КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоаналитическое понимание невротических симптомов
Возникновение, образование симптома связано с такими отношениями, когда наблюдается замещение того, что по каким-то причинам не смогло проявиться. Нормальное протекание психических процессов предполагает их переход в сознание. Однако нередко случается так, что в силу определенного рода нарушений психические процессы не становятся достоянием сознания, не осознаются. Нарушение связи между психическими процессами сопровождается тем, что на этой основе осуществляется некое замещение, возникает симптом, смысл которого бессознателен. Но если предпосылки возникновения этого симптома сделать сознательными, то тем самым
17* 515 - может исчезнуть сам симптом. Таким образом, цель тера-J пии ясна. Для того, чтобы устранить невротический сим*Л птом, необходимо выявить смысл его, определить, откуда | он возник и куда направляется, то есть восстановить рушенную связь и сделать бессознательные npouecci осознанными. При таком понимании механизма возникновения! тома, довести все это до сознания больного и тем самым] облегчить его страдания. С одной стороны, основываясь! на клиническом опыте, аналитик может предположить,, какие именно психические процессы не осознаются боль- J ным. С другой — если есть такая благоприятная возмож-/ ность, то можно было бы воспользоваться информацией,,] полученной от родственников больного, которые могут поведать о травмирующих ситуациях в раннем детстве и ,>ш тем самым прояснить для аналитика картину возможных душевных переживаний пациента. В результате проделанной работы аналитик мог бы поделиться своим знанием о | смысле симптома и общей картине заболевания с пациен- | том, с тем, чтобы, устранив его патологическое незнание, привести его к выздоровлению. Однако все значительно сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. На самом деле то знание, кото- | рым обладает аналитик, — это знание профессионала. Пациент же остается человеком, нередко совершенно не подготовленным к восприятию и тем более пониманию того, о чем ему может сообщить аналитик. Поэтому простой передачи знания от аналитика к пациенту, тем более в кратчайшие сроки, вовсе недостаточно для того, чтобы на основе сообщенного ему знания человек «распрощался» со своей болезнью. Знание аналитика — это одно, знание пациента — нечто другое, по внутреннему осмыслению не совпадающее с первым. Для более наглядной демонстрации приведу пример. Пациентка, Ольга, страдает от неразделенной любви. Около двух лет она встречается с женатым мужчиной, что доставляло ей огромную радость. Но в последнее время он перестал проявлять к ней пылкую страсть, начались ссоры, и женщина стала глубоко нес- частной. Когда она вместе с ним и он ласков, предупредителен и заботлив, Ольга, по ее словам, находится «на седьмом небе». Но, когда она остается одна или чувствует, что ее возлюбленный чем-то озабочен, холоден, не уделяет ей особого внимания и, как ей кажется, думает только о своей жене, Ольга ударяется в панику, у нее начинается депрессия, ей не хочется жить. В процессе анализа стало ясно, что роль любовницы не может удовлетворить женщину, аее возлюбленный не собирается бросать свою семью. К сожалению, она не осознает ни того, ни другого, хотя, казалось бы, невооруженным взглядом видна та тупиковая ситуация, в которой она оказалась и в которой находятся многие женщины, попадающие в аналогичное положение. В процессе анализа я обратил внимание Ольги на то, что, хотя она испытывает счастливые мгновения при встречах с женатым мужчиной и говорит, что не собирается разбивать его семью, тем не менее в действительности делает все для того, чтобы окончательно привязать его к себе и своими действиями губит его любовь, поскольку он опасается исхода их отношений, подталкивающих его к выбору между любовницей и женой. Ольга сперва возражает против подобной интерпретации, заявляя о том, что не думает ни о каком замужестве и ей достаточно того, чтобы этот мужчина просто любил ее, как и два года тому назад. Однако через несколько сессий она признается, что в общем-то хотела бы, чтобы он развелся со своей женой, которая, по ее собственному выражению, «безмозглая кукла, охмурившая мужика невесть чем и не дающая ему ни счастья, ни покоя». Проработка материала, связанного с имевшими место отношениями между Ольгой и ее возлюбленным, способствовала осознанию ее бессознательных мыслей и действий, приведших к тому, что женатый мужчина охладел к ней. Казалось бы, обладая новым знанием, Ольга должна пересмотреть свои взаимоотношения с этим мужчиной, чтобы вновь завоевать его любовь или как-то по-иному разрешить назревший конфликт. Но она ничего не может поделать с собой. Чем больше она привязывается к этому мужчине, тем мучительнее становится боль от того, что он полностью не принадлежит ей. Чем сильнее она начинает давить на него, требуя развода с женой, тем меньше он отвечает на ее любовь. Чем чаще происходят между ними размолвки, тем в большей степени она становится раздраженной, усматривающей в существовании его жены главную причину всех своих несчастий. Как заявила Ольга, она находится подчас в таком состоянии, что «готова убить эту
безмозглую куклу, отнимающую у нее любовь». Знание! аналитика трансформировалось в сознании пациентки такое знание, обладание которым вызвало у нее обострен-^! ную реакцию не на свое собственное поведение, а на жени любимого мужчины, мешающую ее счастью. Понадоби*! лась долгая и тщательная проработка соответствующег материала, прежде чем пациентка обрела знание того, чтоЦ в ухудшении ее отношений с любимым человеком повин-*| на прежде всего она сама, а не другая женщина. Мне еще придется вернуться к рассмотрению вопроса| о соотношении между знаниями аналитика и пациента щ о реализации терапевтических функций психоанализа. Пока же остановлюсь на психоаналитическом понимании возникновения симптомов. Как уже отмечалось, симптомы возникают в результате замещения того, что в силу различных причин не могло получить своей реали-, зации. Они являются заместителями того, чему помешало вытеснение. Можно было бы сказать, что вытеснение становится предпосылкой возникновения симптомов. Таким образом, Фрейд усматривал тесную связь между образованием симптомов и теми бессознательными процессами, которые соотносились им с вытесненным бессознательным, о природе и механизмах работы которого говорилось в разделе о бессознательном психическом. Это составляет один из аспектов психоаналитического понимания симптомов. Другим аспектом данного понимания является то, что образование симптомов, как и раскрытие их смысла, имеет непосредственное отношение к области сексуальной жизни больных. Для Фрейда невротические симптомы так или иначе обусловлены сексуальными желаниями и соответствующими переживаниями больных. Это означает, что невротические симптомы служат таким целям, которые связаны с разнообразными попытками больных к удовлетворению своих сексуальных влечений и желаний. Фактически, они как бы являются заместителями сексуального удовлетворения, которого по каким-либо причинам человек не может достичь в реальной жизни. Стало быть, с психоаналитической точки зрения, невротическое заболевание является следствием вынужденного отказа от того, к чему стремится человек, поскольку реальность не только не способствует удовлетворению его сексуальных желаний, но, напротив, препятствует этому удовлетворению. В этом отношении невротические симптомы следует понимать как заместители недостающего в жизни сексуального удовлетворения. Но как это согласуется с тем положением Фрейда, согласно которому симптомы служат цели сексуального удовлетворения? Нет ли здесь явного противоречия, поскольку нередко можно встретиться с такими случаями заболеваний, когда симптомы содержат противоположную цель, а именно, олицетворяют собой стремление человека исключить сексуальное удовлетворение? В том-то и дело, что в рамках классического психоанализа возникающие в психике человека противоположности не расцениваются в качестве непременных противоречий. Как таковые противоречия имеют значение для сознания. Для бессознательного психического нет никаких противоречий. Поэтому психоаналитическое понимание симптомов исходит из того, что невротические симптомы имеют целью как сексуальное удовлетворение, так и защиту от него. При этом имеется в виду то расширенное понятие сексуальности, которое включает в себя удовлетворение инфантильных влечений и желаний независимо от того, воспринимаются ли они в качестве чего-то жестокого, неприемлемого, противоестественного, неприличного. 4. Этиология неврозов В разделе о сексуальной жизни человека рассматривалось психоаналитическое толкование фаз и периодов психосексуального развития ребенка. Как было показано, это развитие совершает долгий путь от прегенитальной до ге-нитальной сексуальности, прежде чем взрослая сексуальная жизнь станет некой нормой. Но психосексуальное развитие не всегда может дойти до своего полного проявления, так как на его пути могут встречаться различного рода преграды, в результате чего происходят задержки, сопровождающиеся тем, что Фрейд назвал фиксациями, и регрессией. Фиксация связана с остановкой частного влечения на какой-то ступени психосексуального развития или закреплением сексуальной энергии, либидо на каком-то отдель-
ном объекте. Фиксация может быть связана и с закреплен* ем переживаний и жизненных установок человека на onj деленной травмирующей ситуации. В свою очередь, per сия представляет собой возвращение продвинутых в ев движении вперед компонентов психосексуального разв тия на предшествующие, более ранние ступени. Если пути психосексуального развития человека встречаются i кие-либо преграды, если стремление к удовлетворению < сексуальных желаний наталкивается на значительное п{ пятствие, то начинает действовать механизм регрессии, результате чего либидо может вернуться к тем фазам развив тия, которые ранее были пройдены. Хотя фиксация и рег| рессия могут восприниматься в качестве самостоятельш протекающих процессов, на самом деле они тесно связ между собой. Психоаналитическое понимание невр основывается на признании между фиксацией и регрессие* таких отношений, которые способствуют выявлению этио*1 логии психических заболеваний. Фрейд исходил из предположения о существовании! двух видов регрессии. Один вид регрессии может быть рас*| смотрен в качестве возвращения сексуальности к первым! либидозным объектам, являющимся по своему характеру! инцестуозными. Другой — имеет отношение к возврату^ сексуальной организации, в целом, на более ранние ступе- f ни психосексуального развития. Рассматривая психоаналитическое понимание невроЧ зов, может создаться впечатление, что по своему характеру $ и функциональной значимости регрессия тождественна ] процессу вытеснения. И в том, и в другом случае происхо-; дит как бы откат назад, некое движение психических про-: цессов вспять. Однако Фрейд настаивал на различении вытеснения и регрессии и считал недопустимым их отождествление. Для него вытеснение — это процесс, связанный с такой деятельностью человека, благодаря которой психический акт из системы предсознания перемещается в систему бессознательного. В этом смысле вытеснение является психологическим процессом, характеризующимся пространственным перемещением, местоположением. Оно не имеет отношения к сексуальности как таковой, и сам процесс вытеснения называется Фрейдом топическим. Если учесть, что в процессе вытеснения осуществляется не просто обратное движение, а динамическое перемещение с задержкой психического акта на более низ- кой ступени бессознательного, то вытеснение следует понимать в динамическом смысле. Тогда понятие вытеснения оказывается топически-динамическим. В этом отношении оно отличается от регрессии, являющейся описательным понятием, имеющим прямое отношение к сексуальности, к либидо. Вытеснение и регрессия участвуют в образовании неврозов. Как полагал Фрейд, при истерии определяющую роль играет вытеснение, при неврозе навязчивых состояний — регрессий. В обоих случаях человек заболевает, если возможность удовлетворения сексуальных желаний блокирована и имеет место вынужденный отказ от того, что он хотел бы реализовать. Речь идет не об отказе от удовлетворения сексуальных желаний вообще, а о вынужденном отказе от подобного удовлетворения. Причем образование невротических симптомов связано с таким вынужденным отказом от удовлетворения, который становится патогенно действующим. Но существуют различные пути, благодаря которым лишение либи-дозного удовлетворения не приводит к психическому заболеванию. Так, столкнувшись с вынужденным отказом от немедленного "удовлетворения, сексуальное желание может быть направлено на другую цель. Эта цель генетически связана с предшествующей сексуальной, но уже не является таковой. Она является скорее социальной, нравственно приемлемой и допустимой, чем первоначальная сексуальная цель. Рассматривая процесс переключения направленности влечения и желания человека с сексуально окрашенной на социально приемлемую цель, Фрейд назвал его сублимацией. Надо сказать, что идея сублимации не принадлежит исключительно Фрейду. Она находила свое отражение в произведениях писателей XVIII века Штиллинга и Нова-лиса, в работах философов XIX столетия Шопенгауэра и Ницше. Фрейд же исходил из того, что благодаря процессу сублимации человек как бы защищается от возможного психического заболевания. Вынужденный отказ от удовлетворения сексуального желания не обязательно ведет к неврозу. Он может сопровождаться переключением энергии на иную цель, благодаря чему сексуальное стремление отказывается от своего частичного удовлетворения, выходит за пределы телесного удовлетворения. Происходит как бы своего рода десексуализация, переключение на другие
области человеческой деятельности, что способствует nojj вышению психической работоспособности человек! В понимании Фрейда сублимация оказывается источник-ком научного познания, исследовательского интереса, ху«| дожественного творчества. Фрейд считал, что художественное дарование и про--| дуктивность тесно связаны с сублимацией. Вместе с те» процессы сублимации характерны не только для творче-* ских и одаренных личностей. Наблюдения за повседнев^ \ ной жизнью людей показывают, что многим из них удается направить значительную часть своей сексуальной энер-| гии на профессиональную деятельность. Само сексуаль-J ное влечение оказывает содействие этому процессу. Оно;| наделено, по мнению Фрейда, способностью к сублимации. Сексуальное влечение способно частично менять^: свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в об-i ществе. Однако не все люди в равной степени обладают! способностью к сублимации. Имеются и такие, для котог | рых вынужденный отказ от удовлетворения сексуальных $ желаний чреват негативными последствиями, способны-! ми обернуться психическим расстройством. Размышляя о последствиях вынужденного отказа от1 удовлетворения, Фрейд обращал внимание на то обстоятельство, что сами по себе сексуальные влечения обладают некой пластичностью, свободной подвижностью. Они могут быть более или менее интенсивными, меняться места- | ми, выступать одно вместо другого. Отвергаемое жизнью удовлетворение одного влечения может компенсироваться удовлетворением другого влечения. Поэтому может возникнуть представление, согласно которому в силу пластичности сексуальных влечений и их способности к сублимации вынужденный отказ от их удовлетворения не столь патологичен, как это может показаться на первый взгляд. Однако, полагал Фрейд, пластичность либидо имеет свои ограничения, а сублимация сексуальных влечений касается переключения на социально и культурно приемлемые цели только части их. Если при этом учесть, что фиксация либидо на ранних стадиях психосексуального развития довольно частое явление в жизни многих людей, то становится понятным, отчего и почему возникают психические заболевания. По выражению Фрейда, «в этиологии неврозов фиксация либидо представляет собой пред- располагающий, внутренний фактор, вынужденный же отказ — случайный, внешний» [4. С. 221]. Рассматривая соотношение между вынужденным отказом от удовлетворения сексуальных влечений и фиксацией либидо, внешними и внутренними факторами, Фрейд поставил, по сути дела, важную проблему, до сих пор вызывающую дискуссии среди различных специалистов в области медицины. Речь идет об этиологии неврозов, причинах возникновения психических заболеваний. По сути дела, поставленная Фрейдом проблема наиболее остро выступает в форме различных вопросов. Являются ли неврозы следствием конституционного предрасположения или травматического переживания? Возникают ли они под воздействием фиксаций либидо или вынужденного отказа? Считать ли неврозы экзогенными или эндогенными заболеваниями? Одним словом, обусловлены ли неврозы внешними или внутренними факторами? Фрейд исходил из того, что дилемма типа «или — или» является упрощенным и односторонним взглядом на этиологию неврозов. При возникновении неврозов внешние и внутренние факторы могут играть определенную роль, причем в одних случаях на переднем плане могут оказаться наследственная конституция, фиксация либидо, в то время как в других случаях — глубинные переживания, вынужденный отказ от сексуального удовлетворения. Абсолютизация того или другого только запутывает картину причин возникновения неврозов. Поэтому психоаналитическое понимание этиологии неврозов основывается на ином подходе, а именно, на признании наличия в человеке психического конфликта, связанного с противостоянием друг другу различных желаний. Если такого конфликта нет, то вряд ли приходится говорить о неврозе. Если часть личности стремится к удовлетворению одних желаний, а другая препятствует этому или отклоняет подобные желания, то налицо возможность возникновения невроза. Наличие конфликта — это лишь предпосылка к образованию невротического заболевания, а не само заболевание. В жизни каждого человека имеются различного рода конфликты, но сами по себе они не свидетельствуют о том, что он невротик. Более того, развитие человека осуществляется именно в силу того, что ему приходится разрешать те
или иные конфликты, которые порой становятся пс ным спутником его жизни. Поэтому конфликты являя нормой существования человека. Бесконфликтное cyi ствование его — нонсенс. Другое дело, что какой-то кощ| ликт может стать патогенным, способствующим возн» новению психического заболевания. Но превращен! нормального конфликта в патогенный возможно лад при наличии определенных условий. В чем, с точки зрения Фрейда, заключаются эти услс вия? Каковы они? Что собой представляют? Как и как* образом они оказывают воздействие на человека, превр щая нормальный конфликт в патогенный?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |