Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерес к философии в студенческие годы




Когда рассматриваются истоки формирования психо­аналитических идей, то, как правило, редко обращается внимание на университетское образование Фрейда. В луч­шем случае констатируется, что он усердно изучал зооло­гию, анатомию, биологию и другие естественнонаучные дисциплины. И действительно, эти предметы представля­лись важными для тех, кто, как и Фрейд, обучался на меди­цинском факультете.

Казалось бы, выбранная специальность медика зат­рудняет возможность серьезно заняться изучением фило­софии. На этом основании делаются далеко идущие выво­ды, в соответствии с которыми подчас утверждается, что Фрейд получил антифилософское образование. Если учесть, что, по данным официального биографа Э. Джон­са, Фрейд повесил над своим рабочим столом лозунг «Ра­ботать не философствуя», то становится понятным, поче­му некоторые исследователи предпочитают говорить об антифилософском образовании основателя психоанализа. Именно об этом, со ссылкой на Э. Джонса, можно про­честь в книге Р. Стила, посвященной сравнительному ана­лизу взглядов Фрейда и Юнга [27. С. 24].

Однако вряд ли правомерно говорить об антифилософ­ском образовании Фрейда. На завершающей стадии своего обучения в Венском университете он действительно уде­лял все внимание естественнонаучным дисциплинам. Ло­зунг «Работать не философствуя», кстати сказать, являю­щийся перефразированием одной из мыслей, содержа­щейся в книге французского философа Вольтера «Кан­дид», Фрейд повесил над своим рабочим столом в 1883 го­ду, когда работал в одном из отделений Венской городской больницы. Между прочим, по его просьбе невеста будуще­го основателя психоанализа вышила на другом куске мате­рии изречение «В случае сомнения воздерживайся», при­надлежащее также философу — святому Августину. Эти два изречения, согласно Э. Джонсу, как раз и висели над рабочим столом Фрейда. Уже одно это свидетельствует о том, что в юности будущий Основатель психоанализа был знаком с трудами многих философов.

Кстати сказать, несмотря на свою сверхзанятость в исследовательской и терапевтической работе, Фрейд на­ходил время для своего любимого занятия — чтения раз­нообразной литературы, в том числе и философского ха­рактера. Пытаясь пробудить интерес невесты к своей ра­боте, он написал для нее, по словам Э. Джонса, «общее, введение в философию, которое назвал «Философские начала» [28. С. 104]. Очевидно, Фрейд хотел направить образовательный процесс своей невесты точно по такому же пути, который прошел сам. А именно: от философии к естественнонаучному знанию. Не случайно, после «Фи­лософских начал» Фрейд предложил невесте «Ведение в науку» Гексли.

Интересно отметить и то, что в своей дальнейшей ис­следовательской и терапевтической деятельности Фрейд не ограничился самообразованием, идущим по пути от философии к естественнонаучному знанию. Как это мо­жет быть ни странно покажется на первый взгляд, но пол­ный цикл его самообразования завершился переходом от ес­тественнонаучного знания к философскому пониманию че­ловека и культуры.

По иронии судьбы о данной тенденции в образовании и самообразовании Фрейд поведал буквально несколько дней спустя после того, как он впервые ввел в научный оборот термин «психоанализ». Так, в письме Флиссу от 2 апреля 1896 года он подчеркнул, что, если в годы юности единственным его стремлением было «приобретение фи­лософского знания», то, став, вопреки своему желанию, терапевтом, он все же сумел перейти от медицины к пси­хологии и тем самым приблизился к достижению этого знания [29. С. 180]. В более раннем письме Флиссу, дати­рованном 1 январем 1896 года, эта скрытая, но сокровен­ная интенция Фрейда обнаруживается с еще большей оче­видностью. В частности, основатель психоанализа под­черкнул, что в отличие от своего друга, который окольным путем медицины стремился достичь своего идеала, то есть физиологического понимания человеческого существа, он через медицину стремится выйти на философский уро­вень. Фрейд писал буквально следующее: «Я тайно лелею надежду достичь теми же самыми путями моей первонача­льной цели — философии» [30. С. 159].

На первых курсах своего обучения в Венском универ­ситете Фрейд уделял много внимания изучению филосо­фии. На протяжении нескольких семестров он не только посещал не входящие в программу обучения курсы по фи­лософии, но и штудировал философские работы. Об этом убедительно свидетельствуют письма Фрейда к своему другу юности Э. Зилберштейну, с которым он вместе учил­ся в гимназии. В этих письмах он подчеркивал свой инте­рес к философии и выражал сожаление по поводу того, что его друг, изучающий право, отвергает философию, в то время как он сам, обучаясь на медицинском факультете, посещает философские курсы и читает работы немецкого философа Людвига Фейербаха, которым восхищается бо­льше всего среди всех философов [31. С. 34].

Известно, что в" студенческие годы Фрейд прослушал пять курсов лекций по философии, прочитанных знаме­нитым в то время философом Францем Брентано. Два из них были посвящены Аристотелю. Один курс, который Фрейд посещал к четвертом семестре, был посвящен аристотелевской логике. Второй, который во время лет­него семестра 1876 года он посещал три раза в неделю, -философии древнегреческого мыслителя. Более того, вместе с одним из своих коллег-студентов Фрейд установил тесный контакт с Брентано. Он вел с ним перепис­ку, несколько раз был приглашен к нему домой, имел воз­можность услышать от него идеи, изложенные философом в непринужденной обстановке. Причем этот философ произвел на Фрейда такое впечатление, что в очередном письме к Зильберштейну весной 1875 года он написал: «Под влиянием Брентано я решил добиваться докторской степени по философии и зоологии» [32. С. 34].

Кстати сказать, именно благодаря посредничеству Брентано Фрейд выступил в качестве переводчика на не­мецкий язык английского издания одного из томов Джона Стюарта Милля. Брентано познакомил его с филологом Теодором Гомперцем, автором работы «Мыслители Гре­ции», по просьбе которого в возрасте 23 лет Фрейд перевел 12-й том полного собрания сочинений Милля. В этом томе, наряду с очерками об эмансипации женщин и рабо­чем классе, содержалось эссе «Платон» с комментариями на теорию древнегреческого философа об «анамнезисе», воспоминании, что, с одной стороны, позволило ему по­знакомиться с идеями этого философа, а с другой — послу­жило, возможно, питательной почвой для последующего обоснования психоаналитической концепции о восста­новлении в памяти пациента травмирующей ситуации, обусловившей психическое заболевание. Не лишним бу­дет также подчеркнуть то обстоятельство, что перевод од­ного из томов сочинения Милля подтолкнул Фрейда к прочтению других работ этого автора. И если в процессе перевода данного тома ему не понравился «безжизнен­ный стиль» Милля, то в других его работах он обнаружил афоризмы и меткие выражения, которые привлекли его внимание. В письме невесте от 15 ноября 1883 года он пи­сал: «Но позже я прочитал философские произведения Милля, очень остроумные, динамичные» [33. С. 89].

Лишь при скрупулезном текстологическом анализе работ Фрейда можно обнаружить в них упоминание име­ни Брентано. Это имеет место в его работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). Обращая внимание на отношение остроты к загадке, Фрейд отме­тил: «Философ Фр. Брентано придумал вид загадок, тре­бующих отгадки нескольких слогов, которые, объединя­ясь в слово или слагаясь как-либо иначе, дают в итоге но­вый смысл...» [34. С. 31]. Причем упоминание имени Брентано осуществлено им не в основном тексте книги, а в подстрочнике, что также весьма характерно для Фрей­да, не отличавшегося склонностью к признанию фило­софских истоков возникновения психоанализа. Там же в подстрочнике он привел пример того, как один из коллег Брентано в отместку ему за что-то придумал в духе этого философа загадку. Услышав о помолвке находящегося в зрелом возрасте философа, его коллега спросил: «Daldaldal daldaldal?» (Отгадка: — Brentano, brennt-a-no? — Брен­тано, не сгорит ли он?).

Стоит, пожалуй, обратить внимание и на такое совпа­дение. Как уже отмечалось, будучи студентом, Фрейд по­сещал курсы лекций Брентано по логике и' философии Аристотеля. Несколько лет спустя в своей частной практи­ке он начал использовать катартический метод Брейера. После их совместной публикации «Исследования исте­рии» в медицинской литературе данный метод стали назы­вать методом Брейера — Фрейда. Понятие катарсиса восходит к Аристотелю. Невольно возникает вопрос: не был ли Фрейд инициатором названия метода «катартичес­кий»?

Полагаю, что такое вполне возможно. Известно, что брат отца Марты Якоб Бернайс был профессором латин­ского и греческого языков в Боннском университете. В 1857 году он опубликовал работу «Основные части уте­рянных трудов Аристотеля об эффекте трагедии». Позна­комившись с Мартой и войдя в круг ее семьи, Фрейд вряд ли не мог знать об этом. Не исключено, что студенческие познания в области логики и философии Аристотеля подтолкнули его или к прочтению данной работы, или к обсуждению аристотелевских идей, включая представле­ния о катарсисе. Марта и пациентка Брейера Берта Паппенхем были подругами. Фрейд и Брейер обсуждали слу­чай истерии, приведший к возникновению катартического метода. Таким образом, название этого метода мог­ло быть подсказано Брейеру Фрейдом, который через Марту вышел на опубликованную ее дядей книгу об Ари­стотеле или вспомнил об идее древнегреческого филосо­фа о катарсисе, воспринятой им еще в студенческие годы.

К сожалению, сведения о студенческих годах жизни Фрейда незначительны, и трудно с достоверностью уста­новить, какие философские работы оказались в поле его зрения в тот период. Однако со всей определенностью можно сказать: увлечение Фрейда философией оставило глубокий след в его мышлении. Во всяком случае, он имел представление о таких великих философах древности, как Сократ, Платон, Аристотель, Эмпедокл, Лукреций, инфор­мацию о которых почерпнул не только из курсов лекций по философии или из книги Теодора Гомперца «Мыслители Греции», но и из непосредственного ознакомления хотя бы с некоторыми трудами этих мыслителей. Так, например, в «Толковании сновидений» при обзоре литературы о снови­дениях Фрейд сослался на одну из работ Аристотеля, скромно заметив при этом, что ввиду отсутствия необходи­мой подготовки он не смог более подробно изучить этот труд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.