КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обращался ли Фрейд к философии?
ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ Если естественнонаучные истоки возникновения психоанализа находятся в поле зрения любого исследователя, обращающегося к идейному наследию Фрейда и истории психоаналитического движения, то его философские истоки оказываются чаще всего вне пределов какого-либо рассмотрения. В лучшем случае признается сходство между некоторыми психоаналитическими идеями Фрейда и философскими концепциями Артура Шопенгауэра или Фридриха Ницше. В худшем - вообще отрицается какое-либо влияние философских идей на становление и развитие психоанализа. В принципе можно понять, почему во многих исследованиях не уделяется внимание философским истокам возникновения психоанализа. Прежде всего это связано с широко распространенным представлением о том, что рождение психоанализа обусловлено терапевтической практикой. Психоаналитики приложили немало усилий к тому, чтобы подобная точка зрения стала превалирующей в мышлении современников, не знакомых с историей развития психоанализа и имеющих расхожие представления о нем. Первые психоаналитики, явившиеся непосредственными свидетелями идейных баталий, развернувшихся в начале XX столетия вокруг психоаналитических концепций Фрейда, отстаивали «честь мундира» и в направленной на защиту психоанализа аргументации апеллировали к клиническим данным. Имеющие медицинское образование и неискушенные в истории психоаналитического движения практикующие психоаналитики последующих поколений в своем большинстве оказались несведущими относительно подлинных истоков возникновения психоанализа. Кроме того те, кто первоначально разделял психоаналитические идеи Фрейда, но со временем выразил к ним свое критическое отношение, высказывали порой такие суждения, которые подкрепляли расхожее представление об основателе психоанализа как человеке, не обремененном философскими знаниями. Так, в 1939 году Карл Густав Юнг в одном из своих материалов, являвшихся, по сути дела, некрологом на смерть Фрейда, отмечал, что для взглядов основателя психоанализа было характерно «полное отсутствие каких-либо философских предпосылок». При этом он поделился своими воспоминаниями, согласно которым Фрейд его как-то уверял, что ему и в голову никогда не приходило почитать Ницше. Позднее, двадцать лет спустя, Юнг подчеркнул: «Сам Фрейд, как он говорил мне, никогда не читал Ницше» [1. С. 158J. И наконец, Фрейд действительно давал повод к тому, чтобы его воспринимали в качестве врача и ученого, не только не склонного к философскому мышлению, но и в своем интеллектуальном развитии не соприкасавшегося с философскими знаниями. Достаточно обратиться к его «Автобиографии», чтобы сделать вывод о том, что в его идейном развитии философия не сыграла никакой роли и, следовательно, ни о каких философских истоках психоанализа не может быть и речи. Так, в «Автобиографии» много страниц посвящено изложению естественнонаучных истоков становления психоанализа и только в одном месте как бы мимоходом затрагивался вопрос о философии. При этом Фрейд подчеркнул, что имеющиеся «значительные совпадения» между психоаналитическими идеями и философскими концепциями Шопенгауэра и Ницше не обусловлены его знакомством с их учениями, а его собственная природная неспособность облегчала сдержанность в отношении занятий философией как таковой. Если основываться только на этих высказываниях Фрейда, то тогда, действительно, следует отбросить всякие попытки рассмотрения философских истоков возникновения психоанализа. Судя по всему, отсутствие внимания большинства психоаналитиков к данному аспекту истории становления и развития психоанализа как раз и объясняется их безоговорочной верой в истинность того, о чем говорил Фрейд в своей «Автобиографии». Менее известны другие, подчас противоположные высказывания Фрейда о философии и тем более факты из его жизни, свидетельствующие о том, что не все так просто и однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Во всяком случае концептуальные и биографические исследования последних десятилетий, опирающиеся на ранее неизвестные фактические материалы, дают возможность смотреть на историю возникновения психоанализа не только под углом зрения его естественнонаучных истоков. В частности, такие исследователи, как Г. Элленбергер, Ф. Салловэй, Р. Кларк, П. Гэй [2], внесли новую струю в понимание истоков возникновения психоанализа, в том числе и философского характера. Другое дело, что взаимоотношения между философией и психоанализом в меньшей степени изучены, чем, скажем, взаимосвязи между психоаналитической теорией и практикой. Явно недостаточно исследована и историческая связь между философскими концепциями и психоаналитическими идеями Фрейда. Это признается теми исследователями, которые приложили немало усилий для освещения истории развития психоанализа. Г. Элленберг, например, в своей фундаментальной работе по истории и эволюции динамической психиатрии подчеркнул: «Философские источники Фрейда многообразны, но, вопреки многим исследованиям, они до сих пор еще неизвестны достаточно хорошо» [3. С. 540]. В одной из своих работ [4] я предпринял попытку более обстоятельного рассмотрения взаимосвязей между философией и психоанализом. В ней изложены соответствующие материалы и доводы, позволяющие, как мне представляется, говорить о том, что становление психоанализа осуществлялось под воздействием не только естественнонаучных, но и философских идей. Конечно, можно было бы отослать читателя к данной работе и, попросив его поверить мне на слово, ограничиться простым утверждением, что у психоанализа есть свои философские истоки. Однако, учитывая то обстоятельство, что та работа была опубликована десять лет тому назад и вряд ли может оказаться сегодня доступной для читателей, не интересующихся историей философии, мне придется отчасти воспроизвести ранее опубликованные сюжеты. Полагаю, это необходимо сделать также потому, что в контексте рассматриваемой здесь истории психоанализа раскрытие вопроса о его философских истоках связано с затруднениями объективного характера. Эти затруднения обусловлены прежде всего противоречивостью высказываний Фрейда о философии, его бессознательным желанием не возвращаться к истокам возникновения психоанализа, выходящим за рамки естественнонаучных представлений, и его сознательным стремлением к увековечиванию образа человека, для которого непредвзятость была более важным делом, чем приоритет. Учитывая эти обстоятельства, целесообразнее, видимо, прежде всего обратиться к текстологическому анализу работ Фрейда. Посмотрим, что говорит по поводу философских истоков психоаналитических идей сам Фрейд.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |