Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данные клинического обследования




Методы исследования

Цель и направленность исследования

Паспортная часть

Структура психодиагностического заключения

Как уже выше отмечалось, в клинической психодиагностике отсутствует стандартная форма психодиагностического заключения. Вместе с тем, качественно составленное клинико-психодиагностическое заключение включает определенные формальные разделы, без которых оно будет терять в качестве и валидности. Рассмотрим общую условную структуру заключения и основные его разделы. Естественно, понятие «структура» имеет отношение только к структурированному заключению. Именно структурированные заключения, как правило, отличаются надлежащим качеством, высоким уровнем организации информации и удовлетворительной валидностью.

Общая структура психодиагностического заключения включает девять основных разделов.

1. Паспортные данные.

2. Цель и направленность исследования.

3. Методы исследования.

4. Данные клинического обследования.

5. Анамнестические сведения.

6. Результаты психодиагностического исследования.

7. Анализ и интерпретация диагностических данных.

8. Резюме

9. Рекомендации.

Рассмотрим основное содержание каждого из разделов.

В этом разделе излагаются общие данные об испытуемом:

· Ф.И.О,

· пол,

· возраст,

· образование,

· профессия или род занятий,

· семейное положение,

· дата проведения исследования.

В данном разделе указываются основные вопросы, на которые следует ответить в результате проведенного исследования. Раскрываются диагностические задачи. Отражается суть предстоящего исследования.

Перечисляются все методики, которые использовались в процессе исследования. Это необходимо для того, чтобы в случае необходимости обеспечить воспроизводимость результатов, либо провести контрольное исследование в динамике с использованием этих же методик. Указываются как тестовые методики, так и клинико-психологические методы исследования.

Психодиагностическое исследование в клинике всегда включает такие клинические методы как наблюдение и диагностическая беседа.

В данном разделе отражаются данные, полученные в ходе клинической беседы с испытуемым, наблюдения за его поведением в ходе исследования. Приводимые данные должны соответствовать целям и задачам исследования. Лишнюю информацию представлять не требуется.

Как правило, в этом разделе внимание уделяется жалобам испытуемого, его психическому состоянию при проведении исследования. Отражается манера изложения жалоб, сведений о себе и внутренних переживаний. Описываются особенности его внешнего поведения и эмоциональные реакции, которые проявились во время исследования. Особую важность имеет отражение особенностей отношения испытуемого к проводимому исследованию: установка на сотрудничество, интерес к исследованию, пассивность, отгороженность, установочное поведение и т.д.

При описании особенностей поведения испытуемого следует избегать диагностических ярлыков, редких терминов и оценочных суждений.

Отмечаются необычные психомоторные свойства и проявления испытуемого. В этом плане необычность испытуемого может проявляться в выражении лица, позе, жестах, характере движений.

В ряде случаев используются специальные структурированные методики для формализации данных клинического обследования. В качестве примера приведем методику «Перечень для оценки поведения и отношений», предложенную Саттлером.

Методика «Перечень для оценки поведения и отношений»

Данный перечень предназначен для формализации клинической оценки поведения испытуемого и его отношения к психодиагностическому исследованию. Методика представляет собой список из 10 категорий, которые включают в 28 пар полярных характеристик. Характеристики располагаются на шкале, состоящей из 7 градаций. Перечень включает следующие категории:

1. отношение к исследователю и ситуации исследования;

2. отношение к себе;

3. рабочие навыки;

4. поведение;

5. реакция на неудачу;

6. реакция на похвалу;

7. речь;

8. зрительная моторика;

9. моторика;

10. общая оценка результатов исследования.

Оценка характеристика в каждой категории проводится специалистом в процессе подготовки психодиагностического заключения по данным проведенного исследования.

Клиническая оценка как самостоятельная задача исследования

Психодиагностическое исследование может быть построено таким образом, что клиническая оценка поведения является самостоятельной задачей исследования. В этом случае в исследовании будут использоваться различные стандартизированные и структурированные методики, направленные на получение клинически значимой информации о поведении испытуемого. К этим методикам можно отнести рейтинговые клинические шкалы и клинические интервью. При использовании данных методик описание полученных результатов проводится в настоящем разделе в соответствии с рекомендованными для этих методик правилами и стратегиями оценки клинических данных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.