Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичные факторы




ПЕРВИЧНЫЕ ФАКТОРЫ


А – Аффектотимия (сердечность доброта) – шизотимия (обособленность, отчужденность)

В – Высокий интеллект — низкий интеллект

С – Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) — слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)

E – Доминантность (настойчивость, напористость) – конформность (покорность, зависимость)

F – Сургенсия (беспечность) — десургенсия (озабочен­ность)

G – Сила «Сверх – Я» (высокая совестливость) — слабость «Сверх -Я» (недобросовестность).

Н – Пармия (смелость) — тректия (робость)

I – Премсия (мягкосердечность, нежность) —харрия (суровость, жестокость)

^ L – Протенсия (подозрительность) — алаксия (доверчи­вость)

М – Аутия (мечтательность) — праксерния (практи­чность)

N – Искусственность (проницательность, расчетливость) — безыскусственность (наивность, простота)

О – Гипотимия (склонность к чувству вины) — гипертимия (самоуверенность)

Q1 – Радикализм (гибкость) — консерватизм (ригид­ность)

Q2 – Самодостаточность (самостоятельность) — социабельность (зависимость от группы)

Q3 – Контроль желаний (высокий самоконтроль поведе­ния) — импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

Q4 – Фрустрированность (напряженность) — нефрустрированность (расслабленность)
^


Определяются по специальным формулам расчета; делятся на 2 степени выраженности – низкие баллы и высокие баллы.

F1 – Приспособленность в отличие от тревоги

F2 – Интроверсия в отличие от экстраверсии

F3 – Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности

F4 – Подчиненность в отличие от независимости
4. Тест-опросник 14PF.

Отличия:

Область применения: юношеский возраст (8–11 класс).

Краткое описание методики: состоит из 142 вопросов, на которые возможно 3 варианта ответа.

Краткая характеристика шкал:

Новая шкала D – Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Шкала L = обозначается J.

Отсутствуют шкалы: M, N, Q1.
5. Тест-опросник 12PF.

Отличия:

Область применения: детский вариант (8–12 лет).

Краткое описание методики: опросник состоит из 120 пар утверждений, из коорых необходимо выбрать одно, наиболее характерное для испытуемого. В некоторых случаях предлагается 3 варианта ответа: в бланке необходимо написать нужное слово (в основном, это вопросы на интеллект).

Краткая характеристика шкал: в отличие от 16PF

Новая шкала D – Возбудимость (беспокойство, нетерпеливость) –– Флегматичность (спокойствие, уравновешенность).

Отсутствуют шкалы: L, M, N, Q1, Q2.
Билет 36.

Психодиагностика способностей.
К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят еще и способности.

Способности характеризуют различия между людьми по уровню выполнения деятельности.
Основные признаки способностей (Теплов):

1. Они отличают одного человека от другого.

2. Имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Не сводятся к наличным ЗУНам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Способность – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успех в выполнении деятельности и не сводятся к приобретенным ЗУНам, но могут их включать, и облегчают их усвоение (овладение ЗУН).
Способности не являются врожденными и формируются на базе задатков в процессе определенной деятельности.

Задатки – это врожденные физиологические особенности, которые являются предпосылками формирования и развития способностей.
^ Разработка диагностики способностей обусловлена:

- разделением труда, продолжающейся его дифференциацией,

- увеличением числа профессий.
Нужна для:

- проф. ориентация и консультация,

- профотбор и размещение кадров по рабочим местам,

- производственное обучение.

+

- для ранней диагностики одаренности детей, выраженности у них творческих, музыкальных, художественных способностей и т.д.
Способствует:

- выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей.
Выделяют:

1. Общие способности – обеспечивают овладение разными видами ЗУНов, которые человек реализует во многих видах деятельности.

2. Специальные способности – рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности и классифицируются по видам этой деятельности.
^ Классификация специальных способностей:

I. по видам психических функций:

- моторные

- сенсорные
II. по видам деятельности:

- профессионализированные (соотв. опр. деятельности)

- художественные

- музыкальные

- артистические.
Методики на изучение способностей.

В соответствии с этими группами разрабатываются и методы диагностики:

1. Моторные тесты – направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетически-моторной координации, точности мышечного усилия и др.

Темп, ритм, координация движений, тонус, сила, скорость реакции и т.д.

Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методики.
^ Пр: Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

Автор: Крауфорд

Стимульный материал: деревянная доска, состоящая из 2-х секций (в каждой секции – по 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу); стержни небольшого размера; металлические колечки, пинцет, шурупы, отвертка.

Краткое описание: Методика состоит из 2-х частей, включающих 2 типа заданий.

Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко.

Во второй части теста необходимо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой и завинтить их с помощью отвертки.

Обработка результатов: учитывается время выполнения теста и число ошибок (пропусков).

Иногда на выполнение теста отводится ограниченное время и учитывается, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период.
2. Сенсорные тесты – хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизированные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.

Пр: ^ Тест музыкальной одаренности Сишора.

Он включает серию заданий на изучение восприятия силы звука, интенсивности, тембра.
3. Тесты технических способностей – изучение способностей, проявляющихся в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует хорошего развития умственных, сенсорных и моторных способностей.
^ Пр.1: Тест Беннета – серия картинок с короткими вопросами, для ответа на которые необходимо понимание общих технических принципов.
Пр.2: Миннесотский тест на восприятие пространства.

Задания его представлены в виде карточек с изображениями 6 геометрических фигур: одна разрезана на 2 или более частей и 5 целых.

Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получится.
4. Тесты конторских способностей – требуют от испытуемых умения быстро считывать числовой и словесный материал, располагать его в определенном порядке, кодировать и классифицировать. Диагностируется также уровень общей осведомленности испытуемых, знание ими «деловой» терминологии, грамотность, чувство языка.

Пр: ^ Миннесотский конторский тес�� (П. Торндайк, Е. Хаген).

Состоит из 2-х субтестов:

1) сравнение чисел – испытуемому предлагается 200 пар чисел, которые могут включать от 3 до 12 чисел, с просьбой отметить пары, состоящие из совершенно одинаковых чисел.

2) сравнение слов – аналогичное задание выполняется на вербальном материале.

* подобные задания есть в тесте «КОТ» Вандерлинка.
+ существуют батареи тестов для диагностики совершенно определенных профессиональных способностей.
!! Общие способности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.