![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Святилища
Захоронения Столбообразные статуэтки и скульптуры являк ся изображениями могильных божеств. Начинал Утыс. до н.э. и на протяжении всего IV и III тыс. н.э. они присутствуют в Эгейском и Средиземному ском регионах в скальных гробницах, гипогеях, щ-лективных или одиночных захоронениях в эя могильниках (см. рис. 7-29—7-32). Их помет; могилы по одной или по три штуки, а иногда и в боль-шем количестве. В случае западноевропейских мел-литических гробниц Богиня в виде совы можетбыл представлена на менгирах (вертикально стоящи камнях) или стелах; ее достаточно условные иоббржения или изображения одних ее глаз или ррун бывают вырезаны на каменных стенах, на косщ цилиндрических камнях и на плоских кусках аппщ-ного сланца. Я называю святилища «храмами» (temples), поскольку так принято именовать некое строение т место, отведенное для служения или поклонения одному или нескольким божествам. Именно ткково было назначение древнеевропейских и анатолийских святилищ эпохи неолита и медного века. Другой термин, который используется в специально! литературе, «shrine», имеет более узкие смысловы! рамки, поскольку обозначает вместилище священной реликвии (ковчег или раку), алтарь или часовню какого-либо святого или божества. Святилищ* эпохи неолита и медного века были в первую очередь местами для поклонения и проведения ритуалов, а отнюдь не только местами хранения священных реликвий. Святилища и их модели, УП-У тыс. до н.э. Глиняные модели святилищ Первые глиняные модели, способные дать достаточную информацию об архитектуре и назначении святилищ, появились ок. 6000 г. до н.э. Обычно они имеют 25—50 см в длину и позволяют составить более полное представление о конструкции храма. Кроме того, их поверхность, как правило, испещрена символическими рисунками, а над входом или на кровле красуются бюст и маска Богини, ее священное животное или просто рога. Благодаря раскопкам были обнаружены сотни подобных моделей разной степени сохранности. Не исключено, что это были дары богине того или иного святилища или же символические изображения той или иной богини: впо- Насколько можно судить, экскарнация все же не была ни повсеместной, ни общепринятой практикой. Захороненияв позе эмбриона встречались уже у неандертальцев в эпоху верхнего палеолита, что исключает экскарнацию. - Прим. ред. Ш VII. Религ и я я огин и
Археологи рассматривают их как миниатюрные «копии жилищ». Такого рода интерпретации - следствие превалирующей тенденции при изучении культурных памятников держаться в стороне от вопросов религии. Я считаю, что все эти модели являются уменьшенными репликами храмов и поистине бесценным источником информации для реконструкции неолитической религии24. Значительная их часть связана с культом Богини-птицы. Одни, с торчащими над кровлей головами, своими очертаниями напоминают птиц; у других имеется круглое входное отверстие, которое говорит отом, что их использовали в качестве птичьих домиков. Особенный интерес представляют модели из поселения Породин конца VII тыс. до н.э. (приблизительно 6000 г. до н.э.), находящегося в Пелагонии, неподалеку от Битолы (Южная Югославия); в 1952 г. там проводил раскопки М.Грбич и др.25 При этом были обнаружены многочисленные модели святилищ, имеющие форму дома с «дымоходом» — полым цилиндром, в верхней части которого можно видеть маску Богини-птицы. Рельефный рисунок вокруг дымохода - воротник или ожерелье Богини (рис. 7-53). У ряда породинских миниатюрных святилищ входные отверстия были в форме перевернутой буквы «Т» а в одном из них имелся алтарь с треугольным углублением. Еще одна модель святилища из Южной Югославии представляет собой бюст Богини стоящий на прямоугольной koнctdvkuии с ДВУМЯ округлыми отверстиями. На лице Богини обозначе-ныТ-образныенадбровные дуги глаза большой нос (клюв), но нет рта. Кроме того, у нее обозначены пшь и пупок и по два браслета на обеих согнутых и огшенных вниз руках (рис 7-54) Не исключено что шчоугольная crown™ поставляет собой храмо-в™мастерскую(со соис 7-57 на котором представ -юна модель из Кэшиоареле, Южная Румыния с большим основанием в котором проделаны круглые отверстия). Поселение в Породине относится к кон- II у VI I TFJtf* ПО н 'Ч о ПНЯ1^П МОЛРТТН f*RCTTHТ¥И1ТТ K*VTTiVFV— г винчТпоиолизительно 5300-5000 гГлонэ так и имеют ^т^^и^шГтяк миниатюо ^^lS^^ т^^^яТ^т^п^кя Kwmmrt укпашена o^ZtZ ^urZ^x^rZв Гс 7 55) А вот мопелькул™ винча из Вэлэстоы прямоугольной модели святилища из поселения культуры винча в Градешнице (Северо-Западная Болгария) нет кровли, но ее стенки богато украшены меандрами, ромбами и параллельными линиями и инкрустированы белым цветом, а по углам расположены изображения божества. У главного - крылья и три черты посередине (рис. 7-56.2). Одна из самых крупных моделей была обнаружена при раскопках поселения середины V тыс. до н.э. на дунайском острове (Кэшиоареле, Южная Румыния). Ее длина равна 51 см, а ширина — 24,2 см, к тому же у нее два этажа. На первом уровне несколько рядов круглых окон, а на втором — четыре небольших святилища с распахнутым входом, каждое из которых украшено либо рогами, либо стилизованным изображением звериных голов (рис. 7-57). Это зенит древнеевропейской культуры - тот период, когда архитектура и керамика достигли настоящего совершенства и предела изощренности. Перед нами модель не какого-то одного святилища, но целого комплекса. Скорее всего, эти четыре святилища принадлежали четырем семьям или группам родственников. На нижнем этаже находилась огромная мастерская в которой как можно предположить изготовляли церемониальные сосуды и сотни дру-гих предметов необходимых при совершении тех или иных ритуалов. О том, что в Vтыс. до н.э. действительно существовали двухэтажные святилища, свидетельствует значительное число моделей, принадлежащих разным культурным группам. Так, под Киевом, в Ро-жочуватке была найдена модель святилища кукутен-ской культуры. Ее нижний уровень представлял мастерскую, а верхний - собственно святилище, состоявшее из двух помещений. Вокруг храма была терраса, так что люди могли обойти его кругом: заметим, что на модели из Кэшиоареле мы тоже видим террасу, которая соединяет все четыре святили-ща (рис 7-58).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |