Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речивой фигурой, до сих пор вызывающей к себе неоднознач­ное отношение




Фрейд — от природы одаренный острым умом человек, всецело отдававшийся любимой работе, но не умевший сохранять дружбу со своими коллегами и друзьями.

Фрейд — величайший знаток человеческой души, ис­следовавший тайники индивидуальной психики, но неод­нократно ошибавшийся в оценке конкретных людей.

Фрейд — яркая личность, оставившая заметный след в истории, но испытавшая горечь обид от различного рода обвинений в свой адрес.

Фрейд — темпераментный юноша, изводивший рев­ностью себя и невесту, готовый во имя встречи с люби­мой прервать свои занятия, но хладнокровный муж, не бравший жену в свои путешествия и отдававший всю свою энергию исследовательской и терапевтической дея­тельности.

Фрейд — наделавший много шума в светском мире «пансексуалист», вскрывший пагубность моральных из­держек психосексуального развития человека, особенно ребенка, и сексуальную этиологию неврозов, но пурита­нин, не пользовавшийся сексуальной свободой в собст­венной жизни и придерживавшийся традиционных мето­дов воспитания своих детей.

Фрейд — мнительный человек, предсказывавший свою смерть в различные периоды своей жизни, но отваж­но перенесший более тридцати операций в связи с обнару­женным у него в 1923 году раком челюсти (правой стороны неба) и на протяжении последующих 16 лет, вплоть до своей смерти в 1939 г., осуществлявший активную деяте­льность и завершавший свои научные труды, несмотря на все тяготы и страдания, которые выпали на его долю.

Фрейд — парадоксальный мыслитель, с трудом вос­принимавший чужое мнение, но способный со временем включить его в остов дальнейших психоаналитических разработок.

Фрейд — неутомимый исследователь, вносивший изме­нения в ранее выдвинутые психоаналитические концеп­ции, но неизменно сохранявший основные принципы пси­хоанализа.

Фрейд — бунтарь, решительно выступавший против распространенных иллюзий и совершивший революцион­ный переворот в понимании человека, но консерватор,


 




настаивающий на соблюдении установленных им правил и норм в психоаналитической практике.

Фрейд — неустанный поборник выявления истины при теоретическом осмыслении жизненных проблем и практи­ческом излечении нервнобольных, но скептик в отноше­нии возможностей достижения биографической истины, касающейся его самого.

Таким образом, понимание Фрейда как человека и основателя психоанализа не является однозначным. Поэ­тому нет ничего удивительного в том, что в многочислен­ных работах о Фрейде он сам и становление классического психоанализа воспринимаются по-разному.

Предлагаемое в данной книге еще одно понимание Фрейда и истории возникновения психоанализа — не бо­лее чем попытка автора изложить свое видение того и дру­гого без какой-либо претензии на биографическую истину и тем более навязывания своего мнения читателю.

2. Биографические вехи жизненного пути Фрейда

Итак, каково мое видение Фрейда как человека и осно­вателя психоанализа?

Должен сказать, что это видение основывается не толь­ко на ознакомлении с биографическими работами, посвя­щенными основателю психоанализа, и публикациями, со­держащими воспоминания о нем со стороны тех, кто с ним жил, работал, общался. Оно опирается прежде всего на изучение работ самого Фрейда, многие из которых, вклю­чая «Толкование сновидений», «Психопатология обыден­ной жизни», «Из истории психоаналитического движе­ния», «Автобиография», являются важным источником биографического характера, так как в них содержатся его детские воспоминания, сновидения и соответствующие размышления над ними, вехи становления и развития пси­хоанализа. Часть информации почерпнута из опублико­ванной переписки Фрейда с невестой, коллегами, друзья­ми. И, наконец, мое видение Фрейда и истории возникно­вения психоанализа сопряжено с представившейся воз­можностью погружения в дух и атмосферу венского дома на Берггассе, 19, где он прожил без малого 48 лет (с сентяб­ря 1891 по июнь 1938 гг.) и где с 1971 г. находится музей


Фрейда, в котором я давно мечтал побывать, но смог осу­ществить свою мечту лишь в 1998 г.

Для начала — несколько кратких сведений биографи­ческого характера.

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небогатой еврейской семье, проживавшей в то время в небольшом городе чешской Богемии Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука, которого нарекли этим именем в честь деда. Фрейд был первенцем, за которым в течение десяти лет последовало рождение других детей — пяти дочерей и двух сыновей.

