КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерес к философии в студенческие годы
Когда рассматриваются истоки формирования психоаналитических идей, то, как правило, редко обращается внимание на университетское образование Фрейда. В лучшем случае констатируется, что он усердно изучал зоологию, анатомию, биологию и другие естественнонаучные дисциплины. И действительно, эти предметы представлялись важными для тех, кто, как и Фрейд, обучался на медицинском факультете. Казалось бы, выбранная специальность медика затрудняет возможность серьезно заняться изучением философии. На этом основании делаются далеко идущие выводы, в соответствии с которыми подчас утверждается, что Фрейд получил антифилософское образование. Если учесть, что, по данным официального биографа Э. Джонса, Фрейд повесил над своим рабочим столом лозунг «Работать не философствуя», то становится понятным, почему некоторые исследователи предпочитают говорить об антифилософском образовании основателя психоанализа. Именно об этом, со ссылкой на Э. Джонса, можно прочесть в книге Р. Стила, посвященной сравнительному анализу взглядов Фрейда и Юнга [27. С. 24]. Однако вряд ли правомерно говорить об антифилософском образовании Фрейда. На завершающей стадии своего обучения в Венском университете он действительно уделял все внимание естественнонаучным дисциплинам. Лозунг «Работать не философствуя», кстати сказать, являющийся перефразированием одной из мыслей, содержащейся в книге французского философа Вольтера «Кандид», Фрейд повесил над своим рабочим столом в 1883 году, когда работал в одном из отделений Венской городской больницы. Между прочим, по его просьбе невеста будущего основателя психоанализа вышила на другом куске материи изречение «В случае сомнения воздерживайся», принадлежащее также философу — святому Августину. Эти два изречения, согласно Э. Джонсу, как раз и висели над рабочим столом Фрейда. Уже одно это свидетельствует о том, что в юности будущий Основатель психоанализа был знаком с трудами многих философов. Кстати сказать, несмотря на свою сверхзанятость в исследовательской и терапевтической работе, Фрейд находил время для своего любимого занятия — чтения разнообразной литературы, в том числе и философского характера. Пытаясь пробудить интерес невесты к своей работе, он написал для нее, по словам Э. Джонса, «общее, введение в философию, которое назвал «Философские начала» [28. С. 104]. Очевидно, Фрейд хотел направить образовательный процесс своей невесты точно по такому же пути, который прошел сам. А именно: от философии к естественнонаучному знанию. Не случайно, после «Философских начал» Фрейд предложил невесте «Ведение в науку» Гексли. Интересно отметить и то, что в своей дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности Фрейд не ограничился самообразованием, идущим по пути от философии к естественнонаучному знанию. Как это может быть ни странно покажется на первый взгляд, но полный цикл его самообразования завершился переходом от естественнонаучного знания к философскому пониманию человека и культуры. По иронии судьбы о данной тенденции в образовании и самообразовании Фрейд поведал буквально несколько дней спустя после того, как он впервые ввел в научный оборот термин «психоанализ». Так, в письме Флиссу от 2 апреля 1896 года он подчеркнул, что, если в годы юности единственным его стремлением было «приобретение философского знания», то, став, вопреки своему желанию, терапевтом, он все же сумел перейти от медицины к психологии и тем самым приблизился к достижению этого знания [29. С. 180]. В более раннем письме Флиссу, датированном 1 январем 1896 года, эта скрытая, но сокровенная интенция Фрейда обнаруживается с еще большей очевидностью. В частности, основатель психоанализа подчеркнул, что в отличие от своего друга, который окольным путем медицины стремился достичь своего идеала, то есть физиологического понимания человеческого существа, он через медицину стремится выйти на философский уровень. Фрейд писал буквально следующее: «Я тайно лелею надежду достичь теми же самыми путями моей первоначальной цели — философии» [30. С. 159]. На первых курсах своего обучения в Венском университете Фрейд уделял много внимания изучению философии. На протяжении нескольких семестров он не только посещал не входящие в программу обучения курсы по философии, но и штудировал философские работы. Об этом убедительно свидетельствуют письма Фрейда к своему другу юности Э. Зилберштейну, с которым он вместе учился в гимназии. В этих письмах он подчеркивал свой интерес к философии и выражал сожаление по поводу того, что его друг, изучающий право, отвергает философию, в то время как он сам, обучаясь на медицинском факультете, посещает философские курсы и читает работы немецкого философа Людвига Фейербаха, которым восхищается больше всего среди всех философов [31. С. 34]. Известно, что в" студенческие годы Фрейд прослушал пять курсов лекций по философии, прочитанных знаменитым в то время философом Францем Брентано. Два из них были посвящены Аристотелю. Один курс, который Фрейд посещал к четвертом семестре, был посвящен аристотелевской логике. Второй, который во время летнего семестра 1876 года он посещал три раза в неделю, -философии древнегреческого мыслителя. Более того, вместе с одним из своих коллег-студентов Фрейд установил тесный контакт с Брентано. Он вел с ним переписку, несколько раз был приглашен к нему домой, имел возможность услышать от него идеи, изложенные философом в непринужденной обстановке. Причем этот философ произвел на Фрейда такое впечатление, что в очередном письме к Зильберштейну весной 1875 года он написал: «Под влиянием Брентано я решил добиваться докторской степени по философии и зоологии» [32. С. 34]. Кстати сказать, именно благодаря посредничеству Брентано Фрейд выступил в качестве переводчика на немецкий язык английского издания одного из томов Джона Стюарта Милля. Брентано познакомил его с филологом Теодором Гомперцем, автором работы «Мыслители Греции», по просьбе которого в возрасте 23 лет Фрейд перевел 12-й том полного собрания сочинений Милля. В этом томе, наряду с очерками об эмансипации женщин и рабочем классе, содержалось эссе «Платон» с комментариями на теорию древнегреческого философа об «анамнезисе», воспоминании, что, с одной стороны, позволило ему познакомиться с идеями этого философа, а с другой — послужило, возможно, питательной почвой для последующего обоснования психоаналитической концепции о восстановлении в памяти пациента травмирующей ситуации, обусловившей психическое заболевание. Не лишним будет также подчеркнуть то обстоятельство, что перевод одного из томов сочинения Милля подтолкнул Фрейда к прочтению других работ этого автора. И если в процессе перевода данного тома ему не понравился «безжизненный стиль» Милля, то в других его работах он обнаружил афоризмы и меткие выражения, которые привлекли его внимание. В письме невесте от 15 ноября 1883 года он писал: «Но позже я прочитал философские произведения Милля, очень остроумные, динамичные» [33. С. 89]. Лишь при скрупулезном текстологическом анализе работ Фрейда можно обнаружить в них упоминание имени Брентано. Это имеет место в его работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). Обращая внимание на отношение остроты к загадке, Фрейд отметил: «Философ Фр. Брентано придумал вид загадок, требующих отгадки нескольких слогов, которые, объединяясь в слово или слагаясь как-либо иначе, дают в итоге новый смысл...» [34. С. 31]. Причем упоминание имени Брентано осуществлено им не в основном тексте книги, а в подстрочнике, что также весьма характерно для Фрейда, не отличавшегося склонностью к признанию философских истоков возникновения психоанализа. Там же в подстрочнике он привел пример того, как один из коллег Брентано в отместку ему за что-то придумал в духе этого философа загадку. Услышав о помолвке находящегося в зрелом возрасте философа, его коллега спросил: «Daldaldal daldaldal?» (Отгадка: — Brentano, brennt-a-no? — Брентано, не сгорит ли он?). Стоит, пожалуй, обратить внимание и на такое совпадение. Как уже отмечалось, будучи студентом, Фрейд посещал курсы лекций Брентано по логике и' философии Аристотеля. Несколько лет спустя в своей частной практике он начал использовать катартический метод Брейера. После их совместной публикации «Исследования истерии» в медицинской литературе данный метод стали называть методом Брейера — Фрейда. Понятие катарсиса восходит к Аристотелю. Невольно возникает вопрос: не был ли Фрейд инициатором названия метода «катартический»? Полагаю, что такое вполне возможно. Известно, что брат отца Марты Якоб Бернайс был профессором латинского и греческого языков в Боннском университете. В 1857 году он опубликовал работу «Основные части утерянных трудов Аристотеля об эффекте трагедии». Познакомившись с Мартой и войдя в круг ее семьи, Фрейд вряд ли не мог знать об этом. Не исключено, что студенческие познания в области логики и философии Аристотеля подтолкнули его или к прочтению данной работы, или к обсуждению аристотелевских идей, включая представления о катарсисе. Марта и пациентка Брейера Берта Паппенхем были подругами. Фрейд и Брейер обсуждали случай истерии, приведший к возникновению катартического метода. Таким образом, название этого метода могло быть подсказано Брейеру Фрейдом, который через Марту вышел на опубликованную ее дядей книгу об Аристотеле или вспомнил об идее древнегреческого философа о катарсисе, воспринятой им еще в студенческие годы. К сожалению, сведения о студенческих годах жизни Фрейда незначительны, и трудно с достоверностью установить, какие философские работы оказались в поле его зрения в тот период. Однако со всей определенностью можно сказать: увлечение Фрейда философией оставило глубокий след в его мышлении. Во всяком случае, он имел представление о таких великих философах древности, как Сократ, Платон, Аристотель, Эмпедокл, Лукреций, информацию о которых почерпнул не только из курсов лекций по философии или из книги Теодора Гомперца «Мыслители Греции», но и из непосредственного ознакомления хотя бы с некоторыми трудами этих мыслителей. Так, например, в «Толковании сновидений» при обзоре литературы о сновидениях Фрейд сослался на одну из работ Аристотеля, скромно заметив при этом, что ввиду отсутствия необходимой подготовки он не смог более подробно изучить этот труд.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |