Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гейдельбергский романтизм, его связь с историческими событиями времени. Идея «народности», обращение к фольклору («Волшебный рог мальчика» А.Арнима и К.Брентано, сказки бр.Гримм)




Идея немецкого национального вопроса. Встал вопрос о том, что Германия должна быть единой страной.

Первый - непосредственная реакция на революцию; вывод о неосуществимости идеала; задуматься, как устроен мир - двойственно; сложность мира стала основой романтизма в Германии; передовая страна в отношении наблюдения; Иенский романтизм - художник во главе угла, искусство - сосредоточие идеального; сформировало романтическое отношение в целом; ключевая фигура первого этапа - Байрон - влияние на представление об искусстве; "Пророк" Пушкина; пророк - это художник

Немецкий романтизм окрасил русский; индивидуальность - "Молчи, скрывайся и таи"; всё обосновано в теории немцев

Второй этап; в основе - исторические события; Наполеон; новые тенденции в немецком романтизме; 1812 - Шлегель; время выдвигало новые соображения; Наполеон с 1801 начинал захваты; фигура с самого начала очаровала - взлетел, совершив невозможное; это восхищало настолько, что Гёте сказал о рождении новой эпохи; мощная человеческая личность; восхищение быстро сменилось, потому что он оказался захватчиком

В Германии настроение двойственное: величие Наполеона признавали; вопрос о том, что представляет собой сильная личность; какие права она имеет; в годы войны всегда встаёт вопрос о народной массе; кто воюет, кто защищает - сила, народная масса; внимание к народному, к фольклору, к народному духу, которое отличается от иенского противопоставления натуры творческой массе

Идея идеального как не индивидуального, а изначально коллективного; это становится основой новой теории романтиков; в Гейдельберге

Гейдельбергский романтизм

Не столько кружок, сколько масса единомышленников; рассуждали о Наполеоне, о сильном человеке; народ - это масса

У первых романтиков были те же идеи, которые стали развивать гейдельбергские: интерес к средним векам

Средневековье привлекало как миф, как противоположное действительности буржуазной; на втором этапе - для многих средневековье становится символом рыцарства, доблести, благородства; идея рыцарства оказывается жива в немецком сознании

Интерес к фольклору - представление о народе как о воплощении идеального духовного начала; интерес к собиранию фольклора

Арним и Брентано - начинают собирание народных песен, издают в поэтической обработке; книжка "Волшебный рог мальчика"; продемонстрировать коллективное начало

Оппоненты - братья Гримм; считают, что народное творчество надо представлять необработанным

Герой появляется из народа; вписан в сельскую местность; это становится идеальным миром

Арним скорее как прозаик; Брентано;

Сказка о человеке доблестным и девушке с сознанием своего достоинства

Кротость, естественная близость к богу; смирение; простодушие; герой - естественный ответ на заявку, которую дал Наполеон

Дать в сказках живой народный мир; культ простого человека, в отличие от Иенских, где культ творческой личности

Человек, несущий благородство со смирением - идея сказывается в образе рыцаря; идея противостояния разрушительному началу

Много лирических поэтов; народные образы, природа, и всё это как божественное начало

С фольклором приходят образы волшебников; загадочная сила природы опоэтизирована - в женском образе, русалка; Лореляй в творчестве Брентано; дева на уступе у моря, которая пением завлекает всех и губит; дева, которая несёт в себе гибель, как подтверждение недоброй несправедливости; хор сопровождает в одном стихотворении - показывает, что комплекс человеческих переживаний, сердечная мука

Простые чувства, привлекательные своей естественностью

Фридрих, художник - также был и поэтом; есть патриотические стихотворения; размышления о том, что составляет истинную радость и смерть

Освободительная война против Наполеона вызвала к жизни комплекс идей, существенно отличавшихся от суждений и взглядов романтиков иенской школы. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности, исторического сознания. Своеобразным центром романтического движения в первом десятилетии XIX в. стал Гейдельберг, где образовался кружок поэтов и прозаиков, представлявших новое поколение романтиков и проявлявших повышенный интерес ко всему немецкому, истории и культуре. Этот интерес нередко приобретал националистический характер. Антифранцузские настроения сочетались с идеей национальной исключительности, осуждение Наполеона — с неприятием Французской революции. Но национальная идея в то же время и оплодотворяла немецкую культуру. Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной старине. В эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы. Выдающейся заслугой гейдельбергских романтиков явилось обращение к народной песне. Сборник песен «Волшебный рог мальчика» (1805—1808), опубликованный А. фон Арнимом и К. Брентано, вызвал большой резонанс в стране, его одобрил Гёте. Гейдельбержцы продолжили инициативу Гердера, однако с весьма существенным коррективом: Гердера интересовали «голоса народов», Арним и Брентано были сосредоточены исключительно на немецкой национальной народно-песенной традиции. (Следует отметить, что значительную часть сборника составляли авторские стихотворения, принадлежавшие малоизвестным, забытым к тому времени поэтам XVI—XVII вв.; однако их включение в сборник имело свои основания — они были широко распространены и часто воспринимались как народные песни.)

Тематический состав сборника был достаточно широким: песни любовные и бытовые, солдатские, разбойничьи, песни о монахинях. Немногие песни социального протеста соседствовали с религиозными, утверждавшими покорность судьбе. Разумеется, фольклор запечатлел и бытующие в народе предрассудки и настроения, порожденные страхом перед силами природы и перед феодальными властителями; вместе с тем проявилась определенная тенденциозность в отборе текста, отразившая консервативные умонастроения составителей. Сословно-цеховой строй средневековья, патриархальные отношения в сочетании с устойчивыми нормами нравственного поведения представлялись им идеалом в сравнении с современным обществом, отмеченным борьбой эгоистических интересов и девальвацией этических норм. Поэтому Арним и Брентано отдавали предпочтение песням, в которых и были запечатлены черты патриархального уклада, исконно немецкого, по их представлению. Но все же в этих песнях выражены чувства и настроения бесчисленных поколений, и Гейне мог с полным правом сказать, что в них «бьется сердце немецкого народа».

Еще более широкий отклик во всем мире получили «Детские и семейные сказки», изданные братьями Якобом (1785—1863) и Вильгельмом (1786—1859) Гримм (т. 1 — 1812, т. 2 — 1815; состав и текст в окончательной редакции — 1822). Тематика сказок в полной мере отражала тот многогранный художественный мир, который сложился на протяжении веков в народном сознании. Здесь были и сказки о животных, и волшебные сказки, и сказки, в разных ситуациях сталкивающие умного, доброго, смелого сказочного героя (часто это простой крестьянин) с его противниками как в человеческом облике, так и в обличье разных чудищ, воплощающих злое начало мира.

В собрании братьев Гримм меньше, по сравнению с собраниями сказок других народов, сатирических сюжетов. Есть основания предполагать, что в отдельных случаях составители отказывались от обличительных вариантов, предпочитая тексты, в которых моральная идея преобладала над социальной.

Братьям Гримм пришлось решать трудную текстологическую задачу, определяя, в какой мере должна быть сохранена исконная древняя форма сказки и в какой мере она отвечает нормам современного литературного языка. Гриммы не считали себя лишь собирателями и публикаторами: будучи знатоками истории языка и национальной культуры, они не только комментировали тексты, но и придавали им такую стилистическую форму, которая сделала их собрание выдающимся литературным памятником эпохи романтизма. Поэтому сказки братьев Гримм не стали этнографическим раритетом, интересующим только специалистов. Они являются неотъемлемой частью немецкой литературы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.