Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест интеллекта Векслера




Тестовая батареяпредставляет собой целостную психодиагностическую методику, состоящую из групп различных тестовых заданий, измеряющих различные стороны психологического конструкта, в данном случае интеллекта.

Тесты структуры интеллекта

Тесты данной группы являются, по сути, тестовыми батареями.

Тесты структуры интеллекта дают возможность исследовать разнообразные когнитивные процессы и способности, а также на основе этого оценить и общий уровень интеллектуального развития.

В клинике психических расстройств наиболее эффективно зарекомендовал себя тест интеллекта Векслера, который подробно рассматривается ниже.

Общая характеристика методики

Тест дословно называется «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» (“WechslerAdultIntelligenceScale” или “WAIS”). Данная методика была адаптирована И.М. Гильяшевой в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева.

Тест Векслера предназначен для обследования испытуемых в возрасте 16–64 лет. Структура теста состоит из 11 субтестов, направленных на исследование вербальных и невербальных интеллектуальных способностей. Батарея сформирована таким образом, что тестовые задания обеспечивают отражение всех важнейших познавательных функций и критических зон интеллекта.

Автор методики американский психолог- клиницист Д. Векслер заимствовал и модифицировал в качестве стандартизированных субтестов различные методики исследования когнитивных функций. Основная заслуга Векслера состоит в стандартизации всех структурных элементов батареи и этапов тестирования, что сделало возможным как качественный, так и количественный анализ результатов проведенного исследования.

 

Коэффициент интеллекта по Векслеру

Учитывая направленность методики на изучение интеллекта взрослых, Векслер изменил содержание понятия «коэффициент интеллекта». В его интерпретации IQ отражает соответствие уровня интеллекта индивида среднему уровню его возрастной группы. При этом средний уровень IQ в каждой возрастной группе принимается равным «100».

Распределение оценок IQ для WAIS по результатам исследования более 2000 испытуемых различных возрастных групп соответствует закону нормального распределения. В соответствии с полученным распределением Векслер предложил свою статистически обоснованную классификацию уровней интеллекта. Не очень большая величина стандартного отклонения в этом распределении не дает возможности определять глубокую степень умственной отсталости, что на практике и не является необходимым.

Применение в клинике

Наиболее актуальной задачей для клиники и экспертизы является дифференцирование легкой степени, пограничной зоны и нормы. Именно с этой задачей тест Векслера справляется достаточно эффективно.

Следует отметить, что сам по себе IQ имеет весьма ограниченное применение в клинике. Гораздо больше клинически важной информации об испытуемом дает анализ профиля выполнения отдельных субтестов методики и тестовых заданий в рамках одного субтеста. Такие профили носят название соответственно интертестового и интратестового разбросов. Профиль выполнения заданий методики отражает индивидуальные и типологические личностные и интеллектуальные особенности, что имеет как дифференциально-диагностическое, так и терапевтически-реабилитационное значение.

Структура методики

Тест интеллекта Векслера состоит из 11 субтестов: шести вербальных и 5 невербальных.

Вербальные субтесты:

1. Осведомленность,

2. Понимание,

3. Арифметический,

4. Сходство,

5. Повторение чисел,

6. Словарный.

Невербальные субтесты:

7. Кодирование,

8. Недостающие детали,

9. Кубики Коса,

10.Последовательные картинки,

11.Сложение в целое.

Каждый из этих субтестов представляет собой количественный одномерный тест, направленный на измерение различных когнитивных функций:

· мышления,

· долговременной и оперативной памяти,

· внимания,

· сенсомоторики,

· конструктивного праксиса,

· речевых способностей,

· социального интеллекта.

 

Обработка данных исследования

Проведение исследования должно строго соответствовать определенным правилам, что требует наличия у специалиста специальной подготовки и опыта в использовании теста.

Подсчет баллов по всем тестовым заданиям каждого субтеста предоставляет сырые оценки, максимальное количество которых колеблется в широком диапазоне в различных субтестах. Для обеспечения возможности сравнения результатов, полученных испытуемым по отдельным субтестам, сырые оценки с помощью специальной таблицы переводятся в шкальные оценки с равным для всех субтестов диапазоном значений от 0 до 19 баллов.

После получения стандартизованных шкальных оценок на основе их значений вычерчивается профиль.

Сумма шкальных оценок по всем вербальным и невербальным субтестам отдельно дает общие предварительные вербальные и невербальные оценки, которые по таблицам возрастных групп переводятся в итоговые Вербальную и Невербальную оценки интеллекта.

Сумма всех шкальных оценок субтестов, либо сумма предварительных вербальной и невербальной оценок предоставляет предварительную полную оценку, которая по таблицам возрастных групп переводится в итоговую Полную оценку IQ.

 

Оценка и интерпретация результатов

Анализ и интерпретация полученных данных состоит из следующих этапов.

1. Оценка общего уровня IQ.

2. Оценка соотношения Вербального и Невербального IQ.

3. Анализ интертестового разброса оценок.

Интертестовый разброс - это соотношение различных показателей выполнения субтестов.

Данный этап включает следующие шаги:

· оценка конфигурации профиля шкальных оценок,

· оценка суммарных индексов,

· подсчет «среднего» разброса,

· подсчет «словарного разброса».

«Средний разброс» определяется как разница между оценкой каждого субтеста и средней арифметической всех субтестов. Данный вид разброса измеряет достижение испытуемого в отдельномсубтесте относительно центральной тенденции всех его достижений.

«Словарный разброс» характеризует отклонение шкальной оценки отдельного субтеста от наиболее устойчивой и часто самой высокой в тесте шкальной оценки субтеста «Словарный».

4. Анализ интратестового разброса.

Интратестовый разброс - представляет собой соотношение результатов выполнения тестовых заданий внутри каждого субтеста. Особое внимание обращается на связь полученной оценки и трудности данного задания. Поскольку тест Векслера является стандартизированной методикой, то в каждом субтесте трудность заданий последовательно увеличивается.

5. Качественный анализ результатов.

Качественная оценка включает выявление как патологических, так и индивидуальных особенностей психической деятельности и личности испытуемого в процессе выполнения тестовых заданий.

ГЛАВА 19




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.