КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История открытия бессознательного
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ Бытует расхожее представление, согласно которому психоанализ — это прежде всего учение о бессознательном, а Фрейд — ученый и врач, впервые открывший сферу бессознательного и тем самым совершивший коперников-ский переворот в науке и медицине. Подобное представление, находящее свое отражение прежде всего в обыденном сознании, является широко распространенным, но весьма далеким от истинного положения вещей. То, что учение Фрейда о бессознательном является важной, составной частью психоанализа, — это бесспорно. Но психоанализ не сводится только и исключительно к этому учению. То, что Фрейд придавал особое значение необходимости изучения бессознательных процессов, протекающих в глубинах человеческой психики, — тоже не менее бесспорно. Но он не является первооткрывателем сферы бессознательного, как это подчас полагают не искушенные в истории психоанализа исследователи или правоверные психоаналитики, пытающиеся отстоять приоритет Фрейда в этой области. В ряде работ, посвященных раскрытию идей и концепций психоанализа и опубликованных как в нашей стране, так и за рубежом, убедительно показано, что пальма первенства в постановке проблемы бессознательного принадлежит отнюдь не Фрейду. Имеются исследования, авторы которых специально рассматривали историю обращения ученых к проблематике бессознательного, освещая ее на психологическом, философском и естественнонаучном материале [1]. В самом деле, история обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного уходит своими корнями в далекую древность. Так, для некоторых древнеиндийских ученых было характерным признание существования «неразумной души», «неразумной жизни», протекающей таким образом, что человеку становились неподвластны его собственные чувства. В Бхагавадгите, или Гите, возникшей в период первого тысячелетия до новой эры, содержалось понятие о трояком разделении разума: разум знающий, неправильно познающий (страстный) и окутанный мраком (темный). Там же имелось представление о «каме» как страсти, вожделении, основном начале человеческой души, неразумном по своей внутренней природе. В ведийской литературе Упанишад говорилось о «пране», представляющей собой жизненную энергию, которая являлась изначально бессознательной. Буддийское учение также исходило из признания наличия несознательной жизни. Йога допускала, что кроме сознающего разума имеется бессознательная, но «психически активная» область. В древнегреческих учениях содержались идеи, связанные с проблемой неудержимых, выходящих из-под контроля индивида влечений и неосознанного знания человека. Платон, например, говорил о «диком, звероподобном начале», способном увести человека куда угодно. Широко распространено мнение, что, в отличие от Юнга, прекрасно знавшего не только западноевропейскую культуру, но и идейное наследие Востока, включая древнекитайские и древнеиндийские манускрипты, Фрейд не был знаком с восточной мыслью. В действительности это не совсем так. Известно, например, что Фрейд собирал древние статуэтки, главным образом из Египта, и, будучи страстным коллекционером, несомненно, интересовался как западной, так и восточной культурой. Во всяком случае, в период формирования психоаналитических идей он с увлечением изучал «Историю греческой цивилизации» швейцарского историка культуры Я. Буркхардта, о чем в 1899 году сообщал в своих письмах Флиссу, а пять-шесть лет спустя с энтузиазмом читал, по свидетельству очевидцев, Бхагавадгиту. Кроме того, в 1911 году на одном из заседаний Венского психоаналитического общества он выступил с сообщением о проблеме любви в японской культуре. Поэтому нет никаких веских оснований исключать возможность влияния на Фрейда тех или иных идей, связанных с представлениями о неосознанных влечениях человека и выраженных не только в западной, но и в восточной культуре. Ведь в различных своих аспектах психоанализ созвучен с теорией и практикой йоги, на что, впрочем, обращалось внимание некоторых западных исследователей. Начиная с древних времен и вплоть до возникновения психоанализа, проблематика бессознательного так или иначе затрагивалась в работах многих мыслителей и ученых. В контексте обсуждаемых вопросов вряд ли есть необходимость подробно останавливаться на рассмотрении истории обращения мыслителей и ученых к проблематике бессознательного. Достаточно сказать, что идеи о бессознательном содержались, например, в трудах таких философов, как Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и многих других. С некоторыми трудами названных выше философов Фрейд был знаком и вполне мог почерпнуть из этого источника определенные представления о бессознательном, как это имело место, в частности, в отношении работ Липпса, о чем уже говорилось. При рассмотрении предшествующего материала я уже обращал внимание на то обстоятельство, что в «Толковании сновидений» Фрейд несколько раз ссылался на Шопенгауэра. В одном месте этой работы он подчеркнул, что при осмыслении природы сновидений ряд авторов придерживались воззрений немецкого философа. При этом, воспроизводя некоторые идеи Шопенгауэра, Фрейд писал: «Раздражения организма извне, из симпатической нервной системы оказывают днем, в лучшем случае, бессознательное влияние на наше душевное состояние» [2. С. 49]. Трудно со всей определенностью сказать, отложились ли в памяти Фрейда другие высказывания Шопенгауэра, имеющие непосредственно отношение к проблеме бессознательного. Например, такое высказывание, которое содержалось в главном труде немецкого философа «Мир как воля и представление» (1819): «Бессознательность — это изначально и естественное состояние вещей; следовательно, она является той основой, из которой, в отдельных родах существе, как высший цвет ее, вырастает сознание: вот отчего бессознательное даже и на этой высокой ступени все еще преобладает» [3. С. 138]. Но можно с полным на то основанием утверждать, что помимо работ Липпса Фрейд был знаком с литературой, в той или иной степени содержавшей идеи о бессознательном. Во второй половине XIX века идеи о бессознательной человеческой деятельности, что называется, носились в воздухе. Как показал английский исследователь Л. Уайт, в период с 1872 по 1880 на английском, французском и немецком языках было опубликовано по меньшей мере шесть научных изданий, в названии которых стоял термин «бессознательное» [4. С. 170]. Впрочем, и до 1872 года были работы, в названии которых фигурировал данный термин. Типичным примером в этом отношении являлся объемистый труд немецкого философа Эдуарда фон Гартмана «Философия бессознательного» (1869), где подчеркивалось, что «горе тому человеку, который, преувеличивая цену сознательно-разумного и желая исключительно поддержать его значение, насильственно подавляет Бессознательное» [5. С. 288]. Замечу, что посвященный проблематике бессознательного труд Гартмана существенно отличался от работ других мыслителей, в которых, хотя и содержались идеи о бессознательном, тем не менее они не получали развернутого обоснования. Немецкий же философ не только обстоятельно обсудил проблематику бессознательного, признал за бессознательным несомненную ценность для понимания человеческих деяний, но и попытался рассмотреть те плюсы и минусы, которые оно включает в себя. Выдвинув аргументы в пользу признания бессознательного, Гартман отметил следующие плюсы, которые, по его мнению, определяют ценность бессознательного. Во-первых, бессознательное формирует организм и поддерживает его жизнь. Во-вторых, в качестве инстинкта бессознательное служит цели самосохранения человеческого существа как такового. В-третьих, благодаря сексуальному влечению и материнской любви бессознательное не только сохраняет, поддерживает человеческую природу, но и облагораживает ее в процессе истории развития человеческого рода. В-четвертых, в качестве некоего предчувствия бессознательное руководит человеком особенно в тех случаях, когда его сознание оказывается не в состоянии дать какой-либо полезный совет. В-пятых, будучи неотъемлемым элементом любого вдохновения, оно способствует осуществлению процесса познания и благоприятствует тому откровению, к которому порой приходят люди. В-шестых, бессознательное является стимулом для художественного творчества и доставляет человеку удовольствие при созерцании прекрасного. Наряду с несомненными плюсами, Гартман обратил внимание и на те очевидные минусы, которые, на его взгляд, свойственны бессознательному. Прежде всего, руководствуясь бессознательным, человек бродит всегда в потемках, не ведая, куда оно его заведет. Кроме того, находясь под воздействием бессознательного, человек почти всегда зависит от случая, поскольку заранее не знает о том, придет ли к нему вдохновение или нет. Фактически, нет каких-либо надежных критериев для выявления вдохновения, так как только по результатам человеческой деятельности можно судить об их подлинной ценности. К этому следует добавить, что, в отличие от сознания, бессознательное представляется чем-то неизвестным, туманным, чуждым. Сознание является верным слугой, в то время как бессознательное включает в себя нечто страшное, демоническое. Сознательной работой можно гордиться, бессознательная же деятельность может восприниматься в качестве некоего божественного дара. Бессознательное всегда как бы предуготовлено, в то время как сознание можно изменять в зависимости от приобретенных знаний и социальных условий жизни. Бессознательная деятельность приводит к неподдающимся совершенству готовым результатам, над результатами же сознательной деятельности можно продолжать работать, улучшать их, совершенствоваться в своих навыках и умениях. И наконец, бессознательная деятельность человека всецело зависит от его аффектов, страстей и интересов, в то время как сознательная деятельность осуществляется на основе его воли и разума и, следовательно, эта деятельность может быть ориентирована в нужном для, него направлении. Фрейд читал данный труд Гартмана. В «Толковании сновидений» он не только ссылался на его «Философию бессознательного», но и приводил выдержку из этой работы. Правда, речь шла о переносе, в состоянии сна элементов бодрствования, а также о том, что примиряющие человека с жизнью научный интерес и эстетическое наслаждение вроде бы, согласно Гартману, не переносятся в сновидение. Тем не менее, вряд ли Фрейд не обратил свое внимание на размышления немецкого философа о бессознательном, включая его позитивные и негативные характеристики. Как бы там ни было, но остается реальным фактом то, что задолго до Фрейда проблематика бессознательного попадала в поле зрения различных мыслителей. Другое дело, что, в отличие от философии второй половины XIX столетия, в науке и медицине превалировали представления о человеке как сознательном существе. В лучшем случае высказывались соображения о бессознательных физиологических реакциях. Однако психология восприятия человека в основном была ориентирована на рассмотрение его в качестве разумного, рационального, сознательного существа. Подавляющее большинство психологов того периода придерживалось точки зрения, согласно которой психика и сознание — это одно и.то же. Представление о тождестве сознания и психики уходило своими корнями в глубь истории, когда отличительной от животного характеристикой человеческого существа считалось именно сознание. В своем глубинном осмыслении представление о тождестве сознания и психики получило свое отражение в известном изречении французского философа XVII века Ренэ Декарта «я мыслю, следовательно, я существую». Правда, в своем трактате «Страсти души» он писал о борьбе между низшей, «чувствующей», и высшей, «разумной», частями души. Однако, считая, что части души практически не отличаются друг от друга, «чувствующая» часть души является одновременно «разумной», а бессознательные движения относятся лишь к телу. Декарт тем самым как бы исключил сферу бессознательного из человеческой психики. Заинтересовавшись бессознательными действиями людей, которые Фрейд наблюдал во время экспериментов с гипнозом, и восприняв некоторые идеи о бессознательном, содержавшиеся в философских работах, он прежде всего поставил под вопрос широко распространенное в науке представление о тождестве сознания и психики. Дело в том, что если психическое целиком и полностью соотносилось с сознательным, то в таком случае возникали практически неразрешимые трудности, связанные с так называемым психофизическим параллелизмом. Душа и тело выступали как несводимые друг к другу сферы человека, в каждой из которых действовали свои закономерности и как бы параллельно друг другу протекали свои обособленные процессы. Бессознательные движения и реакции относились к телесной организации человека, сознательные процессы мышления — к человеческой душе. Фрейд выступил против подобных представлений, согласно которым психика человека характеризуется исключительно такими процессами, которые по определению являются сознательными. Он исходил из того, что более целесообразным было бы признание наличия в психике человека процессов, являющихся не только сознательными. Деление психики на сознательное и бессознательное как раз и стало основной предпосылкой психоанализа. При этом Фрейд полагал, что, во-первых, рассмотрение психики человека под углом зрения наличия в ней бессознательных и сознательных процессов способствует разрешению трудностей психофизического параллелизма и, во-вторых, дает возможность лучше исследовать и понять те патологические процессы, которые возникают подчас в душевной жизни. Апеллируя к подобным доводам, он выдвинул важное теоретическое положение, в соответствии с которым «психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам» [6. С. 841]. Выступая против картезианского понимания человеческой психики, Фрейд исходил также из того, что у данных сознания имеются различного рода пробелы, не позволяющие компетентно судить о процессах, происходящих в глубинах психики. И у здоровых людей, и у больных часто наблюдаются такие психические акты, объяснение которых требует допущения существования психических процессов, не вписывающихся в поле зрения сознания. Поэтому Фрейд считал, что имеет смысл допустить наличие бессознательного и с позиций науки работать с ним, чтобы тем самым восполнить пробелы, неизбежно существующие при отождествлении психического с сознательным. Ведь подобное отождествление является, по существу, условным, недоказанным и представляется не более правомерным, чем гипотеза о бессознательном. Между тем жизненный опыт, да и здравый смысл указывают на то, что отождествление психики с сознанием оказывается совершенно нецелесообразным. Более разумно исходить из допущения бессознательного как некой реальности, с которой необходимо считаться, коль скоро речь идет о понимании природы человеческой психики.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |