Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невротик — Эдип или Гамлет




Если, согласно Фрейду, каждому ребенку в процессе своего психосексуального развития предстоит пройти не­легкий путь, связанный с решением задачи эдипальных отношений, то нет ничего удивительного в том, что далеко не всем удается ее решить идеальным образом. Нередко ребенок не справляется с этой задачей, что может привес­ти к возникновению невротических симптомов. Невроти­кам вообще не удается решение задачи, обусловленной; эдипальными отношениями, в результате чего ребенок, а; впоследствии и взрослый человек всю жизнь склоняется^ перед авторитетом отца или матери, идеализирует их или, j напротив, выстраивает свои отношения с другими людьмщ по типу противостояния родителям, оказывается не в i стоянии перенести свое либидо на другой сексуальный! объект, что приводит к конфликту между амбивалентньи! ми, разнонаправленными психическими процессами, драматически сказывающимися на его дальнейшей судь-Ц бе. Исходя из подобного понимания внутриличностньц конфликтов, Фрейд утверждал, что «Эдипов комплекс щ праву считается ядром неврозов» и что «каждый невроти! сам Эдип или, как реакция на комплекс, Гамлет, что cbos дится к тому же» [11. С. 214, 215].

Согласно классическому психоанализу, невротик стревает где-то в прошлом. Поэтому для понимания ис ков возникновения неврозов необходимо обратиться к| детству человека, к его инфантильному психосексуальнс му развитии^ Как правило, в процессе анализа выявляете ся, что в детстве могли иметь место такие травмирующ* ситуации, которые существенным образом сказались


ребенке, предопределив возникновение невротических симптомов.

Сошлюсь на одну, довольно типичную историю, свя­занную с семейным треугольником и травмой, пережитой ребенком в раннем детстве. В семье родилась крепкая, здоровая девочка, Натали, не доставлявшая особых хлопот родителям. Однако в дошкольном возрасте она заболела и на протяжении многих лет врачи прилагали все. усилия, чтобы излечить ее от разных недугов. Натали лежала в бо­льницах по несколько месяцев, врачи ставили множество диагнозов, считая, что в ее недугах повинны глисты, у нее колит, она подвержена хроническим простудным заболе­ваниям. В больницах применялось медикаментозное ле­чение. Делались и операции, включая удаление аппенди­цита. Однако общее состояние Натали не улучшалось, как будто ее подтачивала какая-то скрытая от глаз врачей бо­лезнь. И только несколько лет спустя, когда девочка стала взрослым человеком, ее странная болезнь исчезла как бы сама собой.

Вспоминая различные эпизоды из своего детства, Ната­ли поведала о том, что в то время, когда ей было пять или шесть лет, у ее родителей начались серьезные разногласия и ссоры. Отношения между ними стали натянутыми, в семье чувствовалось постоянное напряжение, и девочка начала ис­пытывать страдания от того, что папа и мама перестали быть такими, какими они были в первые годы ее жизни. Когда ро­дители развелись, Натали заболела. Поскольку ни родители, ни врачи не соотнесли ее заболевание с детскими пережива­ниями ребенка, обусловленными соответствующим разла­дом в семье, завершившимся разводом и уходом отца, то де­вочку стали помещать в различные больницы, где ставились всевозможные диагнозы, свидетельствующие о соматиче­ском заболевании, и соответственно этим диагнозам назна-чалось.то или иное лечение. Натали вспоминала также о том, какие натянутые отношения у нее были с матерью после раз­вода родителей, какие обиды она испытывала в то время и какие огорчения доставила своей матери, которой приходи­лось ухаживать за больным ребенком.

Повзрослев, девушка познакомилась с мужчиной, ко­торый через некоторое время стал ее мужем. В тот период, когда она начала встречаться со своим будущим мужем, все симптомы ее странной, долго тянувшейся болезни ис­чезли. И она, и ее мать были, разумеется, рады неожидан-


 


54-2



ному» волшебному исцелению. Единственное объяснение случившемуся они находили в том простонародном изре- •<! чении, согласно которому замужество излечивает от мно­гих болезней. Но в данном случае, исцеление произошло не после замужества, а до него. Через какое-то время, по­знакомившись с азами психоанализа, Натали сама поняла, как и почему она заболела. Ей стало ясно, что это было не соматическое, а психосоматическое заболевание, обу­словленное ее детскими переживаниями, связанными с разводом родителей. Своей болезнью девочка как бы нака­зывала собственную мать за то, что она лишила ее отца, ко­торого она очень любила. И эта странная болезнь продол­жалась до тех пор, пока она не перенесла свою любовь к отцу на нового мужчину, который, будучи не по годам строгим, серьезным и солидным, во многом напоминал ее отца.

В этой истории интересно также то, что перенесенная с отца на другого мужчину любовь Натали освободила ее от болезненных симптомов, но породила некоторые трудно­сти в браке. Натали испытывала такую любовь к своему мужу, которая во многом была любовью дочери к отцу. В своем браке во взаимоотношениях с мужем она компен­сировала тот недостаток дочерней любви, который не быд реализован ею в детстве. Это отчасти настораживало и пу­гало мужа, который почувствовал, что любовь его жены к нему является чем-то большим, нежели та любовь, кото­рая обычно имеет место между мужчиной и женщиной. Он пытался поговорить об этом со своей женой, но Натали не понимала опасений мужа. И только после того, как она уяснила для себя подлинную причину заболевания и осоз­нала факт перенесения своей любви с отца на мужа, у нее изменилось отношение к нему. У Натали поднялась само­оценка, она стала чувствовать себя равной с мужем, и их брачные отношения достигли новых высот супружеской любви.

Этот пример свидетельствует о том, что пережитые ре­бенком травмы в раннем детстве, действительно, могут оказывать такое воздействие на его психику, которое чре­вато возникновением невротических заболеваний. Психо­анализ не только учитывает это обстоятельство, но и со­средоточивает свои исследовательские и терапевтические усилия на выявлении этих травм.


При рассмотрении этого вопроса Фрейд исходил из нескольких положений.

Во-первых, он считал, что все травмы, способные в да­льнейшем оказать воздействие на жизнь человека, при­надлежат раннему детству, то есть примерно до пяти лет. Среди них выделяются те травмы и впечатления от них, которые относятся к возрастному периоду от двух до четы­рех лет. Это наиболее важный период детства, который требует особого внимания в процессе аналитической ра­боты с пациентами.

Во-вторых, по его представлениям, соответствующие детские переживания, как правило, забываются. Они от­носятся к периоду инфантильной амнезии, прерываемой лишь отдельными фрагментами воспоминаний. Чаще все­го эти фрагменты воспоминаний оказываются ничем иным, как маскирующими воспоминаниями. Это прихо­дится учитывать при работе с пациентами.

В-третьих, он полагал, что переживания детства вос­ходят к впечатлениям сексуальной и агрессивной приро­ды. Эти впечатления включают в себя соответствующие нарциссические обиды, нанесенные Я. В отличие от взрослых дети не различают сексуальные и агрессивные действия, и, следовательно, увиденный им сексуальный акт между родителями воспринимается ими в качестве некого насилия папы над мамой. Это означает, что дет­ские впечатления имеют сексуально-агрессивное содер­жание.

С психоаналитической точки зрения, травматические переживания раннего детства, амнезия, то есть забывание этих переживаний, и сексуально-агрессивное их содержание тесно связаны между собой. Все три компонента инфанти­льного развития участвуют в образовании неврозов. Поэ­тому важно знать, что представляет собой каждый из этих компонентов.

Для Фрейда травмами являлись либо переживания собственного тела, либо чувственные восприятия от уви­денного или услышанного. Соответственно, травматиче­скими считаются переживания или впечатления раннего детства. Последствия травмы могут быть двоякими, то есть сопровождаться положительными и отрицательными реак­циями человека. Положительные реакции связаны с уси­лиями человека возвратить травме ее весомость и значи­мость. Он стремится вспомнить забытое переживание,


 



18. Леййин В М.



сделать его реальным, чтобы заново пережить его повтор ние и дать ему возродиться в аналогичном отношении другому объекту. Это ведет к фиксации на травме и навяз чивому повторению. Отрицательные реакции преслел противоположную цель. Они направлены на то, чтобы было никаких воспоминаний и никаких повторений забь той травмы. Таковы защитные реакции человека, основ­ное предназначение которых состоит в избегании того, чт имело место в прошлом. Это ведетк жизненной скованнс сти человека и к возникновению у него различного род фобий. Фактически, речь идет также о фиксации, но противоположной тенденцией. Отсюда психоаналитиче ское понимание невротических симптомов как таких ком­промиссных образований, которые состоят из вызванш травмой позитивных и негативных стремлений и доля кс торых в направленности развития может принимать одно, то другое доминирующее выражение. В резулы противонаправленности положительных и отрицатель реакций возникают внутриличностные конфликты, вел к невротическим заболеваниям.

Что касается инфантильной амнезии, то она, согла«Фрейду, совпадает с периодом ранней сексуальное Примерно до пяти лет у ребенка наблюдается раннее щ явление сексуальности. Затем происходит затишье, называемый латентнцй период, который продолжается j наступления полового созревания, когда вновь проб> ется сексуальность. Отсрочка (амнезия) и второе нача сексуальной активности тесно связаны с историей станов| ления человека. Создается впечатление, что человек явл! ' ется единственным живым существом, у которого набли даются период латентности и сексуальное запаздывай» Разъясняя это положение, Фрейд подчеркнул: «В психов логическом аспекте не может быть безразличным обстоя тельством то, что период инфантильной амнезии совпада ет с этой ранней эпохой сексуальности. Возможно, в это» обстоятельстве мы имеем действительное условие можности неврозов, которые ведь в известном смысле я! ляются человеческой привилегией...» [12. С. 201].

И наконец, ранние травматические переживания обу| словлены, с точки зрения Фрейда, теми детскими впечат-? лениями, которые имеют сексуально-агрессивную при{ ду. Если на начальном этапе своей исследовательской терапевтической деятельности основатель психоанализ


делал акцент на сексуальной этиологии неврозов, то впо­следствии им принимались во внимание и агрессивные проявления человека. Наблюдения над детьми выявили картину такой инфантильной агрессивности, которая вы­зывает подчас недоумение у взрослых, считающих своего ребенка добрым, ласковым и послушным. Речь идет не то­лько о чувствах ревности и ненависти старших детей по от­ношению к младшим братьям и сестрам, что в крайних своих выражениях может привести к их убийству, как это было в приведенном в одном из разделов работы примере, когда девочка убила свою маленькую сестренку.

Случается и такое, когда в порыве любви ребенок так бурно проявляет свои эмоции, что хочет задушить другое живое существо. Так, нечто подобное произошло в одной семье, где трехлетний ребенок в порыве эмоциональной страсти погубил кролика, а мама никак не могла понять того, почему ее ребенок столь агрессивен и не следует ли ей показать его психиатру. Исследования садизма показа­ли, что агрессивность может содержаться в самой сексуа­льности, и, следовательно, при рассмотрении этиологии неврозов следует иметь в виду сексуально-агрессивные влечения человека.

9. Задача аналитической терапии

Итак, в понимании Фрейда детская травма может вызвать невротическую вспышку, породить невротиче­ские симптомы и завершиться детским неврозом. Этот невроз способен проявиться самым активным образом, и его симптомы будут бросаться в глаза родителям. Неко­торые дети закатывают истерики, катаются с криками по полу, бьются головой о стенку, постоянно хнычут и пла­чут. Но детский невроз может протекать латентно, скрыто и оставаться не замеченным для окружающих. Родители не могут нахвалиться своим ребенком, который всегда по­слушен, спокоен, тих и не доставляет им каких-либо бес­покойств. Им даже в голову не приходит заподозрить что-то.неладное, поскольку их ребенок уж слишком по­слушен, спокоен и не вытворяет всего того, что характерно для детей, живо откликающихся на свои влечения и жела­ния. В психике такого ребенка одерживают верх защитные


 



18*



реакции, а в его поведении не наблюдается каких-либо за­
метных отклонений. 3.
По мнению Фрейда, непосредственный, без како4|
го-либо перерыва переход детского невроза в неврсш
взрослого — не такое уж частое явление в жизни человека^
Значительно чаще наступает период латентности, на про*^
тяжении которого внешне выглядит все в порядке. Не от-*,|
мечаются сколько-нибудь заметные нарушения в разви*^
тии ребенка, нет явно выраженных невротических сишн|
томов. Только позднее, несколько лет спустя могут насту-sf
пить такие изменения, которые в форме невроза засвиде-^
тельствуют проявление запоздалых последствий инфанта- <
льной травмы. Подобное может произойти при наступле*
нии половой зрелости, когда сексуальные влечения акти-|
визируются, оживают и вступают в противоречие с теми;]
защитными реакциями, благодаря которым первоначаль­
но удалось сгладить внутреннюю напряженность, вызван- >
ную травмирующими переживаниями. Запоздалое по-,
следствие детской травмы может сказаться и значительно^
позднее, когда ранее вызванные защитными реакциями
изменения в Я окажутся помехой для реализации желаний |
человека и дело дойдет до серьезных конфликтов между
требованиями реальности и Я.

Первоначальные реакции на детскую травму могут обернуться латентностыо невроза, но рано или поздно, в. период половой зрелости или несколько лет спустя приве­дут к вспышке невротического заболевания. «Это заболе­вание, — писал Фрейд, — тоже можно рассматривать как попытку исцеления, как старания вновь примирить отко­ловшиеся под влиянием травмы части Я с остальными час­тями, объединив все в одно способное противостоять внешнему миру целое. Однако подобная попытка удается крайне редко, если на помощь не приходит аналитическая работа, да и в этом случае не всегда, и дело достаточно час­то кончается полным опустошением и расколом Я или его рабством у рано отколовшейся части, находящейся под властью травмы» [ 13. С. 202].

Рассмотрение подобной логики образования невроти­ческих заболеваний позволило Фрейду предложить фор­мулу, которая, по его мнению, могла бы быть использова­на при описании развития невроза. Эта формула выглядит следующим образом: «Ранняя травма — защита — латент-ность — наступление невротического заболевания — частич-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.