КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Та VII. Религия Богини
тарая уродливая ведьма с длинным носом, больши-и зубами и всклокоченными волосами, известная мд именем фрау Холле (или Хелл, Хольда, Перхта и:?.). Ее сила заключена в зубах и волосах; по ее воле дет снег, восходит солнце и происходит возрождение природы. Раз в году она является в виде белой лубки, как благословение, приносящее плодоро-ie. В виде лягушки эта самая Холле достает из ко-озиа закатившееся туда во время сбора урожая краске яблоко, символ жизни. Она обитает на холмах и пещерах (имя «Холле» может быть связано со сло-о\(«H6hle», «пещера») Ей, как Матери мертвых на Шество пекли «Hollenzopf», т.е. «хлеб Холле». Бу-да, которую именовали «Holler» или «Holunder», ыла священным деревом Богини. Считалось, что она бладает целебными свойствами и что под ней оби-тшумершие18. Эта могуществснняя богиня отнюдь е была вычеркнутз. из миоз мисЬологических поел-ставлений, но продолжает жить как прибалтийская \ Рагана сербская Мора или Морава баскская Мари | ирландская Морриган, польская и русская баба-яга! Баба-яга может оборачиваться птицей или змеей; I она высока ростом, тоща, у нее большой нос крючим и костяная нога, а живет она в избушке на курь- [иножках. Анализ происхождения этого имени вы-ляет характерные черты доисторической Богини, |древнерусском и сербскохорватском языках «баба» ачает «женщина», «старуха» и «пеликан», а «яга» нуееа») - «болезнь», «страх» и «гнев», что как раз (указывает на Богиню смерти. В протосамоедском |шке «nga» означает «Богиня смерти» или «Бог»19. [Чтокасается Западной Европы, то Богиня смерти на [бретонском именовалась «Анку», а на древнеирланд-ком - «Ahv» что означало «хранительница мертвых» |ш «матерь богов»20. Существует также лингвистическая связь между [Богиней смерти, наводящей морок, и недолговечным иогыльком или бабочкой. Ирландское «Маго» и литовское «More» означают «Богиня смерти» и «старая вдьма»; а греческое, славянское и германское •тога», «тага» и «morava» — «ужас», «кошмар» и Кночная бабочка или мотылек». Германское слово <Mahг» и французское «cauchemar» также связаны lдругс другом. Пугающая смерть превращается в бабочку, символ возрождения. Принижение Богини во всех ее формах и прояв- I лениях началось с индоевропеизации Древней Европы в IV и III тыс. до н.э. и было продолжено в историческую эпоху; этот процесс в значительной мере юпенсифицировала вся совокупность иудео-христи-анских традиций. Несмотря на попытки полностью «уничтожить, в особенности в Средние века, когда европейская инквизиция отправила на костер мно-щ мудрых и уважаемых женщин, — она не вполне утратила свое место как в жизни, так и в устной тра-шии. Богиня смерти и возрождения подверглась I кмонизации и, деградировав, превратилась в при- вычную нам ведьму. В рамках сравнительно новой дуалистической мифологии она стала воплощением всего недозволенного и «злого». Эта система верований представляла собой полную противоположность древнеевропейской религии, для которой жизнь и смерть, как и полюса природного цикла, были священны и неделимы. Но теперь земля перестала быть нашей Божественной Матерью, которой мы обязаны рождением и к который мы, умирая, возвращаемся. Божество перекочевало на небеса, а земля превратилась в край изгнания. Фольклорная ведьма/Богиня все еще имеет власть над рождением и смертью, лунными циклами и солнечной энергией, бурей и молнией или обладает способностью на них влиять. Она знает целебные травы и умеет гармонизировать жизненные силы человека, животных и растений так, чтобы грань между ними не нарушалась, а жизненная энергия не растрачивалась попусту. Она контролирует человеческую сексуальность, поэтому ее особенно страшатся мужчины. Ведьма губит новорожденных, поскольку и младенец, и темная утроба остаются в ее власти на протяжении 40 дней. У некоторых народов до сих пор существует обычай уничтожать плаценту, чтобы высвободить новорожденного из-под ее влияния. На Мальте принято при этом приговаривать: «Я хороню не тебя плацента но ведьму (Zagas)»21. Эти представления о ведьмах содержат в себе обрывки древних традшшй связанных с богиней вперемежкусихде-монизированными иудейскими и христианскими Идентификация Богини с утробой является одним из центральных мотивов и важным ключом к пониманию целой серии доисторических символов. Отнюдь не случайно, что ведьма в основном превращается в тех же животных, что и доисторическая Богиня, — в жабу, лягушку, ежа или рыбу. Символы возрождения Богиня, воплощающая регенерацию, являет себя в формах, ассоциирующихся с женскими половыми органами: лобковый треугольник передается треугольниками или «песочными часами» (двойным треугольником); вульва - овалом с точкой и линией посередине, а также в виде зерна, бутона и других аналогичных образов; матка предстает в виде рыбы или ежа, а зародыши — в виде лягушек или зайцев. В сочетании с фаллопиевыми трубами матка напоминает очертания головы быка, увенчанной рогами, — что, возможно, и объясняет тот факт, что идею регенерации чаще всего выражает именно этот мотив. Кроме того, Богиня может быть изображена в виде пчелы, бабочки, мотылька или другого насекомого к туловищу которого порой оказывается приставлена ее антропоморфная голова Насекомые могут представлять не только саму Богиню, но и Пш бутас М. Цивилизаця я Великой Sea
души, оставляющие тело после смерти или во время сна. Такого рода ассоциации зафиксированы как в исторических, так и в археологических материалах, и продолжают существовать в европейском фольклоре. Большие каменные скульптуры из Лепенски-Вира (их описание см. ниже в разделе «Погребальные практики») являются типичным примером совмещения Богини и рыбы или же рыбы, женщины и хищной птицы. Они были обнаружены у изголовья алтарей в треугольных/трапециевидных святилищах. Здесь, как и в других святилищах в окрестностях дунайских Железных Ворот, во время погребения в жертву Возрождающей Богине приносили рыб, собак, косуль и вепрей. В мальтийских святилищах и в подземных гробницах яйцевидной формы были найдены возлежавшие на ложе скульптурные изображения рыб (см. рис. 7-107). Подземное или ночное ложе равно указывает на переход к новому рождению. Чаще всего в святилищах присутствуют изображения Богини в облике лягушки или жабы: они, как и аналогичные амулеты из мрамора, алебастра, зеленого камня, слоновой кости или глины, встречаются на протяжении всего неолита и бронзового века, а затем и в историческую эпоху (рис. 7-33). Представление о «блуждающей матке», которая имеет вид лягушки, было широко распространено от Египта, Греции и Рима вплоть до Северной Европы уже вполне исторического периода, а в некоторых местах оно сохранилось по сей день. Этот образ уходит в глубокую древность: вырезанные из кости изображения полуженщины-полулягушки появляются в эпоху верхнего палеолита. В эпоху неолита и в более поздние пе-риоды изображения лягушек нередко имели антропоморфные черты и были снабжены вульвой или человеческой головой. Време-нам и вместо голов ы мо г быть бу-тон Рис. 7-34 Рис. 7-36
W7tt~.!4>-! Рис. 7-35 Женские репродуктивные opi ны: рисунок из медициной учебника, обнаруживают удивительное сходство с очерч ниями бычьей головы. Рис. 7-34 Изображение Богини-ежихи на крышке большого сосуда. Культура караново-гумельница. Кэ-шиоареле, островное поселение на Нижнем Дунае, Южная Румыния. Ок. 4500-4300 гг. до н. э.
Рис. 7-36 Бычья голова с большими рогами: рельефное изображение на антропоморфном сосуде, представляющем женскую матку. Раннекикладская культура, приблизительно конец IV тыс. до н.э.; высота 10,5 см.
Начиная с V тыс. до н.э. частью европейской ико-юграфии становятся изображения ежей. В Румынии нБолгарии были найдены сосуды в форме ежей куль-пры караново; их крышки имеют антропоморфные чфты Богини (рис. 7-34). Если брать более поздний криод, то ежеобразные сосуды и статуэтки этих жи-ютнш были обнаружены в микенской культуре XIV- Ш вв. до н.э., а также в греческих и этрусских гробницах IX-VI вв. до н.э. Среди находок были и больше ежеобразные сосуды (пифосы) со скелетами ищенцев: это своеобразный синтез трех взаимосвя-анных символических образов: могилы, утробы и аа. В альпийских землях вплоть до XX столетия существовал обычай класть в могилу колючий шарик, окрашенный в красный цвет. Такие же шары приносили в церковь Деве Марии, чтобы испросить помощи при проблемах с маткой. В записанном всереди-неХХ вв литовском фольклоре есть уппминание о ставок, которая в коровьем хлеву оборачивается ежом. Еще более эзотерическим символом утробной регенерациииожно считать бычью голову или череп (бу-Чшию). Сходство между букранией и формой женкой матки в сочетании с фаллопиевыми трубами было шечено художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка (рис. 7-35). Это можно рассматривать как вполне возможное, хотя и эзотерическое объяснение важной роли данного мотива в символической системе Древней Европы, Анатолии и Ближнего Востока. На некоторых антропоморфных сосудах втом месте, где должна находиться матка, изображена воловья голова (рис. 7-36). Некоторые сведения о символической роли бычьих голов можно почерпнуть из настенных росписей Чатал-Хююка. На многих из них букрания либо изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка, либо расположена прямо под изображением Богини в обличий лягушки. От начала неолита до конца минойской культуры в керамическом искусстве прослеживается постоянная связь между букраниями и символикой силы и регенерации. Мотив бычьей головы встречается на расписной керамике кукутенской культуры (рис. 7-37); ее небольшие рельефные изображения можно часто видеть на керамике культуры бутмир. В святилищах культуры винча археологи находят букрании, обмазанные слоем глины (см. рис. 3-16). В подземных гробницах Сардинии бычьи головы являются доминирующим мотивом, символически передавая идею регенерации. Они - или, вернее, матка - изображались над входом или поблизости от него, а в некоторых пещерах сам вход имел форму воловьей головы с большими рогами (см. рис. 7-112, 7-113). Чтобы попасть в это подземное святилище, надо в символическом смысле пройти через священную утробу. То, что между головой коровы, быка или вола и женской утробой имеется тесная связь, также подтверждает наличие ассоциации между волом и водой, источником жизни. Согласно литовским легендам, вол появился из воды, и волами созданы облака и озера. Неолитические, минойские или микенские скульптурные изображения крупного рогатого скота были украшены узором в виде сетки или яиц, покрытых сеткой. Этот сетчатый мотив являлся символическим обозначением жизненной влаги или околоплодной жидкости. «Священные рога», которые начинают появляться в III и II тыс. до н.э. и особенно характерны для минойской культуры Крита, продолжали служить символическим обозначением утробы и регенерации. С античных времен между «священными рогами» изображали цветы и растения, живые деревья. От бычьих голов поднимались пчелы и бабочки, порой снабженные антропоморфными головами, -таковы, во всяком случае, изображения на минойских сосудах и храмовых фресках (рис. 7-38). Благодаря Овидию, Вергилию и Порфирию мы знаем, что в Риме мотыльки и пчелы считались душами людей, порожденных волом. В рамках кукутенской культуры начала IV тыс. до н.э. найден вырезанный на костяной пластине абрис воловьей головы, в которую вписано изображение богини с воздетыми руками и с силуэтом «песочных часов» (рис. 7-39). В данном случае
Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо т
она представляет не смерть, но возрождение. На одном из пещерных рисунков из Испании богиня также имеет силуэт «песочных часов», птичьи лапы вместо ног и рук, пчелиные глаза и усики, а также три линии на лице, что является отличительным признаком Богини-птицы (рис. 7-40). Иначе говоря, это одновременно хищная птица, женщина и пчела, символ смерти и возрождения. Богиня-птица также является участницей процесса регенерации. Изображения ее самой, ее груди и ожерелий можно видеть в мегалитических гробницах (рис. 7-41). При этом ее грудь функционирует не как источник питания и земного благоденствия для живых, но как залог воскрешения мертвых. Именно такую роль она играла на 3 ООО лет ранее в святилище Чатал-Хююка, где изображения грудей были рельефно вырезаны на стенах поверх черепа грифа: иначе говоря, губительный характер Богини был перекрыт символом жизни. Ее жизнедарительные функции всегда одерживают верх в то время как ее гибельное воплощение, имеющее обличие хищной птицы есть неизбежная но вре-менная, переходная фаза,. Вездесущая Богиня-змея как в благодетельной, так и в ядовитой ипостаси имеет отношение не только к миру живых, но и к царству регенерации. Она выступает как символ воскресения и бессмертия, что, конечно,объясняется ее способностью пробуждаться от зимней спячки и сбрасывать старую кожу. Змей часто изображают в свернувшемся виде, причем порой в обратном направлении, тем самым напоминая о приливах и отливах жизни, смерти и возрождения, о циклической непрерывности времени. Эти извивающиеся обитатели темной влажной земли посланники таинственного подземного мира владеют тайной конечного парадокса: смерть пере-ходит в жизнь Рис. 7-37 Сосуд с протомом в виде бычьей головы. Роспись из змеевидных спи лей и яиц указывает на ее связь с регенерационной символикой. Классический период кукутенской культуры, Пойнешти. Ок. 4200-4100 гг. до ] н.э.; высота 19см. Рис. 7-39 Пунктирный силуэт Богини! | виде «песочных часов» на кос- 1 тяной пластине с резным и зо-1 бражением головы быка. Куку- 1 тенская культура, Западна Г Украина. Ок. 3700—3500гг. | до н.э.; высота 17 см. Дим VII. Религия Бог ини
Гк.7-38 foe. 7-39 Рис. 7-38 (1) Богиня, восстающая из головы быка. Деталь росписи на сосуде позднеминой-ской I культуры (Псейра, Восточный Крит): возрождение новой жизни предстает как появление бабочки между рогами быка, который символизирует матку. (2) Богиня в короне и с крыльями бабочки поднимается между рогов. Оттиск печати, Закрое, Восточный Крит, среднеминойский период III. Рис. 7-40 Рис. 7-40 Богиня с силуэтом «песочных часов», птичьими лапами, пчелиными глазами и усиками. Тройные линии - отличительный признак Богини-птицы. Поздний неолит, Южная Испания; высота 11,2 см. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т
Рис. 7-41 ■^■^•^^^ -v \ Рис. 7-41 В мегалитических галерей»! фобницах Богиня часто бы» ет представлена изображай! фудей и ожерелья, по которму ее и можно опознать. (1) Г нитная статуя-менгир из мй литического комплекса а< рейной гробницы. Кейте. о Гернси Великобритания 3000-2500 гг. до нэ; выа 153 м (2) Изображение соке* лий и фудей из мегалитически гробнииы Белле уBvddh Уа. Франция., приблииитёльв! 3000 г до н э
Мужские божества Малое число мужских скульптурных изображений в местах неолитических поселений и в могильниках не означает, что они имели менее божественный характер или представляли обычных смертных. Я не буду называть их «героями», как это делает в своем важном исследовании «Богиня и ее герой» (1983) Х.Геттнер-Абендрот, поскольку вижу в них партнеров, супругов и братьев богинь. Хотя мужское начало не расценивалось как источник жизнепорождающей энергии, а представления об отцовстве в древние времена просто не существовало, тем не менее считалось, что мужская физическая и сексуальная сила магиче-ским образом преумножает производительные способности женщины. В эпоху неолита между мужским и женским полом не было дихотомии: напротив, было представление, что их слияние производит энергию, необходимую для умножения жизненных сил приро-ды. Так, некоторые регенерационные изображения богинь наделены мужскими гениталиями или фаллическими шеями. Можно выделить как минимум пять категорий мужских божеств, за которыми на протяжении всего их существования была закреплена одна и та же поза. Некоторые из них восседают на стуле или на троне, что говорит об их безусловно важном положении. Однако, в отличие от женских божеств, в чьей утробе зарождается жизнь, они не являются порождающи- ми божествами; кроме того, они не относятся ни домашним, ни к храмовым божествам: исключи составляет фаллический бог, чьи изображения чрредуются с изображениями змеи или Богини-змеи. Oi-сутствие их в святилищах и жилищах можно объсснить тем, что мужские божества ассоциировались дикой природой и растительностью. Вероятно, а культ имел место на лоне природы, а потому от нет практически ничего не осталось. Могучее и умирающие боги растительности Лучше всего в неолитическом искусстве Юго-Вое точной Европы представлен тип «горестного стрцца» который спокойно сидит на стуле, положив руки колени или подпирая ими подбородок. Эти скульптурные изображения зрелого или стареющего божс характерны для ряда культурных групп VII-IVтыс до н.э. Одно из них было найдено вместе с женскс* статуэткой неподалеку от Черного моря на кладбшш Чернаводэ культуры хаманджия (Румыния). Обе фигуры представлены в сидячей позе. Мужчина сидитн стуле и, поставив локти на колени, руками подпирая голову: его положение напоминает «Мыслителя» k дена. Поскольку он был захоронен вместе с женкш божеством, которое, по всей вероятности, представляет древнюю Мать-землю, то можно предположил, что этот горестный бог олицетворяет умирающую растительность (рис. 7-42). Должно быть, это - доист*
!ш VII. Религия я огин и
рический аналог льняного бога Лина, который проводит зиму в вдесемени, весной рождается, летом умирает и снова возвращается 11 землю. Итифаллические изображения I юношей (рис. 7-43) скорее всего представляют оплодотворяющее могущество весны. Этот Могучий Бог мог быть супругом-консортом | Богини. Как мы знаем по историйки зафиксированным мифоло-|гиям, у целого ряда богинь были супруги-консорты: у Деметры — Дионис, у Артемиды - Актеон, у |Геры - Геракл, у Афины - Эрех-й, у Кибелы - Аттис. Не исклю-JitHO, что за пять тысяч лет до IДревней Греции богини также | мели супругов-консортов. Указания на существование священно-обрака - изображения обнимаю-| щихся пар — восходят к раннему | неолиту. Фаллическое ббжество м и Змей Фаллосы и изображения стоя-хитифаллических божеств (рис. М4) - возможные прототипы гре-жких герм и Гермеса, который крвоначально был фаллосом или |неем. В последнем качестве он залогом плодородия, всякого преумножения и здоровья. ческий Гермес был богом уда-, приносящим богатство и умно-стада. Судя по всему, важ-|ш роль фаллических божков, (шических конструкций и змей ■ Ьерет начало в доисторических ременах затем она прошла через ечекую и римскую историю и лась вплетена в современный ьклор. Кентавры Кентавры с туловищем быка и повой йеловека (цветная яклей- и22) были существами, стимули- ашими жизненные силы. Они им хорошо известны по древне- ческим сосудам, на которых их |юоббржали рядом с древом жиз- |и. На Кипре периода халколита Рис. 7-42 Рис.7-43
Рис. 7-42 Сидящие в задумчивых позах женское и мужское божества в масках; найдены в могиле. Возможно, что это- предшественники умирающих и воскресающих богов растительности, хорошо известных по историческим мифологиям. Культурахаманджия, Чернаводэ, черноморское побережье Румынии. Ок. ХLVIII-XLVIIвв. до н.э.; высота 12 см. Рис. 7-43 Итифаллическая статуэтка юного могучего бога, сидящего на табурете. Породин, Южная Югославия. Ок. 6000 г. до н.э.; высота 5,25 см. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой fewj
Рис. 7-44 Итифаллическое изображение юного бога, возможно — предшественника эллинского Гермеса. Терракота. Культура сескло, Сескло, Фессалия; высота 9 см. Рис. 7-45 (a) Сидящий бог в маске с крюком в руках, наручным браслетом и поясом с росписью в виде зигзагов. Культура тиса, Сегвар-Тюзкёвеш, Венгрия. Начало V тыс. до н.э.; высота 25,6 см. (b) Деталь. (ок. 3500-3000 гг. до н.э.) ио жения кентавров клали в моп чтобы помочь возродиться уме*-шему. Хранители дикой природы Не исключено, что у мужсш божеств была еще одна фнв> ция - функция хранителей леса диких животных, поскольку № добный мотив можно видеты фольклоре и обычаях Северно! Евразии. Фигура Хозяина леса! повелителя зверей до сих пopcj-: ществует в фольклорных преда» ях, распространенных от Ирландии до России. Этот тип божеса трудно идентифицировать на нове археологических данньц| поскольку его культ насколыэ можно судить, происходил «I домах или святилищах, а налов природы. Я полагаю, что протон пом этого божества был тот сами! получеловек-полузверь которого изображали на стенах палеолит ческих пеЩСр ряДОМ со СТЙДЗ.Щ! животных. На одной из стеннш росписей Чатал-Хююка мои» видеть мужскую палкообоазнга фигуру которая держит грифи! считается что этеГ- изображеи Повелителя зверей СнимчегГ ется аналогичное изображен»| женской rtmrvnbi идентиЛини-Г отемой[каГповелительницаТ вотных. Возможно что это был парные божества. В Венгрии была найдена ж имеющая аналогов скульптур культуры тиса, которая обычно именуется изображением «Взрослого мужчины, держащего крюв возможно, что это предшественник божеств, известных в историческую эпоху под именами Сил> вана, Фавна и Пана (рис. 7-45). Все они считались духами лесая защитниками животных, а крои того, — охотниками, которыхта*-же изображают с крюком в руке Ш УН. Религия я огин и
Священные изображения И их происхождение Все святилища можно разделить на | ж основных категории по типу культа Богини: в одних поклонялись богиням, оберегавшим жизненную энергию, и Хранительницам рода (Богине-птице, Богине-змее, Роженице, Кормилице или донне), в других осуществлялись ри-туалы, связанные со смертью и возрож-книем: Богиня здесь могла быть представлена разными воплощениями — в |ичестве грифа, рыбообразной или ля-кообразной Богини регенерации, в I вде регенерирующей матки, имеющей форму бычьей головы, треугольника или иойного треугольника («песочных чаяв» или «бабочки»). Ранненеолитиче-сюй Беременной Богине поклонялись во дворе у хлебных печей. Мы рассмотрим несколько раскопанных ранненеолитических поселений, в вторых были найдены следы поклоне-ш различным божествам или разным Е ипостасям, которое могло происхо-шьвсвятилище или во дворе. Большая петь материалов была получена из святилищ Ахиллейона (Фессалия), датирующихся 6400-5600 гг. до н.э., и Чатал-Хюкжа (Центральная Анатолия), чьи шгочисленные храмы восходят к VII тыс. до н.э. А хиллейон Это расположенное неподалеку от | Фарсалы (Южная Греция) поселение относится к неолитической культуре сеск-I ло: в 1973 и 1974 гг. его раскопки были осуществлены автором этих строк, со-| иестно с Шейном Уинном и Дэниэлом лабуку22. Его существование охваты-нет период с середины VII до середины VIтыс. до н.э.: эта хронология основана и 42 радиоуглеродных датировках и достааочных стратиграфических и типологических данных. В Ахиллейоне было найдено несколько святилищ, 200 ми-шторных статуэток и церемониальных платформ с ямами, в которых разжигали огонь для жертвоприношений. Все зти находки имеют важное значение с точки зрения изучения данной религии. Более того исследование Ахиллейона ■шало, что культы имели разную ло-шизацию, и каждое место было посвя-
Мастерская Очаг
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |