КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гш VII, Религия Богини
Рис. 7-3 Рис. 7-3 Священное животное Богини в ипостаси роженицы — олень, чьи изображения встречаются часто и достигают высокого уровня исполнения. Этот зооморфный сосуд, использовавшийся как лампа при совершении связанных с рождением ритуалов, свидетельствует о наличии связи между оленем, месяцем или змеей и узором из тройных полос. Белая роспись на красном фоне. Культура ка-раново I, Мулдава, Центральная Болгария. Начало VI тыс. до н. э.; высота ок. 50 см (от копыт до кончиков рогов).
Рис. 7-4 Ритуальные посохи из оленьего рога, заканчивающиеся головами лосих. Швянтойи, затопленное поселение, площадка 38, неподалеку от Балтийского моря, Литва. Конец IV тыс. до н. э.; высота 42 5 см и 40 см.
ках: река, холмы, изобилие диких растений и животных, которые так и лучатся жизненной силой, - безусловно, все это связано с глубоким почитанием природного мира. На древнегреческих сосудах VII и VI вв. до н.э. Артемиду изображали в окружении животных, птиц и мощных энергетических знаков — завитков, свастик, поднимающихся вверх змей; а во чреве у нее — рыба. Мать-земля, беременная Богиня земледелия Начиная с эпохи верхнего палеолита появляются изображения Богини, в которых символически воплощается ее плодовитость. Это натуралистически переданные женские фигуры с руками, покоящимися на округлившемся животе: по-видимому, беременность уподобляется плодородию засеянной земли и всех ее творений. (Превосходный тому пример - рельеф с изображением обнаженной женщины, обнаруженный у входа в пещеру в Лосселе на юге Франции.) Чрево Богини ассоциативно связано с пещерами и холмистой местностью. Для собирателей эпохи палеолита изобилие, источником которого являлось
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Ь ш
ее тело, и было урожайностью. Перед тем, как стать матерью окультуренных зерновых, она считалась родительницей всех диких растений. В начале эпохи неолита это (уже тогда очень древнее) божество превратилось в богиню земледелия, прародительницу и хранительницу всех плодов урожая, в особенности зерна и хлеба (рис. 7-9). Культ Матери-земли, которая беременна по весне и разрешается от бремени урожаем, когда ее отягощенные плодами лозы перерезают как пуповину, давая повод для осенних праздников,- этому культу много тысяч лет. Вера в то. что силы земли сконцентрировав ны в холмах возвышенностях скалах и деревьях; признательность и глубочайшее почтение к земле-кормилице питающей все живое а также потребность посредством ритуалов принимать участие в священном круговоро-те природы — все это не vtdsthjio своей силы при переходе от доисторических к историческим временам Начиная с эпохи неолита ей возводили жертвенники ПЯТОМ с печамИ Л Л Я в КТ п Р Ч 1С И х ТТР - бГ^тота«от^везде?1дамо- [ЮПИ 1(*ИНП ГЛТЛИИПИ ТРРТЛ И в KI ТТ4*1^ али х tT е ft (С4 м материа fl ы из Ахиллейонанарис 7-48 7-49) Судя по некоторым сохранившимся фольклорным мотивам и доисторической символике, можно предположить, что беременность земли, как и беременность женщины, была окружена уважением. В славянских землях вплоть до XX в. существовало поверье, что нельзя бить землю или плевать на нее, поскольку это вызовет у нее слезы. Беременной земле необходимо оказывать почет и всяческую помощь, способствовать росту новой жизни. Неолитические скульптуры беременной Богини были украшены символами жизненной энергии: спиралями змеями, двойными линиями и знаком четырех углов Последний следует выделить как особо характерный: он родственен обычаю
Рис. 7-5 Мать или кормилица в sis вежьей маске с ребенком Ш| ках. Терракота, культура вии ок 4500 г. до н.э., ФафосЬ совска-Митровица,Ю* Югославия; высота 5,7 см.
Рис. 7-6 «Божественная кормилица» с заплечной сумкой. В ее массивной пял ной маске угадываются черты медведицы или птицы (как и последняя, она имеет рта). Поздний период культуры винча, Чуприя, Центральная Югаа вия, 4500-4000 гг. до н.э.; высота 9,2 см. !ж VII. Религия Бог ини Рис. 7-7 Рис. 7-7 Восседающая на леопарде •Владычица животных» с лео-пардсиком на руках. Терракота, | Хшилар, анатолийский неолит, дом Q, VI, начало VI тыс. и н.э.; высота 13,5 см.
Рис. 7-8 Приблизительная реконструкция целой комнаты храма в Ак-ротири, о. Тира. Стенная росписью втором уровне представит «Владычицу животных», а нижняя роспись, — возможно, шой-то инициационный об-ри.XVI I. дд о.э. Рис. 7-8
Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Б т
Рис. 7-9 Беременная Богиня в виде Матери-земли участвует в какой-то ритуальной сцене: она сидит перед резервуаром в центре открытой (без верха) модели святилища и принимает предназначенные ей возлияния. Рядом с ней — статуэтки молодых и стройных женщин, возможно — участниц ритуала чей танец призван стимулировать Мать-землю. Кукутенская В1 Гелайешти-Недя, Северная Молдавия, нЭЧсШО IV ТЫС до н э Рис. 7-10 Рис. 7-10 Священное животное Матери-земли — свиноматка, символ плодовитости. Ее скульптурные изображения в форме сосудов появляются в эпоху раннего неолита и продолжают существовать вплоть до конца бронзового века. Хаджилар IV, Центральная Анатолия, середина VI тыс. до н э; высота 26 см длина в вое— становленномвиде-40см. засевать зерно на четыре cropos света.
На протяжении не менее ни ми тысячелетий священным живо ным Матери-земли была свш возможно, в силу ее быстрого р та и увеличения веса, а также чре вычайной плодовитости, кооррн служили аналогом изобилык урожая. Глиняные статуэтки с ней датируются началом эпс неолита и более поздним времене (рис. 7-10). В культурах винча караново ( Утыс. до н.э.) ветре ются свиные маски, а также щ мониальные сосуды, крышки торых выполнены в виде син голов. У многих из них в ушах б] серьги. Церемониальные сосул свиные головы с антропоморф ми чертами указывают на то, п мощь Матери-земли воплощали именно в свинье. Так, в Сирии 6i обнаружено небольшое СКУЛЬПТУР ное изображение III тыс. д<ш восседающей на троне богини головой свиньи (в настоящее q-мя находится в Париже в JIvrm Очень изящный мраморныйЗ в (Ьорме свиньи был найдена Кикладах: он восходит к этому* периоду Маски и церемониальш сосуды указывают на существом ние особых праздников ска! всего, связанных с посевом Z
мя танцев сГсвиньши маскж Богине подногили ляпм Ппупи празднования в честь Лем- сическую так и в ^ллинигтт приносили мол™™* nonS Mo^™^SfJ?SS!™. lafi4,"™Г™^™?9 rU«fl InnS *TП». ™.™. SJnnnl й и описан чри tinea VII. Религ и я я огин и
приносить в жертву Матер и-земле черного поросен-и12. Существование такого рода обычаев свидетельствует о связи свиньи с плодородием полей. О тесной связи поросят и зерна говорят и встречающиеся вкультурах линейно-ленточной керамики и кукуте-ниУтыс. до н.э. их глиняные статуэтки, сплошь утыканные зернами (рис. 7-11.1, 7-11.2). Не приходится сомневаться, что почитание Матери-земли оставалось неизменным от доисторических времен до греческих культов Деметры и Персе-фоны, римского поклонения One Консивии, древне-германского - Нертус, балтийского - Жемине или taec-мате, славянского - Мать-сырой земле и т.д. Ее могущество было слишком древним и глубоко укорененным, чтобы его могли полностью уничтожить сменяющиеся патриархальные религии, в том числе х христианство. Она стала их частью и в Западной Европе продолжает быть известна под именами разных святых — Радегуны, Макрины, Вальпурги, Милль бурги и ряда других13. В других землях, особенно в Восточной Европе, она слилась с образом Богородицы, Девы Марии. Черная Мадонна - та же Мать-земля: ее чернота есть цвет земного плодородия. Высшее чудо - ежегодное возобновление ее способности к плодоношению. Древние мистерии, которые, как в доисторические, так и в уже исторические тысячелетия, проходили в пещерах, гробницах, святилищах и капищах под открытом небом, были призваны выразить признательность этой дарительнице жизни и кормилице и, благодаря ритуалу, причаститься к таинству земного изобилия.
Богиня-птица и ее символика Богиня-птица появляется в облике птицы: у нее имеются клюв или заостренный нос, длинная шея, женская грудь (порой неестественно большого размера), крылья или крыловидные выступы и подчеркнуто выделенные женские ягодицы с утиными, лебе- Рис. 7 -11.1 Рис.7-11 (I| Глиняная статуэтка свиньи с выгравированными на ней символа-ми; иентральноевропей- ш культура линейно-гснточной керамики, Ншер-Вайзель, район [Фридберг,Обергессен, Геерания. Начало V тыс. I jo н.э.; высота 7 7м; | (2) глиняные статуэтки ней с вдавленными в хзернами. Ранняя курская (трипольская) щьтура. Ок. XLVIII-| ХLV1 вв. до н.э. Лука-Врублевецкая, Верхний Днестр; длина 9 см. Рис. 7 -11. 2
Гимбутас М. Цивилизация Великой Ш
диными или яйцевидными очертаниями. У нее часто нет рта, а на голове может быть обозначена прическа или корона; она, как правило, изображена в сидячем положении, хотя верхняя часть туловища может быть, на птичий манер, наклонена вперед. Ее символы — меандры и шевроны, которые часто украшают не только ее тело, но и связанные с ней предметы. Множественные шевроны и символические изображения клюва и глаз — мотивы, характерные для посвященных ей сосудов. Богиня-птица двойственна по своей природе. С одной стороны, она — дарительница жизни, благоденствия, пропитания. С другой — смерть, имеющая вид грифа, совы или другой птицы, хищной или пожирающей падаль. Красные птичьи лапы можно видеть как на стенах пещер эпохи палеолита, так и на красной расписной керамике эпохи неолита (прекрасный тому пример - сосуды из Хаджилара, Центральная Анатолия). Иногда этот мотив чередуется с изображениями треугольников. Так, у антропоморфных «песочных часов» вместо рук бывают птичьи лапы: этот мотив повторяется в пещерных рисунках и в росписи сосудов от Португалии до Румынии и Болгарии. Считалось, что грудь Богини обладает особой магической силой: об этом говорит факт ее изображения на протяжении не менее двадцати тысяч лет. Начиная с эпохи верхнего палеолита на нагрудные украшения наносили связанные с Богиней символы: Х-образные и У-образные знаки, параллельные, а также двойные и тройные линии. Не исключено, что их носили как магические бусины, для поддержания жизненных сил и в качестве оберега. У палеолитиче- ских скульптур бывает подчеркнут только один я мент - грудь. Такова, к примеру, костяная стагуэт из Дольни-Вестонице (Моравия) приблизите^ 24000 г. до н.э., которая имеет вид плоской дощеч с грудью, украшенной вырезанными на ней горио тальными линиями. У истинного шедевра палеоя тического искусства — статуэтки из слоновой км (ок. 23000 г. до н.э.), найденной в Лепюге (Южв Франция), аккуратно закругленная грудь имеетот ти такой же объем, что и ягодицы. Внимания удоси ваются только грудь и ягодицы, остальные же чм тела его не требуют, поскольку не столь важны1 данного божества14. Верхнепалеолитические риуу ки свидетельствуют о том, что эти магические и бражения груди ассоциировались именнос птицей. На выполненных черным углем рисунш! пещеры Пеш-Мерль (эпоха мадлен) изображении! наженные женщины с отвислой грудью, крохотк! ми крыльями и в птичьих масках. Поверх этихфц и воKDvr них гшочерчены параллельные линии -и называемые «макароны»: мотив, символическиса занный с идеей течения жизни или жизненной™ (рис. 7-12). Неолитические скульптуры Богини-птицы в наделены большой грудью, либо декориоов близкими к ней символами — шевронами, меандр ми, параллельными и зигзагообразными линиям! «тройками». У них нередко обозначен ворота поперек щек — диагональные линии или более га рокие полосы. Одни и те же украшения и атриб} повторяются на протяжении тысячелетий. Втехо чаях, когда статуэтки не слишком схематичны, голове у них можно различить красивую причесх
Рис. 7-12 Верхнепалеолитическое изображение обнаженной женщины с отвисшей грудью, крыльями вместо рук и маской в виде птичьей головы; поверх него нарисованы «макароны». Пеш-Мерль (Кабрере), Ло, Южная Франция; высота ок. 70 см. Рисунок сделан пальцами, возможно, в эпоху мадлен. Это изображение на 10 000 лет старше неолитических Богинь-птиц с большой грудью и птичьими головами или масками.
Рис. 7-13 Гмова Богини-птицы (вид с до сторон) с большим носом, пазами в форме кофейных зерти аакуратно уложенными в ртж волосами. Культура сеск-к^Ахиллейон, Фарсала. Обнаружена в святилище 5900— ]гг. до н.э. Ее восстановленный терракотовый торс см. врис. 7-47; высота ок. 15см. тюрбан или ленту. От культуры сескло (Греция) до нас дошли изумительно выполненные изображения Богини-птицы с хорошо развитой грудью, длинной цилиндрической шеей, птицеобразной головой (с длинным, крупным носом и без рта), с аккуратно расчесанными волосами или с пучком (рис. 7-13). В культуре винча скульптуры Богини-птицы обычно были украшены разнообразными символическими знаками и имели характерные пятиугольные маски с острым носом отчетливо выделенными бровями и абсолютным отсутствием рта (см. рис. 3-20,3-21). Порой эти маски имеют безусловно утиные че ггг ы (рис 7-14) Кроме того среди наследия данной к ульту ры сохранились уникальные скульптурные изображения птиц с маской богини. Одно из н MY в KT деля ТОТИРРСЯ ТСЯЧРСТНО м исполнения было найдено в самом поселении Винча неподэлС- kv от Кргтгпяля ^тп сnrvTT в RHTTе ™лл™?Пк(2о36см;егопо в^охнГстГукоашенаканнелюра ми I (оис 7 15? Птичьи стТтуэтки с человеческими масками-ми А^гаческий обоаз хорошо из во^ппитприйли^ительн^JffiOOfИ-до н.° (рис. 1 Ч 6) Богиня-птица также могла иметь вид сосуда, покрытого орнаментом из шевронов, меандров и других символов; на его горловине изображалось ее лицо или маска. Огромный сосуд подобного типа высотой в 92 см и с росписью из красных шевронов был найден в ходе проводимых мной раскопок в святилище Анзы (Македония), раннего периода культуры винча, 5300-5000 гг. до н.э. (рис. 7-17). Ее лик изображен на горловине сосуда, включая ожерелье и пересе-кающие ее щеки диагональные полосы. Там же был обнаружен сосуд длиной в 60 см, своими очертаниями напоминающий водоплавающую птицу (рис. 7-18). Представляющие Богиню сосуды нередко снабжены грудью; по- .
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой to
Рис. 7-14 Рис. 7-14 Богиня-птица в утиной маске и в короне; поздний период культуры винча. Она восседает на троне с резьбой ввидетрехлиний,на ней короткая курточка; ее таз — или передник — украшен шевронами, колени — спиралями, а ноги ниже колен — витыми линиями. Светозарево, Центральная Югославия. Ок. 4500 г. до н.э.; высота 16 см. Рис.7-16
Гди YU. Религия Бог ини
Рис. 7-15 Сосуд в виде утки из телля Вин-ча; на ней маска с остроконечным носом (клювом), большие полууруглые глаза и уши — как учеловека. Тонкостенная терракота, светло-коричневая тек-пура, волнистая поверхность с черными полосами из битумного красителя, полая внутри, с терстием у хвоста. Классическй период культуры винча; сосуд найден в телле Винча (к истоку от Белграда) на глуби-в7,05. Начало Утыс. до н.э.; лина 36 см, высота 20,8 см. Рис. 7-16 Птица с человеческой маской и «косичками». Верхушка и осно-шшеотбиты: не исключено, что яабыла прикреплена к большо-иусосуду. Культура сескло, Ма-!ущуозера Боэбис, район Сте-йиновикиона к северо-западу от I [Волос, Фессалия; вероятная да-тRD0BK.3 - конец VII тыс до н э Масштаб 1:1. Рис. 7-17 большой сосуд-пифос, на горюше- лик Богини-птицы 1швизображен рельефом, гла-и-при помощи нарезной тех- шя). Под клювом проведены де красные диагональные полосы. Ожерелье также выполне-но рееьефом. Тулово покрыто нарешым орнаментом и красными полосами, которые схо-штся спереди треугольником. Ранний период культуры винча, to, Македония. 5200-5000 гт.»н.э.. высота 92 см. Рис. 7-18 Сосуд в форме водоплавающей птицы. Ранний период культуры шча,Анза, Македония. 5200-5000гг. до н.э.; длина 60 см. Рис. 7-17 Рис. 7-18
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой.
середине каждой груди может быть отверстие-поильник. Пример тому — сосуд III тыс. до н.э. из Маллии (Крит), сделанный в виде крылатой богини с птичьим клювом, большими круглыми глазами, тюрбаном и отверстиями в каждой груди (рис. 7-19). Он полностью окрашен в белый цвет и расписан зигзагами, бороздчатыми полосами; на шее у Богини - сразу четыре ожерелья. Можно предположить, что такого рода сосуд служил для возлияний в честь Богини. Мотив груди существовал в древнеевропейском керамическом искусстве на протяжении тысячелетий, Снабженные грудью кувшины прекрасной отделки первой половины II тыс. до н.э. и более поздних эпох находят в Западной Турции, на Кикладах (в особен- ности на острове Тира) и на Крите. В Центрально Европе он присутствует на протяжении почти вся II тыс. до н.э., хотя в этот момент поклонение Боп не уже не имело всеобщего характера. Сосуды с щ дью и сопутствующая Богине-птице символика 1 торая отсылает к воде, к источнику жизни) очввд ным образом свидетельствуютотом, что Богинябы Кормилицей, способствовавшей поддержанию жи ни и приносившей удачу. Изображения водоплавающих птиц - гусей,» равлей, лебедей и других - появляются в искусен верхнего палеолита в виде резьбы по кости и пещ ных рисунков. Водоплавающие птицы были важно частью пищевого рациона, а потому символизироа
Рис. 7-19 Рис. 7-19 Антропоморфный сосуд син вом и женской грудью (в ш дой груди по отверстию в ш стве поильника), расписании белыми зигзагообразными™ лосами и параллельными л ниями; могильник Мант Восточный Крит. Ок. кош II тыс. до н.э.; высота 16 4о Рис. 7-20 Камни с вырезанными на и схематическими фигурамияй цевидными ягодицами и, г правило, без головы (если н есть, то птичья), помеченни одной, двумя или более Л1 ми. Ла-Рош, Лалэнд, Дордои Южная Франция. Эпоха лен IV, ок. 10000 г. до н...
Рис. 7-21 Через 4500 лет такие же № видные ягодицы появились неолитических терракотовь1 скульптур. У этой статуэш огромные яйцевидные ягош цы, затмевающие все оттив ные части тела. Культура ст-чево (кёрёш). Рёске-Лу; Юго-Восточная Венгрия,№ 5500 г. до н.э.; высота 11,5см lima ¥11. Религия Богини
Рк.7-20
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |