Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богиня смерти и возрождения




Шч

..1

ш


 

Рис. 7-27

 

Богиня-сова (полуженщина-полусо-ва) на менгирах из Португалии, Ис­пании и Южной Франции. Обычно на них обозначены только ее глаза и нос (клюв), реже - груди. Иногда бывает рельефно изображен крюк (4, 6). Поздний неолит, IV — начало III тыс. до н.э. (1) Аскероса, Гранада, Испа­ния; (2) Центральная Португалия; (3) Крату, Алентежу, Центральная Порту­галия; (4) Ма-де-Л'Авёгль, Коллерг, Гар, Южная Франция; (5) Тригуерос, Уэльва, Южная Испания; (6) Аван-Менье I, Южная Франция. Размеры: (1)60,2 см; (2) 50,9 см; (3)50,3 см; (4) 163 см; (5) 2 м; (6) 164,1см.

Рис. 7-28 Неолитические и минойские i бражения Богини с поднятой I рукой, другая рука указует bi (1) Нарезное изображение на с де культуры караново I, нач VI тыс. до н. э. (2) Нарезное изо жение силуэта в форме «песоч часов» с головой в виде соли поднятой вверх птичьей лапо ним соотнесены изображения вей. Культура оциери (Конка-лонис), Сардиния, конец Vm н.э. (3) Узор в виде Богини-пт со змеевидным хохлом на рас: ной керамике из Фаистоса, К начало II тыс. до н. э. (4) Орна тальный рисунок на стеатите призме из Маллии, Крит, сери IIтыс. до н.э.

 


'та V II. Религия Богини



 



.7-28


На территории Европы грифы-падалыцики встречаются только в Средиземноморье, между Испанией и Турцией. На севере Богиня никогда не является в обличий грифа; его заменяет сова и дру­гие породы хищных птиц. В Западной Европе изо­бражения Богини в обличий совы бывают выреза­ны на менгирах, стоявших перед входом в мегали­тические гробницы, а порой и внутри них (рис. 7-27). Круглые глаза этой богини, которые иногда дополняют клюв и брови, можно видеть в таких святилищах, как Нью-Грейндж, Наут и некоторые другие; меж тем как в Юго-Восточной Европе Бо­гиня в образе совы имеет очертания урны. Но где бы она ни встречалась ей сопутствуют спирали змеи букрании треугольники топоры треугольной формы и крюки. Две последние категории — час­тые атрибуты Богини в образе совы, которая быва­ет изображена на менгирах Британии Франции и Португалии: они играют роль могущественных символов возрождения.

Богиня в образе птицы известна также по изо­бражениям на печатях и сосудах минойской куль­туры (Крит). Одна из ее рук или крыльев поднята вверх, другая опущена (рис. 7-28.3, 4): возможно, что этот жест утверждает ее власть или вынесение приговора. Он начинает появляться также у ее рез­ных или рельефных изображений на ранненеоли-тической керамике (7-28.1, 2).

В историческую эпоху Богиня в облике грифа или совы продолжила свое существование как гре­ческая Афина или ирландская Морриган, обора­чивавшаяся вороной или вороном. Под влиянием индоевропейской культуры оба образа были мили­таризированы: противоборствующие стороны во время битвы видят в них вестников победы или поражения.




Белая Богиня-смерть: столбообразные могильные скульптуры

Основные характеристики этой Богини - за­стывшая поза, нагота; как правило, отсутствие гру­ди, руки сложены на животе или вытянуты вдоль тела (или вообще отсутствуют); большой лобковый треугольник — повторялись на протяжении тыся­челетий от верхнего палеолита вплоть до конца бронзового века во всех культурах Европы. Но если неолитические столбообразные фигуры отличают­ся округлостью форм, то изображения медного и начала бронзового века (ГУ—III тыс. до н.э.) более худы и схематичны. Их ноги, как правило, редуци­рованы до конуса, а сложенные руки превращают-ся в прямоугольник. Другие еще более схематич­ны: у них уже нет ни рук, ни ног, только вытянутые шеи (рис. 7-29). Их находят в местах захоронений, по одиночке или сразу по три: это и есть Белая Бо-гиня, поскольку смерть виделась людям белой как


 



Гимбутас М. Цивилизация Великой &


 





Рис. 7-29.1

Рис. 7-29.2


Рис. 7-30.1

Рис. 7-30.2


ва II. Религия Богини



 


Рис. 7-31

Рис. 7-29 Мраморные статуэтки с Киклад i условно -абстрактном стиле: большая вульва, цилиндриче­ская шея или большая маска, знаки «V» и группы параллель­ных горизонтальных линий, которые опоясывают ее тело. Раннекикладская I культура. II) Из коллекции Нориджско-го унивеоситетэ' (2) о Делос исотаПсм.

Рис. 7-30 Скальная гробница яйцевидной формы со скелетом в скорчен­ной позе, рядом с грудью лежит (I(статуэтка Белой Богини смерти и возрождения. Еще около него стояло блюдо с рас­крытой раковиной, наполнен­ной красной пастой, и другие сосу ды. Куккуру-С'Арриу, Ори-

СТЭНО 116НТОДЛ ЬНЙЯ ЧАСТЬ Запад-

ш йСаштинии серелина V тыс юн э (2) СашижГкая тучная

«вном vfionе найденнм в ne-

™!!u?v™? Л„,"™™

вредина Утыс. до н .э., высота

Рис. 7-31 Мраморные и костяные изо-акения Белой Богини смер­ти и возрождения, середина V ты с. до н.э. Углубления в облас­ти рта напоминают зубы; широ­кие маски, в ушах проделаны отверстия для медных серег, I Куль тура караново IV. (1) Бла- гое во, Разград, Северо-Восточ­ная Болгария; (2) Кэшиоареле мровное поселение на Ниж- ке м Дунае Южная Румыния Высота 33 см ( в оригиналь' вмвиде); (2) ок 20 см.


% ~:

оголенные кости. Ее изображения почти всегда вырезаны из кос­ти, мрамора или алебастра, а если этих материалов не было под рукой, то вылеплены из светлой глины или изготовлены из свет­лого камня. Наибольшую известность, с точки зрения истории искусства, получили мраморные Белые Богини, найденные на Кикладах: некоторые из них достигают 1,5 м в высоту. Они восхи­щают изяществом работы и гармонической пропорциональностью фигуры. Не меньшего внимания заслуживают статуэтки VI—V тыс. до н.э., обнаруженные в скальных гробницах Сардинии, а также в Греции и в некоторых других местах (рис. 7-30). Части их тел гар­монически сочетаются с треугольником, который расположен практически в середине фигуры; руки у них опущены, а лица (или маски) безмятежны.

В болгарской и румынской культуре караново Белую Богиню-смерть изготавливали из глины или вырезали из кости, снабжая ее пугающей маской - круглые глаза, большой рот, зубы (рис. 7-31). А вот в Эгейском и Средиземноморском регионе ее маски, как правило, лишены рта, зато имеют большой нос, как маски Богини-птицы.

В Варнском могильнике (черноморское побережье Болгарии) были найдены захороненные отдельно глиняные маски, выполнен­ные в натуральную величину. У них те же атрибуты, что у стату-


 



Гимбутас M. Цивилизаця я Великой Боя


 


Рис. 7-32


Рис. 7-32 Глиняная маска в натуральн величину, могила № 2 Варна го могильника. Золотая кора рот, зубы, серьги и закрепи ные на подбородке две выщ лые кольцевидные подвеси «глазками». Подобного ро маски помещали в кенотафь засыпали дарами. В этой грс нице помимо перечислит предметов были еще золот серьги и пластины, больи количество бусин из эгейи раковин, медная игла, костя веретено, фрагмент кости статуэтки, маленький cocyj крышкой и большое блюдо графитовым орнаментом ич тырехвитковых завитков. Cej дина Vтыс. до н.э.


 


эток культуры караново, только золотые - круглые глаза, большой зубастый рот. Каждая маска увенча­на диадемой, а у подбородка подвешены круглые украшения с отверстием посередине и парой глаз в верхней части (рис. 7-32). В захоронениях позднего периода кукутенской культуры были обнаружены костяные статуэтки Белой Богини смерти, всегда сра­зу по три, безрукие, с пустыми глазами.

В европейском фольклоре Белая Богиня смерти также имеет двойное обличив, являясь то хищной птицей, то ядовитой змеей. В Ирландии предвест­никами смерти издавна считались птицы с пугаю­ще заунывным криком, а в Литве считается, что смерть подползает, как ядовитая змея. Многозначи­тельно и имя литовской Богини смерти: Гильтине, от «gilti», «жалить». Слова «galas» («конец») и «geltonas» («желтый» - цвет кости) относятся к это­му же семейству. В народных сказах ее называют се­строй богини Лаймы, которая определяет судьбы человека.

Тот факт, что всех столбообразных изображают с укрупненным лобковым треугольником в середине тела, имеет глубочайший смысл. Даже в смерти в них сохраняется обещание возрождения, ибо их чрево — вечный промежуток между небытием и новой жиз­нью.

Всякая жизнь в природе зиждется на смерти, и наоборот. Это особенно хорошо заметно в раститель­ном мире, где для новой поросли совершенно необ­ходимы распад и гниение когда-то живого растения.


срс-

Это осознание взаимозависимости и взаимоперя кания жизни и смерти стало для доисторической м фологии Таинством бытия. Не удивительно, I жизнь древних народов, судя по всему, была сконца трирована на созерцании и переживании сезоння цикла смерти и возрождения.

В древнеевропейской религии смерть и возря дение представали как два взаимосопряженных I пекта единого божества. В нашей линейной дуал стической культуре рождение и смерть — противош ложные полюса, тогда как Великая Богиня каменна века объединяла в себе и то, и другое, олицетвощ собой единый постоянно повторяющийся цикл,л жащий в основании всего видимого мира. Имни ей подчинены смерть, холодный зимний мрак, пещ ры, гробницы и могилы, однако она же принт плодоносное зерно, свет зимнего солнцестоян оплодотворенное яйцо, благодаря которому моп превращается в утробу, где зарождается новая жиз Этим объясняется большое количество могил яй видной формы, над которыми порой бывает водг жен треугольный камень или насыпь камней. Men литические гробницы Западной Европы довол] часто имеют очертания вагины или матки или нек торое сходство с антропоморфным телом Бога (рис. 6-15-6-20).

Стоит упомянуть ряд представлений о Бон смерти, которые сохранились до нашего время Память о ней продолжает жить в волшебных сказк ритуалах, обычаях и в языке. В таких фольклор! сборниках, как, например, немецкие «Сказки», мс но отметить большое количество доисторичеси мотивов, связанных с богиней зимы и смерти. Эг


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.