Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 41




Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.Русалова.
Различия ОСТ и ОФДСИ.

Предлагаемый психодиагностический инструмент – результат дальнейшего развития метода ОСТ (опросника структуры темперамента В.М. Русалова, 1990).

Метод ОСТ имел ряд существенных недостатков:

1. Он описывал ограниченное количество формально-динамических свойств, относящихся традиционно к сфере темперамента.

2. Имел грубую (двухмерную – да/нет) систему оценки выраженности свойств по каждому пункту.

3. Ряд пунктов содержал сходные формулировки, что приводило к искусственному завышению внутренней консистентности шкал.

4. Выделялось только 2 главные сферы поведения человека: предметно-ориентированная (в основном, психомоторные характеристики) и субъектно-ориентированная
^ Метод ОФДСИ лишен указанных недостатков.

1. Он позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека.

2. В методе использована более дифференцированная 4-балльная система оценок пунктов.

3. Существенно улучшена формулировка пунктов.

4. Выделяется 3 сферы: предметно-ориентированная шкала разделена на 2 самостоятельные категории: психомоторные и интеллектуальные. (+ осталась коммуникативная сфера).
ОФДСИ.

Автор: В.М. Русалов.
Общие теоретические положения: метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В.М. Русалов, 1986). Согласно данной модели, имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально динамических свойств индивидуальности, а именно 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог (чувствительность) в 3-х сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).

В основе данного опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела изменения и стала развиваться как частный случай более фундаментальной концепции функциональных систем П.К. Анохина.

Свойства НС – базальные характеристики ФуС поведения, обеспечивающие интегративную деятельность мозга и всей НС в целом. ð проблема формально-динамических свойств рассматривается в структуре индивидуальности человека.

Формально-динамические свойства (ФДС) – ведущие детерминанты устойчивости индивидуальных различий между людьми; при этом сами ФДС выступают как результат системного обобщения инвариантных биологических компонент, которые вовлечены в ФуС поведения.

Т.о., ФДС – это особая психобиологическая категория, охватывающая все богатство «несодержательных», стилевых характеристик поведения человека.
Структура ФДСИ:

 

  ^Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
Психомоторная шкала Эргичность (ЭРМ) Пластичность (ПМ) Скорость (СМ) Эмоц. чувствительность (ЭМ)
^Интеллектуальная шкала Эргичность (ЭРИ) Пластичность (ПИ) Скорость (СИ) Эмоц. чувствительность (ЭИ)
^ Коммуникативная шкала Эргичность (ЭРК) Пластичность (ПК) Скорость (СК) Эмоц. чувствительность (ЭК)

 

Данные о валидности и надежности:

Вычислялись 2 показателя надежности: 1) коэффициент ранговой корреляции по Спирмену, отражающий внутреннюю устойчивость тестовых оценок каждого испытуемого при повторном обследовании (т.е. тест-ретестовую надежность); коэффициент синхронной надежности с помощью критерия Кронбха (альфа). Данный показатель отражает однородность, внутренне постоянство или устойчивость пунктов по отдельным шкалам теста.

Для выяснения валидности использовали 2 различных показателя конструктной валидности и один показатель кросс-культурной валидности.
Цель: решение научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Область применения: от 18 до 60 лет.
Организация и процедура обследования: индивидуальная и групповая. Время заполнения бланка ответов опросника 30 минут.
Стимульный материал: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Краткая характеристика методики: Опросник основан на самоотчете испытуемых. Содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-балльной шкале, и позволяет получить значения по 12 свойствам, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные свойства. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значение от 12 до 48 баллов.

В опроснике имеется также «контрольная шкала» (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует от 6 до 24 баллов.
Обработка результатов: проводится с помощью стандартных ключей для каждого свойства и занимает не более 30 минут. Некоторые ответы – инвертированные.

Количество баллов, набранное испытуемым по той или иной шкале, позволяет определить его положение по отношению к другому испытуемому или группе испытуемых (норме).

Значения:

От 12 до 25 – низкий полюс шкалы,

От 26 до 34 – средний полюс шкалы,

От 35 до 48 – высокий полюс шкалы.
Краткое описание шкал:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.