КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мальтийские святилища IV—III тыс. до н.э
Ham VII. Религия Бооини
ных раскопок, не дающих достаточно материала для реконструкции. Обычно места, где делают подобные находки, описывают как «место поклонения» или «место для приношений»29. Из всего того, что уже известно, ясно, что на протяжении VT-Vтbic. до н.э. святилища действительно существовали по всей Юго-Восточной и Центральной Европе. В них приносили подношения и совершали ритуалы при рождении, смерти и по многим другим случаям. Прообразом мальтийских святилищ были яйцевидные подземные гробницы. Даже в пору своего расцвета в IVтыс. до н.э. — начале IIIтыс. до н.э. эти храмы, в отличие от святилищ Юго-Восточной Европы, имели мало сходства с жилищами, но напоминали очертаниями огромные яйцевидные ягодицы регенерационного тела Богини (см. рис. 5-25-5-29). Этот образ воспроизводят многочисленные каменные скульптуры Богини. Все символические изображения, которые можно видеть на керамике, рельефах, стенных росписях, каменных плитах и алтарях, являются частью общих символов возрождения. Так, весьма распространены изображения лобкового треугольника Богини: его высекали из больших камней и устанавливали, узким концом вниз, в качестве алтаря в храмовых апсидах и нишах (рис. 7-60). Треугольники, алтари, колонны и каменные плиты - все они почти сплошь покрыты ямками. Не исключено, что это был не просто способ декорирования и что за ним, как и за чашевидными знаками на западноевропейских менгирах и мегалитических гробницах, стоял некий символический смысл. Эти небольшие отметины были в какой-то мере проникновением в стихию Богини. К образам, связанным с регенерацией, следует также отнести изображения поднимающихся вверх змей и ящериц. Рельеф с изображением такой змеи был найден в святилище Гжантийи. В святилище Тарксиенны обнаружены скульптурные изображения ящериц и фаллосов, по двое—трое расставленные по нишам (рис. 7-61). В святилище Хагар-Ким неподалеку от входа был установлен алтарь в виде небольшого стола, который с лицевой стороны украшало изображение растущего из сосуда дерева. Поблизости от него был большой столообразный алтарь, над которым была вырезана пара рельефных изображений двойной змеевидной спирали, упирающейся вверху в треугольник. Этот же мотив можно видеть на каменной плите изтарксиеннско-го святилища знаменитого своим спиралевидным орнаментом. В него вплетены изображения бутонов и пробивающихся ростков, что указывает на более глубокое значение этого геометрического узора — прославление растительной энергии и весеннего обновления жизни. В тарксиеннском святилище на каменных плитах были обнаружены резные рельефы с изображениями двух быков с большими рогами (рис. 7-62.1, 2), а рядом с ними — суки с тринадцатью новорожденными щенками (рис. 7-62.3). Сохранился фрагмент сосуда с рельефным изображением рогов, между которыми сидит птица (рис. 7-63). На одной из каменных плит была искусно вырезана целая процессия животных — овец, свиней и коз. Хотя существует мнение, что это — жертвенные животные, однако это также могло быть шествие во славу обновления жизни в животном мире. На Мальте было найдено более 30 чрезвычайно впечатляющих каменных скульптур, высотой от 5 см до 3 м30. Основную группу составляют изображения обнаженных женщин с яйцевидными ягодицами, у которых одна рука опущена вниз, а другая покоится на груди. Они были обнаружены в гипогее Халь-Саф-лиени и в святилище Хагар-Ким. Одни изображены стоящими, другие сидят, подвернув ноги вправо или влево (цветная вклейка 21). Некоторые облачены в длинные одежды с воротом. Двойной мотив яйца — подчеркнуто увеличенные ягодицы — связывают эти скульптуры с идеей возрождения. В Халь-Сафлиени были также найдены подвески в форме ягодиц и вырезанные из кости статуэтки, полностью выдержанные в схематическом стиле, с цилиндрическими или фаллическими головами. Самая крупная каменная скульптура, чья высота, должно быть, достигала 3 м, была обнаружена в тарксиеннском святилище: не вызывает сомнений, что это изображение наиболее почитаемого божества данной обители. Уцелела лишь ее нижняя часть в один метр высотой - ноги яйцевидной формы, от колена до середины икры закрытые юбкой (рис. 7-64). Кроме того, в тарксиеннском святилище сохранился менее внушительный фрагмент схожего, но на сей раз сидячего скульптурного изображения. Там, ниже края юбки, у ступней Богини сидят четыре тучные женщины, представленные в виде рельефа. Эти гигантские скульптуры уникальны для доисторического искусства хотя бы потому что деревянные и глиняные извая-ния крупных размеров просто не сохранились. Кто эта Богиня-великанша? Сохранившийся фрагмент нижней части ног показывает, что она во многом схожа со скульптурами богини из Хагар-Кима. У нее неестественно толстые икры и маленькие ступни. Не исключено, что в этом скрыт некий символический подтекст: предположим, что на самом деле это не ноги, а яйца. Это дает еще один ключ к пониманию функций данной Богини. Наперекор общепринятому представлению, она не просто богиня плодородия: ее тучность имеет более глубокий смысл и связана с идеей регенерации. Иными словами, это — чисто мальтийское воплощение Богини возрождения.
288 Рис. 7-60.1 Рис. 7-60.2 Рис. 7-61 Змея, ящерица и тройной фаллос — регенерационные символы мальтийских храмов. (1) Поднимающаяся вверх змея, Гжантийя, ок. 3600 г. до н.э.; (2) статуэтка ящерицы; (3) тройной фаллос из Тарксиенны, ок. 3000 г. до н.э.
Рис. 7-60 Алтари мальтийских храмов в форме лобкового треуголънш. (1) Треугольный камень с ямочным орнаментом, стоящийв нише храма Хагар-Ким (восточная часть, внешняя сторона). (2) Большой треугольный камень с ямочным орнаментом в храме Мнайдры, комната 1. 3500-3000 гг. до н.э.; высота 1,6 м.
Рис. 1 Терракотовая маска Богини с цилиндрической шеей, найденная в Суфли-Магула близ г. Ларисса, Фессалия. Культура сескло, начало VI тыс. до н.э.; высота ок. 7 см. Рис. 2 Рис. 2 Носители культуры сескло отличались искусной резьбой по мрамору, алебастру, порфиру и зеленому камню. Это — печать или игровая доска с 9 желобками, заканчивающимися круглыми углублениями и сквозными выходами. Ахиллейон IV, Фессалия, 5900—5800 гг. до н Э; длина 5 5 см Рис.3 Ранний образец расписного сосуда (красный узор на белом ангобе) ранней культуры сескло («протосескло»). Отзаки, Фессалия, ок. 6300 г. до н. э. Рис.4 Чашка культуры сескло с крас-1 ной росписью на белом анообе. | Ее узор может быть стилио ванным изображением барань-1 их рогов или соединенных вмс-1 сте бычьих голов. Ручка украшена противолежащими тре-1 угольниками над ручкойи| внутри чашКИ — уЗКИЕ ТЦЕ' I угольники или изобозженм I клюва. Цани Фессалия, ок 5900-5800 гг. до Рис. 5 Маска Богини часто фигурирует на горловинах ритуальни| сосудов: таково назначение]! этой крупной маски культура сескло. Ахиллейон IV, 5900-1 5800 гг. до н. э.
Рис. 3 Рис.4 Рис.5 Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8 Рис. 6 Антропоморфный сосуд середины VI тыс. до н. э., представляющий Богиню; роспись из множественных шевронов, меандров, зигзагов, тройных линий и знаков «М». Разнонаправленные меандры сходятся в области лба, а тройные шевроны под клювом превращаются в знак «М». Двумя небольшими меандрами обозначена грудь; в нижней части шеи — красные треугольники, являющиеся особым символом Богини. Культура старчево, Градеш-ница, к северо-западу от г. София, Болгария. Рис.8 Сидящая на стуле терракотовая Богиня-птица с У-образ-ным воротом или ожерельем, на котором закреплен круглый медальон. На маске обозначены миндалевидные глаза и напоминающий птичий клюв огромный нос, рот отсутствует. Среди особых символов Богини-птицы - тройные линии, пересекающие плечи, меандр на животе, а над ним - четыре черточки, объединенные горизонтальной линией. Культура винча. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота 18,5 см.
Рис.9 Треугольный сосуд для приношений на ножках с «шахматной» росписью красного, черного и белого цвета. Культура винча, Фафос близ г. Ко-совска-Митровица, край Косово, ок. 4500 г. до н. э. (или ранее); высота 15,3 см. Рис. 11 Рис. 11 Маска культуры винча в натуральную величину, с большими миндалевидными глазами. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота 17,5 см. Рис. 12 Восседающая на троне Богиня (голова и ноги отбиты), украшенная спереди и сзади разбитым на секции нарезным орнаментом из зигзагов. Культура тиса, Сегвар-Тюзкёвешуг. Сентеш, Юго-Восточная Венгрия, начало V тыс. до н.э.; высота 21,7 см.
Рис. 13 Сосуд для приношений или светильник на четырех ножках, на каждом углу по голове барана; орнамент из спиралей, шевронов и меандров. Культура тиса, Сегед, начало Vтыс. до н.э.; высота 12см,длина 11,8 см. Рис. 13 Рис. 16 Рис. 17 Рис. 16 Блюдо кукутенской культуры! I росписью на внутренней стороне в виде двойных плодов, рамляющих центральный ромб. I Позднекукутенская (кукутей-екая В) культура, Под ей-Тырг у-Окна, Северо-Вотточная Щ мыния, ок. 3800-3600 п. и н.э.; диаметр ок. 40 см. Рис. 17 Сосуд стиля «серра-д'альток характерными фант астическ ими ручками трехмерной лепке и двойным спиральным мои-] вом. Период серра -д'али о южноитальянского неолтта, I Патерно к западу от Ка та и ки, Сицилия, конец V тыс. до н.з. I Рис. 18 Сосуд стиля «диана» с трбчаа- 1 тыми ручками и блестящей, лишенной каких-либо украшений поверхностью. Период ди-ана южноитальянского неолита. Патерно к западу от Катании, Сицилия, ок. 4000 г. до н.э.; высота 13,5 см. •к. 18 Рис. 19
Рис. 20
Рис. 19 Шествие животных — барана, свиньи и козы (еще три козы не вошли в снимок): рельеф на каменной плите у алтаря святилища Тааксиенны, Мальта, ок. Mr. до н.э. Рис.20 Малььийский храм из известняковых плит: Хагар-Ким, Юго-Восточная Мальта. Возвышающийся над постройками справа башнеобразный менгир, возможно, представляет саму Богиню. Вторая половина IV тыс. до н.э. Рис. 21 Стоящая Богиня с тучными бедрами и ягодицами из святилища Хагар-Ким, Мальта, ок. 3500-3000 гг. до н.э. Рис. 21
Рис. 22 Кентавр с головой (или маской) человека и туловищем быка, покрыты! росписью из ре генерационных символов: его передние ноги имеют яйцевидную форму и расписаны черны! узорами в виде пузырей. В верхней части маски — знак «М», грудь пересекают три линии. Терракота, культр винча, Валач у г. Косовска-Митрови-ца, край Косово, ок. 4500г. до н.э:,т сота 19,5 см. Рис. 23 Богиня из Лепенски-Вира (Север: Югославия), сочетающая черты рыбн (рот), женщины (груди и вульва)и хищной птицы (птичьи лапы вмстте человеческих рук). Это каменш изображение стояло на краю ajmpi (святилище № 44) вместе с еще одно» яйцевидной скульптурой Богини-рыбы. Ок. 6000 г. до н.э.; высота51 см. Рис. 24 Яйцевидная скульптура из песчаника, изображающая вульву перед родами Лепенски-Вир, святилище №51, обнаружена на краю алтаря. Скулпптр была густо окрашена красной охрой. Размер: 18 на 13,8 см. Рис. 24 ии т. Религия Бог ини
Рис. 7-62 (1,2)Двабыкаи(3)сука с!3 щенками, рельеф на извеесняковой плите. Регенераиионные символы из храмов Таркси-снны; высота (1, 2) 27 см, (3)18 см. Рис. 7-63 Рис. 7-63 Птица, появляющаяся между рогов быка, рельеф на сосуде, святилище «жсиенны.
Мальтийские святилища строились попарно, чему лучший пример храмы Гжантийя и Мнайдра (см. рис. 5-25, 5-27). Как можно предположить, они представляли разные ипостаси Богини и были местами проведения разных ритуалов: более крупный западный храм — тех, что связаны со смертью и регенерацией, а восточный - тех, что связаны с рождением и возрождением не только природы, но и людей. Апсиды западных храмов сделаны из более темного красно-коричневого известняка globigerina и покрашены в красный цвет, тогда как восточные храмы выстроены из более светлого камня. Не исключено что парные храмы были посвящены парным божествам — матери и дочери или двум сестрам имеющим вид сиамских близнецов: изображения такого рода часто встречаются в Европе и в Анатолии VII—III тыс. до н.э. В святилищах Мнайдры и Тарксиенны были обнаружены глиняные статуэтки беременных женщин с отвисшей грудью и разбухшей вульвой; не исключено, что это — миниатюрные (в 5-6 см высотой) подобия Богини-роженицы (см. рис. 7-2). Нам трудно назвать их красивыми: Дж.Д.Эванс считал, что они «уродливы» и «патологичны»31. Однако очень важно постараться не проглядеть их символический смысл. Не принимать в расчет те или иные произведения доисторического искусства лишь из-за их несоответствия современным представлениям о красоте значит упустить нечто гораздо более значимое. Любопытно отметить что у обеих фигурок на спине есть 9 горизонтальных насечек — не исключено, что они обозначают 9 месяцев беременности. Эти статуэтки могли иметь вотивный характер их могли подносить Богине-роженице чтобы она поспособствовала благополучному разрешению от бремени Возможно что ролы проходили в восточных святилищах' посколь-kv именно там находят изображения ТЭ.КОГО Около святилища Хагар-Ким был также найден торс обнаженной женщины с большой грудью, общей высотой в 12,5 см (рис. 7-65). Поскольку эта статуэтка гораздо ближе к идеалу красоты XX в., она удостоилась пристального внимания археологов и получила имя «Мальтийской Венеры». Еще одно изображение чуть меньшего размера было найдено в святилище Тарксиенны: это изваяние нагой непринужденно сидящей женщины. К сожалению, головы обеих скульптур были утеряны. Но существует еще немало шедевров мальтийского искусства, чье назначение и смысл до сих пор остается тайной. Таковы найденные в ги-
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |