КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поведенческая диагностика в процессе беседы
Правила постановки диагностических вопросов Структурные компоненты диагностической беседы Структура диагностической беседы включает три основных компонента: · перцептивный; · информационный; · коммуникативный. Перцептивный компонент Перцептивный уровень подразумевает применение профессиональных психологических качеств специалиста в ходе беседы. Такими качествами являются: · наблюдательность, · адекватное восприятие и понимание пациента, · необходимый уровень саморефлексии и самовосприятия. Коммуникативный компонент Коммуникативный компонент беседы требует применения специальных приемов коммуникации. Данные приемы заимствованы из теории и практики коммуникации, психологии отношений и гуманистической психологии. Особую важность при проведении беседы имеет соблюдение так называемой «триады Роджерса» - базовых принципов установления терапевтических отношений. К этим принципам относятся: · эмпатическое восприятие психологом пациента; · безусловное положительное принятие пациента; · аутентичность и конгруэнтность при взаимодействии с пациентом. Информационный компонент Информационный компонент диагностической беседы подразумевает повышение осведомленности пациента в понимании своего поведения, психического состояния, жизненной ситуации, характера расстройства. Повышение информированности больного необходимо для формирования у него адекватных ожиданий результатов терапии. С ростом информированности пациента нарастают позитивные изменения в следующих сферах: · способность к сотрудничеству, · ответственность за свои реакции в процессе лечения · общая удовлетворенность.
В ходе беседы крайне важное значение имеют формальные приемы постановки диагностических вопросов. Укажем основные из этих приемов. · Недопустимо задавать вопросы в суггестивной форме, когда в самом вопросе заключается уже готовый ответ. Отвечая на такие вопросы, испытуемый повторяет в утвердительной форме то, что уже содержалось в вопросе психолога. Глубокие и значимые области переживаний пациента остаются нераскрытыми. · В процессе ведения беседы необходимо соблюдать правильный баланс открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы носят, как правило, раскрывающий характер, а закрытые вопросы – уточняющий. В процессе проведения диагностической беседы диагностическое значение имеет не только информация, содержащаяся в ответах испытуемого. Поведенческие проявления испытуемого в ходе беседы также могут предоставлять информацию о его личностных и интеллектуальных особенностях, психологических проблемах и значимых переживаниях. Рассмотрим отдельные поведенческие признаки, которые могут иметь определенную диагностическую информативность. · Паузы в рассказах на определенные темы. · Отклонения от темы беседы. · Использование речевых штампов, клише. · Спонтанные высказывания не по теме беседы. · Длительные задержки в ответах на вопросы. · Хаотическое построение фраз. · Признаки «эмоционального шока» (невербальные признаки скрытого выраженного эмоционального возбуждения). · Эмоционально-экспрессивные проявления. · Различные речевые особенности: темп, громкость, · Моторные проявления, жестикуляция, поза. Стандартные критерии диагностической оценки перечисленных поведенческих проявлений отсутствуют в связи с тем, что эти проявления не имеют самостоятельной диагностической силы. Трактовка поведенческих признаков проводится в контексте всей диагностической информации, полученной в процессе психодиагностического исследования.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |