – один из самых знаменитых представителей сиенской школы: сочетание пространственной свободы и плоскостно-декоративного начала; светский, нарядный характер живописи; мягкость и поэтическая одухотворённость женских образов (близость образам Петрарки).

Одно из самых известных созданий – фрески в здании городского управления Сиены – Палаццо Публико.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.