Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случай Марии




Какое же новшество ввел Фрейд, отказавшись от гип­ноза?

Прежде чем ответить на этот вопрос, кратко останов­люсь на рассмотрении одного исторического сюжета, сви­детельствующего о том, что в истории медицины, филосо­фии и науки некоторые открытия совершаются одновре­менно разными людьми, и часто приоритет в их установ­лении оказывается делом весьма спорным, вызывающим острые дискуссии, которые завершаются порой искаже­нием исторической истины.

В то же самое время, когда в Вене Брейер с Фрейдом обсуждали между собой случай Анны О., в Гавре фран­цузский врач Пьер Жане [12] работал с молодой девуш­кой, история болезни которой редко попадает в поле зрения современных психоаналитиков. Между тем рас­смотрение случая Марии, как он был назван Жане, и ис­пользованный французским врачом метод лечения, не­сомненно, заслуживают внимания в плане понимания предыстории возникновения психоанализа.

К моменту доставки в госпиталь, где работал Жане, молодая девушка, в возрасте 19 лет, считалась неизлечимой. Она была подвержена приступам, сопровождав­шимся конвульсиями, спазмами и бредом. Во время приступов девушка с ужасом кричала, производила бес­порядок вокруг себя, говорила об огне и крови, пыталась куда-то бежать. Приступы завершались тем, что ее рвало кровью. Сама она ничего не помнила. Между приступами, которые наступали периодически раз в месяц, у девушки наблюдалась скованность рук, напряженность мышц, сле­пота на левый глаз.

Наблюдая за больной, Жане установил, что приступы связаны с менструацией. В критические для девушки дни приступы достигали своего пика, были наиболее интен­сивными и доставляли ей страдания. В период между мен­струациями наблюдались различного рода сбои, но они не были столь тяжелыми, как в критические дни.

За несколько дней перед наступлением менструации у девушки менялся характер. Она становилась мрачной, раздражительной, выражала гнев по разным поводам. У нее начиналась дрожь во всем теле, переходящая в нервные спазмы и нестерпимые боли. Примерно после 20 часов после начала менструации ее тело охватывала сильнейшая дрожь. Девушка испытывала острую боль, начинающуюся в области живота и подступающую к горлу. Приступ завершался истерией, сопровождаю­щейся бредом и рвотой с кровью. На протяжении неско­льких месяцев применялись медикаментозное лечение и водотерапия. Несколько раз Жане прибегал к гипнозу, но старался не беспокоить девушку особенно перед ее критическими днями. Состояние пациентки не улучша­лось. Скорее напротив, относящиеся к менструальному циклу, терапевтические процедуры не ослабляли, а уси­ливали бред.

К концу восьмого месяца пациентка в отчаянии зая­вила, что лечение бесполезно, симптомы болезни будут постоянно возвращаться и, следовательно, ее дальней­шая жизнь обречена на страдания и мучения. Жане по­просил пациентку объяснить ему, что с ней происходит, когда ей становится совсем плохо. Пациентка ничего не смогла добавить к тому, что уже было известно. Создава­лось впечатление, что, о каких бы событиях ее не спра­шивали, она ни о чем не помнит.

В надежде получить необходимую для понимания истоков заболевания информацию Жане решил привести пациентку в глубокое гипнотическое состояние. На­ходясь в этом состоянии, она вспомнила эпизод, связан­ный с ее первой менструацией, которая имела место, когда ей было 13 лет. После того, как началась первая менструация, девочка восприняла ее как нечто постыд­ное. То ли в силу своего детского воображения, то ли в ре­зультате чего-то услышанного или ранее увиденного, де­вочка решила прекратить менструацию. Примерно 20 ча­сов спустя после начала менструации, она, воспользовав­шись моментом, когда ее никто не видел, вышла из дома и села в бадью с ледяной водой. Менструация прекрати­лась. Дрожа от холода, девочка вернулась домой, но слег­ла. Болезнь продолжалась несколько дней, в течение ко­торых она находилась в бреду. Через какое-то время де­вочка поправилась, но на протяжении нескольких лет у нее не было менструации. Только пять лет спустя у нее начался менструальный цикл, который стал сопровожда­ться всеми болезненными симптомами, наблюдаемыми у пациентки.

На основании раннего воспоминания пациентки Жане попробовал устранить из ее сознания идею о том, что мен­струация была прекращена в результате погружения в ле­дяную воду. Это не дало никакого результата. Начавшаяся через несколько дней менструация сопровождалась теми же самыми болезненными симптомами. Тогда Жане при­вел пациентку в гипнотическое состояние, воспроизвел имевшую место в тринадцатилетнем возрасте ситуацию начала первой менструации и внушил девушке, что в то время не было никакого травмирующего события, а мен­струация протекала нормально на протяжении не менее трех дней. Результат был потрясающим. Следующая мен­струация началась у девушки вовремя, она не сопровожда­лась никакими конвульсиями, болями, бредом и длилась три дня.

Тем же самым путем Жане выявил истоки возникнове­ния других болезненных симптомов, включая приступы ужаса, кровь, картины огня. Аналогичным образом он до­бился того, что приступы ужаса больше не возобновлялись у пациентки. Но Жане не остановился на этом и попытал­ся разобраться в той слепоте левого глаза, которая, как уверяла пациентка, была у нее с момента рождения.

Вводя пациентку в гипнотическое состояние, он доби­вался от ее воспоминаний, связанных с различными периодами детства. Проигрывая основные сцены детских лет жизни, он обнаружил, что у девочки началась слепота в шестилетнем возрасте, и это было связано с одним эпизо­дом. Однажды, несмотря на ее протесты, девочку уложили спать на одну кровать с другим ребенком, левая щека кото­рого была покрыта лишаем. Через несколько дней у нее тоже возник лишай, причем с левой стороны лица, как и у другого ребенка. Лечение шло с переменным успехом. Ли­шай то исчезал, то вновь возникал. В конце концов от ли­шая удалось избавиться, но никто не заметил того обстоя­тельства, что у девочки появилась слепота на левый глаз.

Прибегнув к аналогичному лечению, Жане погрузил пациентку в период шестилетнего возраста и воспроиз­вел ту же самую ситуацию, когда она испытывал ужас от того, что ее положили вместе с больным ребенком. Он внушал ей, что никакого лишая у ребенка не было, напро­тив, ребенок был очень милым и симпатичным. Не сразу, но в несколько приемов Жане удалось добиться такого внушения, что в гипнотическом состоянии пациентка без всякого отвращения к воображаемому ребенку обнимала и ласкала его. Таким образом, удалось восстановить чув­ствительность левого глаза. Слепота исчезла, пациентка стала видеть левым глазом так же хорошо, как и правым.

По прошествии пяти месяцев со дня осуществленных Жане лечебных экспериментов его пациентка стала вы­глядеть совершенно другим человеком. Не было никаких признаков истерии. В лучшую сторону изменился ее фи­зический облик. Отмечая эти изменения, Жане подчерк­нул: «Я не придаю этому исцелению большего значения, чем оно заслуживает, и не знаю, насколько долгим будет его воздействие, но я нахожу эту историю интересной, как пример важности фиксированных подсознательных идей и той роли, которую они играют в некоторых физических и психических заболеваниях» [13. С. 124—125].

Не трудно заметить, что между катартическим мето­дом Брейера и психологическим анализом Шарко много общего.

Оба они использовали гипноз для исследования при­чин возникновения истерических симптомов, что, как уже было сказано, привлекло внимание Фрейда. И тот, и другой сделали акцент,на травматических ситуациях, способствующих развитию невротических симптомов, что также не ускользнуло от внимания Фрейда. Для обоих стало очевидным, что для обнаружения травматических ситуаций необходимо изучить предшествующие заболе­ванию периоды жизни пациента, включая ранние годы детства, что впоследствии учитывалось Фрейдом и легло в основу его психоаналитических исследований и тера­певтической деятельности. Для того и другого гипноз вы­ступал не только в качестве познавательного инструмен­тария, дающего возможность выявить этиологию невро­тического заболевания, но и в качестве терапевтического средства, способствующего устранению невротических симптомов и исцелению пациентов, на что в начале своей частной практики уповал также и Фрейд.

Все это позволяет говорить о том, что катартический метод Брейера и психологический анализ Жане являются непосредственными предшественниками психоанализа Фрейда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.