В силу ряда обстоятельств, связанных с экономиче­ским упадком, ростом национализма и бесперспектив­ностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 г. в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империй Фрейд прожил почти 80 лет.

За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 г. в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Вен­ского университета, который закончил в 1881 г., получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд ра­ботал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885/86 гг. он прошел шестимесяч­ную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со ста­жировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей — трех дочерей и трех сыновей.

Открыв частную практику в 1886 г., Фрейд использо­вал различные способы лечения нервнобольных и выдви­нул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы

XIX века он заложил основы нового метода исследования
и лечения, получившего название психоанализ. В начале

XX столетия он развил выдвинутые им психоаналитиче­
ские идеи. На протяжении последующих двух десятилетий
Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику класси­
ческого психоанализа, использовал свои идеи и методы
лечения в частной практике, написал и опубликовал мно­
гочисленные работы, посвященные уточнению его перво­
начальных представлений о бессознательных влечениях


 




человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

Из-под его пера вышли не только разнообразные ра­боты, посвященные технике медицинского использова­ния психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жиз­ни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознатель­ному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Вос­поминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психо­логия масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Мои­сей и монотеистическая религия» (1938) и др.

Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг, и многими други­ми. В 1922 г. Лондонский университет и Еврейское исто­рическое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых, наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой и Эйнштей­ном, оказался и Фрейд. В день своего 70-летия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 г. ему присудили премию имени Гете. В честь его 75-летия во Фрайберге была установлена памятная до­ска на доме, в котором он родился.

К 85-летию Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом меди­цинской психологии. Под обращением стояло около 200 подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэлса и др. Фрейд был избран почетным членом Американской пси­хоаналитической ассоциации, Французского психоанали­тического общества, Британской Королевской меди­ко-психологической ассоциации.

После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 г. жизнь Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты


захватили библиотеку венского психоаналитического об­щества, побывали в доме Фрейда, проведя там тщатель­ный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей — Мартина и Анну Фрейд. Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У. С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и дру­гих влиятельных лиц Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 г. с женой и дочерью покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.

Последние полтора года жизни Фрейд провел в Анг­лии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королев­ского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклон­ный возраст, развитие болезни, связанной с повторением злокачественной опухоли, Фрейд осуществлял почти еже­дневные анализы больных и продолжал работать над свои­ми рукописными материалами.

21 сентября 1938 г. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избе­жание напрасных страданий Шур дважды ввел своему зна­менитому пациенту незначительную дозу морфия, оказав­шуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1938 года Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его че­тыре сестры будут сожжены в крематории.

Таковы краткие биографические вехи жизненного пути Фрейда, за которыми стоят детские переживания и юношеские увлечения, психоаналитические открытия и интеллектуальные сомнения, удары судьбы и всемирная слава. Более подробное и обстоятельное их рассмотрение выходит за рамки данной книги [5]. Однако для лучшего понимания истории возникновения психоанализа все же необходимо остановиться на некоторых обстоятельствах жизни и деятельности Фрейда.

Речь идет прежде всего о тех «отправных точках рос­та», которые, как мне представляется, могли оказаться решающими для последующего формирования психоа­налитических взглядов Фрейда на бессознательную дея­тельность человека. Выявление же этих «отправных то­чек роста» предполагает осуществление того, что можно было бы назвать психоанализом психоанализа.


 




Если Фрейд считал, что понимание взрослого человека предполагает раскрытие особенностей его детства, то тот же самый подход может быть осуществлен и по отноше­нию к нему. Если он полагал, что любые мелочи жизни по­зволяют лучше раскрыть суть характера человека и его взаимоотношений с другими людьми, то такое же видение допустимо и по отношению к Фрейду. Это означает, что при рассмотрении Фрейда как человека и основателя пси­хоанализа мы вправе пользоваться аналогичной методи­кой, которая была разработан^ и применена им самим при изучении Леонардо да Винчи и Достоевского.

С психоаналитической точки зрения, самые первые годы жизни ребенка оказывают важное, часто предопреде­ляющее воздействие на психосексуальное развитие чело­века, его мировосприятие и жизнедеятельность. Отноше­ния в семье и их восприятие ребенком становятся своего рода моделью, которая может сохраняться, воспроизводи­ться и поддерживаться на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому применительно к Фрейду важно иметь в виду те обстоятельства его ранних лет жизни, которые непосредственно связаны с его семьей и которые могли оказать определенное воздействие как на формирование его характера, так и на выдвижение психоаналитических идей, концепций, теорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.