Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ одной из драм Г.Клейста




КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАГЕДИИ «ПЕНТЕСИЛЕЯ » (я выбрала ее, т.к. к ней есть материал + в списке лит-ры она указана)

Трагедия написана в 1806-07 годах и основана на одной из версий мифа о Пентесилее и Ахилле. Действие происходит на поле сражения близ Трои.

Одиссей, Антилох и Диомед беседуют о царице амазонок Пентесилее, приведшей войска, чтобы снять осаду с Трои. Одиссей уже предлагал ей отказаться от намерений, но та сказала, что «ответ пришлёт из колчана».

Одиссей повторно посылает войска с предложением мира, но амазонки их атакуют и берут в плен Ахилла. Однако тот спасается из плена, несмотря на преследование Пентесилеи.

Царица в ярости хочет убить героя: «Достоин лишь один моих ударов!» Служанка Протоэ замечает отношение госпожи к Ахиллу: «В тебе огонь любви пылает», и говорит, что и сама влюбилась в пленника Ликаона, царя Аркадии. Пентесилея в гневе обвиняет её в предательстве, но тут же заливается слезами и бросается ей на шею: «Ты лучшая из всех моих подруг / Идём сражаться, будем побеждать». Они уходят.

Появляется верховная жрица богини Дианы с корзинами роз в сопровождении радостных, весёлых девушек и вооружённых амазонок с пленниками. Жрица спрашивает амазонок, отчего те не празднуют во имя любви, а те отвечают, что мужчины отвергают их общество.

Вбегает амазонка с дурной вестью: греки наступают, войско амазонок разбито. Царица повержена в схватке с Ахиллом: «Почуя смерти сень, с коня упала. / Когда она, его покорна мести, / В пыли лежала, думали мы все, / Что в ад её он тотчас ниспровергнет; / Но бледный он стоит, непостижимый, / Как смерти тень». В эту минуту в залу входит израненная, бледная Пентесилея. Служанки уговаривают её бежать от Ахилла, но она отказывается: «Утомлена душа моя смертельно. Бегите, коль хотите», «Быть лучше прахом, чем немилой другу». Служанки в отчаянии называют её безумной, заклинают спасаться, но Пентесилея отказывается, пытается броситься в реку, но Протоэ ее останавливает.

Оставшиеся в живых амазонки готовятся защищать свою царицу. Приближающийся Ахилл разоружается, отказываясь биться с амазонками: «Я в сердце вами раненный глубоко, я к вашим маленьким ногам склоняюсь». Тем временем приближается царь Диомед с войском, призывая амазонок сдаваться. Протоэ и Ахилл уносят царицу подальше от места битвы. Она дышит. Ахилл рассказывает Протоэ о своей о любви к Пентесилее, но тут царица приходит в себя, и Ахилл прячется за деревом, чтобы не испугать её. Пентесилея говорит, что видела кошмар, где стала пленницей и любовницей Ахилла: «Проклятье тем, кто дожил до позора, проклятье мне, когда приму я мужа». Увидев героя, который явно не собирается нападать на неё, она думает, что битва выиграна в плену у неё, и Ахилл это подтверждает, преклоняя перед ней колени. Торжествующая Пентесилея приказывает привести Ликаона, возлюбленного Протоэ, та кивает и уходит. Хор поёт гимны о славной победе, убеждая царицу в триумфе. Ахилл говорит Пентесилее о своей любви, и та отвечает ему взаимностью — теперь, когда Ахилл — побеждённый пленник, честь её не будет поругана, если она станет его женой. Она хочет увидеть войска, но вернувшаяся Протоэ убеждает её, что они гонят убегающих греков.

Пентесилея рассказывает, что амазонки происходят от побеждённого врагами народа. Однажды пленённые жёны, не в силах терпеть удела слуг и рабынь, убили захватчиков и стали себе хозяевами. Пополнялось царство амазонок сильнейшими со всей страны женщинами, прошедшими тяжёлые испытания в столице амазонок Фемискире.

Ахилл спрашивает: «За что меня преследуешь так рьяно?». Пентесилея отвечает, что когда её мать была при смерти, то завещала ей обвенчаться с Ахиллом Пелидом, весть о славных подвигах которого дошла и до Амазонии. «Звучали откликами битв троянских, Исчезла скорбь», в душе возникнул великих мир воинственных утех«. Увидев Ахилла, Пентесилея и сама влюбилась в него до беспамятства.

Слышится звон оружия — приближаются греки — и Ахилл вынужден открыть царице правду: «Счастьем бранным ты мне отдана и это ты к моим ногам поверглась, когда в бою мы встретились — не я». Пентесилея в отчаянии и смятении — честь воспрещает ей, царице амазонок, становиться женой своего победителя. Вбежавший военачальник сообщает, что счастье теперь на стороне амазонок, теснящих войска греков.

Появляется войско амазонок, греки бегут, Одиссей уводит Ахилла: «Безумец! Не время здесь упрямиться!»

Царица остаётся с жрицей и амазонками. Пентесилея проклинает «позорную победу». Жрица, выступая из толпы, обличает царицу в неблагодарности своему войску, желании отдаться врагу. Приходит вестник, сообщая, что Ахилл вызывает Пентесилею на поединок. Царица, не понимая замысла Ахилла сдаться ей в плен, в ярости от предательства, вооружается и собирает собак и слонов для битвы с Ахиллом.

Ахилл рассказывает о своей влюблённости Одиссею. Одиссей пытается его отговорить, но тот непреклонен — он хочет отдаться в плен царице, ведь тогда он может стать ей мужем. Пентесилея откажется сочетаться с ним браком, будучи на положении рабыни.

Одна из амазонок прибегает к верховной жрице со страшной вестью: царица, потеряв человеческий облик, вместе со псами терзает Ахилла.

Пентесилея, придя в себя, видит труп, прикрытый ковром и в страхе спрашивает, не Ахилл ли это. Увидев убитого возлюбленного и поняв, что его смерть дело её собственных рук, царица в ужасе и отчаянии целует тело: «Теперь скажу я просто, что хотела. Тебя любила. Больше ничего».

Пентесилея отпускает амазонок в Фемискиру: «от закона наезниц я отрекаюсь и следую за юношей Пелидом». Протоэ понимает, что царица хочет покончить с собой и забирает у неё оружие. Пентесилея не противясь отдаёт кинжал и стрелы, отвечая: «Теперь я в глубину души спускаюсь, / Как в шахту. / Там, холодное жлезо, / Я чувство нахожу уничтоженья. / Его очищу пламенем тоски, / И сталь скую, и напитаю ядом / Раскаянья, насквозь горчайшим ядом. / На вечной наковальне упований / Я заострю, я отточу кинжал, / И этому кинжалу грудь подставлю. / Так! Так! Ещё! Ну вот и хорошо!». Царица умирает, Протоэ произносит, глядя на ее тело: «Цвела так гордо, потому и пала. / Выносит бурю омертвелый дуб, / Но крепкий буря сломит и повалит, / Вцепившися в роскошную вершину».

___________________________________________________________________________________

Генрих фон Клейст, драматург (из лекции 5.04.13)

Современник Гейдельбергского романтизма (это второй этап немецкого романтизма; первый этап называется Йенским). Но он совершенно самостоятелен. Его ставят и сейчас – настолько он талантлив. Гораздо более известен, чем его современники. Общее: начинает свое творчество на волне антинаполеоновского настроения. Его ненависть настолько велика, что он обдумывает убийство Наполеона, но, конечно же, ничего не предпринимает. Это выражение общего настроение: Гейдельбергский романтизм начал свое существование на патриотической волне борьбы с нашествием Наполеона в 1805-1806гг.

Даты жизни: 1771-1811. До поражения наполеона не дожил! – оно с 1812 года. Умер: вместе со своей возлюбленной покончил с собой, рядом. Писал, что «не может повернуть мир назад». Создавая свои произведения, чувствовал, что в сущности ничего не может сделать.

Писал трагедии и комедии, но в комедиях появляется трагедийный оттенок. Особенно заметно, когда берет заимствованный сюжет.

 

ДРАМАТУРГИЯ

«Семейство Шроффенштейн» (трагедия). Повторенная фабула «Ромео и Джульетты». Вражда двух семейств, цепь убийств в результате этого. Дети: Отокар и Агнесса. Особенно подчеркивает внутреннюю борьбу, которая в них происходит. Когда они встречаются, они не знают, что должны быть врагами. И когда они узнают, кто они есть, узнают об этой непримиримом положении, особенно разворачивает эту внутреннюю борьбу. Цель: показать, что человек противоречив и двойственен (романтизм!). В человеке нет чего-то одного, цельного, и если одно побеждает другое, то ценой больших страданий. Конец – как и у Шекспира. Как у Шекспира, но совершенно новое.

«Разбитый кувшин» (комедия). Охотно ставят и сейчас. Но: ставят так, как положено ставить комедии, хотя и туда внесен трагический элемент. Помимо того, что там жанровые зарисовки, юмор, гротеск. Смешной сюжет. Но это опять-таки сильные чувства персонажей. Настолько сильные, что комедии это как-то неприсущее. Там трагизма нет, но переживания есть, которые не вызывают смех!

«Амфитрион» (это комедия Мольера). А у него она вся перелагается, но между тем там драматизм комических ситуаций. Она узнала, кто это, перед ней два А. и она колеблется между двумя Амфитрионами. Раздвоенность души опять. И обманщик Юпитер сам начинает себя чувствовать Амфитрионом.

«Петнесилея» (трагедия)

Миф: Амазонка и Ахиллес, с которым она вступает в сражение. Здесь это опять сильнейшая борьба внутри Пентесилеи, потому что в ней и любовь, и гордость амазонки. Чему уступить? Хочет уступить любви, но в тот момент, когда уступает, она перестает быть сама собой. А ведь амазонка должна победить в бою того, чьей она станет. После победы над Ахиллесом, она говорит, что «ей незачем больше жить после его смерти». В ней победила амазонка, но она же сама себя этим и уничтожила.

 

НОВЕЛЛЫ (ПРОЗА)

«Нищенка из Локарно», «Найденыш», «Землетрясение в Чили». Испытание характера, который проявляется в смирении человека. Религиозное смирение. Как раз и проверяет человека.

«Михаэль Кольхаас» (можно назвать по-русски повестью). История из 16 века (рубежа 15-16). Весь сюжет выливается в мысль о борьбе и вопросе борьбы. Когда не находит нигде справедливости, он начинает бороться за нее сам. Совершает насилие – фактически идет против нее, хочет убить противника. Создав банду разбойников, преследует этого человека, бесчинствует. Жертва насилия становится его носителем. Настолько, что к нему обращается сам Мартин Лютер: «Ты, возомнивший, что тебе вручен меч правосудия и справедливости». Никто не правомочен устанавливать их! В конце концов, он идет на казнь и принимает эту казнь, т.к. понял, что виноват, принимает это наказание – и тут опять! смирение.

__________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.