КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обращение к Фрейду
ОТКРОВЕНИЯ АНАЛИТИКА ВВЕДЕНИЕ. Как бы там ни было, но, ранее ничего не знавший ни о Фрейде, ни о психоанализе, я стал самостоятельно осваивать психоаналитическую литературу. Знакомство с работами Фрейда не входило ни в один из обязательных курсов, предусмотренных учебной программой философского факультета. Но, заинтересовавшись психоаналитическим учением Фрейда о человеке, я прочитал, фактически, все его работы, которыми располагала университетская библиотека. Издания Фрейда на русском языке относились к 20-м годам, были библиографической редкостью и не выдавались на руки. Мне пришлось прибегнуть к конспектированию. Позднее, уже на третьем году обучения на философском факультете, я ознакомился с работами Эриха Фромма, которые удалось где-то достать на английском языке. К этому времени, опережая на год свое обучение и примкнув к студентам четвертого курса, я посещал спецкурс Эльмара Соколова по неофрейдизму, в рамках которого много внимания уделялось психоаналитическим идеям Фромма. К сожалению, у меня не сохранились студенческие конспекты работ Фрейда. Некоторые сокурсники пользовались ими, чтобы ознакомиться с идеями основоположника психоанализа. Не помню, как это произошло, но в результате хождения этих конспектов по рукам студентов я лишился своих записей. Правда, утрата конспектов имела свою положительную сторону. Позднее в 1969—72 годах, когда я был аспирантом Института философии в Москве, мне заново пришлось перечитать работы Фрейда, что было связано как с подготовкой кандидатской диссертации, в которой нашли отражение некоторые идеи Эриха Фромма и Герберта Маркузе, так и с дальнейшим углубленным ознакомлением с наследием основоположника психоанализа. Любительский интерес к идеям Фрейда перерос в профессиональное исследование истории психоаналитического движения, завершившееся написанием в 1974 г., двумя попытками защиты в 1979г. и защитой в 1982г. докторской диссертации «Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма)». На протяжении 1970—80-х годов в своей научной деятельности мне пришлось совмещать разработку различных тем. На официальном уровне, работая во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований ГКНТ и АН СССР (ныне Институт системного анализа РАН), я занимался анализом проектов Римского клуба и глобальных проблем современности, что нашло отражение в публикации «Модели мира» и «образ человека» [2]. На неофициальном уровне, как бы для себя, я продолжал осваивать исторический материал, связанный с классическим психоанализом, индивидуальной психологией Альфреда Адлера, аналитической психологией Карла Густава Юнга, характер-анализом Вильгельма Райха, культурно-философской психопатологией Карен Хорни, межличностной психиатрией Гарри Стека Салливена, гуманистическим психоанализом Эриха Фромма. Результатом неофициальных исследований явились публикации исторических и дискуссионных материалов по индивидуальной психологии и классическому психоанализу в зарубежных журналах [3], ряда статей по истории и теории психоанализа в коллективных трудах и отечественных журналах [4], а также книги «Психоанализ и американский неофрейдизм» [5]. Разумеется, в силу царившей в то время идеологической цензуры, практически не было реальной возможности осуществлять публикации по психоанализу, в которых бы не звучали критические мотивы. Но, несмотря на идеологические препоны, важно было хотя бы в какой-то приемлемой форме донести до читателя, не знакомого с трудами Фрейда, суть психоаналитических идей и концепций. Именно эту цель я преследовал в своих публикациях того периода, рассчитывая на то, что вдумчивый читатель сможет выявить в материале о психоанализе наиболее информативно полезное для себя и вынести за скобки неизбежные в той идеологической обстановке критические пассажи, не имеющие отношения к адекватному восприятию идейного наследия Фрейда. К счастью, многие философы, психологи и медики, которые делились своими впечатлениями по поводу соответствующих публикаций, с пониманием отнеслись к книге «Психоанализ и американский неофрейдизм». Другое дело, что сегодня не испытавшее (и слава богу) идеологического воздействия и не представляющее себе, в каких условиях приходилось осваивать азы психоаналитической теории, молодое поколение российских психоаналитиков может с осуждением относиться к работам тех, кто так или иначе способствовал возрождению психоанализа в России. Но это уже их проблемы. В 1978 г. мне довелось принимать участие в работе Международного симпозиума по неосознаваемой психической деятельности (г. Тбилиси). Знакомство с американскими, французскими и немецкими психоаналитиками дало новый толчок к исследовательской деятельности по истории и теории психоанализа. Установились личное знакомство и деловая переписка с такими зарубежными учеными, как директор Чикагского института психоанализа Джордж Поллак, дочь основателя индивидуальной психологии Александра Адлер, профессора психологии Вермонского университета Ганс Ансбахер и Ровена Анс-бахер, опубликовавшие в США идейное наследие Альфреда Адлера. Обмен мнениями с этими, а также с другими учеными, работающими в сфере осмысления философии психоанализа и его прикладных аспектов, включая профессора Питтсбургского университета Адольфа Грюнбау-ма, профессора Дьюкского университета Мартина Миллера, профессора Калифорнийского университета в Дэвисе Даниэля Ранкур-Лаффарьера, с которыми установились деловые отношения несколько позднее, способствовал моей профессиональной деятельности в области исследования истории психоаналитического движения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |