КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чатал-Хююк. Рис. 7-46 Двухкомнатные святилища Ахиллейона, Фессалия: более просторная комната — собственно святилище
О. О 1 м I____________ I
N Рис. 7-46 Двухкомнатные святилища Ахиллейона, Фессалия: более просторная комната — собственно святилище, та, что поменьше, — мастерская. Культурасескло. (1) 6000-5900 гг. до н.э., Ахиллейон IV, ранний слой; (2) 5900-5800 гг. до н.э., Ахиллейон ^средний слой. Гимбутас А/. Цивилизация Великой &уи т
Рис. 7-47 Головы с клювами (фрагменты разбитых статуэток) и статуэтки с клювообразными носами, сложными прическами, головными уборами и большой грудью. Найдены в святилищах Ахиллейона, на алтарях и возле них (см. рис. 7-46). Культура сескло, Ахиллейон IV. 6000-5800 гг. до н.э. щено той или иной богине. Тем самым было устан<*| лено важное различие между богинями, чьим изорра-1 жениям поклонялись в святилищах, и богинями, ч к(1 культ отправлялся снаружи — во дворе, рядом с печыо I для выпечки хлеба, на специально приготовлен™ | платформах и алтарях. Святилища Ахиллейона имеют вид двухкомнатни! помещений. При раскопках было найдено два хр ам! позднего периода (соответственно 6000-5900 гг. ДО и [ и 5900-5800 гг. до н.э.), располагавшихся один ни I другим (рис. 7-46). Собственно святилищем была боль-шая комната с алтарем, а в меньшей находилась мастерская, где происходила подготовка к религиозных ритуалам: лепка статуэток, украшение керамически изделий и т.п. На алтаре были установлены скульптур-1 ные изображения Богини-птицы, Богини-змеи, Бога-ни-роженицы и кормилицы. В каждом святилище ш- дено не менее 30 скульптур, считая и те, что были вы-1 брошены в близлежащую мусорную яму. Рядомс алтарями мы обнаружили наиболее качественную керамику, в том числе огромные сосуды для возлиннийс! воронковидным верхом, миниатюрные чаши для воз-1 лияний, черпаки и керамические диски (вомоожно,! грузики). В этом же месте был найден шедевр Аил-лейона: удивительное керамическое изобоажеж! человеческой головы с открытым ртом - без сомне-1 ния «поильник» сосуд для возлияний (рис. 2-12.2), Керамическая скульптура, тем более крупная, ре* I ко доходит до нас в неповрежденном виде. Статуэш. о которых здесь речь, были изготовлены восемь тыщ I лет назад: в качестве основы мастера брали гальку ига I кусок глины, причем отдельно лепили голову и шею, [ отдельно — живот и бедра. Головы, которые удлою обнаружить в святилищах Ахиллейона, в основжж имеют цилиндрическую форму и снабжены клюш (торчащими носами), но лишены человеческого ра (см. рис. 7-16, 7-47). В нижней части рис. 7-47 можно видеть некоторые реконструированные или частччно реконструированные образцы скульптуры более высокого качества. Поклонение Беременной Богине происходило во I дворе, рядом с печью для выпечки хлеба. Здесь было I обнаружено около сотни ее статуэток разных перио- [ дов существования Ахиллейона. Некоторые изображения представляют Богиню восседающей на троне, другие — стоящей, откинувшись назад, причем опоройев I служат собственные непомерно огромные ягоиииы, [ третьи наделены плоским основанием (рис. 7-48). Спереди или сбоку от печей для приготовления хлеба стояли платформы, которые отчасти напоминали скамье: [ на них были расставлены статуэтки. От Ахиллейона III (6100-6000 гг. до н.э.) осталась покатая платформас ямами по углам, выложенная скрепленной гли оot | галькой. Следы угля говорят о том, что на ней рззжигали жертвенный огонь, возможно, в пору посева йш сбора урожая (dhc 7-49) Раскопии этого удивиеельного церемониального места с печью, каменной
мьей и платформой с ямами для огня дали ряд поразительных находок: в частности, крупные, приземистые сосуды с высокими антропоморфными ручками и массу фрагментов расписной керамики. Среди них — фаллические шеи с масками (и с характерными, не столько птичьими, сколько человеческими носами и ртами), которые, возможно, были частями более крупных скульптурных изображений Беременной Богини. Что касается обнаруженных здесь же керамических масок (периоды Ахиллейон II и III, 6300-6100 гг. до н.э.), то их изготовляли отдельно и, как можно предположить, крепили к цилиндрическим шеям (рис. 7-50). Из изделий данного типа эти — самые древние в масштабе всего доисторического периода Европы. Из двух сотен найденных в Ахиллейоне статуэток только две являются изображениями мужских божеств. Одна из них была найдена во дворе возле очага: это заставляет предположить, что она каким-то образом связана с Беременной Богиней, поскольку Богине-птице и другим божествам поклонялись в святилищах. Она представляет бога, спокойно сидящего на стуле, руки на коленях. Происхождение второй мужской статуэтки остается неясным, к тому же она была сильно повреждена. Раскопки познакомили нас лишь с частью этого древнейшего города, однако сделанные там находки имеют огромное значение с точки зрения реконструкции неолитической религии". Многие из расчищенных построек — не обычные жилища, а храмы, посвященные смерти и возрождению. Стенные росписи и рельефы на внутренней поверхности стен, возвышавшихся над захоронениями под полом, представляют две ипостаси Богини: как смерть она предстает в облике грифов, как возрождение - в образе лягушек, причем изображения последнего типа перемежаются с Богиней в позе роженицы. Богиня в виде грифов с антропоморфными атрибутами и большими простертыми крыльями была идентифицирована на нескольких фресках, где она набрасывается на обезглавленные тела (см. рис. 7-26). Не исключено, что голова считалась вместилищем души, поэтому после смерти ее отделяли от тела; поэтому в святилищах под лепными изображениями бычьих голов были обнаружены черепа Эти стенные росписи сви-детельствуют о существовании не только практики экскарнации (намеренного отделения плоти от кос-тей) но и связанной с ней веры в то что умерших поглощает Богиня Регенерационные,ритуалы проходили в храмах украшенных рельефными или рисованными изображениями Богини-роженицы и бычьих голов (рис. 7-51). Любопытно, что, изучая головы грифов на стенах храмов Чатал-Хююка, Джеймс Мелларт обнаружил, Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т Ш
Рис. 7 -49 Рис. 7-49 Участок двора, обустроннные для поклонения Беременно!! Богине, матери хлеба. (1)Пп| для выпечки хлеба; (2) камеи алтарь; (3) наклонная глинян платформа с 4 ямами для пр нно I шений, с каменной обложкой о l углам; пятая яма для пр иношу - 1 ний расположена сбоку; (4) о (5) найденный на алтаре а нтро - 1 поморфный сосуд кр асного! уз ODHOrO лошсния с поднятый! ручками; в l 1 j"» ("чта 3 1 с м A YifT*-1 лейон ШЬ Ок 6000 Рис.7-50 1ша VII. Рмигия Богини
Рис. 7-51 Храм Чатал-Хююка с изо-!ражением Богини-лягуш-и<центральная часть, вы-юта 1,2 м). Под ним -бычья голова с широко расставленными рогами, и ше одна сбоку. На проти-кшоложной стене - ряд 5иьих рогов. Святили-щ eVI 13.8. Конец VII тыс. я н.э. Рис. 7-52 Взтом храме Чатал -Хюю- ка над бычьими головами найдены изображения ленских фудей, под которыми были скрыты симво-мсмерти — ччрепа грифоо ш нижние челюсти каба-на. Северная и восточная стена святилища VII 35. Конец VII тыс. до н.э. Рис. 7-50 I Маски на фаллических шеях статуэток: некоторые из них можно было снимать, у них вогнутая задняя часть, соответствующая конической форме шей. (1)Съемные маски из Ахил-жйона датируются периодм 6300-5700 гг. до н.э.; (2, 3) маски с раскосыми глаза-и, носом и ртом, найденные в Ахиллейоне 1M Ь, 6100—6000 гг. до н. э., в мес- | ш, отведенных для культа Беременной Богини. Рис. 7-51
Гимбутас М. Цивилизаця я Ве ш кой Бо ли!
что рельефные изображения женских грудей (рис. 7-52) - символы пропитания и регенерации — закрывали символы смерти — черепа грифов и нижние челюсти кабанов. Не исключено, что таким образом была выражена идея неизбежности цикла «обратного поглощения» первородной сущностью, которая порождает и питает все живое. Во многих святилищах Чатал-Хююка были обнаружены скульптурные изображения бычьих голов и стенные фрески с большими быками и букраниями. Конечно, необходимо пояснить, как эти образы связан ы с идеей регенерации и почему именно под ними находят человеческие черепа. Как уже говорилось, символический смысл букраний был угадан художницей Д.Кэмерон, которая заметила, что бычья голова имеет сходство с маткой, а рога — с фаллопиевыми трубами (см. рис. 7-35). Это проливает некоторый свет на характер и связи между образом быка и Богини возрождения. Голова или череп быка были символом регенерации на Ближнем Востоке: в этом же качестве они широко использовались древнеевропейским искусством. Не исключено, что это символическое значение закрепилось за ними в эпоху палеолита, когда экскарнация человеческих останков была общепринятой практикой*. Обнажение органов человеческого тела давало возможность заметить это сходство. Все прочие символические фигуры из святилищ Чатал-Хююка, которые так или иначе связаны с Богиней и с бычьими ГОЛОВЗ.МИ нацелены на стимуляцию жизненной энепгии и De-генерации: это треугольники двойные треугольники соты куколки и бабочки вульвы и фаллосы кисти и опечатки рук растения и животные влага жизни и околоплодные воды Само количество святилищ фресок и рельефов свидетельствуето постоянной заботе о поддержании преемственности бы-тия. В усыпальницах придунайского поселения Ле-пенски-Вир (Югославия) 6500-5500 гг. до н.э. (см. раздел «Погребальные практики») есть весьма убедительные доказательства того, что гробницы могли играть роль святилищ Богини смерти и возрождения. Главное божество Лепенски-Вира имело вид женщины-рыбы или гибрида женщины, рыбы и хищной птицы (см. рис. 7-102); его изображения помещали у изголовья алтаря. Святилища более позднего времени функционировали сходным образом и соответствовали либо типу Ахиллейона, либо Чатал-Хююка.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |