Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индексы активности




Низ: Ср: Выс: ^ КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА.

Варьирует от 6 до 24 баллов.

Критическое значение = 18 баллов.
Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности.

6 индексов:

1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102.

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102.

3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.
^ ИНДЕКС ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.

5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) = сумма всех эмоциональных шкал в трех сферах. Норма: от 78 до 102.
ИНДЕКС ОБЩЕЙ АДАПТИВОСТИ.

6. Индекс общей адаптивности (ИОА) = разница баллов между ИОА и ИОЭ. Норма: от 132 до 228
На основе этих индексов можно говорить о 9 возможных типичных вариантах (типах) ФДС [типы темперамента].

Определение: на оси…

…ординат (y) – значение индекса активности в данной сфере.

…абсцисс ­(x) – значение соответствующей эмоциональной шкалы.

ð 9 типов темперамента:

1. Холерик = выс. ИОА и выс. ИОЭ

2. Флегматик = низ. ИОА и низ. ИОЭ

3. Сангвиник = выс. ИОА и низ. ИОЭ

4. Меланхолик = низ. ИОА и выс. ИОЭ

5. Смешанный низко эмоциональный тип = норм. ИОА и низ. ИОЭ

6. Смешанный высоко эмоциональный тип = норм. ИОА и выс. ИОЭ

7. смешанный высоко активный тип = выс. ИОА и норм. ИОЭ

8. Смешанный низко активный тип = низ. ИОА и норм. ИОЭ

9. Неопределенный тип = норм. ИОА и норм. ИОЭ

Алгоритм построения диагноза:


Билет 42.

Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Автор: Джон Равен, Л. Пенроуз
Теоретические положения:

Прогрессивные матрицы Равена основываются на 2-х теориях:

1. Разработанная гештальт-психологией теория апперцепции форм.

В соответствии с этой теорией каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что сначала происходит глобальное оценивание задания – матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элемента включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.

^ 2. Теория неогенеза Ч.Спирмена.

… развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.
Тест разработан в традициях английской школы исследования интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения факторы ^ G – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.
Продуктивная способность – это способность генерировать новые варианты решения, способность воспринимать и устанавливать взаимосвязи.

Так как восприятие является, прежде всего, концептуальным процессом, существенным элементом продуктивной способности является способность генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить.
Краткая история создания:

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г.

Прогрессивные матрицы разрабатывались как тесты, определяющие способность к ясному мышлению. Это один из лучших тестов невербального интеллекта.

По исследованиям авторов, тест Стандартные Прогрессивные Матрицы (СПМ) измеряет продуктивный компонент генерального фактора G.
Наиболее известны 2 основных варианта прогрессивных матриц Равена – черно-белые и цветные.

Цветной вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет и для лиц старше 65 лет.

Черно-белые СПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет и взрослый в возрасте от 20 до 65 лет.
^ Материал черно-белого теста СПМ состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Задания разделены на 5 серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии.

Такой прогрессирующий порядок обеспечивает стандартное обучение методу работы.

Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6–8 предложенных вариантов.

При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.
При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих.

ð Происходит обучение выполнению более трудных заданий.

Пять серий дают 5 возможностей овладеть способом мышления, необходимым для решения задач, и 5 прогрессирующих оценок интеллектуальной активности испытуемого.
^ Цветной вариант прогрессивных матриц Равена состоит из 3 серий – A, AB, B по 12 матриц в каждой серии.
Данные о валидности и надежности:

Коэффициент надежности теста, по данным различных исследователей, варьирует от 0,70 до 0,89.

Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) 0,72.
Цель: измерения общего уровня развития интеллектуальных способностей.
Область применения: от 5 до 65 лет, культурных и половых ограничений нет.
Организация и процедура обследования:

Тест может проводиться как индивидуально (особенно для маленьких детей), так и в групповом варианте, а также и при самотестировании.

Группой может быть любого размера. Исследование проводится в тихой комнате. Каждый испытуемый работает за отдельным столом, что исключает списывание. Все испытуемые сидят лицом к экспериментатору.
Раздаются карандаши и бланки для ответов. Испытуемых просят внести необходимые сведения о себе в соответствующие строки бланков для ответов. После того, как они это сделают, раздаются тестовые буклеты. Испытуемых просят не открывать буклеты до тех пор, пока все не будут готовы.
* Всем испытуемым, независимо от их возраста, даются совершенно одинаковые серии заданий, в совершено идентичном порядке, и их всех просят работать с удобной для них постоянной скоростью, без остановок и промедлений, с начала шкалы и до ее конца.

* Предпочтительно работать без ограничений по времени, если это не связано с определенными исследовательскими целями.

* Ситуация, когда люди работают не спеша, в своем темпе, позволяет более надежно измерить их способность к ясному мышлению.
Стимульный материал: набор тестовых буклетов, индивидуальные бланки для ответов и карандаш.

* Для поддержания устойчивого интереса испытуемого и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание очень четко оформлено, аккуратно нарисовано и сделано все, чтобы на него было приятно смотреть.
Обработка результатов:

Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов (при условии, что испытуемый прошел все серии от начала и до конца), а также число правильных решений в каждой из 5 серий.

Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны.

Существенным этапом количественной обработки является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из 5 серий.

Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях.

Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака, «по модулю») суммируются.

Автор указывает, что, если индекс вариабельности (несогласованности) превышает 2 единицы, то это свидетельствует о нестабильности оценки общих интеллектуальных способностей. тем не менее, общая оценка по тесту считается валидной даже тогда, когда несогласованность превышает 2 единицы.

Нормальные значения индекса несогласованности: от 0 до 4.

Критическое значение: 7 и более – данные теста считаются недостоверными.

Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполняющих задание путем угадывания.

Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).
Описание серий:

Каждая серия заданий составлена по определенным принципам:

Серия А. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

*Анализ структуры целого и восстановление целостности (восприятие целостности)
Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

*Аналогия между парами фигур, классификация через симметрию.
Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

*Анализ прогрессивного изменения в структуре, обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении.
Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

*Анализ закономерности чередования фигур в целостной структуре.
Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

*Синтез недостающей фигуры по частям согласно алгебраическому принципу (складыванием/ вычитанием).
Алгоритм построения диагноза:

Уровень I. Суперинтеллектуал – если оценка равна или больше 95 процентиля для данной возрастной группы.

Уровень II. Интеллектуальные возможности явно выше среднего - если оценка равна или больше 75 процентиля; II+, если оценка находится в диапазоне от 90 до 95 процентиля.

Уровень III. Средний интеллект – если оценка в диапазоне от 25 до 75 процентиля; III+, если оценка выше, чем медиана (50-й процентиль); III-, если оценка ниже медианы.

Уровень IV. Интеллектуальные возможности явно ниже среднего – если оценка равна или меньше 25-го процентиля; VI-, если оценка равна или меньше 10-го процентиля.

Уровень V. Существенное снижение интеллекта – если оценка равна или меньше 5-го процентиля для соответствующей возрастной группы.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Достоинства: тест свободен от влияния культуры (адаптируют только нормы); свободен от влияния социально-экономического параметров; образования и др.

^ Задания теста апеллируют к 3 основным психическим процессам:

- произвольное внимание,

- восприятие целого

- гибкость мышления
Недостаток: нельзя использовать дважды на одном и том же человеке.
Время проведения методики ограничено!

Младшие школьники = 20 минут

8 – 12 лет = 20 минут

Взрослые = 15 минут
Билет 43.

Краткий отборочный тест.
Автор: Краткий отборочный тест (КОТ) является российской адаптацией теста Вандерлика, вы­полненной В.Н.Бузиным.

Краткая история создания методики и общие теоретические положения: Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывав­шихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса". Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должность клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями тес­та и успешностью в работе была небольшая.


Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Как отмечает А.Анастази, надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна".

Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Исходной предпосылкой при анализе структуры теста было следующее определение обучаемости:

Обучаемость это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исклю­чает возможность индивидуального подхода.
Данные о валидности и надёжности методики:

Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона, который учитывает согласованность ответов по всем заданиям теста. Коэффи­циент альфа, рассчитанный по формуле Кьюдера—Ричардсона, составил α = 0,86. Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек).

В исследовательских целях одновременно с КОТ испытуемый выполнял числовой и вербальный тесты Г.Ю.Айзенка. Корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка составила 0,68, а с IQ по вербальному 0,61 (уровень значимости p<0,001).

Успешность выполнения КОТ слабо коррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте притязаний; коэффициент корреляции – 0, 22, уровень значимости: p<0,1.

Сопоставление КОТ с другими тестами специальных способностей не проводилось. По 2 исследованным выборкам были получены графики распределения ПТ, свидетельствующие о неоднородности выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования для выборок в целом: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий и увеличения средней, решающей 18-24 задания. «Сильная» группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%).

Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, по крайней мере, те аспекты, которые не зависят от уровня образования.
Цель: определение интегрального показателя "об­щие способности".Тест предусматривает диагностику способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертности мышления, отвлекаемости внимания, грамотность, ориентировку, пространственное воображение, математические способности.
Область применения: Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.
Организация: Групповое и индивидуальное обследование: тест может проводиться в групповом варианте. При этом желательно, чтобы испытуемые работали за отдельными столами. Сначала раздаются и подписываются индивиду­альные бланки. Затем раздаются индивидуальные тестовые тетради.
Краткое описание теста: тест состоит из 50 заданий с 3–5 вариантами ответа, из которых только один верный. Кроме того, есть открытые задания (без вариантов ответа).
Процедура обследования: инструкция в рамках текста, приведенного на первой странице. Все примеры разбираются. Экспериментатор отвечает на вопросы испытуемых. Особо отмечается то, что во время выполнения теста вопросы по его содержанию не допускаются. Кроме того, акцентируется, что время выполнения теста строго ограничено - 15 минут. По команде: «Стоп! Время вышло» - все бланки переворачиваются и сдаются экспериментатору.

Во время проведения теста экспериментатору желательно убедиться в том, что бланки ис­пытуемых подписаны.
Обработка результатов: фиксируется общая сумма совпав­ших с ключом ответов. Обработка одного бланка занимает 15—20 секунд. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части и оценка результатов идет по принципу «по­пал — не попал». Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специа­листов, то испытуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в том случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо, в зависимости от ПТ, испытуемый может быть распределен в ту или иную учебную груп­пу, если тест используется для обоснования дифференциации учащихся по уровню обучаемо­сти/
Краткое описание шкал:

КОТ предназначен для определения интегрального показателя "об­щие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта:

1. Способность обобщения и анализа материала:При выполнении заданий на пословицы не­обходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смы­слов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фра­зам.

2. Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (задания: найти противоположное по смыслу слово; определить сходны или различны по значению 2 слова), можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются.

3. Инертность мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает спо­собность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем, невысоко качество их умственной продукции.

4. Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания: достаточно сложные). Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте «уровень притязаний» эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успехи и неудачи.

5. Скорость и точность восприятия.Распределение и концентрация внимания. Часть зада­ний теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания: сравнить пары рядов чисел или слов). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.

6. Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на умение правильно пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфа­вита) (задания: определение отношений, поиск лишнего слова, различий в фигурах и т.д.).

7. Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции, тест допускает ре­шение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

8. Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с опе­рациями в двумерном пространстве.

9. Математические способности.
Таким образом, показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.
Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики.

КОТ позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не дает возможности правильно и быстро выполнять соответствующие задания.
Билет 44.

Рисуночный фрустрационный тест С.Розенцвейга.
Автор: Саул Розенцвейг
Краткая история создания методики: разработана в 1945 г. на основе теории фрустрации. Существуют модификации методики предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др. В Отечественной психодиагностике методика использовалась для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н.В. Тарабарина, 1973 г.). Разработаны взрослый, детский и вариант для диагностики подростков.
Общие теоретические положения: в основе методики лежит разработанная С.Розенцвейгом теория фрустрации (с лат. – обман, тщетное ожидание, расстройство).

