КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обращение к Фрейду. Прежде чем читатель, особенно профессионал в области психоанализа, решит, стоит ли ему тратить время на прочтение представленного в книге материла или лучше
Прежде чем читатель, особенно профессионал в области психоанализа, решит, стоит ли ему тратить время на прочтение представленного в книге материла или лучше обратиться к другому источнику информации, мне хотелось бы предельно честно изложить те раздумия и сомнения, которые возникли у меня еще до того, как созрело решение написать книгу по истории, теории и практике психоанализа. Именно последнее, то есть обращение к практике психоанализа, как раз и вызвало раздумия и сомнения, в общем-то вполне понятные, очевидные, главным образом связанные с моей предшествующей профессиональной деятельностью. Поясню, о чем идет речь. В середине 60-х годов, когда я был студентом философского факультета Ленинградского государственного университету, мое внимание привлекли работы Фрейда. Затрудняюсь ответить на вопрос, с чем это было связано. Возможно, интерес к работам Фрейда был обусловлен моим посещением на первом году обучения спецкурса «Социология личности», который читал для студентов всего университета в то время молодой и привлекавший к себе внимание профессор Игорь Кон, затронувший в своих лекциях некоторые идеи основоположника психоанализа [1]. Помню также, что, обучаясь на первом курсе, побывал на одной публичной лекции доцента Сергея Черкасова, посвященной то ли фрейдовскому пониманию религии, то ли неофрейдизму. Не исключено и то, что царивший в то время среди преподавателей и студентов философского факультета дух свободомыслия оказался необходимым стимулом для ознакомления с психоаналитическими идеями. Как бы там ни было, но, ранее ничего не знавший ни о Фрейде, ни о психоанализе, я стал самостоятельно осваивать психоаналитическую литературу. Знакомство с работами Фрейда не входило ни в один из обязательных курсов, предусмотренных учебной программой философского факультета. Но, заинтересовавшись психоаналитическим учением Фрейда о человеке, я прочитал, фактически, все его работы, которыми располагала университетская библиотека. Издания Фрейда на русском языке относились к 20-м годам, были библиографической редкостью и не выдавались на руки. Мне пришлось прибегнуть к конспектированию. Позднее, уже на третьем году обучения на философском факультете, я ознакомился с работами Эриха Фромма, которые удалось где-то достать на английском языке. К этому времени, опережая на год свое обучение и примкнув к студентам четвертого курса, я посещал спецкурс Эльмара Соколова по неофрейдизму, в рамках которого много внимания уделялось психоаналитическим идеям Фромма: К сожалению, у меня не сохранились студенческие конспекты работ Фрейда. Некоторые сокурсники пользовались ими, чтобы ознакомиться с идеями основоположника психоанализа. Не помню, как это произошло, но в результате хождения этих конспектов по рукам студентов, я лишился своих записей. Правда, утрата конспектов имела свою положительную сторону. Позднее в 1969—72 годах, когда я был аспирантом Института философии в Москве, мне заново пришлось перечитать работы Фрейда, что было связано как с подготовкой кандидатской диссертации, в которой нашли отражение некоторые идеи Эриха Фромма и Герберта Маркузе, так-и с дальнейшим углубленным ознакомлением с наследием основоположника психоанализа. Любительский интерес к идеям Фрейда перерос в профессиональное исследование истории психоаналитического движения, завершившееся написанием в 1974 г., двумя попытками защиты в 1979 г. и защитой в 1982 Г. докторской диссертации «Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма)». На протяжении 1970—80-х годов в своей научной деятельности мне пришлось совмещать разработку различных тем. На официальном уровне, работая во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований ГКНТ и АН СССР (ныне Институт системного анализа РАН), я занимался анализом проектов Римского клуба и глобальных проблем современности, что нашло отражение в публикации «Модели мира» и «образ человека» [2]. На неофициальном уровне, как бы для себя, я продолжал осваивать исторический материал, связанный с классическим психоанализом, индивидуальной психологией Альфреда Адлера, аналитической психологией Карла Густава Юнга, характер-анализом Вильгельма Райха, культурно-философской психопатологией Карен Хорни, межличностной психиатрией Гарри Стека Салливена, гуманистическим психоанализом Эриха Фромма. Результатом неофициальных исследований явились публикации исторических и дискуссионных материалов по индивидуальной психологии и классическому психоанализу в зарубежных журналах [3], ряда статей по истории и теории психоанализа в коллективных трудах и отечественных журналах [4], а также книги «Психоанализ и американский неофрейдизм» [5]. Разумеется, в силу царившей в то время идеологической цензуры, практически не было реальной возможности осуществлять публикации по психоанализу, в которых бы не звучали критические мотивы. Но, несмотря на идеологические препоны, важно было хотя бы в какой-то приемлемой форме донести до читателя, не знакомого с трудами Фрейда, суть психоаналитических идей и концепций. Именно эту цель я преследовал в своих публикациях того периода, рассчитывая на то, что вдумчивый читатель сможет выявить в материале о психоанализе наиболее информативно полезное для себя и вынести за скобки неизбежные в той идеологической обстановке критические пассажи, не имеющие отношения к адекватному восприятию идейного наследия Фрейда. Ксчастью, многие философы, психологи и медики, которые делились своими впечатлениями по поводу соответствующих публикаций, с пониманием отнеслись к книге «Психоанализ и американский неофрейдизм». Другое дело, что сегодня не испытаявшее (и слава богу) идеологического воздействия и не представляющее себе, в каких условиях приходилось осваивать азы психоаналитической теории, молодое поколение российских психоаналитиков может с осуждением относиться к работам тех, кто так или иначе способствовал возрождению психоанализа в России. Но это уже их проблемы. В 1978 г. мне довелось принимать участие в работе Международного симпозиума по неосознаваемой психической деятельности (г. Тбилиси). Знакомство с американскими, французскими и немецкими психоаналитиками дало новый толчок к исследовательской деятельности по истории и теории психоанализа. Установились личное знакомство и деловая переписка с такими зарубежными учеными, как директор Чикагского института психоанализа Джордж Поллак, дочь основателя индивидуальной психологии Александра Адлер, профессора психологии Вермонского университета Ганс Ансбахер и Ровена Анс-бахер, опубликовавшие в США идейное наследие Альфреда Адлера. Обмен мнениями с этими, а также с другими учеными, работающими в сфере осмысления философии психоанализа и его прикладных аспектов, включая профессора Питтсбургского университета Адольфа Грюнбау-ма, профессора Дьюкского университета Мартина Миллера, профессора Калифорнийского университета в Дэвисе Даниэля Ранкур-Лаффарьера, с которыми установились деловые отношения несколько позднее, способствовал моей профессиональной деятельности в области исследования истории психоаналитического движения. 2. От философии к психоанализу После существенных изменений в политике и идеологии бывшего СССР, в конце 80-х — начале 90-х годов появилась реальная возможность не только для более обстоятельного изучения истории и теории психоанализа, но и для практического освоения психоаналитических методов в клинической практике. Если ранее мое внимание было сконцентрировано на зарубежных психоаналитических материалах, то теперь мой исследовательский интерес сместился в плоскость изучения истории отечественного психоанализа. В марте 1990 г. мне довелось участвовать в Международном симпозиуме «Советская культура сегодня: перестройка прошлого или изобретение будущего?» (Дьюкский университет, Северная Каролина, США), где выступил с докладом, посвященным истории распространения фрейдизма в СССР в 20—30-х годах, отношению Троцкого к психоаналитическим идеям и изгнанию психоанализа на несколько десятилетий из отечественной теории и практики [6]. В начале. 1991 года я завершил работу над рукописью «Фрейд и Россия», которая несколько раз шла в набор в различных издательствах, вплоть до того, что подписывалась верстка, но в силу их банкротства Или финансовых, затруднений книга так и не дошла до читателя [7]. Два-три года спустя, когда были опубликованы работа Александра Эткинда «Эрое невозможного. История психоанализа в России» [8] и книга Виктора Овчаренко «Психоаналитический глоссарий» [9], я с удивлением и радостью узнал, что российский психоанализ представляет интерес не только для меня, но и для других отечественных исследователей. Если ранее я все свое время посвящал научно-исследовательской деятельности и не проявлял интереса к преподаванию, то в начале 90-х годов приступил к чтению курсов лекций «Психоанализ и культура», «Фрейд и Россия» перед студентами Российского открытого университета, Высших женских курсов, Московского педагогического колледжа. Позднее я стал читать и читаю по нынешний день двухгодичный курс лекций «История и теория психоанализа» в Институте психоанализа. ' Таким образом, моя предшествующая научно-исследовательская и преподавательская деятельность непосредственно связана с осмыслением психоаналитических идей. В этом плане желание написать и опубликовать работу, посвященную истории и теории психоанализа, может быть воспринято неискушенным в психоаналитических тонкостях читателем как вполне естественное, оправданное и укладывающееся в рамки аналогичных попыток, предпринятых отечественными авторами [10]. Другое дело, как на это может посмотреть осуществляющий терапевтическую практику психоаналитик, разделяющий точку зрения Фрейда, согласно которой компетентно судить о психоанализе может только тот, кто сам занимается практической деятельностью в качестве профессионального психоаналитика. Не думаю, что стоит сосредоточивать свои усилия на рассмотрении правомерности или неправомерности упомянутой выше точки зрения, так как полагаю, что поиск истины в последней инстанции и бесконечные споры по этому вопросу не способствуют прояснению сути дела и
могут являться, говоря психоаналитическим языком, не чем иным, как рационализацией, бессознательной работой защитных механизмов. Отмечу лишь, что взгляд со стороны может оказаться далеко не бесполезным, поскольку, находясь внутри определенного состояния или процесса, часто рискуешь не увидеть дальше «своего собственного носа». Тем не менее лично передо мной встали мучительные вопросы. Занимаясь историей и теорией психоанализа, имею ли я право писать о его практике или, исходя из соответствующих психоаналитических установок и нравственных убеждений, должен сознательно ограничить себя изложением исторического и концептуального материала? Не имея медицинского образования и не являясь дипломированным врачом, могу ли я вторгаться в святая святых, то есть в психоаналитическую практику, осуществляемую избранной элитой, называющей себя профессиональными психоаналитиками? В конечном счете, насколько оправдано само название работы «История, теория и практика психоанализа», особенно ее последней части? Вполне очевидно, что, коль скоро читатель держит в руках данную книгу, то ее автор, пусть даже после мучительных для себя сомнений и переживаний, ответил на поставленные перед собой вопросы в положительном смысле. Однако читатель вправе спросить: на каком основании это сделано и почему философ по образованию вдруг, как говорится, ни с того, ни с сего решился писать не только об истории и теории, но и о практике психоанализа? Несмотря на внутреннее сопротивление, возникающее у меня в силу знакомства с психоанализом и связанное с предположением, что считающий себя специалистом психоаналитик проинтерпретирует само объяснение как доказательство работы защитных механизмов, я просто обязан ответить на поставленный вопрос, чтобы тем самым снять возможные недоразумения или предубеждения, которые часто возникают по отношению к философам как представителям абстрактного мышления, не связанного с реалиями жизни. Прежде всего хочу обратить внимание читателя на то обстоятельство, что психоанализ, по словам самого Фрейда, занимает среднее положение между медициной и философией [11. С. 530]. Такое понимание психоанализа, причем со ссылкой на авторитет Фрейда, может служить необхо-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |