КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лидер как мастер единоборства 4 страница
Группы могут продолжать считать, что у них все идет успешно, хотя внешний мир уже не поддерживает их, не покупает их товар. В рассогласованной группе связи между подгруппами напряжены, а совместная работа затруднительна. Члены группы все время подчеркивают свое славное прошлое или строят грандиозные планы на будущее, но никто не работает над текущими проблемами. Раскол и скрываемые стороны группы проявляются в групповых сплетнях Все группы сплетничают о других конкурирующих организациях, не сознавая того, как эти «другие» группы становятся проявлениями духа в их собственном поле! Помню, как в Цюрихе создавался Центр по изучению восточной психологии. Мы проводили достаточно много времени в болтовне о новом психологическом учреждении в городе, бывшем предметом нашей зависти. Мы насмехались над их стремлением к излишней организованности и жесткости, не сознавая того, насколько мы сами в данный момент нуждались в более жесткой организации и структуре. Мы упускали из виду проявление духа законов и правил. Осознание групповых процессов Информация о структуре полей, барьерах, рассогласованности и стремлении к саморегуляции учит нас, пожалуй, самому важному в групповой работе—как осознавать групповые процессы и уметь ждать. Зная о том, что происходит, мы можем выждать, давая возможность процессам разворачиваться своим ходом и указывая группе на происходящее. Группа с пробужденным сознанием будет самоуравновешенной и мудрой. Многие конфликты, особенно в малых организациях, решаются сами по себе при простом проявлении чуткой внимательности. Поля имеют тенденцию сами восстанавливать равновесие и снимать напряженность, но это требует знания, внимания к происходящему, поощрения явных и скрытых устремлений и помощи выразиться им более полно. Рассмотрим более детально, что я подразумеваю под словом осознание. Существует несколько различных аспектов осознания. Чувствительность. Консультанту необходимо чувствовать атмосферу группы. Это означает отбор и оценку неожиданных и непредсказуемых сигналов и сообщений в группе. Они могут проявляться в шуме группы—сердитые голоса, молчание, хихиканье, шепот. Если вы—консультант, то можете отметить атмосферу группы, выраженную в чувствах группы, которые можно обнаружить, находясь рядом с этой группой печаль, страх, опасения, радость. Можно отметить движения в группе—уход и приход, движения и наклоны, игру детей на полу. Может быть, между членами группы возни- кают трудности во взаимоотношениях. Все это заслуживает должного внимания и оценки. Для того чтобы почувствовать атмосферу группы, нельзя пренебрегать ни одним из своих наблюдений. При восприятии атмосферы группы консультанту необходимо просто отмечать характер происходящего в данной организации. Какова атмосфера—приятная или дискомфортная и напряженная? Какое дух данной местности? Каков дух помещения, в котором группа собирается? Какие имеют место проявления духа? Обращение к групповому сознанию. Поделитесь своей информацией с другими и предложите им поделиться своими впечатлениями. Находится ли группа в подходящем настроении для совместной работы над проблемами или же она желает разделиться? Хотят люди поработать над групповыми событиями индивидуально или перебирая их дома, в кругу семьи? Может ли еще кто-нибудь в группе чувствовать ее атмосферу или вы одни? Каждой группе нужны свое собственное время, место и свои ритуалы. Время для работы и завершения дел и время для самовыражения и открытий. В подходящий для этого момент обратите внимание группы на проблему осознания происходящего в группе. Иначе все, о чем вы говорите, будет встречено с возмущением. Вы можете предложить группе что-нибудь сделать только тогда, когда ее члены уже думают об этом или готовы к этому. По моему мнению, лучшие консультанты группы являются не надзирателями, а «ассистентами» и «помощниками», которые определяют направленность поля и делятся этим открытием с остальными. Сортировка. Сортировка означает тщательное просеивание ощущений, проблем, выводов и аргументов группы для определения того, какие проявления духа присутствуют в поле группы. Один способ обнаружить, что