Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 46




Шкала социально-психологической адаптивности.
Автор: Снегирева Т.В.
Цель: изучение особенностей личностной саморегуляции.
Область применения: с младшего школьного возраста (6–7 лет) до 17–18 лет (проводится только на школьниках).
Организация обследования: с младшими школьниками – только индивидуально; с более взрослыми – можно в группе.
Описание методики: Шкала социально-психологической адаптивности (шкала СПА) разработана К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой.

Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение.

Шкала состоит из 101 утверждения с 7 вариантами ответа:

^ 1 – совершенно ко мне не относится.

2 – не похоже на меня.

3 – пожалуй, не похоже на меня.

4 – не знаю.

5 – пожалуй, похоже на меня.

6 – похоже на меня.

7 – точно про меня.

→ 37 утверждений соответствуют критериям социально-психологической адаптивности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.);

→ 37 утверждений соответствуют критериям дезадаптивности (неприятие себя и других, наличие защитных «бырьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов);

→ 28 высказываний – нейтральны. В их число включена также контрольная шкала («шкала лжи»).
Инструкция: «На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и обведите кружком одну из цифр, в зависимости от того, в какой степени оно характерно для Вас».
Обработка результатов: проводится по ключу, в 2 этапа.

1 3 шкалы:

 


  1. Показатель адаптивности (i(+))

  2. Показатель дезадаптивности (i(–))

  3. «Шкала лжи»: критическое значение = 5


** Остальные вопросы – фоновые.

Вычисляется:

- коэффициент социально-психологической адаптивности:

Kа = ∑i(+)5,6,7 + ∑i(–)1,2,3 (1)

При вычислении ∑i(+)5,6,7 ответы 1,2,3,4 = 0 баллов; ответы 5,6,7 = 1 балл.

При вычислении ∑i(–)1,2,3 ответы 1,2,3 = 1 балл; ответы 4,5,6,7 = 0 баллов.
- коэффициент дезадаптивности:

Kд = ∑i(+)1,2,3 + ∑i(–)5,6,7 (2)

(Баллы высчитываются аналогично)
При подсчете Kа и Kд за каждое совпавшее с ключом утверждение ставится 1 балл.
2 Подсчитываются результаты по каждому фактору:

1. Приятие себя (i(+)) ––– Неприятие себя (i(–)) (max=54 балла)

2. Приятие других (i(+)) ––– Конфликт с другими (i(–)) (max=39 баллов)

3. Эмоциональный комфорт (i(+)) ––– Эмоциональный дискомфорт (i(–)) (max=42 балла)

4. Ориентация на внутренний контроль (i(+)) ––– Ожидание внешнего контроля (i(–)) (max=66 баллов)

5. Доминирование (i(+)) ––– Ведомость (i(–)) (max=27 баллов)

6. Уход от проблем (i(+)) (max=15 баллов)
При подсчете факторов используется формула (1), но за ответы…

- для i(+) в позиции 5 начисляется 1 балл; 6 – 2 балла; 7 – 3 балла.

- для i(–) в позиции 1 начисляется – 3 балла; 2 – 2 балла; 3 – 1 балл.
Интерпретация результатов:

1 Средний индекс…

Kа ( и Kд) для старшеклассников – от 39 до 44 баллов.

Более 44 баллов – высокая адаптивность/дезадаптивность.

Менее 39 баллов – низкая.
2 Факторы интерпретируются качественно, т.е. необходимо вычислить выраженность того или иного фактора в процентах (от максимума для данного фактора).

+ строится профиль.
Билет 47.

Методики изучения школьной тревожности.
Шкала личностной тревожности (ЛТ).

Автор: Прихожан А.М.

Цель: диагностика личностной тревожности.

Область применения: от 14 до 16 лет.

Стимульный материал: бланк с опросником, лист ответов, ручка или карандаш.

Описание: шкала разработана по принципу шкалы социальной ситуативной тревоги Кондеша. Особенность такого типа шкал заключается в том, что в них человек оценивает у себя не выражение тревоги, а оценивает ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать у него тревогу. Они позволяют выяснить области, действительно являющиеся источниками тревожности.

Организация обследования: групповая или индивидуальная.

Процедура обследования: дается инструкция и ребенок отвечает на вопросы. Время не ограничено.

Краткое описание методики: состоит из 30 вопросов (ситуаций, которые могут вызывать тревогу, страх, опасения или беспокойство). На каждый вопрос предполагается 5 вариантов ответов, в зависимости от того, насколько представленная ситуация может вызывать тревогу: «Нет», «Немного», «Достаточно», «Значительно», «Очень».

Инструкция: «Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, т.к. они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочтите каждое предложение и обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько эта ситуация для вас неприятна, насколько она может вызывать у вас тревогу, беспокойство, опасение или страх».

Обработка результатов: производится по ключу. Все пункты делятся на 3 вида:

1. Школьная тревожность или ситуации связанные со школой, учителем и т.д.

2. Самооценочная тревожность или ситуации актуализирующие о себе

3. Межличностная тревожность или ситуации общения

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов соответствующим обведенной цифре.

(диапазон – от 0 до 40 баллов).

 


  • Общая тревожность – вычисляется путем суммирования баллов по всем шкалам (диапазон – от 0 до 120 баллов).


Интерпретация: соотнесение со средними значениями с учетом возраста (14, 15, 16 лет) и пола.
Методика личностной тревожности – неоконченные предложения (ЛТНП).

Автор: Прихожан А.М.

Цель: изучение личностной тревожности.

Область применения: от 14 до 16 лет.

Стимульный материал: бланк ответов с инструкцией и текстом опросника, ручка или карандаш.

Краткое описание методики: методика проективная. Состоит из 25 неоконченных предложений, которые испытуемому предлагается закончить.

Обработка результатов: Все предложения делятся на 2 части:

^ 1 часть – 4, 9, 13, 19, 25 – объекты, вызывающие тревогу (производится качественный анализ).

2 часть – остальные 20 предложений – оцениваются по трехбалльной системе (0, 1, 2) в зависимости от степени выраженности тревоги.

** пр: Будущее кажется мне…

…черной дырой, чем-то безотрадным – 2 балла

…грустным, туманным – 1 балл

…радостным, светлым – 0 баллов

Интерпретация: в соответствии с нормами и с учетом пола:

Девочки – до 25 баллов

Мальчики – до 22 баллов

* ^ Если количество баллов выше нормы, то можно говорить о повышенной (высокой) тревожности.
Методика изучения эмоционального отношения к учению А.Андреевой.

(см. билет 45)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.