КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Незаурядные способности Фрейда
ДОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Необычные обстоятельства детских лет жизни Фрейда способствовали пробуждению его исследовательского интереса к тайнам и загадкам человеческой души, наложили отпечаток на установление его отношений с другими людьми, послужили питательной почвой для возникновения некоторых психологических идей. Будучи важным для понимания Фрейда как личности, сами по себе они ещё не объясняют того, почему именно ему сделать то, в результате чего он стал основателем психоанализа. В такой же необычной семейной обстановке мог оказаться другой человек. Но это ещё не означает, что он непременно стал бы всемирно известным психоаналитиком. Понадобилось незаурядный способности, значительное чистолюбие и колоссальная работоспособность, чтобы из пытливого и любознательного юноши получился выдающийся человек, прославивший своё имя в истории 20 столетия. Фрейд рано проявил свои незаурядные способности. С детских лет он с удовольствием погружался в библейские истории, читал изданную на двух языках (древнееврейском и немецком) и иллюстрированную гравюрами библию братьев Филлипсонов. С детства у него обнаружились способность к языкам. Так, в возрасте восьми лет, по свидетельству Э. Джонса, он начал читать в подлиннике Шекспира. Изучал латинский и греческие языки, освоил английский и французский, пытался самостоятельно овладеть испанским и итальянским. На протяжении ряда лет Фрейд был первым учеником в гимназии, и за достигнутые успехи в учебе его освобождали от некоторых экзаменов. Однако он не был покладистым учеником, и поначалу учителя часто ругали его за поведение. В одном из писем невесте, датированном 2 февралем 1886 года, Фрейд вспоминал, что в гимназии он всегда был среди самых дерзких оппозиционеров, неизменно отстаивал какую-нибудь радикальную идею и ради нее готов был идти до конца. Ему казалось, что он унаследовал дух бунтарства и ту страсть, с которой древние предки отстаивали свою веру. Он был готов пожертвовать своей жизнью ради великой цели. Поэтому нет ничего удивительного, что его поведение вызывало нарекания со стороны учителей, пока они не убедились, что ученик обладает незаурядными способностями, добивается отличных успехов в учебе и пользуется уважением среди сверстников. За годы обучения в гимназии Фрейд увлекался историей, отождествлял себя с великими полководцами, мечтал стать прославленным генералом. В то время его любимыми героями были Ганнибал, выступивший против Рима и олицетворявший собой еврейскую стойкость, наполеоновский маршал Массена, обычно причисляемый к евреям, и Оливер Кромвель, в честь которого впоследствии он назвал своего второго сына. Амбиции молодого Фрейда влекли его к военной и политической карьере. Детские и юношеские фантазии возводили его на престол прославленного полководца или великого политического деятеля. Позднее он признавался, что сам не понимал, почему ему так хотелось стать гением. Однако по окончании гимназии, когда он встал перед проблемой выбора профессии, романтика уступила более трезвому взгляду на жизнь. Отец Фрейда предоставил сыну свободу выбора, считая, что тот должен следовать своим собственным склонностям. По примеру своего старшего товарища по гимназии, впоследствии ставшего известным политиком, первоначально Фрейд склонялся в пользу юриспруденции и хотел заниматься социальной деятельностью. Но вскоре, завороженный учением Чарльза Дарвина и находясь под впечатлением популярной лекции профессора Венского университета Карла Брюля о сравнительной анатомии, которую он прослушал незадолго до выпускного экзамена и в которой ему понравились замечательные цитаты из статьи Гете «Природа», Фрейд изменил свое первоначальное намерение и решил заниматься медициной. В 1873 году в возрасте 17 лет он поступил на медицинский факультет Венского университета, хотя и не испытывал при этом большого желания стать врачом. Впоследствии, вспоминая о своем решении, он подчеркивал, что в детстве никогда не играл в «доктора», а в молодые годы не питал какого-либо пристрастия к профессии и деятельности врача. Фрейд испытывал потребность в понимании некоторых из загадок мира, и присущая ему любознательность подтолкнула его к изучению медицины, так как ему казалось, что соответствующие знания окажутся полезными для разрешения этих загадок. Во время обучения в университете Фрейд не проявил интереса ко многим предметам, связанным с получением специальности врача. Обладая прекрасной памятью и способностью выдерживать экзамены благодаря интенсивной подготовке к ним буквально за два-три дня, он однажды умудрился провалить экзамен по судебной медицине. Зато он активно изучает анатомию, физиологи, зоологию, биологию, химию и даже философию, не имеющую прямого отношения к медицине. После двух лет обучения на медицинском факультете Фрейд приступил к самостоятельному исследованию в области зоологии. Профессор Карл Клаус оценил способности студента и предоставил ему возможность дважды пройти стажировку на зоологической опытной станции в Триесте. Фрейд занялся изучением половых органов угря — спорной проблемы, связанной с трудностями наблюдения за миграцией угря перед брачным периодом. Его увлекла исследовательская задача, поскольку, как он отмечал, несмотря на многочисленные попытки, никто еще не видел яичек угря. С большим рвением он препарирует порядка 400 угрей и проводит микроскопические исследования гистологической структуры их дольчатого органа. Можно предположить, что честолюбивый студент надеялся на разрешение загадки, которая на протяжении нескольких столетий не поддавалась осмыслению и опытной проверке. Его исследования отчасти подтвердили гипотезу, ранее высказанную доктором Сирским, о дольчатом органе угря как его яичнике, но не явились абсолютным доказательством ее достоверности. Поэтому, несмотря на благожелательный отзыв со стороны профессора Карла Клауса, сам Фрейд испытал чувство разочарования и, кажется, впервые осознал, что вопреки юношескому рвению его природные интеллектуальные дарования имеют ограничения и не позволяют добиться скорейшего успеха во многих начинаниях. Возможно, именно это он имел в виду, когда десять лет спустя в одном из писем невесте делился с ней своими прозрениями. «Было время, — писал Фрейд, — когда во мне говорили только любознательность и честолюбие. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. Часто она случайно и щедро раздаривает людям печать гения. С тех пор давно знаю, что я — не гений, и сам не понимаю, почему так хочется стать им» [I.e. 131].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |