Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческая диагностика в процессе беседы




Правила постановки диагностических вопросов

Структурные компоненты диагностической беседы

Структура диагностической беседы включает три основных компонента:

· перцептивный;

· информационный;

· коммуникативный.

Перцептивный компонент

Перцептивный уровень подразумевает применение профессиональных психологических качеств специалиста в ходе беседы. Такими качествами являются:

· наблюдательность,

· адекватное восприятие и понимание пациента,

· необходимый уровень саморефлексии и самовосприятия.

Коммуникативный компонент

Коммуникативный компонент беседы требует применения специальных приемов коммуникации. Данные приемы заимствованы из теории и практики коммуникации, психологии отношений и гуманистической психологии. Особую важность при проведении беседы имеет соблюдение так называемой «триады Роджерса» - базовых принципов установления терапевтических отношений. К этим принципам относятся:

· эмпатическое восприятие психологом пациента;

· безусловное положительное принятие пациента;

· аутентичность и конгруэнтность при взаимодействии с пациентом.

Информационный компонент

Информационный компонент диагностической беседы подразумевает повышение осведомленности пациента в понимании своего поведения, психического состояния, жизненной ситуации, характера расстройства.

Повышение информированности больного необходимо для формирования у него адекватных ожиданий результатов терапии. С ростом информированности пациента нарастают позитивные изменения в следующих сферах:

· способность к сотрудничеству,

· ответственность за свои реакции в процессе лечения

· общая удовлетворенность.

 

В ходе беседы крайне важное значение имеют формальные приемы постановки диагностических вопросов. Укажем основные из этих приемов.

· Недопустимо задавать вопросы в суггестивной форме, когда в самом вопросе заключается уже готовый ответ. Отвечая на такие вопросы, испытуемый повторяет в утвердительной форме то, что уже содержалось в вопросе психолога. Глубокие и значимые области переживаний пациента остаются нераскрытыми.

· В процессе ведения беседы необходимо соблюдать правильный баланс открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы носят, как правило, раскрывающий характер, а закрытые вопросы – уточняющий.

В процессе проведения диагностической беседы диагностическое значение имеет не только информация, содержащаяся в ответах испытуемого. Поведенческие проявления испытуемого в ходе беседы также могут предоставлять информацию о его личностных и интеллектуальных особенностях, психологических проблемах и значимых переживаниях.

Рассмотрим отдельные поведенческие признаки, которые могут иметь определенную диагностическую информативность.

· Паузы в рассказах на определенные темы.

· Отклонения от темы беседы.

· Использование речевых штампов, клише.

· Спонтанные высказывания не по теме беседы.

· Длительные задержки в ответах на вопросы.

· Хаотическое построение фраз.

· Признаки «эмоционального шока» (невербальные признаки скрытого выраженного эмоционального возбуждения).

· Эмоционально-экспрессивные проявления.

· Различные речевые особенности: темп, громкость,
интонации.

· Моторные проявления, жестикуляция, поза.

Стандартные критерии диагностической оценки перечисленных поведенческих проявлений отсутствуют в связи с тем, что эти проявления не имеют самостоятельной диагностической силы. Трактовка поведенческих признаков проводится в контексте всей диагностической информации, полученной в процессе психодиагностического исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.