присутствует в атмосфере, это—установить, есть ли разница между тем, что привлекает внимание группы, и чувствами, которые витают в атмосфере. Консультант группы может также спросить, на каких вопросах группа хотела бы сосредоточиться, а затем отобрать наиболее важные, отмечая, какие из них вызывают эмоциональную реакцию—мертвая тишина, хихиканье, смущение и смех. Такие реакции указывают на наличие вторичного процесса, наличие предмета обсуждения, против которого настроена группа и что она скрывает. Это всегда имеет место в случае большой напряженности поля. Используйте свое знание для проверки происходящего. Является ли скрываемый предмет обсуждения конфликтом между мужчинами и женщинами? Может, это чувство отсутствия поддержки или недооценки со стороны членов группы? Может, это жесткость руководства, скука или жадность? Определение духа времени и пространства. Я уже говорил о важности выявления различных частей поля, как основы его рационального функционирования. Для этого существует хороший эмпирический метод—предположить, что каждое проявление духа обладает дополняющей его связью с другой частью поля. Например, если члены группы жалуются на то, что их не слушают, и сами шумят, то можно предположить, что в этом поле имеется такая его часть, которая вообще глуха. Непредставленные части поля—это призраки, они затуманивают атмосферу и требуют к себе внимания. Если члены группы считают себя обиженными, они могут не сознавать того, что какая-то часть этой же группы должна выступать в роли обидчика. Объективность и нейтральность. Консультант должен оценивать все части данного поля, так как для того, чтобы имело место взаимодействие и развитие, должны присутствовать все части поля. Нейтральность—это больше, чем просто неприятие чьей-то стороны в конфликте; это осознание того, что причиной группового конфликта не может быть один человек или событие. Это не может служить поводом для порицания, так как ни одна часть поля или личность не может быть «плохой» без участия всей системы. Нет деспота без жертвы, не существует напряженности без людей, которые стремятся избежать ее! Нейтралитет и объективность— важные методы работы с группой, так как они позволяют нам отделить людей от частей поля или проявлений духа в данном поле. В каждом члене группы содержатся все эти части. Однако, полные нейтральность и объективность являются неосуществимой мечтой, наивными представлениями нас самих о себе. Теперь мы знаем из современной физики, что абсолютная объективность невозможна, а из повседневной жизни—что мы не можем быть посторонними наблюдателями в большинстве ситуаций. Следовательно, мы должны учиться признавать свою ограниченность—быть участниками планетарного процесса и одновременно искать пути содействия этому процессу. Это потребует специальной подготовки и внутренней работы, которым мы уделим внимание в следующих главах. Перемена ролей. Напоминание о том, что члены группы «е идентичны проявлениям духа, удержит нас от отождествления личностей с теми ролями, которые они временна играют в группе. В своей личной жизни мы проходим через многие стадии развития. В одно время мы отождествляемся с одной частью своего «я», в другое время—с другой. Мы не являемся ни одной из этих частей, даже если наше индивидуальное развитие позволяет нам получать доступ ко всем этим частям. Одна из опасностей, существующих в бессознательно действующих группах, состоит в том, что они подавляют развитие личности. Лишь знание о проявлениях духа в поле поворачивает групповой процесс в сторону индивидуализации. Личность получает возможность обнаружить в себе различные проявления духа. Действительно, группы работают лучше, если личности информированы о том, какие проявления духа они могут обнаружить в себе в данный момент, пойти им навстречу и дать им «право голоса». Перемена ролей как метод вмешательства в работу группы основана на индивидуальном знании членов группы своих изменяющихся в данной группе ощущений. Этот метод должен быть рекомендован как средство пробуждения личного знания. Спрашивая человека о том, в какой роли он находится, мы позволяем ему узнать, с какой частью поля он отождествляется в данный момент. Если этот метод применяется в качестве программы независимо от знания, он становится просто разновидностью метода группового играни? ролей. Групповые поля всегда поляризуют нас на различные проявления духа и словно гипнотизируют людей, когда они отождествляются с тем или иным состоянием духа или становятся одержимыми этими состояниями. Так мы становимся и героем и жертвой, и противником и сторонником. Рекомендуемое и поощряемое осознание, однако, преобразует незаметные, но мощные давления группового гипноза в процесс саморазвития, в котором мы отмечаем—кто мы и как мы изменяемся в ходе группового процесса. Лучшие из консультантов являются помощниками человека в его развитии; они будят наше сознание и мягко помогают нам почувствовать, когда мы «вмораживаемся» в роль и теряем доступ к другим частям своего «я». Помните, что больше всего нас пугают такие группы, где опасность стать одержимым духом или комплексом является наиболее острой. Опытный консультант поможет нам осознать момент, когда мы рассогласовываемся в данной роли, когда стараются проявиться другие части нашего «я» и когда мы должны изменить прежние роли. Правда, иногда члены группы настолько цепенеют, что необходимо бывает даже физическое вмешательство, чтобы дать понять им, что они больше не находятся в своих прежних ролях! Помню как в одной большой группе раздраженная женщина яростно на всех нападала. Когда группа, наконец, сама стала защищаться от ее нападок, она отреагировала на это непредсказуемым образом,—стала отвечать бессвязно и не могла вообще реагировать, даже когда на нее нападали. Она выпала из контекста: ее роль (нападающего) кончилась, так как она больше ни с кем не разговаривала и никому не отвечала. Но она еще продолжала оставаться на своей прежней позиции. Какую же роль она теперь играла? Она явно считала сама себя сильной и не могла отойти на более мягкую позицию. Я высказал ей предположение, что, пожалуй, ее прежняя роль больше ей не подходит и спросил ее, не хочет ли она выйти из этой роли? Но она не могла ответить. Она впала в совершенный транс, в бессознательное состояние. Я предположил, что она была обижена реакцией группы, но не хотела показать этого. Я подошел к ней и слегка дотронулся до нее. Неожиданно она заплакала и рухнула на пол, а потом поползла к стоящим рядом женщинам, которые обняли ее. Эта трогательная сцена была волнующим разрешением группового процесса. Я еще буду обсуждать это мощное по силе воздействия взаимоотношение между людьми, но хотел бы подчеркнуть, до какой степени мы стали привязаны к определенным ролям, в данном случае к агрессивной роли, и что знание облегчает нам доступ к другим частям нашего «я» и нашей группы. Консультант группы как модель поведения Иногда консультант группы должен отходить от своей нейтральной позиции и временно входить в ту или иную роль или состояние духа для того, чтобы позволить событиям развиваться своим ходом. Когда группа остерегается событий, определяемых данным проявлением духа, ей необходима поддержка для их осуществления. В этот момент бывает полезным войти в роль и поддержать одну из точек зрения, тогда как члены группы, находящиеся в этой роли и которые нуждаются в помощи, должны выполнять роль консультанта и наблюдать за поведением группы. Только входя в определенное состояние духа, консультант сможет угадать или понять смысл сообщений, посылаемых этой ролью. Вспоминаю, как в Южной Америке одна женщина на напряженно проходившем собрании говорила, что чувствует себя жертвой насилия со стороны группы. Хотя в этой группе и была большая напряженность, никто открыто не проявлял свою агрессивность. Женщина эта вела себя на словах как жертва, но что-то в ее поведении не соответствовало этой роли. Поэтому я подошел к ней поближе и постарался понять смысл ее роли. Когда я поставил себя на ее место, то понял, что хотя она и говорила о том, что она жертва, но делала при этом резкие и агрессивные движения руками и говорила раздраженным тоном. Я повторил ее действия и, так как выступал с ее позиции, все, что она говорила, повторял злобным тоном. Я пошел дальше простой имитации ее поведения и добавил, что я не только жертва, но и хочу теперь отомстить всем и тиранизи-ровать их. Это вызвало моментальное разрешение ситуации. Все споры прекратились, как только роль тирана, стремящегося к власти, и желание отомстить проявились сознательно. Чувства в поле изменились от ненависти к сожалению по поводу необходимости причинять боль друг другу. Барьеры. Существует много способов позволить процессу развернуться, но, пожалуй, наиболее существенным из них является метод закрепления внимания на барьере группы по отношению к чему-либо, на осознании группой ее стремления избежать решения эмоциональных проблем, проявлениях личных чувств, идеалистических представлениях и конфликтах во взаимоотношениях. Проблемы, которые группа пытается скрыть, будут вновь возникать, если не решить их до конца. Например, если член группы говорит, что ему больно или что он зол, другие могут испытывать при этом смущение или раздражение и захотят сменить предмет обсуждения. Если группа не задержится на обсуждении этой проблемы, вызвавшей гнев или обиду, она вновь возникнет, пока не будет решена окончательно. Сводка погоды. Одного осознания барьера в группе бывает недостаточно Как только знание о таком состоянии или событии появляется, возникает следующий, еще более важный вопрос—как поделиться этой информацией с другими? Приятный метод разделения информации с другими состоит в том, чтобы давать «сводку погоды». Никто из нас не может оставаться полностью нейтральным в группе, но мы можем постараться поделиться своим мнением о том, что происходит в группе, так, будто передаем сообщение о погоде. Атмосфера передачи этой информации должна быть доверительной, сердечной и вызывающей интерес. Я представляю себе такой способ разделения своего знания с другими как медитацию «випасана». Сообщающий о погоде позволяет остальным, сосредоточенным только на самих себе, узнать, что происходит в самой группе. Всем нужно читать газеты, знать погоду, состояние всего окружающего мира, а не только то, что происходит там, где мы живем. Следовательно, полезное вмешательство в групповой процесс заключается в том, чтобы сообщать о происходящем в группе, будто речь идет о погоде. Итак, мы в конфликте Сейчас мы избегаем его Не слишком ли это больно? Конфликт перерос в «холодную войну» и никто друг с другом не разговаривает. Наступила тишина. Означает ли это окончание конфликта? Произошло разрешение конфликта, но несколько человек там, в углу, кажутся недовольными. Все говорят и счастливы и, комментатор погоды может уходить домой Мы начинаем новую тему. Как долго мы будем заниматься ей? Мы застряли и, кажется, не двигаемся дальше. Пропустили ли мы какой-то барьер? Центр общины формируется, и я должен перестать говорить, так как это будет разрушать создавшуюся атмосферу Теперь, пожалуй, можно сосредоточить внимание на отдельной личности Типична ли эта личность для данной группы? Теперь два члена группы спорят Характерно ли это для всей группы? Вот появилась напряженность между подгруппами. Есть ли необходимость проявить ее еще сильнее? Теперь кто-то играет роль тирана Его ли это роль? И кто жертва? Теперь мы достигли момента духовного общения Следует ли пренебречь им или входить в него и дальше? Я заметил нарастание конфликта Пусть страсти накалятся. Теперь я замечаю, что конфликтующие стороны чуть отодвинулись друг от друга. Означает ли это угасание конфликта? Следует ли на этой стадии проверить, что выйдет, если оставить дан-яую проблему? Страсти накалились до предела. Так, пожалуй, дойдет и до смертоубийства Теперь, кажется, наше поведение потрясло нас самих. Возникает какое-то чувство. Этого первого собрания и возникшей конфронтации было достаточно. Зачем идти дальше? Означают ли ваши спокойные голоса, что на сегодня все сделано? Изменения состояний группы. Когда группы в течение долгого времени находятся в одном состоянии, неожиданное изменение этого состояния может принести огромное облегчение. Для этого имеется несколько способов. Основной принцип состоит в том, чтобы использовать канал или способ восприятия и общения, которым до этого пренебрегали'. Например, группа, в которой очень много разговаривают, может достичь большего с помощью движения. Консультант группы может предложить тому, кто захочет двигаться, встать и перестать разговаривать. По мере того, как члены группы бродят по комнате, может возникнуть новый процесс, который до этого подавлялся преобладающей формой разговора. Члены группы могут образовывать небольшие подгруппы и кружки, с кем-то дружески обниматься, кого-то избегать, танцевать или просто отдохнуть. В некоторых американских группах смогут выявиться новые черты после перехода к молчанию или наоборот— к шумному общению. Одной японской группе, с которой мы работали, чрезвычайно помогло то, что они перешли после длительной дискуссии к молчанию. Иногда изменение состояния группы может быть вызвано предоставлением ей возможности определять, на что следует обратить внимание. Члены группы могут при этом крутить на полу какую-нибудь указку (например, ручку) и когда, остановившись, она укажет на кого-нибудь, разговор о проблемах этого человека может послужить ключом к проблемам группы. Результаты использования таких методов гадания всегда удивительны. Однажды в большой группе шло обсуждение явно важной проблемы. Указка показала на одну женщину, которую мучила совесть, и она виновато созналась в только что совершенной краже. Группа оставила свои споры, и все члены сосредоточились на том, какие чувства они испытывают по отношению к проблеме нужды и бедности. 1 Для получения более подробной информации о каналах и о применении теории каналов к работе с процессом см. Минделл «Путь реки», ь работе с группой—см. Минделл «Год первый». Подъем и спад энергии. Часто состояние процесса в большой группе может изменяться без какого-либо сознательного вмешательства. Даже злобные, деспотические проявления духа могут меняться. Например, две стороны могут спорить между собой, но как только скрываемые эмоции выплеснулись, спор заканчивается. Даже после того как изменилось настроение, голоса стали спокойнее и напряжение спало, люди продолжают спорить на ту же самую тему, так как они стали слишком привязаны к ней. От консультанта требуется только обратить внимание спорщиков на то, что их голоса стали спокойнее и прежнее их настроение изменилось. Мы не должны забывать, что огромная энергия подвержена спадам и подъемам. Когда она возрастает, нам необходимо способствовать ее выходу, а когда она спадает, мы должны позволить ей иссякнуть. Личное отношение. Другое важное изменение происходит в группе, когда ее члены начинают выражать свое личное отношение к ролям, которые они только что представляли. Существует много уровней групповых процессов. Один уровень связан с групповыми проблемами и ролями, другой—с нашими личными, индивидуальными ощущениями данной групповой ситуации. По-видимому, только тогда, когда выражены все роли и проявления духа, группы готовы к переходу на личностный уровень. Если личное отношение проявляется слишком рано, это может оттолкнуть всю группу от участия в групповом процессе. А отказ от выражения личного и искреннего отношения, когда роли уже утратили свою энергию, делает все происходящее похожим на игру. Гармония может мешать. Гармония в группе—прекрасное состояние, но далеко не такое действенное, как осознание. Некоторые процессы не могут быть полностью завершены, так как для этого требуется больше времени или оттого, что группа не способна их завершить; завершение процесса должно происходить на личностном уровне с участием каждого члена группы. Может случиться так, что групповое решение проблемы окажется вредным для отдельных «диссидентов». Эти диссиденты характеризуют будущее группы: они указывают на следующий этап развития группы, нарастающий в группе кризис. Прогнозирование будущего. Тайные, скрываемые процессы, проявляющиеся в ощущениях, симптомах и фантазиях, всегда указывают на возможность следующего шага для личности и группы. Следовательно, можно предвидеть будущее, исходя из текущих вторичных процессов. Группа, решающая индивидуальные проблемы, может,, к примеру, на следующем этапе испытывать затруднения во взаимоотношениях среди ее членов. Группа, достигшая гармонии, может на следующем собрании столкнуться с конфликтом. Группа, чья напряженность выражалась в словесной перепалке, в следующий раз сможет стремиться к спокойствию и восприимчивости. Группа, избегавшая обсуждения какой-либо темы, несомненно сделает это в следующий раз. Процессы развиваются непредвиденным образом, но наряду с этим они обладают и предсказуемыми параметрами. Групповое бессознательное. Многие в своих группах и на предприятиях боятся выражать свое мнение, так как чувствуют себя неуверенно, боятся вызвать этим недовольство или лишиться работы и даже опасаются физической расправы за проявление своих чувств. Справедливо предположение о том, что все люди, включая и т. н. «боссов», подавляют себя, чтобы обезопасить себя. Каждый член системы вносит свой вклад в осложнение атмосферы, сосредоточиваясь на собственной безопасности и защите. Такие групповые поля порождают зависимость, воинственность, застой и неизбежную революцию. В некоторых ситуациях такой страх может быть преодолен путем создания в поле возможности для его проявления. Консультант может высказать предположение о наличии в поле чувств, характерных для зависимых ролей. О некоторых страхах и чувствах можно говорить открыто, например, о любви, одобрении, поддержке и безопасности. Свободное место. Этот термин я использую для обозначения вмешательства в работу группы, которое провоцирует проявление скрытых процессов. Консультант задает вопрос или делает утверждение, фактически лишенное конкретного смысла, и как бы предлагает сделать это другим. Вопросы типа: «Присутствует здесь еще какое-либо чувство, которое до этого не было выражено?» или «Есть ли здесь еще кто-нибудь, кто боится сказать то, о чем думает?»—помогают членам группы выразить свои мысли и чувства, не ставя их при этом в затруднительное положение. Метод свободного места может применяться и без слов. Как-то я выскользнул из комнаты, где в группе шла ожесточенная дискуссия, заскочил в ванную, натянул себе на голову черный капроновый чулок и вернулся на место. Сначала меня никто не узнал. Все были шокированы моим видом. «Кто я? Перенеситесь мысленно в меня»,—сказал я им. Я предложил членам группы вообразить себя некоторым мудрым существом, способным разрешить их конфликт. Один за другим члены группы брали на себя роль этого мудрого духа, и их проблемы были решены моментально. Обучение. Не каждая группа захочет познавать себя; многие просто нуждаются в помощи для решения текущих проблем. Однако группа, которая согласна совершенствоваться в своем самовыражении, нуждается в учителе в такой же степени, как и в консультанте. Чудесный и значительный момент наступает для некоторых групп и организаций, когда они сами начинают исполнять обязанности консультанта. Консультант—это всего-навсего еще одно проявление духа. Фактически, понятие «консультант» точнее было бы заменить «соучеником». Каждому члену группы должна быть предоставлена возможность проявить свою мудрость, экспериментировать со своим сознанием и дать ему шанс изменить мир. Ниже приводятся упражнения для желающих улучшить групповое сознание. /. Групповые барьеры Это упражнение помогает участникам осознать, что они обычно запрещают выражать в своей группе. В группах по четыре человека выявите барьеры, спрашивая себя: «Почему так вышло, что именно сейчас я не чувствую себя совершенно свободным в этой группе? «Каким образом этот конфликт может стать частью моего личного роста? Внутри своей группы из четырех человек разбейтесь на пары и позвольте каждому поработать с такими запретами и барьерами, разыгрывая конфликт между самим собой и тем, кто подавляет свободу. Или же сам читатель может спросить себя, почему он не чувствует себя свободно в группах, а потом задать себе вопрос: «Какое лицо или какая сила подавляет меня?» «Как мне, уважая эту силу, сохранить свою свободу?» 2. Отбор вопросов в группах Попросите группы из четырех человек выбрать темы, их интересующие. Попросите их отобрать вопросы по силе их «эмоционального заряда», т. е. те вопросы, которые эмоционально сильно на них воздействуют, и ге, которые действуют слабо или вообще никак. 3. Сводка погоды, Представьте, что вы—комментатор погоды, и отметьте атмосферу и эмоциональный настрой в группе. Выделите, что происходит в группе нейтрально и бесстрастно. Включите в ваши сообщения о группе: — процессы, о которых они любят поговорить и те проявления духа, которыми они, возможно, пренебрегают; — тон обсуждения: серьезный, шутливый, лично выраженный или деловой. 4. Быстрые изменения состояния группы Давайте группам возможность вызывать быстрые изменения путем: — изменения каналов. Попросите участников замолчать и начать, двигаться или посидеть минуту молча; — побуждения участников конфликта к физическому взаимодействию • п предложения группе создать благоприятную для этого практическую среду; — порождения конфликта в скучающей группе посредством постановки проблем меньшинства в группе; — играная роли третьей стороны, не присутствующей, но обсуждаемой; — выделения в конфликте тенденций к его угасанию и предложения^ участникам попробовать успокоиться Часть II. МЕТАНАВЫКИ ЛИДЕРСТВА Глава 5 ЛИДЕР КАК МАСТЕР БОЕВЫХ ИСКУССТВ Когда я учусь забивать молотком гвоздь, я приобретаю «авык. Однако то, как я использую при этом молоток, является м ет а н а в ы к о м. То же самое верно и при выработке навыков работы с личностями и группами. Нам необходимо овладевать навыками и методами, но их нельзя применять без •соответствующих метанавыков в глубокой демократии. При работе с группами, испытывающими трудности внутри себя или в отношениях с другими группами, решающим фактором для консультанта выступают не навыки или методы, которыми он пользуется, а его установки по отношению к данной группе. Эти установки и убеждения и есть то, что я называю метанавыками. Они порождают методы работы в любой ситуации. Подумайте о сострадании как о метанавыке. Навык, применяемый без сострадания к людям, даст меньший эффект, чем когда он используется с состраданием. Эту очевидную истину не так просто применить на практике. Мы все знаем, как обучать навыкам, но с метанавыками дело обстоит сложнее. Использование метанавыков необходимо в мировом процессе, но как обучать и учиться установкам, убеждениям и чувствам по отношению к людям? Обнаружение и совершенствование метанавыков требует наличия сплава таланта, внутреннего развития и знания ролевых моделей, а также других качеств, которые мне пока неизвестны. В этой главе делается попытка выделить некоторые ме-танавыки глубокой демократии, необходимые для работы с мировым процессом. Я пока еще не совсем уверен в том, как им обучать или как пробуждать эти метанавьжи у других людей. Я могу только предложить свои собственные убеждения, ожидания и представления о людях и постараться установить, каковы мои собственные установки и мета-навыки. Я пользуюсь терминологией боевых искусств для описания некоторых из установок которыми должен обладать консультант, работая с группами с позиций глобального процесса. Консультант как роль Работа с любой группой требует, в первую очередь, осознания консультантом собственной роли. Эта роль отличается от других ролей в группе своей заинтересованностью в благополучии всей группы и его связью с окружающим миром. Он не принадлежит ни к одной отдельной партии или части группы, если только не считать такой принадлежностью подчинение его интересов целому. С точки зрения как групповой, так и личностной психологии лидерство и консультирование в группе—это только часть всех наших качеств, всего нашего общего развития. Другими словами, лидерство не связано ни с какой отдельной личностью, а может временами переживаться каждым из нас. Никто не является только лидером! Знание этого является одним из решающих метанавыков лидерства, так как это позволяет нам быть подвижными и многообразными в качествах как лидера, так и его последователей. Уроки из работы с групповой энергией Большинство людей, сталкиваясь с напряжением в группе, поступают одним из трех способов: — подавляют его и стараются быть вежливыми по отношению друг к другу; — анализируют его и стараются измениться сами или изменить других; — включаются в него и стараются причинить вред друг другу. Методы и навыки восточных боевых искусств предлагают процессуально ориентированный путь преодоления конфликтов. В теории боевых искусств описываются некоторые из установок, необходимых консультанту по отношению к группе, с которой он работает. В качестве нового понимания конфликта и напряженности может быть в особенности использована методика школы Айкидо, позволяющая преодолевать страх перед конфликтами и даже включаться в них.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |