Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошибки интерпретации




Как бы четко не были прописаны правила, стратегии и критерии интерпретации, данный процесс всегда носит субъективный характер. Валидность выдвинутых интерпретативных гипотез в значительной степени зависит от того, насколько правильно проведена субъективная оценка специалистом полученных данных. Вследствие субъективизма в ходе интерпретации диагностических показателей нередко имеют место различные ложные трактовки. Эти трактовки обусловлены когнитивными ошибками, которые совершает специалист, интерпретируя полученные результаты. Появление когнитивных ошибок обусловлено недостаточным уровнем развития когнитивных механизмов, ответственных за интерпретацию, а также недостаточной осведомленностью о возможности ошибочной трактовки данных.

Выделяют следующие диагностические ошибки, проявляющие себя чаще всего на этапе интерпретации и подготовки заключения:

· ошибка первого впечатления;

· ошибка атрибуции (приписывание несвойственных черт, либо переоценка стабильности черт);

· ошибка ложной причины;

· познавательный радикализм (переоценка рабочей гипотезы и валидности методики);

· познавательный консерватизм (чрезмерная осторожность в выдвижении гипотез);

· ложный эффект структуры и оформления (переоценка достоверности через иллюзию структуры при оформлении результатов);

· недооценка ситуационных факторов;

· ошибка проекции;

· галло-эффект;

· иллюзорная корреляция;

· иллюзорная валидность.

Рассмотрим каждую ошибку подробнее.

 

Ошибка первого впечатления

Данная ошибка проявляет себя при первой встрече и первом исследовании испытуемого. Полученные результаты интерпретируются в срезе одного первого исследования. На основе этих результатов строятся глобальные выводы, которые затем не подтверждаются. Недооценивается состояние испытуемого в момент исследования и особенности его отношения к диагностике.

 

Ошибка атрибуции

Ошибка атрибуции заключается в том, что интерпретатор пытается объяснить полученные данные характеристиками, которые отсутствуют у испытуемого и ему не свойственны. В результате интерпретация носит вольный характер, а представленные положения далеки от реальности. Нередко встречаются интерпретации, объясняющие полученные результаты психодинамическими факторами, которые абсолютно недоступны проверке на валидность.

Ошибка ложной причины

Данная ошибка заключается в ложных объяснениях природы обнаруженныъх психологических особенностей. Стремление найти объяснение полученным диагностическим результатам испытуемого часто наблюдается у клиницистов. Объясняющие факторы могут отыскиваться в биографии испытуемого. Встречаются также случаи, когда на основе диагностированных особенностей выдвигаются положения о наличии в истории жизни испытуемого тех или иных событий, явившихся причиной развития данных особенностей. В реальности же данные события отсутствовали в биографии испытуемого.

 

Познавательный радикализм

В случае познавательного радикализма специалист, проводящий диагностическое исследование, отдает предпочтение какой-либо одной психодиагностической методике. При этом он переоценивает ее диагностические возможности, строит далеко идущие выводы на основе интерпретации полученных данных.

Любая методика имеет свои определенные диагностические ограничения, которые должен четко знать любой специалист, использующий эту методику в работе. Актуальность данной ошибки возрастает, когда методика ранее применялась для исследования одного контингента испытуемых, а затем стала использоваться при исследовании других популяций. Например, рейтинговая шкала оценки депрессии Гамильтона содержит диагностические пункты, описывающие желудочно-кишечные симптомы депрессии. Установлено, что при обследовании с помощью данной шкалы гастроэнтерологических больных происходит гипердиагностика депрессии в связи с максимальной оценкой тяжести именно соматических симптомов депрессии.

Другой случай проявления познавательного радикализма заключается в чрезмерном доверии тестовым методикам психодиагностики. Специалисту может казаться, что психологический тест предоставит ответы на все вопросы в отношении пациента. На самом деле ни одна методика и ни один специалист даже с большим опытом не сможет ответить на все вопросы относительно психологических аспектов пациента. Доказано, что наиболее эффективный диагностический подход в клинике включает комплексность исследования и необходимость коллегиального обсуждения полученных данных.

 

Познавательный консерватизм

Данная ошибка, в противоположность предыдущей, связана с чрезмерной осторожностью в выдвижении интерпретативных гипотез. Часто это обусловлено недостаточной компетентностью в овладении психодиагностической методикой, слабой подготовкой по клинической психологии, а также недоверием диагностическим возможностям методов клинической психодиагностики.

 

Ложный эффект структуры и оформления

Данная ошибка заключается в том, что полученные диагностические результаты носят невалидный характер, но вследствие четкого и структурированного оформления кажутся валидными. Низкая валидность полученных результатов в данном случае обусловлена не проблемами методики, а плохой организацией психодиагностического исследования (недостаточной подготовкой к исследованию, ошибками в ходе процедуры исследования и т.д.). В качестве примера можно привести исследование с помощью Интегративной системы психодиагностики методом Роршаха. В случае некачественного проведения исследования этим методом будет получен невалидный протокол, который затем будет подвергнут обработке и последующей интерпретации. Обработанные результаты исследования заносятся в структурированную психограмму. В итоге данная психограмма будет содержать различные цифровые данные, которые создадут иллюзию валидности и пригодности к интерпретации.

 

Недооценка ситуационных факторов

Принятие в расчет возможного влияния ситуационного стресса на полученные психодиагностические результаты является залогом получения достоверных данных, характеризующих психологическое функционирование испытуемого в период исследования. Если влияние ситуационных факторов игнорируется, то интерпретация строится на представлении о стабильности психологических свойств испытуемого. В случае наличия ситуационного стресса такая интерпретация будет заведомо иметь сниженную валидность. Ситуационные факторы могут изменить выраженность стабильных психологических свойств и привнести новые свойства, которые исчезнут после окончания действия стресса. Некоторые психодиагностические методики имеют в своей структуре шкалы, отслеживающие влияние ситуационных факторов. Например, в Интегративной системе психодиагностике методом Роршаха существует диагностический кластер, относящийся к действию ситуационного стресса на личность испытуемого. Как правило, ситуационный стресс усугубляет имеющиеся психологические трудности и клинические проявления, что находит отражение в повышении значений соответствующих показателей методики.

 

Ошибка проекции

Ошибка проекции проявляется в том, что в ходе интерпретации специалист выдвигает гипотезы, которые характеризуют в большей степени его собственные психологические особенности, чем имеют отношение к испытуемому. Другими словами, специалист проецирует на полученные диагностические данные свои нежелательные свойства. Данный процесс не осознается, поскольку в основе своей имеет такой онтогенетически сложившийся механизм психологической защиты как проекция. В результате получившееся заключение будет содержать информацию не столько о личности испытуемого, сколько о личности проводившего исследование специалиста.

 

Галло-эффект

Гало-эффект – это тенденция специалиста, интерпретирующего данные, поддаваться чрезмерному влиянию какой-либо одной психологической особенности, обнаруженной у испытуемого. Данная особенность личностно значима для специалиста и вызывает у него позитивное или негативное отношение к испытуемому. В итоге это психологическое свойство воспринимается как основное у испытуемого, и все другие показатели рассматриваются через призму данной одной характеристики.

 

Иллюзорная корреляция

Иллюзорная корреляция подразумевает тенденцию к установлению иллюзорных связей между полученными результатами исследования и психологическими особенностями испытуемого. В действительности такие связи не подтверждены и нуждаются в последующей валидизации. Данная ошибка особенно часто встречается при интерпретации результатов проективной психодиагностики. Например, при выполнении рисуночной методики испытуемый нарисовал угрюмое лицо. На основании этого может быть сделано заключение о том, что испытуемый находится в состоянии депрессии. В реальности угрюмое лицо на проективном рисунке может не иметь совершенно никакого отношения к депрессии.

 

Иллюзорная валидность

Иллюзорная валидность еще иначе известна как эффект Барнума. Данный эффект заключается в составлении полностью ложной интерпретации, которая производит впечатление правдивого заключения. Эффект иллюзорной валидности назван по фамилии Ф. Барнума, известного в 19 веке импрессарио. Барнуму приписывают фразу «глупец рождается ежеминутно».

Интерпретативное заключение, основанное наиллюзорной валидности, содержит фразы, которые могут подойти любому человеку. Такая интерпретация не раскрывает никаких индивидуальных особенностей. Формулировки в заключении носят совершенно общий характер, однако читающие такое заключение люди могут не осознавать его бессодержательности и воспринимать представленные положения как индивидуальные личностные характеристики. Самое простое объяснение данному эффекту может заключаться в том, что люди привыкли верить написанному. Часто феномен Барнума проявляется в компьютеризированных заключениях после прохождения психодиагностического исследования в режиме онлайн.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.