Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высокий Ренессанс в Венеции




Своеобразие искусства Венеции. Поздний вариант итальянского Возрождения. Связь Венеции с византийской культурой и культурой арабского мира. Повышенная монументальная праздничность колорита и композиции. Интерес к пейзажу.

Периоды Венецианской готики (начало 15-последняя четверть 15 в.) и раннего венецианского Возрождения (последняя четверть 15 в.).

Архитектура Венеции – совершенно уникальное явление. Это необыкновенная яркая и праздничная архитектура. Причина этому – необычные природные условия: расположение городов на группе островов венецианской лагуны, которые пересекаются множеством каналов и проток. Архитектурный облик Венеции может быть воспринят только в единстве со своей акваторией. Главная магистраль Венеции – Большой канал. Именно по его круто изогнутым берегам располагаются красивые и живописные здания. Чаще всего фасады зданий опускаются прямо в воду. Традиционные архитектурные приёмы в таких условиях теряют смысл. Теряется ощущение весомости («дематериализация»). Эффект отражения здания в воде, естественно, побуждает иначе подходить к оформлению фасадов: повышенный декоративный эффект, мелкая расчленённость архитектурных форм, активное применение цвета, дорогие отделочные материалы, полихромная мраморная облицовка, множество орнаментальных форм. Отсюда – эффект двойного отражения, так как и здание отражается в воде, и на сверкающем пространстве стены переливаются водные блики.

Завершение фасада знаменитого Дворца Дожей и примыкающей к нему Лестницы гигантов (архитектор Антонио Риццо).

Один из крупных архитекторов Венеции – Якопо Сансовино (1486-1570) работы которого меняли облик венецианских улиц, площадей, придавая городу монументальность и цельность единого ансамбля.

Джорджоне (1477/78-1510) – один крупнейших представителей живописи Возрождения. Его роль для венецианского искусства сравнивается с ролью Леонардо для среднеитальянской живописи. Для его творчества характерны: интеллектуализм; глубокий лиризм; особая роль природной среды; утончённо сложный и гармонически целостный идеал совершенного человека; атмосфера спокойного долгого созерцания. Будучи незаурядным музыкантом, наделяет свои живописные произведения особым ритмом, гармонией красок. Все исследователи отмечают мастерское использование особенностей масляной живописи. В его стиле всегда поразительно тонко сочетаются высокая одухотворённость универсальной возрожденческой личности и трогательная поэтичность отдельного человека. Самые постоянные эпитеты, проходящие через всю литературу о нём, – мечтательный, лиричный, музыкальный.

Интересно интерпретирована в картине «Юдифь» традиционная героическая тема: фигура стоящей Юдифи полноправно царит в картине, утверждая героизм своей демонстративной вертикальностью, но её облик поразительно мягок, женствен, покоен. Даже меч и мёртвая голова не нарушают величественности и поэтичности изображения. Голова Юдифи опущена, и выражение лица остаётся скрытым, потаённым, острее подчёркивая торжественность «немой сцены».

Жизнерадостный и поэтичный «Сельский концерт», соединяющий на лоне природы нарядных мужчин и обнажённых женщин, вдохновил в последствие Э.Мане на создание его знаменитого «Завтрака на траве».

Шедевром называют «Спящую Венеру» (Джорджоне умер от чумы, не закончив картину, и пейзаж в ней дописывал Тициан): композиция картины стала классической, определила построение многих последующих произведений (Тициан, Веласкес, Гойя, Мане и др.); поразительная плавность и гармония линий, прелестное обнажённое тело, мягкий и приглушённый колорит, тихая величественная природа; линии холмов повторяют линии тела, создавая единый ритм и гармонически связывая человека и природу; закрытые глаза Венеры «извиняют» вольную позу спящей богини, придают ей чистоту и целомудренность, а всей картине безмятежную невинность и естественность.

Тициан Вечелли (1477/90-1576) – один из величайших художников в истории живописи, самый прославленный живописец и центральная фигура художественной жизни возрожденческой Венеции, первый живописец республики. Основные черты творческого стиля: языческое начало; благородная одухотворённость человеческих образов; мягкая моделировка объёмов; чёткий контур и принцип оконтуривания силуэтов; приём «светящихся теней» (Ю.Д.Колпинский).

Тип тициановской женской красоты: крупный, полные женщины, с крупными чертами лица, несколько выпуклыми глазами, тяжеловатым подбородком. Особо замечательно Тициан пишет их волосы – тяжёлые, круто закрученные локоны, то золотом окутывающие плечи, то уложенные в замысловатые модные причёски. Характерны и руки тициановских красавиц – красивая крупная кисть с полными у основания и плавно утончающимися к кончикам пальцами («Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина», «Портрет дочери Лавинии», «Даная»).

Тициан щедр, даже расточителен в изображении быта: комнат, одежды, причёсок, предметов туалета.

Что бы ни писал Тициан, как бы трагичны ни были избранные им сюжеты, живопись его производит впечатление праздника, настолько сильна в ней утверждающая, творящая сила искусства.

Тициан – один из самых великих колористов. М.Дворжак полагает, что слава Тициана определяется в основном двумя моментами: 1) «усилением живописных средств выражения в его произведениях» и 2) «отношением Тициана к развитию того художественного восприятия, которое имеют обыкновение называть импрессионистическим». И далее: «движущая сила – исконная энергия цвета – воспринимается художником как нечто большее, чем просто колористическая ‘приправа’ или же средство фиксации чувственного восприятия; она словно бы превращается в духовный флюид, в самостоятельный фактор, могущий к тому же изолированно, вне всякой зависимости от линейно-пластической композиции вызвать то духовное сопереживание, которое является отличительной чертой современного искусства. В соответствии с этим в последний период творчества Тициана мы встречаем произведения, которые не стремятся быть ничем иным, как симфониями красок…Цвет, в котором богатства неиссякаемой палитры объединяются для достижения почти монохромного впечатления, вибрирует в этих произведениях словно одухотворённое бытие – и эмоция зрителя резонирует ему в ответ. Благодаря этой эмансипации выразительных ценностей цвета для живописи открылось обилие новых возможностей; на этом основывается значительная часть композиционных эффектов искусства эпохи барокко – эффектов, интенсивность которых обусловлена высшей ступенью напряжения фантазии художника».

Паоло Веронезе (1528-1588) – выдающийся венецианский художник. Его называют прирождённым живописцем, «последним певцом праздничной, ликующей Венеции 16 века» (Т.В.Ильина). «Блестящий», «грандиозный» – частые определения его художественного стиля, для которого характерны театральная приподнятость стиля, внимание к праздничной стороне жизни, шумным аристократическим торжествам, роскоши, красочность колорита. Веронезе изображает жизнь как нарядное, многолюдное празднество. Даже в религиозные сюжеты Веронезе вводит «посторонних», превращая их в земные истории, и шокируя этим строгих приверженцев церкви.

Колорит Веронезе – сочетание ярких красок с нежными оттенками. Его любимая красочная гамма – холодновато-серебристая. Вся одухотворённость Ренессанса как бы растворилась в тонких, «музыкальных», серо-голубых переливах красок.

Постоянные темы Веронезе – весёлые беззаботные пиры. Блестящим примером может служить «Брак в Канне»: на фоне небесной лазури и великолепных мраморных палаццо пирует множество людей (более ста персонажей), среди которых Веронезе поместил Тициана, Тинторетто и себя. Главным «героем» произведения становится великолепие праздничного, ликующего колорита, утверждающего себя не только как самостоятельную эстетическую ценность, но и как светлое, чарующее «лицо» жизни.

Якопо Тинторетто (1518-1594) – последний великий художник венецианского Возрождения, великий колорист, создатель грандиозной художественной панорамы уходящего Ренессанса, воплотивший величие и трагизм своего времени. Для стиля Тинторетто характерны сложное многоголосие, беспокойная динамика и экспрессия, живописная страстность, мощные световые эффекты. Изобразительные принципы Тинторетто имеют в своей основе противоречие между демократическими сюжетами и их мистической и экзальтированной трактовкой. Контрастны и противоречивы не только составляющие одной картины, но и всё творчество Тинторетто драматично совмещает произведения, наполненные людскими толпами, разнохарактерными, теснящимися, соединёнными в кажущейся беспорядочности и напряжении, с произведения романтические, лирические, с хрупкими небольшими фигурками. Драматизм полотен усиливается и грозной природой, освещаемой вспышками молний. Много создано Тинторетто произведений для Дворца дожей, венецианских церквей. Самые значительные и большие циклы написаны для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди Марио.

Расцвет прикладного искусства. Деревянная резьба (украшение хозяйственных ларей-кассоне). Техника интарсии: врезанные в деревянную поверхность фигурные изображения, узоры из разных по текстуре и цвету деревянных пластинок.

Распространение керамики в технике майолики. Для итальянской майолики характерны мягкие, округлые формы и яркая роспись. Характерная красочная гамма итальянской майолики – сине-зелёные и жёлто-коричневые тона. В изделиях Сиены по всей поверхности располагаются крупные красочные гротески, в Урбино – орнамент мелких гротесков на молочном фоне. Главный центр возрожденческой итальянской майолики – Фаэнца. Итальянская майолика почти никогда не использовалась в быту, а выставлялась на открытых полках шкафов для декоративного убранства интерьеров.

Начало производства фарфора. Венецианский «мягкий» фарфор (прозрачное, несколько желтоватое изделие с блестящей свинцовой глазурью, которую наносили поверх декора из синего кобальта и марганцово-фиолетового растительного орнамента).

Венецианское стекло: разнообразные художественные сосуды, бусы, зеркала. Чаши и кубки 15 в. из цветного стекла с росписью эмалями ещё напоминают готические формы. С сер. 16 в. преобладают тонкие и стройные, цветные и бесцветные бокалы, вазы в виде птиц, морских чудовищ с филигранью (в массу стекла вводятся стеклянные нити) или с кракелажем (узор создаётся трещинками).

Итальянское шёлкоткачество (шпалеры, гобелены).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.