Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маньеризм, истоки барокко




Литература

Искусство маньеризма.

Кризис 20-30 годов 16 века. Формирование новой придворной культуры. Проблема маньеризм в искусствознании. Образы смятения и тревоги. Иррациональность построения пространства. Отвлечённость цвета. Деформация пропорций человеческого тела. Тяготение к формальным схемам. Особая эмоциональная заострённость. Религиозная экстатичность. Произвольность изобразительного языка.

Творчество Франческо Пармиджанино (1503-1540). Образы аристократической хрупкой красоты. Изысканность, эффектность, виртуозность живописной манеры («Мадонна с длинной шеей»). Жанр портрета. Элементы стилизации, гипертрофированная хрупкость. Живописно-декоративные акценты.

40-ые годы 16 века – новый этап католической реакции. Введение церковной цензуры. Восстановление деятельности инквизиции. Издание списка запрещённых книг (Боккаччо, Ариосто, Макиавелли и др.). Утверждение господства жанров парадного портрета и «историй». Нарастание тенденции регламентации искусства. «Идея» и «прекрасная манера». Пристрастие к сложным и эффектным композициям.

Портреты А. Бронзино (1503-1572). Драматически-тревожное восприятие мира. Жестокость, холодность живописной манеры.

Маньеризм в итальянской скульптуре.

Бенвенуто Челлини (1500-1571) – один из известнейших мастеров маньеризма, итальянский скульптор, ювелир, резчик, чеканщик, писатель, теоретик искусства. Основные черты стиля: декоративность, лирическая одухотворённость образов, элегическая задумчивость, лёгкость и музыкальность пластического ритма; несколько преувеличенная измельчённость форм и вытянутость фигур.

«Сюрреалистические» портреты Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593). Циклы «Времена года» («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») и «Стихии» («Воздух», «Земля», «Вода», «Огонь»):натурфилософские идеи, пантеистически понятый мир, красочное выражение духа природы, её разумности и человечности. «Вертумн» (этрусское божество садов и обработки земли) – вершина мастерства Арчимбольдо, «образ плодоносящей Природы, образ, исполненный оптимизма, пронизанный ощущением полноты жизни» (Л.Дьяков).

 

Проблема «литературного Ренессанса» (Боккаччо, Вазари, Гердер, Гёте, Шлегели, Гегель, Буркхардт).

Литература переломного периода истории. «Открытие мира и человека» в литературе. Открытие связи человека с миром послужило новой возможностью для становления реализма в литературе. «Одной из самых поразительных черт реализма Возрождения было смелое и, если это возможно, ещё более убедительное, чем в Древней Греции, динамичное, одухотворённое, социально насыщенное, но социально не стеснённое и красочное воплощение полнокровных положительных образов, обрисовка гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала наряду с возвышением светлой, свободной и нередко героической человеческой духовности, пластическое воссоздание гармонии духовно и чувственно прекрасного, изображение гармонического человека и даже гармонического общества как чего-то вполне достижимого» (Н.И.Балашов).

Однако родство ренессансного реализма с античным искусством не уменьшает значение для периода Возрождения средневековой литературы.

Предвозрождение в литературе. «Сладостный новый стиль» – поэтическая школа, получившая название, предположительно, от «сладостных стихов» Данте и объединившая различные творческие индивидуальности. Основные черты: эзотеризм; аристократизм; близость куртуазной лирике; усложнённость поэтического языка. Поэты «сладостного» стиля: Г.Гвиницелли, Г.Кавальканти.

Творчество Данте Алигьери (1265-1321) – наиболее полное выражение переходности Предвозрождения как особого исторического этапа в формировании мировой литературы и диалектики рождения новой культурной эпохи. Данте – «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Ф.Энгельс), национальный поэт Италии, её гордость и слава.

«Новая жизнь» – самое значительное произведение «сладостного нового стиля», история любви Данте к Беатриче, молодой замужней флорентийке, умершей в неполных 25 лет: особая трактовка любви; особенности сюжета и композиции; числовая символика; сочетание стихов и прозы; «ангелизация» Беатриче; противоречия безответной любви; смерть любимой как космическая катастрофа; высокая ценность страдания.

«Божественная комедия» – одно из великих произведений мировой литературы. Идеи и поэтика «комедии»: личный и политический смыслы; система символов (пантера, лев, волчица); дантовский Вергилий – «мудрый язычник, знающий всё»; христианский мифологизм и средневековый аллегоризм; символика образа Беатриче; дантовские «ад» и «рай»; история Паоло и Франчески; числовая символика и символика цвета; смысл жанрового определения («комедия»); понятие «абсолютного комизма» и средневекового комического стиля; образ автора; красота и богатство языка; приём гротеска.

Творчество Петрарки (). Завершение перехода от Средневековья к Возрождению; открытие природы и человека; новое направление религиозного сознания; теория любви; стремление к славе; увлечение античностью; понятие ренессансного классицизма.

«Канцоньере» – «поэтическая исповедь» Петрарки (А.Н.Веселовский): разделение лирического «я» на автора и героя; гармоничность стиля; рефлектирующее чувство; книга о любви; стирание грани между реальным и идеальным; лирическая фрагментарность; понятие «петраркизма».

Творчество Боккаччо (): создание жанра новеллы; новаторство и склонность к эксперименту; формирование и черты образа автора.

Жанр пасторального романа («Амето»).

«Фьяметта» – «первый поток сознания в европейской литературе» (Р.И.Хлодовский).

«Декамерон» – одно из совершенных проявлений ренессансного реализма: народная традиция городской литературы; разнообразие сюжетного материала; религиозно-нравоучительные примеры; мотивы французских фаблио, восточных сказок и «Метаморфоз» Апулея; своеобразие композиции; теоретическое обоснование нового метода; образ автора и рассказчика новелл; «республика поэтов»; внерелигиозность мира; элементы авантюрного рассказа; основные типы персонажей; гуманистичность эротики.

Филологическая деятельность Боккаччо (лекции о Данте).

 

Литература конца 14-15 вв.

Тенденция к слиянию возрожденческого гуманизма и народной культуры. Развитие народного языка.

Культурный подъём во 20-ой половине 15 в. кризис рубежа 15-16 вв. период французского и испанского господства.

Творчество Леона Баттисты Альберти () – «литературный венец интеллектуального движения 15 века» (А.Грамши), идеал возрожденческого homo universale.

Платоновская Академия во Флоренции.

Деятельность М. Фичино.

Трактат Пико дела Мирандолы «О достоинстве человека»).

Поэзия Лоренцо Медичи «Великолепного» и А.Полициано.

Перемещение центра культуры в Неаполь.

 

Литература 16 в.

16 век – самый важный и сложный период в историческом развитии итальянского Возрождения. Рим – центр искусства Высокого Ренессанса. Создание национального классического стиля.

Творчество Ариосто (). Поэма «Неистовый Орландо»: сложное переплетение сюжетных линий; тип ренессансной женщины, воплощённый в образе Брадаманте; аллегоризм; смешение комического с серьёзным; мотивы чудесного и волшебного; живописность описаний; ироничность; стих «золотой» октавы; влияние поэмы на последующее искусство.

Теория Н. Макиавелли (). Трактат «Государь»: проблема личности, способной творить историю; антиутопичность; идея относительности добродетели; военная сила как основной закон; отношения народа и государства; черты гуманистического демократизма; теория человеческих поступков.

«Жизнеописания» Б. Челлини () – одна из самых увлекательных книг итальянского Возрождения, «апофеоз творческой деятельности» (А .Д.Михайлов).

 

«Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари (): стройная концепция развития итальянского искусства; назидательность и риторичность; живость бытовых описаний; тонкость искусствоведческого анализа.

Петраркизм, платонизм и эпикурейство – важнейшие художественные течения в литературе 16 в. Нарушение ренессансной гармонии: гиперболизм форм; смелые метафоры; доминанта сатиричности и ироничности; натурализм ужасного.

 

Поэзия Микеланджело (): трагизм; сочетание мотивово героики и бренности всего земного; космизм; антиномичность и акатарсичность.

Возникновение итальянской комедии дель арте: импровизирующие актёры; условные сюжетные схемы; типы-маски (Арлекин, Коломбина, Панталоне, Бригелла, Пульчинелла и др.).

Творчество Т. Тассо () – завершение литературного развития 16 в. «Освобождённый Иерусалим» - жанр исторической поэмы: смешение правды с вымыслом; схема «идеальной эпопеи» античности; следование образцу; объективность в изображении героев; элементы фантастики; приёмы создания поэтической тональности; истоки классицистического конфликта долга и страсти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.