В соответствии с теорией, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях:

1) клеточном (действие фагоцитов, антител и т.п.),

2) автономном – защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом – изменениям, происходящим в организме при стрессе),

3) кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста, использован принцип соотнесения мотива и преграды.
^ Фрустрационная толерантность (ФТ) – способность человека противостоять различного рода трудностям, способность адекватно оценивать возникшую ситуацию и предвидеть выход из нее.

С повышением уровня развития личности повышается уровень фрустрационной толерантности.
Данные о валидности и надёжности методики: по данным зарубежных исследователей, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60–0,80. Достаточна высокая валидность, например по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по методике, составляет 0,747. Задания, составляющие тест Розенцвейга, неоднородны. Будут варьироваться переживания (и действия) в отношении ситуаций теста в различных обстоятельствах. Розенцвейг смог выявить достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики: для взрослого варианта методики коэффициенты варьировались от +0,71 для испытуемых мужского пола (по шкале импунитивной реакции) до +0,21 для испытуемых женского пола (по рейтингу групповой конформности).
Цель: диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели, этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта.
Область применения: Существуют 2 варианта методики: детский вариант методики - от 4 до 14 лет и взрослый вариант методики.
Организация: толькоиндивидуально, требуемое время 20-30 мин.
Краткое описание методики: Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.

2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа­ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.
Стимульный материал: карточки со схематичными контурными рисунками, на которых изображены 2 или более человек, занятые еще незаконченным разговором, находящиеся во фрустрирующей ситуации, которая создается наличием препятствия или обвинения. Взрослый вариант 24 карточки, детский – 8 карточек. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ.

* Если испытуемый отказывается отвечать на какую-то карточку, тогда карточку нужно отложить, но потом вернуться (не более двух отказов).
Обработка результатов: по этой методике выделяется следующая информация: три типа реакций, три направленности реакций, коэффициент групповой конформности (GCR), полный образец поведения, тенденции развития поведения с течением времени.
Первый этап обработки: ответы оцениваются в 2-х аспектах:

1. По направленности реакции подразделяются на:

1) Экстрапунитивные (E) – реакция направлена на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

2) Интропунитивные (I) – реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

3) Импунитивные (M) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
2. По типу реакции:

1) (OD) Препятственно-доминантные / с фиксацией на препятствии (E’, I', M') – препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные

2) (ED) Эго-защитные / с фиксацией на самозащите (E, I, M) – активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека, направлена на защиту своего «Я»

3) (NP) Потребностно-настойчивые / разрешающие / с фиксацией на удовлетворении потребностей (e, i, m) – постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.
Второй этап:

План обработки результатов:

1. заполнить таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого из символов, затем их сумму (сумма по вертикали и горизонтали должна равняться 24)

- - - - - - - - - - -

* по каждому протоколу составляется таблица профилей (5 столбцов и 5 строк), в которую вносятся значения – количество встречаемости каждого фактора.

** если ответов на одну карточку больше одного, то каждому счетному фактору присваивается такое количество баллов, которое в сумме дает 1 (напр: если на одну карточку получено 2 ответа, то каждому из них присваивается по 0,5 баллов).

- - - - - - - - - - -
2. по таблице перевести полученные суммы в проценты
3. записать в символах полный образец поведения.

Полный образец поведения «формула» поведения личности в стрессовых ситуациях, состоящая из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения.

- - - - - - - - - - -

* Таких образцов 3 вида:

1 – частота разных направлений ответа, независимо от типа реакции (пр: E>M>I).

2 – относительная частота типов реакции, независимо от их направленности (пр: OD>ED>NP).

3 – частота встречаемости трех счетных факторов, независимо от направленности и типа реакции (пр: M’>E>E’=i).

* выписываем три наиболее часто встречающихся значения; если какие-то значения повторяются, то факторов может быть больше трех.

- - - - - - - - - - -
4. сверить GCR с ключом (по Тарабариной), число совпадений удваивается, затем перевести их в проценты

Коэффициент групповой конформности (GCR) степень подверженности личности влиянию группы, является меткой социальной адаптации. Чем выше GCR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже GCR, тем сильнее развиты положительные качества – независимость, самостоятельность, оригинальность.
5. подсчитать тенденции. Для этого подсчитать встречаемость символа (e, i, m, E, I, M, E’, I”, M’) в первой половине ситуаций (до 12 включительно) и во второй половине. Затем из большего числа вычесть меньшее с сохранением знака, разделить разницу на сумму встречаемости этого символа и перевести полученное число в проценты.

Тенденции поведения количественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени. Они отражают усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.
6. общая интерпретация результатов:

Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.
Первый этап состоит в изучении GCR, который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.
Второй этап заключается в анализе образцов.

Начинаем с третьего образца, поскольку он самый информативный.

Преобладание:

E’ ответов говорит о тревожности испытуемого, неспособности его быстро оценить изменяющуюся ситуацию и адекватно приспособиться к ней.

^ I’ – говорит о стремлении найти в неблагоприятно складывающихся обстоятельствах положительные, выгодные для них моменты.

M’ – говорит о тенденции недооценивать значимость ситуации и не придавать ей серьезного значения. В основе этой тенденции может лежать один из следующих двух механизмов:

 


  1. Отношение к трудностям как к «мелочам жизни», как к тому, что не заслуживает внимания. Это характерно для людей с высоким порогом стрессоустойчивости, эмоционально уравновешенных.

  2. Характерен для людей, придающих сверхважное значение затруднениям и предпочитающим лучше отказаться от своих претензий, чем подвергать себя стрессу. Сопровождается высоким нейротизмом, высокой эмоциональной неуравновешенностью.


* чтобы выяснить – какой из механизмов присутствует у испытуемого, смотрим какой фактор следует за M’:

 


    • если любой из NP (e, m, i), то у испытуемого присутствует первый механизм;

    • если любая большая буква, то – второй механизм.


E – отражают уровень агрессивности человека. Если ответов E слишком много, это свидетельствует о высокой агрессивности, сильной мотивации поддерживать свой статус на высоте, стремлении первенствовать, нетерпимости к навязыванию чужой воли.

^ I – говорит о гибкости, деликатности, воспитанности человека, но чрезмерно высокие значения I могут свидетельствовать о заниженной самооценке, неуверенности в себе и в своем поведении.

^ M – говорит о примиренческой позиции, благодушии, бесконфликтности, стремлении поддерживать ровные дружеские отношения с окружающими.

e – говорит о склонности к управлению другими людьми, претензии на подчинение своему диктату окружающих лиц.

i – говорит об инициативности, самостоятельности, стремлении полагаться на свои силы.

m – может говорить о способности переждать неблагоприятную ситуацию, умении держать паузу, дипломатичности. Очень высокий уровень m может говорить о пассивной жизненной установке.

* если значения каких-то счетных факторов оказывается равным или они отличаются не сильно, то можно говорить о том, что испытуемый использует разнообразные стратегии при реагировании на трудные ситуации.
Дополнительно проводится анализ первых двух образцов:

Первый образец:

 


    • Преобладание экстрапунитивных реакций (E), особенно, если это реакции эго-защитного типа (ED), говорит о завышенной самооценке.

    • Большое количество интрапунитивных реакций (I) свидетельствует о низкой самооценке испытуемого.

    • Высокое число импунитивных реакций (M) говорит об адекватной самооценке и примиренческой позиции.

 

Второй образец:

 


    • Преобладание реакции препятственно-доминантного типа (OD):

    • при высоких значениях E’ говорит о том, что субъект фрустрирован, и значит – результаты данного обследования нуждаются в дополнительной проверке;

    • если сопровождаются высокими значениями M’, это говорит о склонности субъекта не придавать серьезного значения затруднениям.

 


    • Преобладание реакции эго-защитного типа (ED):

    • в сочетании с высокими значениями E, говорит о силе личности;

    • если сопровождается высокими значениями I, это говорит о слабости, подчиненности, ведомости.

 


    • Преобладание реакций разрешающего типа (NP) говорит об адекватном реагировании на ситуации, активности, инициативности, фрустрационной толерантности личности.

 

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению. Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого на различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.