Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Pic. 7-21





ли благоденствие. В сказках им приписывают­ся волшебные свойства, способность увеличи­вать или уменьшать удачу и достаток. В евро­пейском фольклоре водные нимфы, которые чудесным образом выполняют разнообразную женскую работу (чаще всего прядут и ткут), имеют вид обнаженных женщин с отвислой грудью. Порой они являются одетыми, но их птичьи лапы все равно видны, а если припод­нять край их одежды, то окажется, что у них тело курицы, гусыни или утки. Они работают быстро и без устали, но, если их рассешшть могут приносить убыток (таковы поразитель­но архаические балтийские Лаумы). Благодаря их посредству влияние Богини множится и рас­пространяется в народе.

Священным животным Богини-птицы был баран: его символическая значимость вос­ходит к эпохе раннего неолита, когда важную роль в пищевом рационе начали играть овцы, а на баранов, естественно, был спрос как на производителей. Археологи находят большое количество статуэток баранов с масками на мордах и символами богини. Бараний мотив нередко можно видеть на ритуальной глиня­ной посуде и на лампах (цветная вклейка 13). Баранья голова украшала фасады и кровли святилищ. На могильной и погребальной ке­рамике перемежаются изображения бараньих рогов, змеевидных спиралей и глаз Богини. Вплоть до сегодняшнего дня фольклорная функция барана близка к смысловой роли во­доплавающих птиц; и тот и другие — волшеб­ные существа приносящие изобилие На. гре­ческих сосудах классической эпохи можно видеть баранов гшиносимых в жертву А(Ьине в качестве посвященного ей животного. Афи-на же будучи восприемницей доисторической Богини-птицы, часто ассоциируется с птица-ми — морским ястребом чайкой уткой гага­рой, ласточкой, голубкой, совой и грифом.

Ягодицы и груди объединяет магическая сила удвоения; в то же время они - символы преумножения жизни. В двух больше жизне-родной мощи, нежели водном, п ОЭТОМ) вдрев-неевропейском искусстве от эпохи неолита вплоть до конца минойской культуры мотив удвоения встречается весьма часто. Помимо ягодиц и грудей нередко можно видеть две спи­рали, двух змей, два фаллоса, двух гусениц, два зерна или два плода.

В каменной резьбе эпохи мадлен из Геннерс-дорфа (Германия), из Ла-Роша в Лалэнде и Фонтале (Южная Франция) (рис. 7-20) и в мел­кой скульптуре из Пекарны (Моравия) и Пе-терсфельза (Южная Германия), а также в ста­туэтках культур старчево и сескло (рис. 7-21),


 



 

Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Еж


 


можно наблюдать гибридное соче­тание птичьих и женских призна­ков. Так, женские ягодицы иден­тифицируются с вытянутой частью птичьей тушки или же с птицей, несущей яйцо. Подобно яйцу, яго­дицы обладают особой силой гене­рации. На них бывают вырезаны или нарисованы змеи, спирали, концентрические круги, кресты, вихревые знаки, а также мотив из двух «С» в противофазе, еще один из жизнестимулирующих симво­лов. Необходимо отметить, что эти любопытные гибриды женщины и птицы как правило не имеют гov-ди, что подчеркивает особое зна­чение ягодиц. В данном случае на первый план выходит производи-тельная функция заслоняя собой вскармливание.

Змея и Богиня-змея

Змея, в первую очередь, — образ витальности и продолжительности жизни, гарант жизненной силы в доме, символ семьи и животного существования. Мы можем ре­конструировать символическое значение змеи, исходя не только из доисторических изображений Богини-змеи и ее культа в качест­ве домашнего божества, но и опи­раясь на архаические народные представления о силе змей обоего пола. Например, в Литве даже в XX в. сохраняется поверье, что если убить обитающую в доме зеленую змейку, то это приведет к смерти одного из членов семьи15. До не­давнего времени русские и другие славяне верили в существование до­мового хранителя домашней жиз­ни и благополучия который порой имел облик змеи порой - ь*ужич-ка: в нем жил дух прародителя рода Сотни греческих и римских релье­фов и рисунков подтверждают что

хранителями дома были зеленые храншелями димд иыли зеленые

1МРИ КОТОПЫР r Г прпии НООИПИ ИМЯ

Зевса Ктесиоса, а в Риме называ-

-Гтись гтенэтэ/ми Обозз змеи тесно

РЙ я ЧЯН С" ТТПИПОП1-1К1М JT и KTlfYkf f*\f^n-

ти^возрождения Ее зимняя спяч-кГнаГпоминает смеоть а смена кожиi-своего рода^ссмертиГне


Рис. 7-22


 

 

Рис. 7-22 В эпоху минойского бронз вого века корона Богинл-зи могла достигать огромш размеров, как в случае эк пятиступенчатой тиары. Со ратной стороны видно,? это - клубок извиваюпш змей. Среднеминойскийо риод I, Кофина. Ок. 2000г., н.э.; высота 7 см.

 

Рис. 7-23 Неолитическая Богиня-змея (1)вйоговскойпозе,соа видными нижними конечностями: темно-серая глинауз ного лощения с белыми инкрустированными линия Ранненеолитический Крит, Католерапетра, вероятно, 6000 г. дон.э.; высота 14,2 см. (2) Мраморная статуэтка гини-змеи с одного из Эгейских островов; высота 20,3

 

Рис. 7-24

Богиню-змею можно узнать по змеевидной форме га вы или по нарисованным на ее теле волнистым (змей1 тым) линиям, символам жизненной влаги («Кундалига Красная роспись на кремовом фоне. Анатолийский! олит, точное место обнаружения неизвестно. Beposrn ок. 6000—5500 гт. до н. э.; высота 10 см.

 



Рис. 7-25 Рогатая змея с большими круглыми глазами. Рельеф на «плечике» сосуда Дибельу г. Битола, Южная Югославия Начало V тыс. до н.э.

 



Гимбутас М. Цивилизация Великой &


 


прерывность жизни. Весеннее появление змей гово­рило о возрождении природы.

В Литве на «змеиный день» (около 1 февраля) люди готовили разнообразные угощения для змей и приглашали их в дом. Если змеи отведывали пищи, то год обещал быть изобильным; а их предпочтение того или иного блюда определяло ход вещей на весь год16. В Ирландии вдень Бригиты(1 февраля) счита­лось, что «королева возвращается с гор»17. Этой ко­ролевой была Богиня-змея, которой повинуются все прочие змеи. Поверья, связанные с волшебной ко­роной змеиной королевы, до сих пор сохранились в европейском фольклоре: тому, кто дотронется до нее, откроются все тайны мира, он сможет находить за­колдованные сокровища и понимать язык животных. Доисторические скульптурные изображения увен­чанной короной Богини-змеи встречаются на Кри­те, в Эгейском регионе и на Балканах начиная с VII или с VI тыс. до н.э. Ее корона иногда выглядит на­стоящим змеиным гнездом (рис. 7-22).

На антропоморфных изображениях неолитиче­ская Богиня-змея предстает в йоговской позе, со змееобразными руками и ногами (рис. 7-23.1, 2). В тех случаях, когда ее голова имеет антропоморфные черты, она снабжена глазами и большим ртом (но не клювообразным носом). Ее также можно узнать по змеевидным очертаниям головы и по покрывающим ее тело волнистым линиям (рис. 7-24). Рогатая или увенчанная полумесяцем змея появляется на пещер­ных рисунках эпохи палеолита; начиная со времени неолита, ее рельефные изображения можно видеть на сосудах (рис. 7-25). Вероятно, это был способ обозна­чить ее способность к регенерации.

Среди скульптурных изображений Богини-змеи и ее священной свиты самую широкую известность имеют статуэтки XVI в. до н.э. из фаянса или слоно­вой кости, найденные в Кносском храме на Крите. В них больше изящества, чем в других, их грудь об­нажена, а талии и руки обвиты змеями. В их одеждах также есть нечто змеиное, поскольку они украшены изогнутыми спиралями и полосами с шахматным или ромбовидным узором. На территории Западной Ев­ропы изображения Богини-змеи продолжали суще­ствовать вплоть до кельтской культуры латен (Фран­ция) IV—III вв. до н.э. Критские рисованные и тка­ные изображения Богини уже нового времени порой отличает некоторая змеевидность ног.

Мы находимся под влиянием христианской, се­митской и индоевропейской религиозной традиции, поэтому привыкли видеть в змее воплощение зла*. Однако в древнеевропейской религии ее роль прямо противоположна той, что ей приписывают перечис­ленные выше традиции. В силу тесной и гармониче-


ской связи с природными циклами змея была з гом благополучия и преемственности существе™ Посредством сезонного обновления жизненной за гии змея обеспечивает и оберегает жизнь челове животных. Существуют сотни верований в магичн «змеиные» цветы и растения, которые могут излр больного и даже воскресить умершего. Даже змет тело используется в качестве лекарственного сн; бья. Что же касается ее ядовитых свойств, то онш являются в образе Богини-смерти.

Богиня-смерть: провозвестники смерти в образе хищных птиц и ядовитых змей

Богиня-смерть часто является в виде одной даже трех женщин в белом (цвет костей), нередк сопровождает белый пес. Когда она выступает провозвестница кончины, то в большинстве слу имеет вид хищной птицы, совы или вороны. Ei пейский фольклор по сей день призывает остерег ся хищных птиц: сова, ворона, ворон, сойка, я а и чайка внушают страх; их крики, предвещаю] беду или смерть, заставляют нас содрогаться. Ои ется, что псы белой масти, в особенности бор: наделены волшебными способностями. Кроме г, с Богиней-смертью ассоциируется еще одно опас животное: это вепрь, чья щетина будто бы столг ядовита как укус змеи.

В местах палеолитических и неолитических ш лений были найдены захоронения целых скеле хищных птиц или их крыльев. В этом нет ничего) вительного, поскольку основными воплощеш Богини-смерти эпохи неолита были гриф и сова, торые присутствуют как в святилищах, так и в гильниках. Обычай оставлять покойников дляз карнации, чтобы их плоть уничтожили птицы, I существовал в Западной Европе вплоть до бронзов века".

Самые яркие изображения Богини в образе г фов украшают стены Чатал-Хююка, где эти та представлены набрасывающимися на обезглам ные тела (рис. 7-26.1). Голову, обитель души, по смерти человека отделяли и помещали рядом с го вой быка (символом возрождения). Появление! гини в виде грифа, с материнской заботой принте щей в себя останки умершего, безусловно восход древнейшим временам (рис. 7-26.2). Ряд поразите ных стенных росписей, реконструированных Дже! сом Меллартом, показывают, как могли варьиром ся мотивы Богини и грифа (рис. 7-26.3). Подобг узоры, только в еще более схематизированном вв можно до сих пор встретить на турецких килю (безворсовых коврах).


 


Змея воплощала зло у кочевников, но далеко не у всех: у туркмен змея семейной четы кобр. - Прим. ред. '" Этот обычай был и у зороастрийцев. - Прим. ред.


оберег. В индуизме существует культ Нгс


т VII. Религия Б о оини



 


Рис. 7-26 .1

 


К га ^Vr-N»(


 



Рис. 7-26 1(I)Грифы с огромными метельчаты-|шкрыллями спускаются на обез-шленные тела. Стенная роспись из |ра(уровень VII, 8) Чатал-Хюкжа, Ьтральная Анатолия, конец |\11тыс.дон.э.

5 Набросок реконструкции стенной I реписи из Чатал-Хююка с изображе­ны башен, на которых выставлены I «отеческая голова и обезглавлен-|птсло, и грифов-падалыциков. (тлище Е.V1B/3. I)абросок реконструкции стенной иписи из Чатал-Хююка, на которой |«реддются изображения красных и I иных фифов и богинь Святилище ЕМ.


Рис. 7-26.3


 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо


 








Рис. 7-27





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.