КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хмельницького
тель психоанализа выступил в его защиту и специально по этому поводу написал статью «Проблема дилетантского анализа» (1926). В этой работе он не только ратовал за «самоценность» психоанализа и его независимость от медицинского применения, но и защищал право «дилетантов-аналитиков», профессионализм которых основывался на соответствующем аналитическом образовании, иметь частную практику и осуществлять психоаналитическую терапию. Аргументы Фрейда сыграли, видимо, не последнюю роль в деле оправдания Т. Райка, который был одним из первых его учеников, в 1918 году получил «Почетный приз» за лучшую немедицинскую работу, внес значительный вклад в психоаналитическую культурологию и с успехом работал в сфере клинического психоанализа [16]. Конечно, сам по себе термин «дилетант» вызывает в сознании многих людей негативные эмоции, поскольку, надо полагать, никто не хочет быть дилетантом нив глазах окружающих, ни в своих собственных глазах. Подчас это воспринимается как своего рода оскорбление, за которым стоит упрек в непрофессионализме. Но применительно к нашей российской действительности термин «дилетант-аналитик» наиболее точно, пожалуй, отвечает тому смыслу, который Фрейд вкладывал в характеристику подготовленных к терапевтической деятельности людей и осуществляющих психоаналитическую терапию, в отличие от «дикого анализа», практикуемого шарлатанами, независимо оттого, являются ли они медиками по образованию или нет. В свете этих соображений я могу сказать о себе, что действительно отношусь к категории «дилетантов-аналитиков». Другое дело, что с точки зрения, используя выражение Фрейда, «сословного самосознания» психоаналитической элиты, «дилетанты-аналитики» вроде меня могут восприниматься в качестве «диких психоаналитиков». Но точно в таком же положении находятся сегодня в России и другие специалисты, независимо оттого, имеют ли они медицинское, психологическое или философское образование. Кстати сказать, Фрейд считал, что «врач, не получивший специального образования, в области анализа — любитель, несмотря на свой диплом, а не врач при соответствующей подготовке и возможности при необходимости опереться на врача может выполнить и задачу аналитического лечения неврозов» [17. С. 144—145]. Насколько мне известно, по крайней мере на сегодняшний день, когда пишутся эти строки (май 1-999 г.), никто из тех, кто занимается психоаналитической практикой, не имеет психоаналитического образования, целиком и полностью соответствующего международным требованиям и стандартам. Только в последние годы появилась возможность учиться психоаналитическим премудростям за рубежом, осуществляя или стационарную подготовку в странах США и Европы, или кратковременные стажировки в соответствующих зарубежных клиниках и центрах, или «челночный анализ», путем эпизодических доездок на несколько дней к зарубежным специалистам с целью прохождения у них личного анализа. Полагаю, что недалеко то время, когда в России появятся психоаналитики, официально признанные Международной психоаналитической ассоциацией/Не исключаю даже того, что к моменту выхода данной работы в свет некоторые аналитики нового поколения приобретут статус членства этой Международной организации. Речь идет именно о новом поколении российских психоаналитиков, поскольку в 20-е годы такие отечественные специалисты в области психоанализа, как, например, Моисей Вульф, Николай Осипов, Сабина Шпильрейн, не только способствовали развитию психоанализа в России, но и имели международное признание [18]. Как бы там ни было, но современное состояние психоанализа в России свидетельствует о том, что подготовка „специалистов в этой области знания и терапии, хотя и набирает силу, тем не менее осуществляется таким образом, когда по мере своей преподавательской деятельности сами «учителя» осваивают теорию и практику психоанализа. Стало быть, даже если кто-то не хочет себе в этом признаться,-по сути дела, большинство из нас, практикующих психоаналитическую терапию, находится в положении «дилетантов-аналитиков». Такова реальная жизнь со всеми ее парадоксами и нелепостями, обусловленными исторически сложившейся ситуацией в России, в 20-х годах имевшей талантливых психоаналитиков в лице М. Вуль-фа, Н. Осипова, С. Шпильрейн, оказавших влияние на развитие международного психоаналитического движения, но не успевших передать российские психоаналитические традиции тому поколению, которое сегодня пытается фактически заново открыть для себя психоанализ.
Конечно, можно сетовать на трагическую судьбу психоанализа в России [ 19]. Можно сожалеть по поводу отставания от развития теории и практики психоанализа в странах США и Европы. Можно испытывать неудовлетворение от осознания того, что по не зависящим от тебя обстоятельствам приходится довольствоваться тем, что являешься «дилетантом-аналитиком*. Наконец, для удовлетворения своего нарциссического Я при характеристике собственного положения можно использовать введенный Фрейдом более благозвучный термин — «профессиональный дилетант-аналитик». Но вряд ли имеет смысл заниматься мазохистским самобичеванием в поисках психоаналитической идентичности. И совсем неприемлемой представляется позиция отрешенности от возрождения психоанализа в России, предполагающего как творческое развитие психоаналитической теории и внесение достойного вклада в подготовку отечественных специалистов, так и участие в психотерапевтической практике, если на то имеются определенные навыки, подкрепленные соответствующим пониманием роли бессознательного в жизнедеятельности человека. Именно исходя из последнего соображения, отбросив ложный стыд и преодолев разъедающие душу сомнения, я в начале 90-х годов вступил на трудную стезю оказания психоаналитической помощи пациентам, спустя несколько лет стал работать с кандидатами, проходящими у меня личный анализ и супервизии, и, наконец, решился на написание и публикацию работы по истории, теории и практике психоанализа. Мне больше нечего добавить к вышесказанному. Полагаю, что не обремененный психоаналитическими знаниями читатель уяснил для себя, прямо скажем, неординарную ситуацию возрождения психоанализа в России и готов с пониманием отнестись к излагаемому в книге историческому, концептуальному и клиническому материалу. Что касается практикующего психоаналитическую терапию специалиста, которому может попасть в руки данная работа, то скорее всего, после ознакомления с предисловием и введением, он сам'для себя решит, стоит ли ему продолжать дальнейшее чтение или нет. Глава 1 ПОНЯТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА 1. Кто интересуется психоанализом? Сегодня в России слово «психоанализ» на слуху у многих людей. Выходят психоаналитические журналы, издается психоаналитическая газета, публикуется отечественная и переводная психоаналитическая литература, существуют многочисленные психоаналитические общества, имеется Восточно-Европейский институт психоанализа в Санкт-Петербурге и Институт психоанализа в Москве, работают различные психотерапевтические центры, в рамках которых используется психоаналитическая терапия. Одни ходят на прием к психоаналитику в надежде разрешить свои внутриличностные конфликты, но тщательно скрывая от знакомых и близких сам факт лечения, так как не хотят, чтобы их воспринимали как психически больных. Другие приходят к психоаналитику не только, а подчас даже не столько для решения собственных проблем, сколько для того, чтобы при случае поднять свой престиж в глазах окружающих людей, так как иметь личного психоаналитика становится своеобразной модой и показателем респектабельности и благосостояния. Одни знакомятся с психоаналитической литературой с целью самообразования, считая, что знание азов психоанализа действительно необходимо и важно для понимания себя и окружающих людей, воспитания детей, прояснения того, почему все благие начинания в России завершаются, как правило, торжеством беззакония, разгулом политических страстей, обострением национальных конфликтов, ухудшением материального положения для многих слоев населения. Другие обращаются к психоаналитической литературе только потому, что незнание имен Фрейда, Юнга и выдвинутых им расхожих идей о сексуальности, толковании сновидений, архетипах воспринимается в некото-
рых кругах как изъян в образовании и недостаточная степень интеллигентности. Одни стремятся поступить в психоаналитические учебные заведения, чтобы, обретя необходимые психоаналитические знания, навыки и став дипломированным специалистом, оказывать посильную помощь всем тем, кто в этом нуждается. Другие в погоне за модной профессией учатся в соответствующих учебных заведениях лишь для того, чтобы, что называется, «утереть нос» близким, знакомым или вовремя занять «экологическую нишу» с целью развертывания узаконенного бизнеса. Некоторые предприимчивые молодые люди, ранее занимавшиеся коммерческой деятельностью в различных сферах экономики, но столкнувшиеся с криминализацией и почувствовавшие бесперспективность в условиях непредсказуемой экономической политики, усматривают в психоанализе широкие возможности приложения своих организаторских способностей по образованию психоаналитических центров, позволяющих им легализовать свой бизнес. Они стремятся к получению минимального психоаналитического образования, чтобы на его основе реализовать свои Далеко идущие коммерческие планы. Как бы там ни было, но создается впечатление, что, даже не обладая глубокими познаниями в психоаналитических теориях, многие люди, так или иначе интересующиеся психоаналитической литературой или, во всяком случае, использующие всуе имя Фрейда и апеллирующие к его некоторым идеям, по крайней мере знают, что представляет собой психоанализ. Однако, как показывает практика, одно дело сознательно пользоваться термином «психоанализ» в обыденной речи, в учебном процессе, на научных конференциях или бездумно щеголять им на банкетах, вечеринках, тусовках и другое — ясно отдавать себе отчет в том, что оно означает и что за ним скрывается. 2. Что такое психоанализ? Вспоминаю весьма парадоксальную ситуацию, имевшую место в одном из учебных психоаналитических институтов, куда я был приглашен для чтения двухчасовой лекции студентам второго года обучения. Казалось бы, будущим специалистам в области психоаналитической тера- пии должно быть хорошо известно, что такое психоанализ. Тем не менее для лучшей ориентации в том, как с большей пользой для данных студентов организовать свой лекционный материал, я все же попросил их ответить на вопрос, что понимают они под психоанализом. Наивная постановка этого вопроса вызвала у большинства студентов недоумение, а кое у кого даже смех. Действительно, смешно спрашивать у студентов, прослушавших несколько курсов по психоанализу, включая его историю, теорию и даже практику, что такое психоанализ. Смех смехом, но неожиданно обнаружилось, что ответить на вопрос: «что есть психоанализ?» не так-то просто. Впрочем это было неожиданным не столько для меня, сколько для студентов. Лично меня давно смущала та неопределенность в определении психоанализа, с которой приходилось сталкиваться при знакомстве с психоаналитической литературой, общении с зарубежными и отечественными коллегами. Студенты же оказались в большом затруднении. Во всяком случае многие из них сперва пребывали в состоянии растерянности, а затем в процессе коллективного обсуждения пытались по-своему ответить на поставленный перед ними вопрос. Одни вспоминали определение психоанализа, почерпнутое из учебной литературы, другие открывали свои конспекты, в надежде обнаружить то, что говорилось им на лекциях, третьи давали формулировки, исходя из своего собственного интуитивного понимания. В конечном счете оказалось, что многие студенты дали такие определения понятия психоанализа, которые не только не совпадали друг с другом, но и в значительной степени различались между собой. Как объяснить тот факт, что студенты учебного психоаналитического заведения не смогли дать однозначного определения психоанализа? Проще всего, конечно, объяснить это тем, что студенты плохо учились или их плохо учили. Первое объяснение относится к нерадивости студентов, второе — к несовершенству системы психоаналитического образования в России. Кстати сказать, в отличие от студентов, которые признаются в том, что в силу занятости по дому или на работе (многие из них получают второе образование, имеют семьи, зарабатывают на обучение) они не могут уделить достаточного внимания для освоения психоаналитической литературы, некоторые
преподаватели психоанализа стремятся отстоять честь мундира. В связи с последним соображением уместно, полагаю, сделать небольшое отступление. Нередко приходится быть свидетелем любопытных ситуаций, связанных с амбициозностью специалистов в области теории и практики психоанализа. Если студенты переходят из одного учебного психоаналитического института в другой, то сотрудники последнего чаще всего обнаруживают изъяны в образовании перешедших к ним студентов. Испытывая гордость от собственных знаний и причастности к определенному психоаналитическому институту (обществу, организации, ассоциации), они могут во всеуслышание или в келейном кругу заявлять о том, какое хорошее психоаналитическое образование они дают в своем институте и как плохо поставлено обучение в другом институте. Нечто аналогичное имеет место и в практике психоанализа. Пациенты, проходящие курс лечения у одного психоаналитика, могут со временем покинуть его и уйти к другому психоаналитику. Проходящие учебный анализ студенты также могут менять своих аналитиков. В этих случаях у самих психоаналитиков нередко срабатывает не «сословное самосознание», а нечто такое, которое граничит с манией величия, нередко маскирующей комплекс неполноценности. Доходит до того, что, обвинив, по сути, дела своего коллегу в некомпетентности и проведении «дикого психоанализа», возвысившийся в своих собственных глазах психоаналитик прямым текстом говорит пациенту: «Кто довел Вас до такого состояния и как же теперь Вас лечить?» Как в том, так и в другом случае обнаруживается комплекс сложных проблем, для понимания которых необходима обстоятельная психоаналитическая проработка. Мне еще придется возвратиться к этим проблемам, когда речь будет идти о теории и практике психоанализа. В рамках же обсуждения вопроса, связанного с определением понятия психоанализа, достаточно подчеркнуть лишь то, что многие недоразумения, относящиеся к психоаналитическому обучению и терапевтической практике, не в последнюю очередь обусловлены неопределенностью и мно-госмысленностью трактовки психоанализа.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |