Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидер как мастер единоборства 4 страница




Группы могут продолжать считать, что у них все идет успешно, хотя внешний мир уже не поддерживает их, не покупает их товар. В рассогласованной группе связи между подгруппами напряжены, а совместная работа затруднитель­на. Члены группы все время подчеркивают свое славное

прошлое или строят грандиозные планы на будущее, но никто не работает над текущими проблемами. Раскол и скрываемые стороны группы проявляются в групповых сплет­нях Все группы сплетничают о других конкурирующих орга­низациях, не сознавая того, как эти «другие» группы стано­вятся проявлениями духа в их собственном поле!

Помню, как в Цюрихе создавался Центр по изучению восточной психологии. Мы проводили достаточно много вре­мени в болтовне о новом психологическом учреждении в го­роде, бывшем предметом нашей зависти. Мы насмехались над их стремлением к излишней организованности и жест­кости, не сознавая того, насколько мы сами в данный мо­мент нуждались в более жесткой организации и структуре. Мы упускали из виду проявление духа законов и правил.

Осознание групповых процессов

Информация о структуре полей, барьерах, рассогласован­ности и стремлении к саморегуляции учит нас, пожалуй, са­мому важному в групповой работе—как осознавать группо­вые процессы и уметь ждать. Зная о том, что происходит, мы можем выждать, давая возможность процессам развора­чиваться своим ходом и указывая группе на происходящее. Группа с пробужденным сознанием будет самоуравновешен­ной и мудрой.

Многие конфликты, особенно в малых организациях, ре­шаются сами по себе при простом проявлении чуткой вни­мательности. Поля имеют тенденцию сами восстанавливать равновесие и снимать напряженность, но это требует знания, внимания к происходящему, поощрения явных и скрытых устремлений и помощи выразиться им более полно.

Рассмотрим более детально, что я подразумеваю под сло­вом осознание. Существует несколько различных аспек­тов осознания.

Чувствительность. Консультанту необходимо чувствовать атмосферу группы. Это означает отбор и оценку неожидан­ных и непредсказуемых сигналов и сообщений в группе. Они могут проявляться в шуме группы—сердитые голоса, молча­ние, хихиканье, шепот. Если вы—консультант, то можете от­метить атмосферу группы, выраженную в чувствах группы, которые можно обнаружить, находясь рядом с этой груп­пой печаль, страх, опасения, радость. Можно отметить дви­жения в группе—уход и приход, движения и наклоны, игру детей на полу. Может быть, между членами группы возни-

кают трудности во взаимоотношениях. Все это заслуживает должного внимания и оценки. Для того чтобы почувствовать атмосферу группы, нельзя пренебрегать ни одним из своих наблюдений.

При восприятии атмосферы группы консультанту необхо­димо просто отмечать характер происходящего в данной организации. Какова атмосфера—приятная или дискомфорт­ная и напряженная? Какое дух данной местности? Каков дух помещения, в котором группа собирается? Какие имеют место проявления духа?

Обращение к групповому сознанию. Поделитесь своей ин­формацией с другими и предложите им поделиться своими впечатлениями. Находится ли группа в подходящем настрое­нии для совместной работы над проблемами или же она желает разделиться? Хотят люди поработать над групповы­ми событиями индивидуально или перебирая их дома, в кру­гу семьи? Может ли еще кто-нибудь в группе чувствовать ее атмосферу или вы одни?

Каждой группе нужны свое собственное время, место и свои ритуалы. Время для работы и завершения дел и время для самовыражения и открытий. В подходящий для этого момент обратите внимание группы на проблему осознания происходящего в группе. Иначе все, о чем вы говорите, бу­дет встречено с возмущением. Вы можете предложить груп­пе что-нибудь сделать только тогда, когда ее члены уже думают об этом или готовы к этому. По моему мнению, лучшие консультанты группы являются не надзирателями, а «ассистентами» и «помощниками», которые определяют на­правленность поля и делятся этим открытием с остальными.

Сортировка. Сортировка означает тщательное просеива­ние ощущений, проблем, выводов и аргументов группы для определения того, какие проявления духа присутствуют в поле группы.

Один способ обнаружить, что присутствует в атмосфере, это—установить, есть ли разница между тем, что привлекает внимание группы, и чувствами, которые витают в атмосфере. Консультант группы может также спросить, на каких вопро­сах группа хотела бы сосредоточиться, а затем отобрать наиболее важные, отмечая, какие из них вызывают эмоцио­нальную реакцию—мертвая тишина, хихиканье, смущение и смех. Такие реакции указывают на наличие вторичного процесса, наличие предмета обсуждения, против которо­го настроена группа и что она скрывает. Это всегда имеет место в случае большой напряженности поля.

Используйте свое знание для проверки происходящего. Является ли скрываемый предмет обсуждения конфликтом между мужчинами и женщинами? Может, это чувство отсут­ствия поддержки или недооценки со стороны членов группы? Может, это жесткость руководства, скука или жадность?

Определение духа времени и пространства. Я уже гово­рил о важности выявления различных частей поля, как осно­вы его рационального функционирования. Для этого сущест­вует хороший эмпирический метод—предположить, что каж­дое проявление духа обладает дополняющей его связью с другой частью поля. Например, если члены группы жалуют­ся на то, что их не слушают, и сами шумят, то можно пред­положить, что в этом поле имеется такая его часть, которая вообще глуха. Непредставленные части поля—это призраки, они затуманивают атмосферу и требуют к себе внимания. Если члены группы считают себя обиженными, они могут не сознавать того, что какая-то часть этой же группы долж­на выступать в роли обидчика.

Объективность и нейтральность. Консультант должен оценивать все части данного поля, так как для того, чтобы имело место взаимодействие и развитие, должны присутство­вать все части поля. Нейтральность—это больше, чем просто неприятие чьей-то стороны в конфликте; это осознание того, что причиной группового конфликта не может быть один человек или событие. Это не может служить поводом для порицания, так как ни одна часть поля или личность не мо­жет быть «плохой» без участия всей системы. Нет деспота без жертвы, не существует напряженности без людей, кото­рые стремятся избежать ее! Нейтралитет и объективность— важные методы работы с группой, так как они позволяют нам отделить людей от частей поля или проявлений духа в данном поле. В каждом члене группы содержатся все эти части.

Однако, полные нейтральность и объективность являются неосуществимой мечтой, наивными представлениями нас са­мих о себе. Теперь мы знаем из современной физики, что абсолютная объективность невозможна, а из повседневной жизни—что мы не можем быть посторонними наблюдателя­ми в большинстве ситуаций. Следовательно, мы должны учиться признавать свою ограниченность—быть участниками планетарного процесса и одновременно искать пути содейст­вия этому процессу. Это потребует специальной подготовки и внутренней работы, которым мы уделим внимание в сле­дующих главах.

Перемена ролей. Напоминание о том, что члены группы «е идентичны проявлениям духа, удержит нас от отождест­вления личностей с теми ролями, которые они временна играют в группе. В своей личной жизни мы проходим через многие стадии развития. В одно время мы отождествляемся с одной частью своего «я», в другое время—с другой. Мы не являемся ни одной из этих частей, даже если наше индивидуальное развитие позволяет нам получать дос­туп ко всем этим частям.

Одна из опасностей, существующих в бессознательно дей­ствующих группах, состоит в том, что они подавляют разви­тие личности. Лишь знание о проявлениях духа в поле пово­рачивает групповой процесс в сторону индивидуализации. Личность получает возможность обнаружить в себе различ­ные проявления духа. Действительно, группы работают луч­ше, если личности информированы о том, какие проявления духа они могут обнаружить в себе в данный момент, пойти им навстречу и дать им «право голоса».

Перемена ролей как метод вмешательства в работу груп­пы основана на индивидуальном знании членов группы своих изменяющихся в данной группе ощущений. Этот метод дол­жен быть рекомендован как средство пробуждения личного знания. Спрашивая человека о том, в какой роли он нахо­дится, мы позволяем ему узнать, с какой частью поля он отождествляется в данный момент. Если этот метод приме­няется в качестве программы независимо от знания, он ста­новится просто разновидностью метода группового играни? ролей.

Групповые поля всегда поляризуют нас на различные проявления духа и словно гипнотизируют людей, когда они отождествляются с тем или иным состоянием духа или ста­новятся одержимыми этими состояниями. Так мы становимся и героем и жертвой, и противником и сторонником. Рекомен­дуемое и поощряемое осознание, однако, преобразует неза­метные, но мощные давления группового гипноза в процесс саморазвития, в котором мы отмечаем—кто мы и как мы изменяемся в ходе группового процесса.

Лучшие из консультантов являются помощниками чело­века в его развитии; они будят наше сознание и мягко помо­гают нам почувствовать, когда мы «вмораживаемся» в роль и теряем доступ к другим частям своего «я». Помните, что больше всего нас пугают такие группы, где опасность стать одержимым духом или комплексом является наиболее ост­рой.

Опытный консультант поможет нам осознать момент, когда мы рассогласовываемся в данной роли, когда стара­ются проявиться другие части нашего «я» и когда мы долж­ны изменить прежние роли. Правда, иногда члены группы настолько цепенеют, что необходимо бывает даже физичес­кое вмешательство, чтобы дать понять им, что они больше не находятся в своих прежних ролях!

Помню как в одной большой группе раздраженная жен­щина яростно на всех нападала. Когда группа, наконец, сама стала защищаться от ее нападок, она отреагировала на это непредсказуемым образом,—стала отвечать бессвязно и не могла вообще реагировать, даже когда на нее напа­дали. Она выпала из контекста: ее роль (нападающего) кон­чилась, так как она больше ни с кем не разговаривала и никому не отвечала. Но она еще продолжала оставаться на своей прежней позиции. Какую же роль она теперь играла? Она явно считала сама себя сильной и не могла отойти на более мягкую позицию.

Я высказал ей предположение, что, пожалуй, ее прежняя роль больше ей не подходит и спросил ее, не хочет ли она выйти из этой роли? Но она не могла ответить. Она впала в совершенный транс, в бессознательное состояние. Я пред­положил, что она была обижена реакцией группы, но не хотела показать этого.

Я подошел к ней и слегка дотронулся до нее. Неожидан­но она заплакала и рухнула на пол, а потом поползла к стоящим рядом женщинам, которые обняли ее. Эта трога­тельная сцена была волнующим разрешением группового процесса. Я еще буду обсуждать это мощное по силе воз­действия взаимоотношение между людьми, но хотел бы под­черкнуть, до какой степени мы стали привязаны к опреде­ленным ролям, в данном случае к агрессивной роли, и что знание облегчает нам доступ к другим частям нашего «я» и нашей группы.

Консультант группы как модель поведения

Иногда консультант группы должен отходить от своей нейтральной позиции и временно входить в ту или иную роль или состояние духа для того, чтобы позволить событиям развиваться своим ходом. Когда группа остерегается собы­тий, определяемых данным проявлением духа, ей необходи­ма поддержка для их осуществления.

В этот момент бывает полезным войти в роль и поддер­жать одну из точек зрения, тогда как члены группы, нахо­дящиеся в этой роли и которые нуждаются в помощи, долж­ны выполнять роль консультанта и наблюдать за поведением группы. Только входя в определенное состояние духа, кон­сультант сможет угадать или понять смысл сообщений, посы­лаемых этой ролью.

Вспоминаю, как в Южной Америке одна женщина на на­пряженно проходившем собрании говорила, что чувствует себя жертвой насилия со стороны группы. Хотя в этой груп­пе и была большая напряженность, никто открыто не прояв­лял свою агрессивность. Женщина эта вела себя на словах как жертва, но что-то в ее поведении не соответствовало этой роли. Поэтому я подошел к ней поближе и постарался по­нять смысл ее роли. Когда я поставил себя на ее место, то понял, что хотя она и говорила о том, что она жертва, но делала при этом резкие и агрессивные движения руками и говорила раздраженным тоном.

Я повторил ее действия и, так как выступал с ее позиции, все, что она говорила, повторял злобным тоном. Я пошел дальше простой имитации ее поведения и добавил, что я не только жертва, но и хочу теперь отомстить всем и тиранизи-ровать их.

Это вызвало моментальное разрешение ситуации. Все споры прекратились, как только роль тирана, стремящегося к власти, и желание отомстить проявились сознательно. Чувства в поле изменились от ненависти к сожалению по поводу необходимости причинять боль друг другу.

Барьеры. Существует много способов позволить процессу развернуться, но, пожалуй, наиболее существенным из них является метод закрепления внимания на барьере группы по отношению к чему-либо, на осознании группой ее стрем­ления избежать решения эмоциональных проблем, проявле­ниях личных чувств, идеалистических представлениях и кон­фликтах во взаимоотношениях.

Проблемы, которые группа пытается скрыть, будут вновь возникать, если не решить их до конца. Например, если член группы говорит, что ему больно или что он зол, другие могут испытывать при этом смущение или раздражение и захотят сменить предмет обсуждения. Если группа не задержится на обсуждении этой проблемы, вызвавшей гнев или обиду, она вновь возникнет, пока не будет решена окончательно.

Сводка погоды. Одного осознания барьера в группе быва­ет недостаточно Как только знание о таком состоянии или

событии появляется, возникает следующий, еще более важный вопрос—как поделиться этой информацией с другими?

Приятный метод разделения информации с другими со­стоит в том, чтобы давать «сводку погоды». Никто из нас не может оставаться полностью нейтральным в группе, но мы можем постараться поделиться своим мнением о том, что происходит в группе, так, будто передаем сообщение о погоде.

Атмосфера передачи этой информации должна быть доверительной, сердечной и вызывающей интерес.

Я представляю себе такой способ разделения своего зна­ния с другими как медитацию «випасана». Сообщающий о погоде позволяет остальным, сосредоточенным только на са­мих себе, узнать, что происходит в самой группе. Всем нужно читать газеты, знать погоду, состояние всего окру­жающего мира, а не только то, что происходит там, где мы живем.

Следовательно, полезное вмешательство в групповой про­цесс заключается в том, чтобы сообщать о происходящем в группе, будто речь идет о погоде.

Итак, мы в конфликте

Сейчас мы избегаем его Не слишком ли это больно?

Конфликт перерос в «холодную войну» и никто друг с другом не разговаривает.

Наступила тишина. Означает ли это окончание конфликта?

Произошло разрешение конфликта, но несколько человек там, в углу, кажутся недовольными.

Все говорят и счастливы и, комментатор погоды может уходить домой

Мы начинаем новую тему. Как долго мы будем заниматься ей?

Мы застряли и, кажется, не двигаемся дальше. Пропустили ли мы какой-то барьер?

Центр общины формируется, и я должен перестать говорить, так как это будет разрушать создавшуюся атмосферу

Теперь, пожалуй, можно сосредоточить внимание на отдельной лич­ности Типична ли эта личность для данной группы?

Теперь два члена группы спорят Характерно ли это для всей группы?

Вот появилась напряженность между подгруппами. Есть ли необхо­димость проявить ее еще сильнее?

Теперь кто-то играет роль тирана Его ли это роль? И кто жертва?

Теперь мы достигли момента духовного общения Следует ли прене­бречь им или входить в него и дальше?

Я заметил нарастание конфликта Пусть страсти накалятся. Теперь я замечаю, что конфликтующие стороны чуть отодвинулись друг от друга. Означает ли это угасание конфликта?

Следует ли на этой стадии проверить, что выйдет, если оставить дан-яую проблему?

Страсти накалились до предела. Так, пожалуй, дойдет и до смерто­убийства Теперь, кажется, наше поведение потрясло нас самих. Возни­кает какое-то чувство.

Этого первого собрания и возникшей конфронтации было достаточно. Зачем идти дальше? Означают ли ваши спокойные голоса, что на се­годня все сделано?

Изменения состояний группы. Когда группы в течение долгого времени находятся в одном состоянии, неожиданное изменение этого состояния может принести огромное облег­чение. Для этого имеется несколько способов. Основной принцип состоит в том, чтобы использовать канал или спо­соб восприятия и общения, которым до этого пренебрегали'. Например, группа, в которой очень много разговаривают, может достичь большего с помощью движения. Консультант группы может предложить тому, кто захочет двигаться, встать и перестать разговаривать. По мере того, как члены группы бродят по комнате, может возникнуть новый про­цесс, который до этого подавлялся преобладающей формой разговора. Члены группы могут образовывать небольшие подгруппы и кружки, с кем-то дружески обниматься, кого-то избегать, танцевать или просто отдохнуть.

В некоторых американских группах смогут выявиться новые черты после перехода к молчанию или наоборот— к шумному общению. Одной японской группе, с которой мы работали, чрезвычайно помогло то, что они перешли после длительной дискуссии к молчанию.

Иногда изменение состояния группы может быть вызвано предоставлением ей возможности определять, на что следу­ет обратить внимание. Члены группы могут при этом кру­тить на полу какую-нибудь указку (например, ручку) и ког­да, остановившись, она укажет на кого-нибудь, разговор о проблемах этого человека может послужить ключом к проблемам группы.

Результаты использования таких методов гадания всегда удивительны. Однажды в большой группе шло обсуждение явно важной проблемы. Указка показала на одну женщину, которую мучила совесть, и она виновато созналась в только что совершенной краже. Группа оставила свои споры, и все члены сосредоточились на том, какие чувства они испыты­вают по отношению к проблеме нужды и бедности.

1 Для получения более подробной информации о каналах и о приме­нении теории каналов к работе с процессом см. Минделл «Путь реки», ь работе с группой—см. Минделл «Год первый».

Подъем и спад энергии. Часто состояние процесса в боль­шой группе может изменяться без какого-либо сознательно­го вмешательства. Даже злобные, деспотические проявления духа могут меняться. Например, две стороны могут спорить между собой, но как только скрываемые эмоции выплесну­лись, спор заканчивается. Даже после того как изменилось настроение, голоса стали спокойнее и напряжение спало, люди продолжают спорить на ту же самую тему, так как они стали слишком привязаны к ней.

От консультанта требуется только обратить внимание спорщиков на то, что их голоса стали спокойнее и прежнее их настроение изменилось. Мы не должны забывать, что огромная энергия подвержена спадам и подъемам. Когда она возрастает, нам необходимо способствовать ее выходу, а когда она спадает, мы должны позволить ей иссякнуть.

Личное отношение. Другое важное изменение происходит в группе, когда ее члены начинают выражать свое личное отношение к ролям, которые они только что представляли.

Существует много уровней групповых процессов. Один уровень связан с групповыми проблемами и ролями, дру­гой—с нашими личными, индивидуальными ощущениями данной групповой ситуации. По-видимому, только тогда, ког­да выражены все роли и проявления духа, группы готовы к переходу на личностный уровень. Если личное отношение проявляется слишком рано, это может оттолкнуть всю груп­пу от участия в групповом процессе. А отказ от выражения личного и искреннего отношения, когда роли уже утратили свою энергию, делает все происходящее похожим на игру.

Гармония может мешать. Гармония в группе—прекрас­ное состояние, но далеко не такое действенное, как осозна­ние. Некоторые процессы не могут быть полностью заверше­ны, так как для этого требуется больше времени или оттого, что группа не способна их завершить; завершение процесса должно происходить на личностном уровне с участием каж­дого члена группы. Может случиться так, что групповое ре­шение проблемы окажется вредным для отдельных «дисси­дентов». Эти диссиденты характеризуют будущее группы: они указывают на следующий этап развития группы, нарас­тающий в группе кризис.

Прогнозирование будущего. Тайные, скрываемые процес­сы, проявляющиеся в ощущениях, симптомах и фантазиях, всегда указывают на возможность следующего шага для личности и группы. Следовательно, можно предвидеть буду­щее, исходя из текущих вторичных процессов.

Группа, решающая индивидуальные проблемы, может,, к примеру, на следующем этапе испытывать затруднения во взаимоотношениях среди ее членов. Группа, достигшая гар­монии, может на следующем собрании столкнуться с кон­фликтом. Группа, чья напряженность выражалась в словес­ной перепалке, в следующий раз сможет стремиться к спо­койствию и восприимчивости. Группа, избегавшая обсужде­ния какой-либо темы, несомненно сделает это в следующий раз. Процессы развиваются непредвиденным образом, но на­ряду с этим они обладают и предсказуемыми параметрами.

Групповое бессознательное. Многие в своих группах и на предприятиях боятся выражать свое мнение, так как чувст­вуют себя неуверенно, боятся вызвать этим недовольство или лишиться работы и даже опасаются физической рас­правы за проявление своих чувств.

Справедливо предположение о том, что все люди, вклю­чая и т. н. «боссов», подавляют себя, чтобы обезопасить себя. Каждый член системы вносит свой вклад в осложне­ние атмосферы, сосредоточиваясь на собственной безопас­ности и защите. Такие групповые поля порождают зависи­мость, воинственность, застой и неизбежную революцию.

В некоторых ситуациях такой страх может быть преодо­лен путем создания в поле возможности для его проявления. Консультант может высказать предположение о наличии в поле чувств, характерных для зависимых ролей. О неко­торых страхах и чувствах можно говорить открыто, напри­мер, о любви, одобрении, поддержке и безопасности.

Свободное место. Этот термин я использую для обозначе­ния вмешательства в работу группы, которое провоцирует проявление скрытых процессов. Консультант задает вопрос или делает утверждение, фактически лишенное конкретного смысла, и как бы предлагает сделать это другим. Вопросы типа: «Присутствует здесь еще какое-либо чувство, которое до этого не было выражено?» или «Есть ли здесь еще кто-нибудь, кто боится сказать то, о чем думает?»—помогают членам группы выразить свои мысли и чувства, не ставя их при этом в затруднительное положение.

Метод свободного места может применяться и без слов. Как-то я выскользнул из комнаты, где в группе шла ожесто­ченная дискуссия, заскочил в ванную, натянул себе на голо­ву черный капроновый чулок и вернулся на место. Сначала меня никто не узнал. Все были шокированы моим видом.

«Кто я? Перенеситесь мысленно в меня»,—сказал я им. Я предложил членам группы вообразить себя некоторым

мудрым существом, способным разрешить их конфликт. Один за другим члены группы брали на себя роль этого мудрого духа, и их проблемы были решены моментально. Обучение. Не каждая группа захочет познавать себя; многие просто нуждаются в помощи для решения текущих проблем. Однако группа, которая согласна совершенство­ваться в своем самовыражении, нуждается в учителе в такой же степени, как и в консультанте. Чудесный и значительный момент наступает для некоторых групп и организаций, когда они сами начинают исполнять обязанности консультанта. Консультант—это всего-навсего еще одно проявление духа. Фактически, понятие «консультант» точнее было бы заменить «соучеником». Каждому члену группы должна быть предо­ставлена возможность проявить свою мудрость, эксперимен­тировать со своим сознанием и дать ему шанс изменить мир.

Ниже приводятся упражнения для желающих улучшить групповое сознание.

/. Групповые барьеры

Это упражнение помогает участникам осознать, что они обычно запрещают выражать в своей группе. В группах по четыре человека выявите барьеры, спрашивая себя:

«Почему так вышло, что именно сейчас я не чувствую себя совер­шенно свободным в этой группе?

«Каким образом этот конфликт может стать частью моего личного роста?

Внутри своей группы из четырех человек разбейтесь на пары и по­звольте каждому поработать с такими запретами и барьерами, разыгры­вая конфликт между самим собой и тем, кто подавляет свободу. Или же сам читатель может спросить себя, почему он не чувствует себя свободно в группах, а потом задать себе вопрос:

«Какое лицо или какая сила подавляет меня?»

«Как мне, уважая эту силу, сохранить свою свободу?»

2. Отбор вопросов в группах

Попросите группы из четырех человек выбрать темы, их интере­сующие.

Попросите их отобрать вопросы по силе их «эмоционального заряда», т. е. те вопросы, которые эмоционально сильно на них воздействуют, и ге, которые действуют слабо или вообще никак.

3. Сводка погоды,

Представьте, что вы—комментатор погоды, и отметьте атмосферу и эмоциональный настрой в группе. Выделите, что происходит в группе нейтрально и бесстрастно. Включите в ваши сообщения о группе:

— процессы, о которых они любят поговорить и те проявления духа, которыми они, возможно, пренебрегают;

— тон обсуждения: серьезный, шутливый, лично выраженный или деловой.

4. Быстрые изменения состояния группы

Давайте группам возможность вызывать быстрые изменения путем:

— изменения каналов. Попросите участников замолчать и начать, двигаться или посидеть минуту молча;

— побуждения участников конфликта к физическому взаимодействию • п предложения группе создать благоприятную для этого практическую среду;

— порождения конфликта в скучающей группе посредством поста­новки проблем меньшинства в группе;

— играная роли третьей стороны, не присутствующей, но обсуждае­мой;

— выделения в конфликте тенденций к его угасанию и предложения^ участникам попробовать успокоиться

Часть II. МЕТАНАВЫКИ ЛИДЕРСТВА

Глава 5 ЛИДЕР КАК МАСТЕР БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Когда я учусь забивать молотком гвоздь, я приобретаю «авык. Однако то, как я использую при этом молоток, явля­ется м ет а н а в ы к о м. То же самое верно и при выработке навыков работы с личностями и группами. Нам необходимо овладевать навыками и методами, но их нельзя применять без •соответствующих метанавыков в глубокой демократии.

При работе с группами, испытывающими трудности внут­ри себя или в отношениях с другими группами, решающим фактором для консультанта выступают не навыки или мето­ды, которыми он пользуется, а его установки по отношению к данной группе. Эти установки и убеждения и есть то, что я называю метанавыками. Они порождают методы работы в любой ситуации.

Подумайте о сострадании как о метанавыке. Навык, при­меняемый без сострадания к людям, даст меньший эффект, чем когда он используется с состраданием. Эту очевидную истину не так просто применить на практике. Мы все знаем, как обучать навыкам, но с метанавыками дело обстоит сложнее. Использование метанавыков необходимо в мировом процессе, но как обучать и учиться установкам, убеждениям и чувствам по отношению к людям? Обнаружение и совер­шенствование метанавыков требует наличия сплава таланта, внутреннего развития и знания ролевых моделей, а также других качеств, которые мне пока неизвестны.

В этой главе делается попытка выделить некоторые ме-танавыки глубокой демократии, необходимые для работы с мировым процессом. Я пока еще не совсем уверен в том, как им обучать или как пробуждать эти метанавьжи у дру­гих людей. Я могу только предложить свои собственные убеждения, ожидания и представления о людях и постарать­ся установить, каковы мои собственные установки и мета-навыки. Я пользуюсь терминологией боевых искусств для опи­сания некоторых из установок которыми должен обладать кон­сультант, работая с группами с позиций глобального процесса.

Консультант как роль

Работа с любой группой требует, в первую очередь, осоз­нания консультантом собственной роли. Эта роль отличается от других ролей в группе своей заинтересованностью в бла­гополучии всей группы и его связью с окружающим миром. Он не принадлежит ни к одной отдельной партии или части группы, если только не считать такой принадлежностью под­чинение его интересов целому.

С точки зрения как групповой, так и личностной психо­логии лидерство и консультирование в группе—это только часть всех наших качеств, всего нашего общего развития. Другими словами, лидерство не связано ни с какой отдель­ной личностью, а может временами переживаться каждым из нас. Никто не является только лидером! Знание этого является одним из решающих метанавыков лидерства, так как это позволяет нам быть подвижными и многообразными в качествах как лидера, так и его последователей.

Уроки из работы с групповой энергией

Большинство людей, сталкиваясь с напряжением в груп­пе, поступают одним из трех способов:

— подавляют его и стараются быть вежливыми по отно­шению друг к другу;

— анализируют его и стараются измениться сами или изменить других;

— включаются в него и стараются причинить вред друг другу.

Методы и навыки восточных боевых искусств предлагают процессуально ориентированный путь преодоления конфлик­тов. В теории боевых искусств описываются некоторые из установок, необходимых консультанту по отношению к груп­пе, с которой он работает. В качестве нового понимания конфликта и напряженности может быть в особенности ис­пользована методика школы Айкидо, позволяющая преодо­левать страх перед конфликтами и даже включаться в них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.