Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биографические методики




Способы сбора психологического анамнеза

Психотерапевтическая значимость анамнестического расспроса

В процессе сбора психологического анамнеза следует стремиться к наиболее полному раскрытию переживаний пациента без активного и направленного вмешательства в его рассказ. Необходимо терпеливо выслушивать пациента и деликатно побуждать его к дальнейшим высказываниям до полного отреагирования.

В процессе клинико-психологической анамнестической беседы решаются определенные психотерапевтические задачи:

· происходит эмоциональный катарсис,

· снимается психологическое напряжение, внутренний дискомфорт,

· возникают первые признаки осознания и понимания взаимосвязей признаков заболевания с личностными особенностями и проблемами.

Способы сбора психологического анамнеза зависят от уровня

раппорта истепени формализованности получаемых данных.

Выделяются следу­ющие варианты получения анамнестических сведений:

· свободная беседа;

· формализованная карта-схема, заполняемая испытуемым;

· формализованная карта-схема, которую заполняет специалист во вре­мя беседы с больным;

· свободная беседа с пациентом с последующим заполнением формализованной карты и одновременно с нею крат­кой текстуальной записью для истории болезни.

 

Биографический метод, кроме сбора психологического анам­неза, включает отдельные методики анализа истории жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Составление характеристи­ки личности на основании изучения биографии человека

Методика разработана на психологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Формализо­ванное описание такой характеристики включает следующие разделы.

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (детский сад, школа, вуз и т. д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Испытуемый заполняет специально разработанную формализо­ванную биографическую анкету. После этого психолог составляет хронологическую таблицу личностного развития, в которой фикси­рует основные даты и события, выделенные испытуемым на своем жизненном пути, а также психологические переживания, сопровож­дающие их. Ответы испытуемого обрабатываются методом контент-анализа (см. ниже).

Интерпретация ответов предполагает анализ:

1) социальной ситуации развития личности;

2) основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

3) ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенден­ций, среды общения, социальной активности личности;

4) основных конфликтов и движущих сил развития личности.

 

Метод «Психологической автобиографии»

Данная методика реализует событийно-биографический подход к оценке личности.

Методикапредложена Е. Ю. Коржовой для оценки переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, а также социальной адаптированности личности.

«Психологическая автобиография» относится к структурированным методам иссле­дования жизненного пути личности. Основной его особенностью является то, что он помимо выделения индивидуальных характеристик позволяет обоб­щить результаты исследования значительного количества испытуе­мых и вывести групповые закономерности.

Для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, испытуемому предлагается перечислить важнейшие, с его точки зре­ния, события прошедшей и будущей жизни. Необходимо также дать количественную оценку каждому событию и указать его примерную дату. При анализе данных методики учитываются следующие пара­метры.

1. Количество событий.

2. Оценка событий:

а) значимость жизненных событий, определяемая по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие в своей жизни;

б)желательность — нежелательность события;

в)степень влияния события (значительное влияние, умерен­ное, малое).

3. Среднее время ретроспекции и антиципации событий.

4. Содержание событий:

а) тип и вид события (тип может быть биологическим, личностно-психологическим и физическим; по виду события могут относиться к
различным жизненным сферам: родительская семья, супружеская
семья, дети, здоровье, общество и т. п.);

б) частота встречаемости событий различного содержания, «оригинальность» — «популярность» событий).

5. «Сильные» и «слабые» события.

Событие считается сильным, если в случаях личностно-ситуационного взаимодействия сама ситуация заставляет реагировать на нее определенным образом.

На заключительном этапе обследования возможно построение «линии жизни» с учетом выделенных показателей.

В клинической психодиагностике метод «Психологиче­ской биографии» используется для выявления значимых отношений пациента.

В заключение следует отметить, что получение максимально полной и откровенной биографической информации при проведении анамнестического опроса, как и других клинико-психологических методов требует от специалиста правильного ком­муникативного поведения в контакте с испытуемым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.