Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бессознательное психическое




В своем обосновании целесообразности признания бессознательного Фрейд полемизировал с теми теорети­ками, которые отвергали данное понятие, полагая, что достаточно говорить о различных степенях сознания. Действительно, в философии и психологии конца XIX века нередко отстаивалась точка зрения, согласно которой сознание может характеризоваться определен­ными оттенками интенсивности и яркости, в результате чего наряду с отчетливо осознаваемыми процессами мо­гут наблюдаться состояния и процессы, недостаточно ясные, малозаметные, не бросающиеся в глаза, но тем не менее наличествующие в самом сознании. Те, кто при­держивался такой точки зрения, полагали, что нет ника­кой необходимости вводить понятие бессознательного, так как вполне можно обойтись представлениями о сла­бо сознаваемых процессах и не совсем ясных состояни­ях.

Фрейд не разделял подобную точку зрения. Более того, он считал ее неприемлемой. Правда, он готов был при­знать, что отстаиваемые таким образом теоретические по­ложения могут быть в какой-то степени содержательны­ми. Однако, по его убеждению, эти положения являются практически непригодными, поскольку приравнивание малозаметных, незаметных и не вполне ясных процессов к сознательным, но недостаточно осознаваемым не устра­няет трудностей, связанных с разрывами сознания. Целе­сообразнее, стало быть, не ограничиваться упованием на сознание и иметь в виду, что оно покрывает собой далеко не всю психику.

Тем самым Фрейд не только пересмотрел ранее сущест­вовавшее привычное представление о тождестве сознания и психики, но и, по сути дела, отказался от него в пользу при­знания в психике человека бессознательных процессов. Бо­лее того, он не просто обратил внимание на необходи­мость учета бессознательного как такового, а выдвинул гипотезу о правомерности рассмотрения того, что он на­звал бессознательным психическим. В этом состояло одно из достоинств психоаналитического понимания бес­сознательного.

Нельзя сказать, что именно Фрейд ввел понятие бес­сознательного психического. До него Гартман провел раз­личия между физически, гносеологически, метафизиче­ски и психически бессознательным. Однако, если немец­кий философ ограничился подобным разделением, выска­зав весьма невнятные соображения о психически бессоз­нательном и сконцентрировав свои усилия на осмыслении гносеологических и метафизических его аспектов, то основатель психоанализа поставил бессознательное психи­ческое в центр своих раздумий и исследований.

Для Фрейда бессознательное психическое выступало в качестве приемлемой гипотезы, благодаря которой откры­валась перспектива изучения психической жизни челове­ка во всей ее полноте, противоречивости и драматичности. Во всяком случае он исходил из того, что рассмотрение психики человека исключительно через призму сознания ведет к искажению действительного положения вещей, поскольку в реальной жизни люди довольно часто не веда­ют, что творят, не осознают глубинных конфликтов, не понимают подлинных причин своего поведения.

Идеи о бессознательном психическом были выдвину­ты Фрейдом, по сути дела, в первой же его фундаменталь­ной работе «Толкование сновидений». Именно в этой ра­боте он подчеркнул, что внимательное наблюдение над ду­шевной жизнью невротиков и анализ сновидений дают неопровержимое доказательство наличия таких психиче­ских процессов, которые совершаются без участия созна­ния. Собственно говоря, признание реальности существо­вания бессознательных психических процессов — это та сфера мыслительной деятельности, где, по выражению Фрейда, «врач и философ вступают в сотрудничество». Их обоюдное вступление в сотрудничество обусловлено тем, что оба признают бессознательные психические процессы как вполне целесообразные и законные.

Говоря о сотрудничестве между врачом и философом в деле признания бессознательных психических процессов, Фрейд имеет в виду прежде всего сходные представления о бессознательном, имевшие место у него и у Липпса. Речь идет об отказе от чрезмерной оценки сознания, что является необходимой предпосылкой для правильного, с его точки зрения, понимания психического как такового. Липпс считал, что бессознательное должно лечь в основу рассмотрения психической жизни. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя всю полноту ценности психического действия. Отсюда берет начало его идея о психическом бессознательном. «Бессознательное, — пи­сал Фрейд в «Толковании сновидений», — это истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначи­тельной степени, как внешний мир показаниями наших органов чувств» [7. С. 483].

В дальнейшем я специально остановлюсь на рассмот­рении вопроса о том, как и каким образом в процессе психоаналитического толкования сновидений осуществ­ляется познание бессознательного. Пока же достаточно иметь в виду, что открытие Фрейдом бессознательного психического было обусловлено, по меньшей мере, тремя факторами — наблюдениями над невротиками, анализом сновидений и соответствующими идеями Липпса о бес­сознательном.

Бессознательное психическое не являлось для Фрей­да чем-то абстрактным, демоническим, совершенно бес­содержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в качестве отвлеченного понятия, исполь­зуемого при описании некоторых психических понятий. Подобно некоторым философам, апеллировавшим к данному понятию, он готов был признать за бессознате­льным эвристическую значимость, то есть рассматривать его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой пси­хики. Однако, в отличие от тех, кто усматривал в бессоз­нательном лишь теоретическую конструкцию, способст­вующую установлению логических связей между созна­тельными процессами и глубинными структурами психи­ки, Фрейд рассматривал бессознательное как нечто реаль­но психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные имплика­ции. Исходя из такого понимания, в рамках психоанализа предпринималась попытка осмысления бессознательно­го посредством выявления его содержательных характеристик и раскрытия специфики протекания бессознате­льных процессов.

Выявление и описание бессознательных процессов составляло важную часть исследовательской и терапев­тической деятельности Фрейда. Однако он этим не огра­ничился и подверг бессознательное аналитическому расчленению. Раскрытие механизмов функционирова­ния бессознательных процессов, выявление конкрет­ных форм проявления бессознательного психического в жизнедеятельности человека, поиск в самом бессозна­тельном различных его составляющих — все это пред­ставляло значительный интерес для Фрейда. Причем он не просто интересовался описанием и раскрытием бес­сознательного как чего-то отрицательного, находящего­ся вне сознания, а стремился выявить именно позитив­ную составляющую бессознательного психического. Он обращал внимание на те свойства бессознательного, ко­торые свидетельствовали о самобытности и специфич­ности данной сферы человеческой психики, качествен­но и содержательно отличающейся от сознания.

Обращаясь к исследованию бессознательного психиче­ского, Фрейд исходил из того, что любое проявление бес­сознательного представляет собой ценный акт человече­ской психики, то есть такой акт, который наделен опреде­ленным смыслом. Под смыслом имелось в виду не расхожее представлении о чем-то таком, что требовало абстрактных размышлений о жизни, судьбе или смерти. Под смыслом понимались вполне конкретное намерение, тенденция и определенное место среди других психических явлений. Одна из важных задач психоанализа как раз и состояла в том, чтобы выявить смысл бессознательных процессов, раскрыть их значение и смысловые связи в содержатель­ном, позитивном плане. Поэтому мне представляется, что вопреки расхожим оценкам бессознательного в психоанализе, как чего-то отрицательного, негативного (психика минус соз­нание), более корректно и правильно, видимо, говорить о пси­хоаналитическом понятии бессознательного как позитивного концепта.

Разумеется, исследование бессознательного осуществ­лялось Фрейдом не изолированно, не само по себе, а в контексте его соотношения с сознанием. В общем-то это был привычный путь, по которому шли те ученые, кото­рые признавали существование бессознательного. Однако перед Фрейдом возникли вопросы, требующие ответа в свете осмысления бессознательного психического.

Для Фрейда быть сознательным — значит иметь непо­средственное и надежное восприятие. Но что можно ска­зать о восприятии в сфере бессознательного? И здесь основатель психоанализа сравнил восприятие сознания бессознательных процессов с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем он исходил из тех уточне­ний, которые в свое время были внесены немецким фило­софом Иммануилом Кантом в понимание данной пробле­мы. Если Кант подчеркивал субъективную условность че­ловеческого восприятия, нетождественность восприятия с неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд стал акцентировать внимание на неправомерности отож­дествления восприятия сознания с бессознательными психическими процессами, являвшимися объектом этого сознания.

Дальнейшее развитие кантовских идей выливается у Фрейда в утверждение, согласно которому бессознатель­ное психическое признается как нечто реально существу­ющее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением истолковывать воспринимаемые яв­ления. Это означает, что психоанализ, по сути дела, имеет дело с таким бессознательным в психике человека, кото­рое рассматривается в качестве специфической реально­сти независимо от того, является эта реальность действи­тельной или воображаемой.

Уже отмечалось, что, подвергнув сомнению теорию со­вращения, Фрейд пришел к выводу, что в области неврозов определяющим моментом служит не реальность как тако­вая, воспринимаемая в качестве какого-то свершившегося факта, а психическая реальность, которая может грани­чить с вымыслом, воображением, но тем не менее быть весьма действенной в жизни человека. Психическая реа­льность по большей части не является прерогативой со­знания. В ней властвует бессознательное психическое, далеко не всегда попадающее в поле сознания, однако оказывающее существенное воздействие на поведение человека. Это бессознательное психическое по своей природе не пассивно и не инертно. Напротив, оно весь­ма действенно, активно и способно вызвать к жизни та­кие внутренние процессы и силы, которые могут вылиться в созидательную деятельность или оказаться разру­шительными как для самого человека, так и для окружа­ющих его людей.

К мысли о действенности бессознательного Фрейд пришел еще до того, как были сформулированы основ­ные идеи психоанализа. Проводимые Бернгеймом экс­перименты заставили его задуматься над тем, что актив­ным и действенным может быть даже то, что не является сознательным. Так, Бернгейм вводил человека в гипно­тическое состояние и внушал ему, что по прошествии времени тот обязательно должен совершить то действие, о котором ему говорится. После выхода из гипнотиче­ского состояния человек ничего не помнил о том, что ему внушалось, но в определенное время совершал соот­ветствующее действие. При этом он совершенно не по­нимал, почему и зачем делает что-то. Стоило только его спросить, почему он, например, раскрывает зонтик, как тут же человек находил различного рода объяснения, хотя они никак не соотносились с реальностью и не оправдывали его действие.

Из подобного эксперимента следовало, что многое у человека оставалось в бессознательном. Он не помнил того, что экспериментатор внушал ему. Не помнил ни са­мого гипнотического состояния, ни воздействия на него со стороны экспериментатора, ни содержания внушенно­го ему действия. В сознании человека всплыло только представление о конкретном действии, которое он и со­вершил, не имея ни малейшего понятия о причинах, заста­вивших его это сделать. Стало быть, у него наличествовала идея действия, которая, будучи бессознательной, являлась все же активной и готовой к реализации. Бессознательное психическое оказывалось наделенным деятельным нача­лом.

Если, согласно Фрейду, собственно деятельным явля­ется бессознательное психическое, то как тогда следует от­носиться к традиционным представлениям о сознании как специфическом признаке человеческого существа? И ка­ковы в таком случае отношения между сознанием и бес­сознательным? Фрейд не мог обойти молчанием эти во­просы и по-своему попытался ответить на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.