КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Pic. 7-21
ли благоденствие. В сказках им приписываются волшебные свойства, способность увеличивать или уменьшать удачу и достаток. В европейском фольклоре водные нимфы, которые чудесным образом выполняют разнообразную женскую работу (чаще всего прядут и ткут), имеют вид обнаженных женщин с отвислой грудью. Порой они являются одетыми, но их птичьи лапы все равно видны, а если приподнять край их одежды, то окажется, что у них тело курицы, гусыни или утки. Они работают быстро и без устали, но, если их рассешшть могут приносить убыток (таковы поразительно архаические балтийские Лаумы). Благодаря их посредству влияние Богини множится и распространяется в народе. Священным животным Богини-птицы был баран: его символическая значимость восходит к эпохе раннего неолита, когда важную роль в пищевом рационе начали играть овцы, а на баранов, естественно, был спрос как на производителей. Археологи находят большое количество статуэток баранов с масками на мордах и символами богини. Бараний мотив нередко можно видеть на ритуальной глиняной посуде и на лампах (цветная вклейка 13). Баранья голова украшала фасады и кровли святилищ. На могильной и погребальной керамике перемежаются изображения бараньих рогов, змеевидных спиралей и глаз Богини. Вплоть до сегодняшнего дня фольклорная функция барана близка к смысловой роли водоплавающих птиц; и тот и другие — волшебные существа приносящие изобилие На. греческих сосудах классической эпохи можно видеть баранов гшиносимых в жертву А(Ьине в качестве посвященного ей животного. Афи-на же будучи восприемницей доисторической Богини-птицы, часто ассоциируется с птица-ми — морским ястребом чайкой уткой гагарой, ласточкой, голубкой, совой и грифом. Ягодицы и груди объединяет магическая сила удвоения; в то же время они - символы преумножения жизни. В двух больше жизне-родной мощи, нежели водном, п ОЭТОМ) вдрев-неевропейском искусстве от эпохи неолита вплоть до конца минойской культуры мотив удвоения встречается весьма часто. Помимо ягодиц и грудей нередко можно видеть две спирали, двух змей, два фаллоса, двух гусениц, два зерна или два плода. В каменной резьбе эпохи мадлен из Геннерс-дорфа (Германия), из Ла-Роша в Лалэнде и Фонтале (Южная Франция) (рис. 7-20) и в мелкой скульптуре из Пекарны (Моравия) и Пе-терсфельза (Южная Германия), а также в статуэтках культур старчево и сескло (рис. 7-21),
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Еж
можно наблюдать гибридное сочетание птичьих и женских признаков. Так, женские ягодицы идентифицируются с вытянутой частью птичьей тушки или же с птицей, несущей яйцо. Подобно яйцу, ягодицы обладают особой силой генерации. На них бывают вырезаны или нарисованы змеи, спирали, концентрические круги, кресты, вихревые знаки, а также мотив из двух «С» в противофазе, еще один из жизнестимулирующих символов. Необходимо отметить, что эти любопытные гибриды женщины и птицы как правило не имеют гov-ди, что подчеркивает особое значение ягодиц. В данном случае на первый план выходит производи-тельная функция заслоняя собой вскармливание. Змея и Богиня-змея Змея, в первую очередь, — образ витальности и продолжительности жизни, гарант жизненной силы в доме, символ семьи и животного существования. Мы можем реконструировать символическое значение змеи, исходя не только из доисторических изображений Богини-змеи и ее культа в качестве домашнего божества, но и опираясь на архаические народные представления о силе змей обоего пола. Например, в Литве даже в XX в. сохраняется поверье, что если убить обитающую в доме зеленую змейку, то это приведет к смерти одного из членов семьи15. До недавнего времени русские и другие славяне верили в существование домового хранителя домашней жизни и благополучия который порой имел облик змеи порой - ь*ужич-ка: в нем жил дух прародителя рода Сотни греческих и римских рельефов и рисунков подтверждают что хранителями дома были зеленые храншелями димд иыли зеленые 1МРИ КОТОПЫР r Г прпии НООИПИ ИМЯ Зевса Ктесиоса, а в Риме называ- -Гтись гтенэтэ/ми Обозз змеи тесно РЙ я ЧЯН С" ТТПИПОП1-1К1М JT и KTlfYkf f*\f^n- ти^возрождения Ее зимняя спяч-кГнаГпоминает смеоть а смена кожиi-своего рода^ссмертиГне Рис. 7-22
Рис. 7-22 В эпоху минойского бронз вого века корона Богинл-зи могла достигать огромш размеров, как в случае эк пятиступенчатой тиары. Со ратной стороны видно,? это - клубок извиваюпш змей. Среднеминойскийо риод I, Кофина. Ок. 2000г., н.э.; высота 7 см.
Рис. 7-23 Неолитическая Богиня-змея (1)вйоговскойпозе,соа видными нижними конечностями: темно-серая глинауз ного лощения с белыми инкрустированными линия Ранненеолитический Крит, Католерапетра, вероятно, 6000 г. дон.э.; высота 14,2 см. (2) Мраморная статуэтка гини-змеи с одного из Эгейских островов; высота 20,3
Рис. 7-24 Богиню-змею можно узнать по змеевидной форме га вы или по нарисованным на ее теле волнистым (змей1 тым) линиям, символам жизненной влаги («Кундалига Красная роспись на кремовом фоне. Анатолийский! олит, точное место обнаружения неизвестно. Beposrn ок. 6000—5500 гт. до н. э.; высота 10 см.
Гимбутас М. Цивилизация Великой &
прерывность жизни. Весеннее появление змей говорило о возрождении природы. В Литве на «змеиный день» (около 1 февраля) люди готовили разнообразные угощения для змей и приглашали их в дом. Если змеи отведывали пищи, то год обещал быть изобильным; а их предпочтение того или иного блюда определяло ход вещей на весь год16. В Ирландии вдень Бригиты(1 февраля) считалось, что «королева возвращается с гор»17. Этой королевой была Богиня-змея, которой повинуются все прочие змеи. Поверья, связанные с волшебной короной змеиной королевы, до сих пор сохранились в европейском фольклоре: тому, кто дотронется до нее, откроются все тайны мира, он сможет находить заколдованные сокровища и понимать язык животных. Доисторические скульптурные изображения увенчанной короной Богини-змеи встречаются на Крите, в Эгейском регионе и на Балканах начиная с VII или с VI тыс. до н.э. Ее корона иногда выглядит настоящим змеиным гнездом (рис. 7-22). На антропоморфных изображениях неолитическая Богиня-змея предстает в йоговской позе, со змееобразными руками и ногами (рис. 7-23.1, 2). В тех случаях, когда ее голова имеет антропоморфные черты, она снабжена глазами и большим ртом (но не клювообразным носом). Ее также можно узнать по змеевидным очертаниям головы и по покрывающим ее тело волнистым линиям (рис. 7-24). Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещерных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, ее рельефные изображения можно видеть на сосудах (рис. 7-25). Вероятно, это был способ обозначить ее способность к регенерации. Среди скульптурных изображений Богини-змеи и ее священной свиты самую широкую известность имеют статуэтки XVI в. до н.э. из фаянса или слоновой кости, найденные в Кносском храме на Крите. В них больше изящества, чем в других, их грудь обнажена, а талии и руки обвиты змеями. В их одеждах также есть нечто змеиное, поскольку они украшены изогнутыми спиралями и полосами с шахматным или ромбовидным узором. На территории Западной Европы изображения Богини-змеи продолжали существовать вплоть до кельтской культуры латен (Франция) IV—III вв. до н.э. Критские рисованные и тканые изображения Богини уже нового времени порой отличает некоторая змеевидность ног. Мы находимся под влиянием христианской, семитской и индоевропейской религиозной традиции, поэтому привыкли видеть в змее воплощение зла*. Однако в древнеевропейской религии ее роль прямо противоположна той, что ей приписывают перечисленные выше традиции. В силу тесной и гармониче- ской связи с природными циклами змея была з гом благополучия и преемственности существе™ Посредством сезонного обновления жизненной за гии змея обеспечивает и оберегает жизнь челове животных. Существуют сотни верований в магичн «змеиные» цветы и растения, которые могут излр больного и даже воскресить умершего. Даже змет тело используется в качестве лекарственного сн; бья. Что же касается ее ядовитых свойств, то онш являются в образе Богини-смерти. Богиня-смерть: провозвестники смерти в образе хищных птиц и ядовитых змей Богиня-смерть часто является в виде одной даже трех женщин в белом (цвет костей), нередк сопровождает белый пес. Когда она выступает провозвестница кончины, то в большинстве слу имеет вид хищной птицы, совы или вороны. Ei пейский фольклор по сей день призывает остерег ся хищных птиц: сова, ворона, ворон, сойка, я а и чайка внушают страх; их крики, предвещаю] беду или смерть, заставляют нас содрогаться. Ои ется, что псы белой масти, в особенности бор: наделены волшебными способностями. Кроме г, с Богиней-смертью ассоциируется еще одно опас животное: это вепрь, чья щетина будто бы столг ядовита как укус змеи. В местах палеолитических и неолитических ш лений были найдены захоронения целых скеле хищных птиц или их крыльев. В этом нет ничего) вительного, поскольку основными воплощеш Богини-смерти эпохи неолита были гриф и сова, торые присутствуют как в святилищах, так и в гильниках. Обычай оставлять покойников дляз карнации, чтобы их плоть уничтожили птицы, I существовал в Западной Европе вплоть до бронзов века". Самые яркие изображения Богини в образе г фов украшают стены Чатал-Хююка, где эти та представлены набрасывающимися на обезглам ные тела (рис. 7-26.1). Голову, обитель души, по смерти человека отделяли и помещали рядом с го вой быка (символом возрождения). Появление! гини в виде грифа, с материнской заботой принте щей в себя останки умершего, безусловно восход древнейшим временам (рис. 7-26.2). Ряд поразите ных стенных росписей, реконструированных Дже! сом Меллартом, показывают, как могли варьиром ся мотивы Богини и грифа (рис. 7-26.3). Подобг узоры, только в еще более схематизированном вв можно до сих пор встретить на турецких килю (безворсовых коврах).
Змея воплощала зло у кочевников, но далеко не у всех: у туркмен змея семейной четы кобр. - Прим. ред. '" Этот обычай был и у зороастрийцев. - Прим. ред. оберег. В индуизме существует культ Нгс т VII. Религия Б о оини
Рис. 7-26 .1
К га ^Vr-N»(
Рис. 7-26 1(I)Грифы с огромными метельчаты-|шкрыллями спускаются на обез-шленные тела. Стенная роспись из |ра(уровень VII, 8) Чатал-Хюкжа, Ьтральная Анатолия, конец |\11тыс.дон.э. 5 Набросок реконструкции стенной I реписи из Чатал-Хююка с изображены башен, на которых выставлены I «отеческая голова и обезглавлен-|птсло, и грифов-падалыциков. (тлище Е.V1B/3. I)абросок реконструкции стенной иписи из Чатал-Хююка, на которой |«реддются изображения красных и I иных фифов и богинь Святилище ЕМ. Рис. 7-26.3
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо
Рис. 7-27
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |