Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мальтийские святилища IV—III тыс. до н.э




Ham VII. Религия Бооини



 


ных раскопок, не дающих достаточно материала для реконструкции. Обычно места, где делают подобные находки, описывают как «место поклонения» или «место для приношений»29.

Из всего того, что уже известно, ясно, что на про­тяжении VT-Vтbic. до н.э. святилища действитель­но существовали по всей Юго-Восточной и Цен­тральной Европе. В них приносили подношения и совершали ритуалы при рождении, смерти и по мно­гим другим случаям.

Прообразом мальтийских святилищ были яйце­видные подземные гробницы. Даже в пору своего расцвета в IVтыс. до н.э. — начале IIIтыс. до н.э. эти храмы, в отличие от святилищ Юго-Восточной Европы, имели мало сходства с жилищами, но напо­минали очертаниями огромные яйцевидные ягоди­цы регенерационного тела Богини (см. рис. 5-25-5-29). Этот образ воспроизводят многочисленные ка­менные скульптуры Богини.

Все символические изображения, которые мож­но видеть на керамике, рельефах, стенных росписях, каменных плитах и алтарях, являются частью общих символов возрождения. Так, весьма распространены изображения лобкового треугольника Богини: его высекали из больших камней и устанавливали, узким концом вниз, в качестве алтаря в храмовых апсидах и нишах (рис. 7-60).

Треугольники, алтари, колонны и каменные пли­ты - все они почти сплошь покрыты ямками. Не ис­ключено, что это был не просто способ декорирова­ния и что за ним, как и за чашевидными знаками на западноевропейских менгирах и мегалитических гробницах, стоял некий символический смысл. Эти небольшие отметины были в какой-то мере проник­новением в стихию Богини.

К образам, связанным с регенерацией, следует также отнести изображения поднимающихся вверх змей и ящериц. Рельеф с изображением такой змеи был найден в святилище Гжантийи. В святилище Тарксиенны обнаружены скульптурные изображе­ния ящериц и фаллосов, по двое—трое расставлен­ные по нишам (рис. 7-61). В святилище Хагар-Ким неподалеку от входа был установлен алтарь в виде небольшого стола, который с лицевой стороны ук­рашало изображение растущего из сосуда дерева. Поблизости от него был большой столообразный алтарь, над которым была вырезана пара рельеф­ных изображений двойной змеевидной спирали, упирающейся вверху в треугольник. Этот же мотив можно видеть на каменной плите изтарксиеннско-го святилища знаменитого своим спиралевидным орнаментом. В него вплетены изображения буто­нов и пробивающихся ростков, что указывает на более глубокое значение этого геометрического


узора — прославление растительной энергии и ве­сеннего обновления жизни.

В тарксиеннском святилище на каменных пли­тах были обнаружены резные рельефы с изображе­ниями двух быков с большими рогами (рис. 7-62.1, 2), а рядом с ними — суки с тринадцатью новорож­денными щенками (рис. 7-62.3). Сохранился фраг­мент сосуда с рельефным изображением рогов, ме­жду которыми сидит птица (рис. 7-63). На одной из каменных плит была искусно вырезана целая процессия животных — овец, свиней и коз. Хотя существует мнение, что это — жертвенные живот­ные, однако это также могло быть шествие во сла­ву обновления жизни в животном мире.

На Мальте было найдено более 30 чрезвычайно впечатляющих каменных скульптур, высотой от 5 см до 3 м30. Основную группу составляют изображения обнаженных женщин с яйцевидными ягодицами, у которых одна рука опущена вниз, а другая покоится на груди. Они были обнаружены в гипогее Халь-Саф-лиени и в святилище Хагар-Ким. Одни изображены стоящими, другие сидят, подвернув ноги вправо или влево (цветная вклейка 21). Некоторые облачены в длинные одежды с воротом. Двойной мотив яйца — подчеркнуто увеличенные ягодицы — связывают эти скульптуры с идеей возрождения. В Халь-Сафлиени были также найдены подвески в форме ягодиц и вы­резанные из кости статуэтки, полностью выдержан­ные в схематическом стиле, с цилиндрическими или фаллическими головами.

Самая крупная каменная скульптура, чья высота, должно быть, достигала 3 м, была обнаружена в тар­ксиеннском святилище: не вызывает сомнений, что это изображение наиболее почитаемого божества дан­ной обители. Уцелела лишь ее нижняя часть в один метр высотой - ноги яйцевидной формы, от колена до середины икры закрытые юбкой (рис. 7-64). Кроме того, в тарксиеннском святилище сохранился менее внушительный фрагмент схожего, но на сей раз сидя­чего скульптурного изображения. Там, ниже края юбки, у ступней Богини сидят четыре тучные женщи­ны, представленные в виде рельефа. Эти гигантские скульптуры уникальны для доисторического искусст­ва хотя бы потому что деревянные и глиняные извая-ния крупных размеров просто не сохранились.

Кто эта Богиня-великанша? Сохранившийся фраг­мент нижней части ног показывает, что она во мно­гом схожа со скульптурами богини из Хагар-Кима. У нее неестественно толстые икры и маленькие ступ­ни. Не исключено, что в этом скрыт некий символи­ческий подтекст: предположим, что на самом деле это не ноги, а яйца. Это дает еще один ключ к понима­нию функций данной Богини. Наперекор общепри­нятому представлению, она не просто богиня плодо­родия: ее тучность имеет более глубокий смысл и свя­зана с идеей регенерации. Иными словами, это — чисто мальтийское воплощение Богини возрождения.




Гимбутас М. Цивили зация Великой Бо ям

288

Рис. 7-60.1

Рис. 7-60.2


Рис. 7-61 Змея, ящерица и тройной фал­лос — регенерационные символы мальтийских храмов. (1) Подни­мающаяся вверх змея, Гжантийя, ок. 3600 г. до н.э.; (2) статуэтка ящерицы; (3) тройной фаллос из Тарксиенны, ок. 3000 г. до н.э.

 

Рис. 7-60 Алтари мальтийских храмов в форме лобкового треуголънш.

(1) Треугольный камень с ямоч­ным орнаментом, стоящийв нише храма Хагар-Ким (восточ­ная часть, внешняя сторона).

(2) Большой треугольный ка­мень с ямочным орнаментом в храме Мнайдры, комната 1. 3500-3000 гг. до н.э.; высота 1,6 м.


 


 


 


 


 


Рис. 1

Терракотовая маска Богини с цилиндрической шеей, найденная в Суфли-Магула близ г. Ларисса, Фессалия. Культура

сескло, начало VI тыс. до н.э.; высота ок. 7 см.



Рис. 2


Рис. 2 Носители культуры сескло от­личались искусной резьбой по мрамору, алебастру, порфиру и зеленому камню. Это — печать или игровая доска с 9 желобка­ми, заканчивающимися круг­лыми углублениями и сквозны­ми выходами. Ахиллейон IV, Фессалия, 5900—5800 гг. до н Э; длина 5 5 см

Рис.3 Ранний образец расписного со­суда (красный узор на белом ангобе) ранней культуры сеск­ло («протосескло»). Отзаки, Фессалия, ок. 6300 г. до н. э.


Рис.4

Чашка культуры сескло с крас-1 ной росписью на белом анообе. | Ее узор может быть стилио ванным изображением барань-1 их рогов или соединенных вмс-1 сте бычьих голов. Ручка укра­шена противолежащими тре-1 угольниками над ручкойи|

внутри чашКИ — уЗКИЕ ТЦЕ' I

угольники или изобозженм I клюва. Цани Фессалия, ок 5900-5800 гг. до

Рис. 5

Маска Богини часто фигуриру­ет на горловинах ритуальни| сосудов: таково назначение]! этой крупной маски культура сескло. Ахиллейон IV, 5900-1 5800 гг. до н. э.


 






Рис. 3

Рис.4


Рис.5


Рис. 6


Рис. 7


Рис.7 Сферический сосуд, украшенный рельефом из соединенных между собой Б-образных спиралей. Культура бутмир, Небо, Босния, начало Vтыс. до н.э.

Рис. 8



Рис. 6

 

Антропоморфный сосуд сере­дины VI тыс. до н. э., представ­ляющий Богиню; роспись из множественных шевронов, ме­андров, зигзагов, тройных ли­ний и знаков «М». Разнона­правленные меандры сходятся в области лба, а тройные шев­роны под клювом превращают­ся в знак «М». Двумя неболь­шими меандрами обозначена грудь; в нижней части шеи — красные треугольники, являю­щиеся особым символом Боги­ни. Культура старчево, Градеш-ница, к северо-западу от г. Со­фия, Болгария.


Рис.8 Сидящая на стуле терракото­вая Богиня-птица с У-образ-ным воротом или ожерельем, на котором закреплен круг­лый медальон. На маске обо­значены миндалевидные гла­за и напоминающий птичий клюв огромный нос, рот от­сутствует. Среди особых сим­волов Богини-птицы - трой­ные линии, пересекающие плечи, меандр на животе, а над ним - четыре черточки, объединенные горизонталь­ной линией. Культура винча. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота 18,5 см.




Рис.9

Рис. 10 Крышка в виде совы с ушами в качестве ручек, украшннна! вертикальными линиями с решетчатым узором и белой иик-1рустацией на тонкой черной текстуре. Культура винча, Фафос |Пуг. Косовска-Митровица, край Косово, 5000-4500гг.дон.э. высота 16,5 см. Рис. 12

Рис.9 Треугольный сосуд для приношений на ножках с «шахматной» росписью красного, черного и белого цвета. Культура винча, Фафос близ г. Ко-совска-Митровица, край Косово, ок. 4500 г. до н. э. (или ранее); высо­та 15,3 см.

Рис. 11

Рис. 11 Маска культуры винча в натуральную величину, с большими миндалевидными глазами. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота

17,5 см.


Рис. 12 Восседающая на троне Богиня (голова и ноги отбиты), ук­рашенная спереди и сзади разбитым на секции нарезным ор­наментом из зигзагов. Культура тиса, Сегвар-Тюзкёвешуг. Сентеш, Юго-Восточная Венгрия, начало V тыс. до н.э.; высота 21,7 см.


 





Рис. 15

Рис. 15 Сосуд в форме «бинокля» с черной росписью на красном фоне, центральный символ - бегущий пес. Поздне-кукутенская (кукутенская В) культура Бильче-Злоте, Галиция, Юго-Восточная Польша, ок. 3800—3600 гг. до н.э.; высота ок. 15 см.

Рис. 14 Грушевидный сосуд с крышкой, украшенный символичес­кой росписью. На фронтальной части - вульвообразные формы, окруженные свободно парящими спиралями, которые затем повторяются на крышке. Верхняя полоса росписи состоит из заполненных шахматным узором шевронов и треугольников. Поздняя фаза классического периода кукутенской культуры, Драгушени, Северо-Вос­точная Румыния, ок. 4300—4200 гг. до н.э.

Рис. 13

Сосуд для приношений или светильник на четырех нож­ках, на каждом углу по голове барана; орнамент из спи­ралей, шевронов и меандров. Культура тиса, Сегед, начало Vтыс. до н.э.; высота 12см,длина 11,8 см.


Рис. 13




 

Рис. 16

Рис. 17


Рис. 16

Блюдо кукутенской культуры! I росписью на внутренней сторо­не в виде двойных плодов, рамляющих центральный ромб. I Позднекукутенская (кукутей-екая В) культура, Под ей-Тырг у-Окна, Северо-Вотточная Щ мыния, ок. 3800-3600 п. и н.э.; диаметр ок. 40 см.

Рис. 17 Сосуд стиля «серра-д'альток характерными фант астическ и­ми ручками трехмерной лепке и двойным спиральным мои-] вом. Период серра -д'али о южноитальянского неолтта, I Патерно к западу от Ка та и ки, Сицилия, конец V тыс. до н.з. I

Рис. 18

Сосуд стиля «диана» с трбчаа- 1 тыми ручками и блестящей, лишенной каких-либо украше­ний поверхностью. Период ди-ана южноитальянского неоли­та. Патерно к западу от Ката­нии, Сицилия, ок. 4000 г. до н.э.; высота 13,5 см.


•к. 18


Рис. 19



 


Рис. 20



 


 



Рис. 19

Шествие животных — барана, свиньи и козы (еще три козы не вошли в снимок): рельеф на ка­менной плите у алтаря святили­ща Тааксиенны, Мальта, ок. Mr. до н.э.

Рис.20 Малььийский храм из известня­ковых плит: Хагар-Ким, Юго-Восточная Мальта. Возвышаю­щийся над постройками справа башнеобразный менгир, воз­можно, представляет саму Боги­ню. Вторая половина IV тыс. до н.э.

Рис. 21

Стоящая Богиня с тучными бедрами и ягодицами из святи­лища Хагар-Ким, Мальта, ок. 3500-3000 гг. до н.э.


Рис. 21



Рис. 22    
     
  «  
   
Рис, 23    

Рис. 22

Кентавр с головой (или маской) чело­века и туловищем быка, покрыты! росписью из ре генерационных симво­лов: его передние ноги имеют яйце­видную форму и расписаны черны! узорами в виде пузырей. В верхней ча­сти маски — знак «М», грудь пересе­кают три линии. Терракота, культр винча, Валач у г. Косовска-Митрови-ца, край Косово, ок. 4500г. до н.э:,т сота 19,5 см.

Рис. 23

Богиня из Лепенски-Вира (Север: Югославия), сочетающая черты рыбн (рот), женщины (груди и вульва)и хищной птицы (птичьи лапы вмстте человеческих рук). Это каменш изображение стояло на краю ajmpi (святилище № 44) вместе с еще одно» яйцевидной скульптурой Богини-рыбы. Ок. 6000 г. до н.э.; высота51 см.

Рис. 24 Яйцевидная скульптура из песчаника, изображающая вульву перед родами Лепенски-Вир, святилище №51, об­наружена на краю алтаря. Скулпптр была густо окрашена красной охрой. Размер: 18 на 13,8 см.

Рис. 24


ии т. Религия Бог ини



 


Рис. 7-62

Рис. 7-62 (1,2)Двабыкаи(3)сука с!3 щенками, рельеф на извеесняковой плите. Регенераиионные сим­волы из храмов Таркси-снны; высота (1, 2) 27 см, (3)18 см.

Рис. 7-63

Рис. 7-63 Птица, появляющаяся между рогов быка, рель­еф на сосуде, святилище «жсиенны.


 


Мальтийские святилища строились попар­но, чему лучший пример храмы Гжантийя и Мнайдра (см. рис. 5-25, 5-27). Как можно предположить, они представляли разные ипо­стаси Богини и были местами проведения раз­ных ритуалов: более крупный западный храм — тех, что связаны со смертью и регене­рацией, а восточный - тех, что связаны с ро­ждением и возрождением не только природы, но и людей. Апсиды западных храмов сдела­ны из более темного красно-коричневого из­вестняка globigerina и покрашены в красный цвет, тогда как восточные храмы выстроены из более светлого камня. Не исключено что парные храмы были посвящены парным бо­жествам — матери и дочери или двум сестрам имеющим вид сиамских близнецов: изобра­жения такого рода часто встречаются в Евро­пе и в Анатолии VII—III тыс. до н.э.

В святилищах Мнайдры и Тарксиенны были обнаружены глиняные статуэтки бере­менных женщин с отвисшей грудью и разбух­шей вульвой; не исключено, что это — миниа­тюрные (в 5-6 см высотой) подобия Богини-роженицы (см. рис. 7-2). Нам трудно назвать их красивыми: Дж.Д.Эванс считал, что они «уродливы» и «патологичны»31. Однако очень важно постараться не проглядеть их символи­ческий смысл. Не принимать в расчет те или иные произведения доисторического искусст­ва лишь из-за их несоответствия современным представлениям о красоте значит упустить нечто гораздо более значимое. Любопытно отметить что у обеих фигурок на спине есть 9 горизонтальных насечек — не исключено, что они обозначают 9 месяцев беременности. Эти статуэтки могли иметь вотивный харак­тер их могли подносить Богине-роженице чтобы она поспособствовала благополучному разрешению от бремени Возможно что ролы проходили в восточных святилищах' посколь-kv именно там находят изображения ТЭ.КОГО

Около святилища Хагар-Ким был также найден торс обнаженной женщины с большой грудью, общей высотой в 12,5 см (рис. 7-65). Поскольку эта статуэтка гораздо ближе к идеа­лу красоты XX в., она удостоилась присталь­ного внимания археологов и получила имя «Мальтийской Венеры». Еще одно изображе­ние чуть меньшего размера было найдено в святилище Тарксиенны: это изваяние нагой непринужденно сидящей женщины. К сожале­нию, головы обеих скульптур были утеряны. Но существует еще немало шедевров мальтий­ского искусства, чье назначение и смысл до сих пор остается тайной. Таковы найденные в ги-



 

погее Халь-Сафлиени известняко- Рис. 7-64вые головы с юными чертами лица (рис. 7-66).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.