Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Головные уборы




Прически

Особого внимания удостаивались прически и го­ловные уборы Богини-птицы и Богини-змеи или их жриц, носивших сходное убранство. Прекрасным образцом того, как около 8 тыс. лет назад женщины культуры сескло причесывали волосы, является клас­сическая статуэтка Богини-птицы из Ахиллейона, у которой они аккуратно разделены пробором и уло­жены в пучок (см. рис. 7-13, 7-47). Подобная причес­ка больше всего подходит занятой матери семейства, однако, когда следовало принимать участие в ритуа­лах, ей можно было придать более элегантный вид -скажем, с чьей-то помощью накрутить локоны Сложная завивка такого рода встречается на статуэт­ках культуры сескло начала VI тыс. до н.э. (рис. 7-68). А голова статуэтки той же культуры из Цани-Магулы приблизительно 5900-5700 гг. до н.э. наводит на мысль об использовании сетки или чехла для волос (рис. 7-69). В Ситагрое была найдена статуэтка с клю­вом у которой волосы стого стятггы назад и закру-чены элегантными змейчатыми спиралями сзади и по бокам (см. рис. 3-59).

Мы также располагаем изображениями женщин с длинными распущенными волосами, которые за­ставляют предположить, что молодые девушки посвя­щали какое-то время расчесыванию и укладке волос. На старчевской скульптуре VI тыс. до н.э. из жилого холма Винча волосы у женщины распущены и пере­хвачены на затылке ремнем (рис. 7-70). Статуэтки позднего периода кукутенской культуры представля­ют участниц ритуальной пляски, которые трясут во­лосами, завязанными узлом у них на спине (рис. 7-71). Весьмасложные прически можно видетьу ста­туэток культуры винча 5000—4500 гг. до н.э. (рис. 7-72-7-74). Однако остается загадкой, действи­тельно ли женщины эпохи неолита придумали спо­соб укладывать волосы длинными завитыми локона­ми. Непонятно, прибегали ли они во время церемо­ний к каким-то умащениям или использовали ремешки чтобы завитые и высушенные волосы лег-ли спиральными завитками. Один из мастеров куль-TVрbi сескло сделал изображение женской головки у которой волосы спускаются по обе стороны рос­кошными локонами-колбасками». По всей видимо-сти в осofSo торжественных случяях нэ. изготовление этих сложных причесок уходило немалое время.

Крохотные скульптурные головки культуры сеск­ло, размерами чуть больше ногтя, имеют нарядные головные уборы, напоминающие тюрбан (рис. 7-75, '7-76). Их было легко изготовить: просто обернуть кусок ткани вокруг головы и закрепить ее, пропустив конец под складками. У другой статуэтки волосы ак­куратно расчесаны на пробор и стянуты на затылке,



Гимбутас М Цивилизаця я Великой Б о;


 




Рис. 7-65


Рис. 7-65 «Мальтийская Венера», натура­листическое изображение об­наженного женского тела, ле­вая рука на животе, большие груди. Терракота. Найдена в храме Хагар-Ким. Конец IVтыс. до н.э.; высота 12,5 см.



в VII Религия яогини

Рис. 7-66 Известняковые головы из гипогея Халь-Сафлиени: юные лица, аккуратно рас­чесанные волосы. Мальта. Приблизительно конец IV тыс. до н. э.; высота самой большой головы 11,5 см.

где их покрывает шапочка или по­лоса материи или кожи (рис. 7-77, см. также рис. 7-13). Еще одна ста­туэтка культуры сескло имеет большой пучок в нижней части за­тылка (рис. 7-78).

В Агиос-Петросе, неолитиче­ском поселении на крохотном ост­ровке Пелагос (острова Северные Спорады в Эгейском море), обна­ружены статуэтки в высоких шап­ках, украшенных несколькими рядами параллельных линий (рис. 7-79). А некоторые скульптуры культур сескло и винча одеты в шапки конусообразной формы (рис. 7-80). Шапки такого рода, скорей всего, изготавливались из войлока, что позволяло создать остроконечный силуэт.

Не исключено, что истоки сим­волической значимости короны также связаны с эпохой неолита: сохранилось немало статуэток, у которых на голове заметен убор в форме тиары. Скорей всего, такие головные украшения изготавлива­ли из плетеной пеньки или из скру­ченных в венок веток. Для изготов­ления диадем использовались и раковины спондилус. При раскоп­ках могильника Черника были найдены диадемы из пластинок этих раковин, украшенные трой­ным рядом отверстий (см. рис. 3-46). Но, вне зависимости от мате­риала, важно подчеркнуть безус-ловную древность этого вида священного головного убора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.