КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Издание Харьковского Театра Русской Драмы 1935 2 страница
Врассказе «Страх» (1892 г.) показан страх героя рассказа перед жизнью. Жизнь страшна, нет ничего страшнее действительности, и герой рассказа болен боязнью жизни. Страшна главным образом обыденщина, от которой „никто из нас не может спрятаться". „Я неспособен различать, что в моих поступках правда и что ложь, и они тревожат меня; я сознаю, что условия жизни и воспитание заключили меня в тесный круг лжи, что вся моя жизнь есть не что иное, как ежедневная забота о том, чтобы обманывать себя и людей и не замечать этого, и мне страшно от мысли что я до самой смерти не выберусь из этой лжи".,,Я вижу, что мы мало знаем и потому каждый день ошибаемся, бываем несправедливы, клевещем, заедаем чужой век, расходуем все свои силы на вздор, который нам не нужен и мешает нам жить, и это мне страшно, потому что я не понимаю, для чего и кому все это нужно". „Мне страшно смотреть на мужиков, я не знаю, для каких таких высших целей они страдают и для чего они живут. Если жизнь есть наслаждение, то они лишние, ненужные люди; если же цель и смысл жизни — в нужде и непроходимом, безнадежном невежестве, то мне непонятно, кому и для чего нужна эта инквизиция". Тот же страх перед жизнью символизирован Чеховым в образе „человека в футляре" в одноименном рассказе 1898 г. „Человек в футляре" обобщен Чеховым до синтетического образа всей современной социальной действительности: „А разве то, что мы живем в городе и духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?" Потрясающий образ социальной действительности, самодержавно-бюрократической России раскрыт Чеховым," как известно в повести „Палата № 6" (1892 г.), повести, о которой Ленин, по словам А. И. Ульяновой-Елизаровой, при первом же ее чтении сказал: „Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ мне стало, прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6". В „Крыжовнике" (1898 г.) Чехов дал жуткую картину российской обывательщины и бескультурья: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье..." Чехов уже сомневается в целесообразности прогрессивных мер и протестующе восклицает: „Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам, или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!". Общая мысль рассказа: „Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. В рассказе „О любви" (1898 г.) говорится об отсутствии интересной красивой личной жизни, о грехе и добродетели в их ходячем смысле, о невозможности выйти из круга обычной, будничной обстановки, об условности буржуазного общества, заставляющей лгать и непозволяющей отдаться непосредственному чувству любви.,,... Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить". В „Даме с собачкой" (1899 г.) — тоска по лучшей личной жизни и неуменье оторваться от общепринятых условий буржуазного представления о браке для того, чтобы устроить эту личную жизнь. Анна Сергеевна — жертва исковерканной буржуазной морали. Гуров — типичный представитель пошлого буржуазного общества. „Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме, или в арестантских ротах!" Чеховым показано в рассказе как члены этого буржуазного общества живут двойной жизнью: все важное, интересное, необходимое, что составляло „зерно жизни" происходило тайно; „все же, что было его ложью, его оболочкой" — все это было явно. „У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь". Глядя на природу, „Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве"». В повести „В овраге" (1900 г.) течет жизнь даже без внешних событий, жизнь застойная, но потрясающая своим мрачным содержанием: тяжелая, темная жизнь деревни, обнаженное хищничество, обман и обиды, неистовая эксплуатация кулацкими элементами и деревенской администрацией бедных, забитых крестьян. Даже в психологическом рассказе „Архиерей" (1902 г.) Чехов нашел возможным рассыпать социально-обличительные мотивы. Для побывавшего за границей архиерея русский народ казался грубым, женщины-просительницы — скучными и глупыми, семинаристы и их учителя — необразованными, порой дикими. Люди казались „маленькими, испуганными, виноватыми". Бросалась в глаза рабская психология зависимых людей, убогая бытовая обстановка жизни. В неоконченном рассказе Чехова „Расстройство компенсации" герой говорит о том, что в теперешней жизни мало наслаждения и свободы и „мелки, ничтожны и неинтересны задачи, которые с таким напряжением решал каждый день от утра до ночи". „Ни одного дня не прожил с удовольствием".,,Он соображал, что все это будет продолжаться и повторяться в разных видах без конца". Отсюда желание хоть на время вырваться из этой твердой скорлупы, „перестать быть устрицей хотя на один час, заглянуть в чужой мир, бежать из этой жизни". И бежит из этой обывательской пошлой жизни героиня последнего рассказа Чехова „Невеста'' (1903 г.). Чехов яркими эпитетами обличает эту жизнь, считая ее неподвижной, серой, грешной, бесполезной, мелкой, унизительной, бессмысленной,— а Саша в рассказе проводит упорно одну мысль автора: «Когда перевернете вашу жизнь, то все изменится». Раскрытие больших, социальных тем осуществлялось Чеховым одновременно с разработкой высоких качеств своего литературного мастерства: поиски экономных и в то же время максимально выразительных словесных средств, простейшего языка, тонкого психологического рисунка, приемов лирического оформления повествования. Именно в эти годы у Чехова окреп его художественный метод описания действительности, который можно определить как метод критического реализма. То, что наблюдал, описывал и обобщал в художественных своих образах Чехов, было направлено на отрицательные стороны современности, на такой показ этих сторон, при котором у читателя складывалось бы ощущение жизни тяжелой, бессмысленной, бесперспективной. Творческий метод Чехова по словесным своим признакам отличается исключительным объективизмом, и это-то было причиной обычного у критиков отожествления Чехова с интеллигентными лицами его произведений. Так, критики, смешивая верность отражения художником действительности с его классовыми интересами, полагали, что если Чехов описывает тусклые переживания, неясность чувствований, разбитые надежды интеллигента 80—90-х годов, растерявшегося сначала под натиском самодержавия, а затем под напором растущего капитализма, — это означает, что Чехов изображал якобы свою бескрылую психоидеологию. Критики не учитывали, что в силу характера своего объективного реалистического метода, Чехов не мог художественные образы окрашивать сознательно субъективно, что Чехов глубоко правдиво изображал современную мелкобуржуазную, мещанскую интеллигенцию различных профессий и судеб в ее подлинных переживаниях и настроениях, и что свое авторское отношение к этому материалу он выражал подспудно, изнутри, общей идейной направленностью как отдельных произведений, так и всего своего творчества. Чехов не мог, по свойству своего реалистического метода, прямо говорить о том, как он оценивает своих героев, но его субъективное отношение к ним видно из его многочисленных прямых высказываний в письмах. В них Чехов дает суровую, изобличающую характеристику современной интеллигенции, выражает горячий, по его слову, „протест души" против тех носителей культуры, которые неспособны привести страну на путь широкого и свободного развития. Чехов презирает равнодушие в обществе, личную в людях слабость и вялость душевных движений, называет интеллигентов «слизняками и мокрицами». По его неоднократным определениям у интеллигенции,,вялая душа, вялые мышцы, отсутствие движений, неустойчивость в мыслях"; „вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция" (1889 г.);,,до какой степени наивен и суеверен русский интеллигент, и как мало у него знаний" (1894 г.); „Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира", мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых" (1890 г.). Чехов считал, что: „У нас нет политики, у нас нет ни общественной, ни кружковой, ни даже уличной жизни, наше городское существование бедно, однообразно, тягуче, неинтересно" (1896 г.). Чехов презрительно относился к интеллигентам как — „доктора-дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры", а говоря об актерах, художниках и литераторах, которые, по общему мнению, составляли лучшую часть общества, писал: „Хорошо должно быть общество, если его лучшая часть так бедна красками, желаниями, намерениями, так бедна вкусом, красивыми женщинами, инициативой" (1888 г.). Даже в конце своего общественного и литературного пути Чехов дал такую обобщенную ярко отрицательную характеристику интеллигенции: „Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр" (1899 г.). Чехов правдиво изобразил идейный распад, моральное разложение тех преобладающих групп русской интеллигенции, которые были подавлены гнетом капиталистической системы, — и тогда же, в конце 90-х годов, Чехов еще раз определил свою «прогрессивную» программу и свою веру в отдельных носителей культуры такими словами: „Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они, или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д., и т. д. — и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse и несмотря ни на что". Глубокое внутреннее убеждение Чехова в отрицательной природе современного ему интеллигентного слоя общества не могло не сочетаться у него с остро обличительными картинами этого общества в таких художественных произведениях, как „Дуэль" (1891 г.) „Рассказ неизвестного человека" (1893 г.), „Моя жизнь" (1896 г.). Но угол зрения автора на социальную действительность не был все же безнадежно пессимистичным: он говорил об отрицательном в настоящем, горячо веруя в возможность и необходимость положительного будущего! Философско-этическим взглядам Чехова отвечал тот, рожденный из глубочайшей веры в человека, гуманизм высшего порядка, лишенный плесени житейских соображений, о котором Чехов говорил в своем „Рассказе старшего садовника" (1894 г.). Вот почему Чехов так энергично протестовал против упреков его в пессимизме, утверждая, что он человек жизнерадостный, что работая он всегда бывает в хорошем настроении и что если его герои мрачны, то „выходит это невольно и, когда я пишу, то мне не кажется, что я пишу мрачно" (1897 г.). Видя пороки, вывихи современного буржуазного общества, изобличая социально-этическую патологию, порожденную полицейско-самодержавным режимом, Чехов тем самым призывал к искоренению этих пороков, если не революционными, то культурными методами в повседневной жизни человека. Отсюда понятно, почему, нападая на „бездарный и сухой" дух кружковщины, упрекая общество в боязни „свободы и широкого размаха", он требовал, чтобы у ведущих людей этого общества и прежде всего у писателей был бы „алкоголь, который бы пьянил и порабощал", было бы „железо" вместо „фосфора". На вопрос — что должен желать теперь русский человек?" Чехов сказал: „Вот мой ответ: желать. Ему нужны прежде всего желания, темперамент. Надоело кисляйство" (1893 г.). И в другом месте: „Только ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и глупо или умно борется с ними—так хочет природа и на этом зиждется прогресс" (1890 г.). Ведь впереди стоит ясная и всем понятная цель:,,Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?" („Человек в футляре" —1892 г.). Веру в необходимость повседневного делания „малых дел" культуры, веру в культурный прогресс страны Чехов довел до конца своих дней. Так, в начале 90-х годов он говорил: „если бы мне предложили на выбор что-нибудь из двух: „идеалы" ли знаменитых шестидесятых годов, или самую плохую земскую больницу настоящего, то я не задумываясь, взял бы вторую" (1890 г.). В ткани художественного произведения формула прогресса была выражена так: „В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды..." („Дуэль"). И в конце 90-х годов, наблюдая рост культурных мероприятий, сопутствующих развитию капитализма в России, Чехов говорил: „Если теперь не хорошо, если настоящее не симпатично, то прошлое было просто гадко" (1899 г.). По его представлению: „Теперешняя культура — это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, может быть, еще десятки тысяч лет..." (1902 г.). К этому времени у Чехова расширяется круг знакомств с литераторами (А. Эртель, Л. Толстой, М. Горький и др.), в общении с которыми и в беседах на вопросы, связанные с литературой, Чехов проверяет и углубляет свои позиции, как писателя-общественника и как профессионального литератора. В 1895 г. Чехов лично познакомился с Л. Толстым в Ясной Поляне, что привело в дальнейшем к ряду взаимных посещений и беседам на разнообразные вопросы. Идейные взаимоотношения Чехова с Л. Толстым претерпели на протяжении ряда лет существенные изменения. Толстовская моральная философия первоначально, в 80-х годах, оказала свое воздействие на Чехова, и ряд его произведений („Хорошие люди", „На пути" —1886 г., „Огни", „Сапожник и нечистая сила"—1888 г., „Леший" —1889 г.) сложился под ее сильным влиянием. Но в дальнейшем Чехов, вырабатывая свое миросозерцание, отнесся критически к моральному учению Толстого, освободился от толстовства и даже создал произведения, в которых дал критику социально-этических, идей Толстого („Рассказ неизвестного человека" — 1893 г. „Рассказ старшего садовника" 1894 г., „Три года" 1895 г., „Моя жизнь" 1896 г. В 1894 г. Чехов говорил: „Толстовская мораль перестала меня трогать, в глубине души я отношусь к ней недружелюбно. Во мне течет мужицкая кровь и меня не удивишь мужицкими добродетелями. Я с детства уверовал в прогресс и не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли, и временем, когда перестали драть, была страшная. Но толстовская философия сильно трогала меня, владела мною лет 6—7, и действовали на меня не основные положения, которые были мне известны и раньше, а толстовская манера выражаться, рассудительность и вероятно гипнотизм своего рода. Теперь же во мне что-то протестует; расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и в воздержании от мяса... для меня Толстой уже уплыл, его в душе моей нет и он вышел из меня, сказав: се оставляю дом ваш пуст. Я свободен от постоя". В 1898 г. в связи с делом Дрейфуса во Франции (ссылка невинноосужденного за государственную измену французского офицера — еврея по происхождению) и позиции в этом вопросе реакционного „Нового времени", Чехов резко отрицательно осуждает газету и прерывает свои дружеские до этого отношения с ее редактором А.Сувориным. Печатается Чехов в дальнейшем, до конца своей литературной деятельности, в органах либеральной прессы: в „Русской мысли", редактором литературного отдела которой он был в последние годы своей жизни, в „Русских ведомостях", в массовых журналах, как „Нива", „Журнал для всех". В 1900 г. при большом посредничестве М. Горького, Чехов стал печататься в марксистское» журнале „Жизнь". Литературные достоинства произведений Чехова — чрезвычайно популярного к концу 90-х годов писателя, сборники рассказов которого выходили в огромном количестве изданий — получили и официальное признание: в 1900 г. он был избран в почетные члены Академии наук, — звание, от которого в 1902 г. Чехов отказался в ответ на исключение М. Горького из состава академиков. В середине 90-х годов состояние здоровья Чехова сильно ухудшилось. Еще в 1884 г. у него появились первые признаки туберкулеза, для излечения которого тогда же Чеховым не были приняты решительные меры, Весну 1894 г. он вынужден был по болезни провести в Крыму, и осень — на юге Франции, в Ницце. Острое ухудшение здоровья с 1897 г. поставило перед Чеховым вопрос об изменении постоянного местожительства и о переселении на юг, в Крым, что и было им сделано в 1898 г. Последние свои годы Чехов, за редкими выездами в Москву и частью за границу, провел на своей даче в Ялте, где он общался с проживавшими в то время в Крыму писателями, среди которых были Л. Толстой и М. Горький. Литературная работа Чехова этих лет протекала в крайне затруднительных условиях: все ухудшающееся здоровье не позволило ему отдаться полностью литературной деятельности. Большое внимание однако было отдано Чеховым редактированию полного собрания своих сочинений, для чего им была проделана исключительно тщательная работа по отбору огромного числа своих произведений и по стилистическому их исправлению. В середине 1904 г., в виду исключительно тяжелого состояния своего здоровья Чехов по совету врачей вынужден был покинуть Ялту и уехать на лечение в курорт Баденвейлер, в Германии, где он скончался 15 (2) июля 1904 г. Таков жизненный, литературный и общественный путь Антона Павловича Чехова, крупнейшего писателя и виднейшего представителя мелкобуржуазной интеллигенции эпохи 80—900-х годов. Замечательно в жизни и деятельности Чехова то, что пройдя через исключительно тяжкие годы правительственной реакции и общественной подавленности, Чехов ни на один момент не растерялся, не поддался общественному разложению, но с первых же шагов своей литературно-общественной деятельности стал на путь неустанной борьбы художественным словом и конкретным общественным делом с реакционными настроениями и действиями, на трудный, затяжной путь культурного преобразования страны с далекой, едва видимой, целью раскрепощения человека от всяких социальных и личных пороков. Это упорство Чехова в работе, со страстной уверенностью в нужное и возможное достижение далекой цели, это непреклонное разоблачение гнусного человека современности, всей „нечистой, безнравственной, праздной жизни" буржуазного общества во имя свободного и красивого человека, во имя подлинной человечности,— исключительно нам дорого. Путь Чехова не был путем революционера, который опирается в своей деятельности на коллективные силы, сознательно идущие на борьбу с полицейско-самодержавным строем. Это был путь индивидуалиста-культурника, прогрессиста, на знамени которого стояла не политическая борьба, не прямое и немедленное потрясение социальных устоев буржуазного общества, а борьба с теми бытовыми, моральными, психологическим искривлениями, которые этим обществом и стоящим за ним политическим строем были порождены. Сын своего класса, разночинец-интеллигент, представитель мещанских слоев буржуазного общества, Чехов на всем протяжении своей деятельности, эволюционируя вместе с этими классовыми группами, оставался в границах своего классового ощущения,— и вот почему его миросозерцание было все же сужено. Идя своим путем интеллигента, Чехов не соприкасался в 90-х годах, в годы подъема рабочего революционного движения, с революционно-демократическими кругами общества. Но цель у них в конечном счете все же была общая: борьба за свободного, нового человека. Эта цель являлась Чехову с исключительной ясностью, в его произведениях даны такие простые и убедительные ее определения, а его характеристика отрицательных сторон настоящего настолько яркая и гневная, что уже одними этими сторонами своего творчества Чехов является нашим современником. Мы ушли от эпохи Чехова безмерно далеко вперед. Социальная революция ликвидировала те политические условия, ту полицейско-самодержавную систему и тот буржуазный общественный строй, которые принижали личность, — и создание свободного, нового человека стало вплотную перед нами, явилось первейшей задачей нашего сегодняшнего дня. В свете этих задач социально-этическая направленность творчества Чехова сделалась нам особенно понятной, близкой и ценной. Мы воспринимаем его художественные произведения как талантливые картины того, что было кошмаром в годы, предшествующие революции, но повторение чего в социальной жизни нашей страны, невозможно; мы видим в его образах огромную, но страшную правду той бескрылой жизни, которая без остатка должна быть выкорчевана и в быту и в психике последующих поколений; мы угадываем в Чехове нашего светлого спутника и любим его за его страстную веру в живого, гармоничного человека, — в радостную и светлую жизнь, за его социальный оптимизм.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |