КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научный и прикладной психоанализ. димым оправданием того, что психоанализом вправе заниматься как врач, так и философ
И димым оправданием того, что психоанализом вправе заниматься как врач, так и философ. Как ни странно может показаться на первый взгляд, Фрейд не разделял позицию тех его учеников и последователей, которые считали, что психоанализом вправе заниматься только врач. Напротив, он подчеркивал, что «исторического права на исключительное обладание анализом врачи не имеют», поскольку «психоанализ не является специальным медицинским предметом», а врачебная выучка «снабжает врачей ложной и вредной установкой», связанной с недооценкой психических факторов жизни человека [12. С. 113, 116, 147]. Более того, он высказывал опасения по поводу того, что психоанализ может превратиться в медицинскую дисциплину, став служанкой психиатрии. Для Фрейда не было столь существенным, является ли психоаналитик врачом или нет. Он даже выражал недоверие по отношению к врачам, претендующим без соответствующей на то подготовки именоваться психоаналитиками, и подчеркивал, что важно не то, обладает ли аналитик дипломом врача, а приобрел ли он особое, необходимое для проведения анализа образование. Причем, лично о себе говорил, что после сорока одного года врачебнЪй'деятельно-сти сделал открытие, в соответствии с которым он вообще не является хорошим врачом. К этому следует добавить, что Фрейд неоднократно подчеркивал, что он никогда не был энтузиастом терапии. Все это также может быть рассмотрено в качестве необходимого оправдания для человека, имеющего философское образование и пишущего работу о практике психоанализа. Оправдания необходимого, но отнюдь недостаточного, поскольку действительно адекватное восприятие практики психоанализа возможно только в том случае, если ты сам оказываешься включенным в психоаналитическую ситуацию и имеешь дело с пациентами. Так вот, желание написать работу по истории, теории и практике психоанализа возникло у меня не вдруг, ни с того и ни с сего. Дело в том, что, изучая историю и теорию психоанализа, я сам ощутил потребность в самоанализе не как в праздном и Мазохистском самокопании, а как в самопознании, основанном на психоаналитическом понимании бессознательных сил и процессов, таящихся и протекающих в глубинах собственной психики. В то время, когда клинический психоанализ находился под запретом, для меня лично не оставалось ничего другого, как последовать по пути, некогда проложенному Фрейдом. Анализ собственных сновидений и ошибочных действий (оговорки, описки, очитки, забывание имен, зате-ривание предметов и другие бессознательные действия) стал неотъемлемой частью моего практического использования знаний психоанализа. В начале 90-х годов, когда появилась реальная возможность ознакомления с клиническим психоанализом, я включился в то интеллектуальное и практическое движение, которое было связано с возрождением психоанализа в России. В рамках возникшей в 1990 году Российской психоаналитической ассоциации и издаваемого с 1991 года журнала «Российский психоаналитический вестник», членом редколлегии которого состоял, мне довелось участвовать в обсуждении теоретических и клинических аспектов психоанализа, присутствовать на некоторых обучаемых программах и коллективных супервизиях, осуществляемых зарубежными психоаналитиками, публиковать материалы по истории распространения психоаналитических идей в России и исследованию в области прикладного психоанализа, включая анализ политических страстей в контексте российской парламентской культуры [13]. Одновременно я обратился к систематической работе с пациентами, которую ранее осуществлял от случая к случаю, главным образом среди своих друзей и знакомых и, что называется, на свой страх и риск. Хочу высказать одно соображение, связанное с расхожим пониманием, точнее, непониманием, того, что имеется в виду, когда говорится о практике психоанализа. Обычно под практикой психоанализа подразумевается непосредственная работа с пациентами. Речь идет о психоанализе как специфическом виде психотерапии. Все другие аспекты психоанализа остаются, как правило, за пределами внимания практикующих психоаналитиков, апеллирующих к клинике. Между тем существует так называемый прикладной психоанализ, целью которого является использование психоаналитических идей в различных сферах познания и действия людей, будь то экономика, политика,
религия, культура. Он включает в себя не столько исследовательскую, сколько практическую деятельность, связанную с маркетингом, бизнесом, рекламой, имиджмейкер-ством, кинематографией, радио- и телевешанием, системой воспитания и образования, пасторским служением. К настоящему времени стало общепринятым деление психоанализа на клинический и прикладной. Иногда говорят еще и о философском психоанализе. 19 июля 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа». Однако далеко не всегда имеется адекватное понимание того, что подразумевается под тем или иным «видом» психоанализа. Вспоминаю случай, имевший место некоторое время спустя после публикации данного Указа. В 1997 г., наряду с другими коллегами, я стал членом комиссии Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологии, разрабатывающей Федеральную целевую программу «Возрождение и развитие философского, клинического и прикладного психоанализа». На одном из первых заседаний комиссии сидящий рядом со мной врач спросил: «Клинический и прикладной психоанализ — разве это не одно и то же?» Вначале я снисходительно отнесся к этому вопросу и подумал про себя, что Фрейд был прав, когда говорил о медиках, не обладающих глубокими знаниями в области психоанализа, но претендующих на звание профессионалов. Однако впоследствии я понял, что поставленный врачом вопрос действительно имеет смысл, поскольку даже те, кто считает себя профессиональными психоаналитиками, далеко не всегда задумываются над тем, что представляет собой психоанализ. Это относится и к привычному подразделению психоанализа на клинический и прикладной. Подобное рассмотрение психоанализа имеет свою историю и связано с использованием Фрейдом и другими психоаналитиками соответствующих методов и идей в области изучения религии, философии, искусства, культуры в целом. Однако сам Фрейд считал не корректным деление психоанализа на клинический и прикладной. Он исходил из того, что в действительности граница проходит между научным психоанализом и его применениями в медицинской и немедицинской областях [14. С. 154]. Речь идет о теории и практике психоанализа, причем под практикой понимается не только клиническая терапия, что является сегодня весьма расхожим представлением, а применение психоаналитических методов и идей в разнообразных сферах жизни человека, не обязательно напрямую связанных с медициной. Поэтому было бы правильнее, на мой взгляд, рассматривать практику психоанализа в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова она включает в себя как терапевтическую, так и прикладную деятельность, выходящую за рамки работы с пациентами. В узком смысле слова практика психоанализа — это то, что принято называть клиническим психоанализом, то есть терапевтическая деятельность, связанная с лечением людей, страдающих психическими расстройствами. В предлагаемой читателю работе речь пойдет о практике психоанализа в широком смысле этого слова. Это означает, что в ней будут рассмотрены не только терапевтические, но и другие прикладные аспекты психоанализа. Изложение истории, теории и практики психоанализа будет осуществляться не только под углом зрения освещения эволюции психоаналитических взглядов на истоки возникновения и природу психических заболеваний, а также приемов и методов, используемых в клинической деятельности, но и с точки зрения раскрытия идей и концепций, соотнесенных с психоаналитическим пониманием религии, нравственности, культуры. 4. «Дилетантский анализ» и «дикий психоанализ» Поскольку расхожие представления о практике психоанализа связаны главным образом с узким пониманием ее, то есть, видимо, необходимость сделать некоторые пояснения, обусловленные вторжением философа по первоначальному образованию в сферу психоаналитической терапии. Итак, в начале 90-х годов я перешел от эпизодической, кратковременной терапевтической деятельности к систематической, постоянной работе с пациентами. Несколько лет спустя, когда я начал читать лекции в Институте психоанализа, сама система образования и подготовки будущих психоаналитиков, которую за неимением таковой в
России приходилось создавать на ходу, поставила меня перед необходимостью выступить в роли «компетентного специалиста», осуществляющего обучающий (учебный) анализ. Дело в том, что принятая на международном уровне система подготовки психоаналитиков предполагает, что каждый потенциальный специалист в области психоаналитической терапии должен пройти личный анализ, позволяющий разобраться в своих собственных переживаниях, бессознательных процессах, механизмах защиты, проявлениях сопротивления, переноса, контрпереноса и тем самым лучше понять истоки возникновения, причины и возможные способы разрешения внутрипсихических конфликтов у будущих пациентов. Я не был столь наивным, чтобы не осознавать то деликатное положение, в котором оказался в условиях возрождения психоанализа в России. С одной стороны, исходя из принятых международных требований подготовки специалистов, я не соответствовал установленным стандартам, так как не проходил ни у кого личный анализ и не имел соответствующего сертификата, позволяющего осуществлять психоаналитическую терапию и тем более выступать в роли мэтра, осуществляющего учебный анализ. С другой стороны, как и мои коллеги по Институту психоанализа, занимающиеся клинической практикой, я не мог отказаться от своей психотерапевтической деятельности в угоду международным требованиям и стандартам, отказаться от пациентов и студентов, нуждающихся в помощи с,о стороны человека, пусть дилетантски (с позиций сертифицированных психоаналитиков), но все же в определенной степени разбирающегося в премудростях теории и практики психоанализа. По большому счету, вольно или невольно я стал выступать в роли «дилетанта-аналитика», вызывающего негативную реакцию, причем подчас довольно в жесткой и непримиримой форме, у правоверных дипломированных и сертифицированных психоаналитиков. Само понятие «дилетант-аналитик» невольно ассоциируется с так называемым «диким психоанализом», с различного рода шарлатанами, которые не имеют ни малейшего понятия о психоанализе (или имеют смутное, расхожее представление о нем), но тем не менее, спекулируя на моде, называют себя психоаналитиками и от их имени занимаются лечением людей, обращающихся к ним за помощью. Наде- юсь, моя предшествующая деятельность не дает оснований для обвинения меня в шарлатанстве. Но, судя по тем взаимным упрекам в непрофессионализме, которые, к сожалению, нередко звучат среди медиков, особенно среди тех, кто стоял у истоков возрождения психоанализа в России, я вполне могу быть отнесен в лучшем случае к «дилетантам-аналитикам», а в худшем — к представителям «дикого психоанализа». Поскольку чаще всего «дилетантский анализ» и «дикий психоанализ» отождествляются между собой, то следует, видимо, дать пояснения относительно того, о чем в действительности идет речь. «Дилетант-аналитик» — это человек, не имеющий диплома врача, но обладающий необходимыми для проведения анализа знаниями в области психологии бессознательного и осуществляющий психоаналитическую терапию. «Дикий психоаналитик» — человек, не имеющий диплома врача или обладающий таковым, не получивший соответствующего образования в сфере психологии бессознательного, но выступающий в качестве психоаналитика и от его имени ведущий прием пациентов. Фрейд резко выступал против «дикого психоанализа», осуществляемого лекарями, проводящими аналитическое лечение без того, чтобы изучить и правильно применять его. Речь не шла о различного рода знахарях, не получивших медицинского образования. Речь шла о врачах, которые, по словам самого Фрейда, в анализе представляют «главный контингент шарлатанов», так как нередко именно врач выступает в качестве «аналитического шарлатана» [15. С. 113]. Но он одобрительно отзывался о тех «дилетантах», которые, не имея медицинского образования, но овладев методикой и техникой психоаналитического лечения, с успехом использовали свои знания и навыки при терапевтической работе с пациентами. Фрейд не только одобрительно отзывался о «дилетантах-аналитиках», внесших посильный вклад в развитие психоанализа, но и защищал их в случае необходимости от всевозможного рода нападок. Так, когда в 1925 году не имеющий медицинского образования доктор философских наук Теодор Райк на основании заявления одного из его пациентов был обвинен в шарлат анстве и в енская магистратура поставила вопрос о запрещении ведении" им ■ юшниЧесТОй"практики, основа-
1БЛЮТЕК ЧЕРКАСЬКОГО ДЕРЖАЖН|> УН1ВЁРСИТЕТУ-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |