КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты отдельных когнитивных процессов
Интеллект - это интегративная психическая система взаимосвязанных когнитивных структур, которая обеспечивает познавательную психическую деятельность субъекта и объективно выражается в способностях субъекта решать различные задачи в целях наиболее эффективной адаптации к существующим условиям окружающей среды. Структурно-интегративный подход В настоящее время разрабатывается структурно-интегративный подход к теории и диагностике интеллекта в рамках когнитивной психологии. Данный подход ориентирован на изучение структурных компонентов интеллекта, связей между ними, механизмов интеграции компонентов в целостную структуру интеллекта. В рамках этого подхода принято следующее определение интеллекта. Классификация методик исследования интеллекта Существуют различные классификации тестов интеллекта. Для целей психодиагностики интеллекта в клинике удобно использовать условную классификацию, составленную на основе направленности методов. В соответствии с этой классификацией методики исследования интеллекта в клинике разделяются на три группы. · Тесты отдельных когнитивных процессов и функций. · Тесты преимущественно общего уровня интеллектуального развития. · Тесты общего уровня интеллекта на основе диагностики структуры интеллектуальных способностей.
Данную группу составляют стандартизированные монометрические методики, предназначенные для исследования отдельных познавательных функций. Многие из этих методик широко использовались в нестандартизированном виде в патопсихологических и нейропсихологических исследованиях. Часть методик в настоящее время применяется с помощью компьютерной техники. В данной группе можно выделить три подгруппы, которые включают когнитивные методики, сходные по формальным критериям: · тесты «скорости», · «вербальные» тесты, · «невербальные» тесты. Дадим краткую характеристику каждой подгруппе. Тесты «скорости» Тесты «скорости»направлены на выявление динамических характеристик и продуктивности интеллектуальной деятельности, показателями которых служат скорость выполнения тестовых заданий или объем проделанной работы за фиксированный промежуток времени. Примером тестов «скорости» является седьмой субтест теста интеллекта Векслера — «Кодирование», который, помимо визуальной перцепции, зрительно-моторной координации, переключаемости и объема внимания, направленно изучает скорость образования навыка (обучаемость). «Вербальные» тесты «Вербальные» тесты представляют задания в вербальной форме и предполагают вербальный ответ испытуемого. Они направлены, прежде всего, на выявление особенностей понятийного мышления (способности к установлению логических связей и отношений, выявлению существенных признаков предметов и явлений), а также определение общего уровня эрудиции, словарного запаса, способности к четким формулировкам. Помимо этого, данные методы характеризуют долговременную память и «социальный интеллект» испытуемого. Примерами методик данной подгруппы могут являться вербальные субтесты теста интеллекта Векслера («Осведомленность», «Понимание», «Сходство», «Словарный» и др.)
«Невербальные» тесты «Невербальные» тесты включают задания только в наглядной форме, которые требуют дополнения изображений, выполнения определенных действий по образцу, поиска закономерностей и т. д. в невербальном стимульном материале. «Невербальные» тесты направлены, главным образом, на исследование состояния активного внимания, оперативной памяти, сенсомоторных, пространственно-конструктивных функций интеллекта. Они также могут отражать особенности социальной перцепции и межличностных отношений (особенно, если стимульный материал представлен не в виде абстрактных изображений, а включает реальные жизненные сюжеты). Примерами данных тестов могут являться невербальные субтестытеста интеллекта Векслера («Недостающие детали», «Кубики Косса», «Последовательные картинки», «Сложение в целое»). Культурно свободные тесты К «невербальным» тестам относятся также так называемые культурно свободные тесты интеллекта, поскольку в них исключен вербальный материал, как наиболее зависимый от культуры. Укажем отдельные когнитивные методики, которые традиционно относятся к культурно-свободным тестам: · Тест воспроизведения прежнего порядка на доске («Доска форм Сегена»); · Культурно-свободный тест интеллектаР. Кеттелла; · шкала «Домино»; · Лабиринтный тест Портеуса; · Шкала тестов исполнения Артура; · Кольца Ландольта.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |