![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины длительного существования французского романтизма, его этапыФранцузский романтизм. Во Франции произошли события, которые положили начало романтизму вообще: революция 1889 г. разочарование в ней Наполеон из 1 лекции Романтизм живет очень долго vsАнглии и Германии (романтизм затухает уже в 3 десятилетии, кризис) Реализм 19 века, натурализм (а романтизм еще существует) Причины: сама действительность: смена идеала и разочарования, стремления к нему и разочарования. Революция 1830, 1848, 1871(всплеск общественной в лице Парижской коммуны). Страна находится в постоянном стремлении к преобразованию, неудовлетворенности этими преобразованиями, новое стремление и новая неудовлетворенность.—это и есть историческая причина долголетия фр. романтизма. еще одна особенность: страна в которой происходят события.VSГермания: романтизм смотрит со стороны, он умозрительные, абстрактно осмысляет: что есть идеал, реальность? А во Фр. все эти процессы проходят через человеческую судьбу. Гораздо менее философичен, более психологичен. Сосредоточен на человеке, у которого эти переживания отражены в личных переживаниях. Краткий курс истории: революция 1789- якобинский террор, казнь вождей. Буржуазия добилась своего, хочет какой-то стабильности. Но народные массы взбудоражены. Нужна централизованная властьàвласть Наполеона. Но когда Наполеон свергнут в эпоху Реставрации, перед буржуазной Фр. стоит вопрос: как наладить отношения с победившими её державами? Фр. нуждается в ценрализации: 1830 король из династии Бурбонов: Филипп Эгалите. Становится королем Луи Филиппом. Фр. для всей Европы—волнующий очаг Несет опасность нового потрясения. Французы чувствовали зыбкость каждой ситуации, чувство неуверенности. Сталкивались интересы разных людей: буржуазия (недовольство нынешним положением), дворяне (верность прежним идеалам), народные массы (постигшие, что такое борьба). Ноосуществимость своего желания. 1 этап романтизма. внимание к человеку, который является современником всего этого. появляется психологизм (очень важно). нет фантастики (потом только, под влиянием Гофмана.) лишен символики, все очень конкретно, т.к. речь идет о конкретном современном человеке. до 1814 (до эпохи Реставрации) появляется человек с конфликтом чисто внутренним, психологическим. Создание психологического романа. 18 век вообще богат романами, но там всегда все, что происходило с человеком, обусловлено внешним воздействием. А тут все, что происходит с человеком – происходит внутри него, причиной является он сам. Самые яркие и самые замечательные имена. Жормена де Сталь. появляется в русской литре Пушкин «россыпях» продолжение 18 века, 1 ое произведение: переход от 17 к 18. дочь крупного финансового деятеля, принял участие в революции, свободомыслящий. Она получала образование по влиянием Просветителей, конечно же их читала, когда было 18 лет –умер Вольтер и Руссо. Но она ощущала и новое время, был интерес к событиям, всегда в центре большого круга людей, жена шведского посла во Франции, всегда в центре культурной жизни. у нее было имение в Швейцарии в Копе: там был Шамиссо и обрел равновесие, жил долгие годы А.В.Шлегельк качестве воспитателя. Писательская судьба: размышляла о том, какая должна быть литра: 1800 «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями». Хар-р литры зависит от внешних факторов, а также воздействует на дух и нравы народа. Литра лучше развивается там, где есть свобода. Наполеон был ей недоволен, предложил удалиться из Франции. 1810 – продолжение «О Германии». Общалась со Шлегелем, отчетливо ясны идеи немецкого романтизма. Германия –страна духовных интересов. О университетах, о бюргерстве, о том, что это страна философов: Кант, Шеллинг, Фихте. Погруженность в духовный, внутренний мир. Почтительно отзывается о романтиках. Роман «Дельфина» 1802 переход от 18 века –эпистолярный роман. время действия: 1892 год—недавно, революция. характерная линия для Руссо: религия сердца, сердечная близость, сродство сердечное. дворянское общество в процессе крушения. Любовь Дельфины и Леонса. Сильная, страстная, избирательная любовь. Брак не состоится, т.к. препятствует мать Леонса(считает, что он должен жениться на благоразумной женщине). 1 концовка: Дельфина кончает жизнь самоубийством. 2 концовка: умирает естественной смертью(это большее соответсвует сильной натуре героини). Сила натуры - новая тенденция,, романтическая. 1807 (время знакомства со Шлегелем: образ человека искусства появляется неслучайно) «Коринна, или Италия» романтический роман. место действия – родина искусств (от немцев). царит идея общества равных. (Неудовольствие Наполеона). Коринна—женщина-поэт, сильно все переживает. Также и свою любовь. Готова ему подчиниться, но он сам ощущал ее незаурядность. Его смущала «королева в цепях, и он не мог наслаждаться своей властью». романтический образ исключительной личности. романтический герой не может обрести свое место в мире у французских романтиков всегда конфликт: человек / общество. Франса Рене де Шатобриан аристократ, эмигрировал В эпоху Реставрации вернулся. сделал прозу поэтической маленькие романы: повести. размышлял о том, что разрушило Просвещение и революция? христианство. Активный противник Вольтера. Идея разрушенного христианства, которое нужно восстанавливать «Гений христианства». худ.произведение: идея единого романа «Начезы» (индейские племена). НО потом два романа: 1801 «Атала» и 1805 «Рене». Рене - европеец, гонимый несчастиями и страстями. Появляется в Америке среди индейцев, слушает рассказ индейского мудреца Шоктас. Здесь появляется новая форма исповеди (вместо эпистолярного жанра). Различие чувства в сентиментализме и романтизме:
«Атала»: как не состоялась любовь между людьми, т.к. они состоят к разным племенам. Атала кончает жизнь самоубийством. Что должно этому противостоять? Смирение, покорность высший воли. Идеал покоя: вечный покой природы. Такой должна быть человеческая душа. Это иллюстрация к трактату «Гений христианства». «Рене» герой на христианской земле. пережил чувство потрясения, чувство постоянной изменчивости. знает, что не найдет покоя, это чувство его гонит- гонение изнутри. Шатобриан на этом примере выводит иррациональность как закон, который определяет судьбу человека. Внешне ничего не происходит, потрясения именно внутренние. С чего начинается гонение изнутри? чувство вины: вина перед отцом за то, что мать умерла при родах. Обреченность с самого начала, хотя его вины совершенно нет. Затем, когда подрастает, отец умирает, наследство старшему брату, а любимая сестра уходит в монастырь (позже узнаем, что она испытала к нему женскую страсть). Речь идет о том, как меняется историческая действительность и как она заставляет почувствовать, насколько все в этой жизни обесценено, непрочно, насколько нет ничего значительного, постоянного. У романтического героя нет антагониста, антагонистом является он сам. общество само не показано, герой просто погружен в себя àчувство неизбывности одиночества. Герой и у начезов чувствует себя чужим. Это факт человеческого существования. «Замогильные записки» мемуары о том общественном, что произошло: отзывы о Наполеоне, о законодательстве. Уйдя из правительства Луи Филлипа, он остался ни с чем, для заработка перевел «Потерянный рай» Мильтона. Честная бедность. Этьен де Сенанкур«Оберман» роман написан под влиянием Рене эпистолярный: письма одного героя. постоянное подчеркивание одиночества стремление уйти от людей. любовь- возможность скучать всместе. Предуведомление к роману: герой не действия, а чувства. Нет драматического движения, нет искуучной интриги, ничего такого, что бы делало произведение занимательным. Констант Связан со Сталь. «Адольф»- попытка изобразить одну из нравственных болезней века. 1806. написал, 1816 опубликовал. Не хотел, чтобы в содержание произведения увидели отображение его отношений с мадам де Сталь. 1816 – байроновская слава, Байрон раньше всех создал тип, который так и называют байроническим. А у Константа он появился гораздо раньше. У Шатобриана – страдания человека идут от нарушения норм, положенных Богом. У Констана: иначе. Герой, который расходится с нормами, созданными не Богом, а обществом. Анализ собственных чувств, осознание, что они иррациональны и невозможность с этим бороться. Человек ко всякому равнодушен. Отдал рукописи издателю, тот хочет напечатать, ему все равно. Это исповедь, но не перед Богом, не пред священным лицом, а перед самим собой. Любовная линия: эгоцентризм героя. Появляется общество, которого он не приемлет. Оно [общество ] тяготеет над нами, его глухое влияние так велико, что подгоняет нас под свой образец. Женщина, которую он любит, погибает. Сострадание, смешанное с усталостью. Любовь – живое наслаждение, но она перестала быть целью, она уже связывала меня. Чувство, получив отклик, теряет смысл. Достигнутый идеал – не идеал. Из-за постоянного самоанализа у героя происходит разлад с самим собой. События, которые происходят, но ничего не меняют. Его женщина умирает, но конфликт остается. Женский образ имеет образ вспомогательный. Психологическая проза –основное достижение этого этапа. Показать чувств, а не события. Сталь «События в романе нужны лишь затем, чтобы заставить случай показать страсти человеческого сердца». 2 этап с начала эпохи Реставрации и захватывает 20, 30 годы, вплоть до 40х. до момента приближения 3 революции, захватывает революцию 1830 года: напряжение 15 лет, изгнание Наполеона. Французы не наблюдают за революцией, как англич. и немцы, а переживают ее. Особенности 2 этапа: 1. создание новой драмы 2. развитие историзма 3. богатство лирики. А. де Мюссе «Исповедь сына века» 1836 г.- после 2 революции. Название: если у Костана, Шатобриана – роман нес имя героя, подчеркивало его единственность, индивидуальность. здесь: человек – символ для своего века, типичный для своего поколения: пламенного, бледного, нервного. Откуда это: от постоянной смены режима. Герой его размышляет о происходящем, об истории.и видят, что все происходит то же самое в том смысле, что угнетенные поднимались против угнетающих. Только форма борьбы меняется, народы научились улыбаться. Размышление о фигуре Наполеона: двойственное отношение. А что после Наполеона? Священный союз «Царственные пауки разорвали Европу на части». Степень субъективности достаточно значительная, автор рассказывает о пережитом, о чувствах, а не о фактах. Есть сочувствие в том смысле, что они чувствуют вместе. У Мюссе взгляд более суровый, и время тоже суровое, душа героя мечется и не вызывает сочувствия, очень плохо его направляет, ничего совершить не может, ничего не делает, т.к. хочет независимости, стремление к одиночеству принимает такую форму. Человек, у которого старый дом разрушили, нового не построили. Одиночество мало привлекательное, не вызывающее сочувствия, но тем не менее обусловлено. Жизнь развеяла иллюзии героя (жена и друг предали его, причем не из-за страсти, а из любви к легким отношениям). Рядом есть гедонист, циник: считает, что жить надо наслаждением. Герой понимает, что это так, но приять эту позицию не может. Нет своей позиции.становится недоверчивым. Когда в жизни встречается другая любовь, не доверяет ей. Понимает, что не может быть счастливым. Состояние без вывода, без окончания. Понимает, что его состояние не представляется нисколько привлекательным. Вспоминает Шатобриана: тот водрузил отвратительного идола на мраморный пьедестал. Тип одинокого, мечущегося человека – деградация личности. Что возникает во втором этапе? Новая драма. Фр. родила классицизм, законодатель драматургического творчества. Сам ход фр. истории говорит о невозможности однозначного ответа на вопросы. Классицизм отживает, Шлегель первый сказал, что образец тв-ва–это Шекспир. Французы это практиковали. Драма- произведение, которое должно передавать жизнь, дейтвительность. А она очень сложна и противоречива, это борьба 2 начал, которые не могут прийти в равновесие. Шекспир – образец. У него него нельзя найти полож. и отриц. героев. Теория о том, что драма должна быть новой. Фр. академия: романтизм—это чудовище. Стендаль: «Расин и Шекспир». Он критикует классициста Расина, Шекспир – это и есть романтизм, романтизм – явление вневременное. Опровержение романтизма: Гюго кружок «Сенакль» - новое романтическое ис-во. 1 произ-ие драма «Кромвеель»: важно предисловие – серьезный эстетический доумен фр. романтизма. все жанры соответствуют определенные периоды: античность – ода и гимн, средневековья- эпос и эпопея, новое время- драма. Драма должна быть соответствующей человеку его подлинной сущности. Подлинная сущность – это христианский человек, борьба противоречий: возвышенного и низменного. Состояние тревоги и борьбы. Дрма должна борьбу отразить. вообще все, что существует, должно быть предметом ис-ва. Великое – это не тольео прекрасное, это и смешное. Прекрасное – не только красивое, но и безобразное. ПОлная противоречивость. Драма – ежедневное противоречие, ежеминутное борьба 2 враждующих начал, кот-ые всегда противостоят друг другу в жизни и спорят за человека от колыбели его до его могилы. Гротеск- сочетание великого и смешного. Того, что производит впечатление потрясающее и одновременно обезображено-смешное. От великого до смешного один шаг. драма «Эрнани». испанский герцог под видом разбойником. появилась незадолго до революции 1830 года. настроение массы: отражение всех противоречий, волнений, тревог. Направлена против классицизма, на премьере были и сторонники классицистов. Потом они подрались, но классицистические произведения сошли со сцены. Мюссе «Лорезаччо». развитие историзма. До 48 г. – около 100 истоич. драм и романов. внутренне неустойчивый герой, противоречивый человек. Не полож. и не отрицательный. Вывод: абсолютного не существует. С надломленной душой неоднозначный человек. Образы женские напоминают классицистические: красота (1 образ) и порочность(2 образ). Другие авторы драмы: А. Дюма старший (Генрих 3). Историзм: историзм встал на повестке дня. Во Фр. разрабатывают теорию истории 2 человека: Гизо (придает особое значение тому, что изучение, показ истории имеет и нравственное значение-защитник новой драмы) и Тьери. Тьери и Гизо рассматривают историю как нравственное совершенствование, история – это прежде всего борьба, постоянное движение времени, нравственности, человеческих понятий. Вальтер Скотт - создал истоичсекий роман. французы взяли у него понятие сути исторической эпохи. У него впервые 17 век/ Средневековье не как фон, а как конкретная эпоха. Исторические персонажи наряду с вымышленными. Исторически местный колорит Сильные характеры. Отличия французов от Вальтера Скотта: · история как движение народных масс, а не сильная личность, как у Вальтера Скотта. А.деВиньи: История – это роман, герой которого народ. · введение любовной линии, страсти. Исторические романы: А. де Виньи «Сен-Мар». -введение: смысл исторического – это утверждение правды истории по праву художественной типизации: писатель, понимая эпоху, описывает сцены, где она отражается наилучшим образом. Совсем необязательно, чтобы они были достоверными. Воспроизводит события так, как считает нужным. История – постоянное возвращение, то, что происходит, уже было. История имеет свои закономерность (идея Вико). Ришелье борется за создание монархии и 1789 г- ее конец. Причина гибели монархии: упадок дворянства. Рождение и гибель одинаковы. Рождение монархии: дворянство подавлено. Монархия должна пасть, так как она без оков, какой сделал ее Ришелье. Содержание: заговор феодалов против Ришелье. Персонажи: исторические деятели, но не все достоверно. Ришелье – хитрый и честолюбивый. Людовик 13 – слабый. Народ: неуправляемая масса. исторические фигуры, высказывают свои мнения: Декарт, Корнель, Мильтон. Сен Мар – свидетель жестокости кардинала, пытается противостоять. Причина противостояния: любовная линия- упор на психологию героя. Влюблен в принцессу, которая потом станет Польской королевой. Это чувство заставляет встать в оппозицию к кардиналу. Но любовь обречена на неудачу. Счастливо любви не бывает. Драматичная фигура. Цепь интриг. Очень напряженная действительность. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Исторический роман 31г. идея гротеска – ср-во передать один из вариантов значительного (Кваземодо). роман не предполагает благополучного конца, завершения. Тройное ананке («рок») тяготеет над человечеством: ананке догмы, законов и вещей. Клод Фроло: ананке Догмы. Это очень живой средневековый город: Париж. Фигуры разных сословий. Далекое зарождение буржуазного начала: Людовик 11 в потертом костюме, заигрывающий с 3 сословием. несоответствие идеала ее идеальной сущности: Эмеральде не дано воплотить любовь, которую на испытала; Квазимодо вего чувствами. Романтический человек, который несет в своей душе то, чего в действительности не обретает. Образ собора: символическое наполнение образа. Символ вечности. В нем разворачиваются трагедии, он безмолвный свидетель того, что в жизни трагического происходит и будет происходить. Впервые появляются босяки, нищие в толпе. последний роман «93 ий год» пишет в 1874 г. Перед Гюго урок 3 революции: 1789, 1830, 1848. Гюго активно пытался принимать участие в жизни общественной. Малый республиканец. Для него ход истории – лично ощутимый. Исход каждой революции- трагические судьбы людей. Революционер, Симортен? ярый якобинец и его ученик Говен и на др. стороне контрреволюционер Маркиз де Лонтенак. Сталкивается идейное и человечное. Говен, который должен схватить Лонтенака, он его отпускает. Лонтенак вернулся в горящий дом, где остаются дети, и только поэтому появилась возможность его поймать. Человеческий шаг вызывает человеческое отношение Говена. Симортен должен казнить Говна, он казнит его, но у него не выдерживает сердце. Революция ударяет по человеческой судьбе. Человек должен остаться человеком. А это очень сложно в эпоху революции. Жорж Санд «Аврора де Тюва» дилогия: «Консуэла», «Графиня Рудольштат» исторические источники + воображаемые. Конкретных исторических героев нет, события есть. Открытых исторических конфликтов нет. Консуэла – артистка, певица. (от немецкого романтизма) Атмосфера культуры, которая противостоит страшным событиям действительности. Фридрих Прусский, Вольтер – исторические лица, он есть, но роли не играют. Сообщество невидимых (похожи на масонов) – идеи революции 1789 г, кроме одной. Идея бескровного изменения мира, бескровной революции. Личность героев беспокойная, зыбкая. картина исторического момента: постоянная борьба. Лирика все в кружке Сенакля были лириками. Стихи переводили русские поэты, 19 века в особенности. Альфред де Ламартин (не принадлежал к Сенаклю, его любил Лермонтов) есть стих. –ие «Одиночество»-полное тоска, мрака и уныния. Гюго «Лунный свет» ощущение человеческого одиночества.очень живой человек. Неопределенность душевного состояния.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |