КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 38
Психодиагностика самосознания. Самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается – все эти вопросы пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. ð ^ Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания – представления о себе. 1) Знания о себе – содержательная часть «Я-концепции», представлений человека о себе. 2) Самоотношение – эмоции и оценки по отношению к себе. ^ К ошибочным заключениям могут приводить… 1) Проблема соц. желательности – эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции». Проблема состоит в том, нужно ли стремиться в «вычитанию» социальной желательности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». ð высокую социальную желательность черт можно считать истинной характеристикой «Я-концепции». !! Однако, часто не просто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации «Я-образа» в ситуации, когда обследуемый сознательно старается ввести диагноста в заблуждение. 2 стратегии (Р.Баумейстер): - «Ублажающая» – направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение». - «Самоконструирующая» – направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта. * Исследования феномена самопрезентации (самоподачи) заставляют более тщательно анализировать условия проведения диагностической процедуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста. ^ 2 пути повышения достоверности: - отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции». - использование методов, позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта. - идентифицируемость или анонимность ответов; - область самораскрытия; - характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы; - контекст всей процедуры диагностики; - установки, ожидания и инструкции; - интеллектуальное развитие; - способность к рефлексии. Можно использовать: 1. Стандартизированные самоотчеты в форме описание и самоописаний: - тест-опросники – состоят из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; - списки дескриптов (контрольные списки) – разновидность стандартизированного самоотчета. Предлагаются списки качеств (прлагательных), из которых испытуемый должен выбрать те, которые соответствуют ему. - шкальные техники. 2. Свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой. 3. Идеографические методики типа репертуарных решеток. 4. Проективные техники. См. картотеку. Самосознание – это… … осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. … осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д. … осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка себя самого. При этом оно носит общественный характер, поскольку мера и исходный пункт отношения человека к самому себе – другие люди.
Психодиагностика межличностных отношений. Диапазон межличностных отношений очень широк: от отношений с большими социальными группами до интимных, диадных отношений. 1. Поведенческая – результаты деятельности и поступки, мимика, жестикуляция, пантомимика, локомоция (перемещение в пространстве), речь. 2. Аффективная – проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов: по наличию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, конфликтности, чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т.д. 3. Когнитивная – включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение). Кроме того, межличностные отношения часто бывают опосредованы совместной деятельностью, в результате которой личность может приобретать определенные социальные роли, менять свой статус в группе и др. 1) восприятие и понимание людьми друг друга, 2) межличностная привлекательности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияние и поведение. Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников: 1) Направленность субъекта на внешний или внутренний мир является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения. 2) Важны ведущие интересы и ценностные ориентации. 3) Возраст и пол также могут влиять на характер МО. - взаимопонимание (взаимное понимание, способность осмысливать, постигать содержание высказывания, значения, личностные смыслы партнера по взаимодействию, и т.д.) → может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью. Параметры взаимопонимания: адекватность (точность отражения одной личностью другой) и идентификация (внутреннее уподобление одного человека другому). - согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений) → приводит к взаимной удовлетворенности партнеров друг другом. 2 группы методик: 1. собственно методики оценки отношений 2. методики оценки свойств человека, влияющих на отношения. См. картотеку. Психодиагностика профессионально важных качеств педагога. –пед.эрудиция; –пед.целеполагание; –пед.мышление; –пед.наблюдательность; –пед.оптимизм и т.д. 1. Направленность. 2. Компетентность. 3. Эмоциональная гибкость. В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении. 1. направленность на ребенка. 2. направленность на себя. 3. направленность на предметную сторону профессии. 1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. 2. Формально-педагогическая. 3. Ложно-педагогическая. *уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность. Составление и проведение урока – это уже творчество. – деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности). – коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения). Звено проф.компетентности…
–система знаний, необходимых для реализации целей деятельности; –умение подать знания. Уровни пед.мастерства: 1.Репродуктивный. 2.Адаптивный. 3.Локально-моделирующий. 4.Системно-моделирующий. 5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися. * наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание. 3 вида пед. гибкости (структура): 1. Интеллектуальная. 2. Поведенческая. 3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость). Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников. Левитов выделяет основные педагогические способности: –способность к передаче знаний в краткой или интересной форме; –способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; –самостоятельный и творческий склад мышления; –организаторские способности и т.д.
1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности. 2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. (см. картотеку)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |