КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Головные уборы
Прически Особого внимания удостаивались прически и головные уборы Богини-птицы и Богини-змеи или их жриц, носивших сходное убранство. Прекрасным образцом того, как около 8 тыс. лет назад женщины культуры сескло причесывали волосы, является классическая статуэтка Богини-птицы из Ахиллейона, у которой они аккуратно разделены пробором и уложены в пучок (см. рис. 7-13, 7-47). Подобная прическа больше всего подходит занятой матери семейства, однако, когда следовало принимать участие в ритуалах, ей можно было придать более элегантный вид -скажем, с чьей-то помощью накрутить локоны Сложная завивка такого рода встречается на статуэтках культуры сескло начала VI тыс. до н.э. (рис. 7-68). А голова статуэтки той же культуры из Цани-Магулы приблизительно 5900-5700 гг. до н.э. наводит на мысль об использовании сетки или чехла для волос (рис. 7-69). В Ситагрое была найдена статуэтка с клювом у которой волосы стого стятггы назад и закру-чены элегантными змейчатыми спиралями сзади и по бокам (см. рис. 3-59). Мы также располагаем изображениями женщин с длинными распущенными волосами, которые заставляют предположить, что молодые девушки посвящали какое-то время расчесыванию и укладке волос. На старчевской скульптуре VI тыс. до н.э. из жилого холма Винча волосы у женщины распущены и перехвачены на затылке ремнем (рис. 7-70). Статуэтки позднего периода кукутенской культуры представляют участниц ритуальной пляски, которые трясут волосами, завязанными узлом у них на спине (рис. 7-71). Весьмасложные прически можно видетьу статуэток культуры винча 5000—4500 гг. до н.э. (рис. 7-72-7-74). Однако остается загадкой, действительно ли женщины эпохи неолита придумали способ укладывать волосы длинными завитыми локонами. Непонятно, прибегали ли они во время церемоний к каким-то умащениям или использовали ремешки чтобы завитые и высушенные волосы лег-ли спиральными завитками. Один из мастеров куль-TVрbi сескло сделал изображение женской головки у которой волосы спускаются по обе стороны роскошными локонами-колбасками». По всей видимо-сти в осofSo торжественных случяях нэ. изготовление этих сложных причесок уходило немалое время.
Крохотные скульптурные головки культуры сескло, размерами чуть больше ногтя, имеют нарядные головные уборы, напоминающие тюрбан (рис. 7-75, '7-76). Их было легко изготовить: просто обернуть кусок ткани вокруг головы и закрепить ее, пропустив конец под складками. У другой статуэтки волосы аккуратно расчесаны на пробор и стянуты на затылке, Гимбутас М Цивилизаця я Великой Б о;
Рис. 7-65 Рис. 7-65 «Мальтийская Венера», натуралистическое изображение обнаженного женского тела, левая рука на животе, большие груди. Терракота. Найдена в храме Хагар-Ким. Конец IVтыс. до н.э.; высота 12,5 см.
где их покрывает шапочка или полоса материи или кожи (рис. 7-77, см. также рис. 7-13). Еще одна статуэтка культуры сескло имеет большой пучок в нижней части затылка (рис. 7-78). В Агиос-Петросе, неолитическом поселении на крохотном островке Пелагос (острова Северные Спорады в Эгейском море), обнаружены статуэтки в высоких шапках, украшенных несколькими рядами параллельных линий (рис. 7-79). А некоторые скульптуры культур сескло и винча одеты в шапки конусообразной формы (рис. 7-80). Шапки такого рода, скорей всего, изготавливались из войлока, что позволяло создать остроконечный силуэт.
Не исключено, что истоки символической значимости короны также связаны с эпохой неолита: сохранилось немало статуэток, у которых на голове заметен убор в форме тиары. Скорей всего, такие головные украшения изготавливали из плетеной пеньки или из скрученных в венок веток. Для изготовления диадем использовались и раковины спондилус. При раскопках могильника Черника были найдены диадемы из пластинок этих раковин, украшенные тройным рядом отверстий (см. рис. 3-46). Но, вне зависимости от материала, важно подчеркнуть безус-ловную древность этого вида священного головного убора.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |