КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Невротик — Эдип или Гамлет
Если, согласно Фрейду, каждому ребенку в процессе своего психосексуального развития предстоит пройти нелегкий путь, связанный с решением задачи эдипальных отношений, то нет ничего удивительного в том, что далеко не всем удается ее решить идеальным образом. Нередко ребенок не справляется с этой задачей, что может привести к возникновению невротических симптомов. Невротикам вообще не удается решение задачи, обусловленной; эдипальными отношениями, в результате чего ребенок, а; впоследствии и взрослый человек всю жизнь склоняется^ перед авторитетом отца или матери, идеализирует их или, j напротив, выстраивает свои отношения с другими людьмщ по типу противостояния родителям, оказывается не в i стоянии перенести свое либидо на другой сексуальный! объект, что приводит к конфликту между амбивалентньи! ми, разнонаправленными психическими процессами, драматически сказывающимися на его дальнейшей судь-Ц бе. Исходя из подобного понимания внутриличностньц конфликтов, Фрейд утверждал, что «Эдипов комплекс щ праву считается ядром неврозов» и что «каждый невроти! сам Эдип или, как реакция на комплекс, Гамлет, что cbos дится к тому же» [11. С. 214, 215]. Согласно классическому психоанализу, невротик стревает где-то в прошлом. Поэтому для понимания ис ков возникновения неврозов необходимо обратиться к| детству человека, к его инфантильному психосексуальнс му развитии^ Как правило, в процессе анализа выявляете ся, что в детстве могли иметь место такие травмирующ* ситуации, которые существенным образом сказались ребенке, предопределив возникновение невротических симптомов. Сошлюсь на одну, довольно типичную историю, связанную с семейным треугольником и травмой, пережитой ребенком в раннем детстве. В семье родилась крепкая, здоровая девочка, Натали, не доставлявшая особых хлопот родителям. Однако в дошкольном возрасте она заболела и на протяжении многих лет врачи прилагали все. усилия, чтобы излечить ее от разных недугов. Натали лежала в больницах по несколько месяцев, врачи ставили множество диагнозов, считая, что в ее недугах повинны глисты, у нее колит, она подвержена хроническим простудным заболеваниям. В больницах применялось медикаментозное лечение. Делались и операции, включая удаление аппендицита. Однако общее состояние Натали не улучшалось, как будто ее подтачивала какая-то скрытая от глаз врачей болезнь. И только несколько лет спустя, когда девочка стала взрослым человеком, ее странная болезнь исчезла как бы сама собой. Вспоминая различные эпизоды из своего детства, Натали поведала о том, что в то время, когда ей было пять или шесть лет, у ее родителей начались серьезные разногласия и ссоры. Отношения между ними стали натянутыми, в семье чувствовалось постоянное напряжение, и девочка начала испытывать страдания от того, что папа и мама перестали быть такими, какими они были в первые годы ее жизни. Когда родители развелись, Натали заболела. Поскольку ни родители, ни врачи не соотнесли ее заболевание с детскими переживаниями ребенка, обусловленными соответствующим разладом в семье, завершившимся разводом и уходом отца, то девочку стали помещать в различные больницы, где ставились всевозможные диагнозы, свидетельствующие о соматическом заболевании, и соответственно этим диагнозам назна-чалось.то или иное лечение. Натали вспоминала также о том, какие натянутые отношения у нее были с матерью после развода родителей, какие обиды она испытывала в то время и какие огорчения доставила своей матери, которой приходилось ухаживать за больным ребенком. Повзрослев, девушка познакомилась с мужчиной, который через некоторое время стал ее мужем. В тот период, когда она начала встречаться со своим будущим мужем, все симптомы ее странной, долго тянувшейся болезни исчезли. И она, и ее мать были, разумеется, рады неожидан-
54-2 ному» волшебному исцелению. Единственное объяснение случившемуся они находили в том простонародном изре- •<! чении, согласно которому замужество излечивает от многих болезней. Но в данном случае, исцеление произошло не после замужества, а до него. Через какое-то время, познакомившись с азами психоанализа, Натали сама поняла, как и почему она заболела. Ей стало ясно, что это было не соматическое, а психосоматическое заболевание, обусловленное ее детскими переживаниями, связанными с разводом родителей. Своей болезнью девочка как бы наказывала собственную мать за то, что она лишила ее отца, которого она очень любила. И эта странная болезнь продолжалась до тех пор, пока она не перенесла свою любовь к отцу на нового мужчину, который, будучи не по годам строгим, серьезным и солидным, во многом напоминал ее отца. В этой истории интересно также то, что перенесенная с отца на другого мужчину любовь Натали освободила ее от болезненных симптомов, но породила некоторые трудности в браке. Натали испытывала такую любовь к своему мужу, которая во многом была любовью дочери к отцу. В своем браке во взаимоотношениях с мужем она компенсировала тот недостаток дочерней любви, который не быд реализован ею в детстве. Это отчасти настораживало и пугало мужа, который почувствовал, что любовь его жены к нему является чем-то большим, нежели та любовь, которая обычно имеет место между мужчиной и женщиной. Он пытался поговорить об этом со своей женой, но Натали не понимала опасений мужа. И только после того, как она уяснила для себя подлинную причину заболевания и осознала факт перенесения своей любви с отца на мужа, у нее изменилось отношение к нему. У Натали поднялась самооценка, она стала чувствовать себя равной с мужем, и их брачные отношения достигли новых высот супружеской любви. Этот пример свидетельствует о том, что пережитые ребенком травмы в раннем детстве, действительно, могут оказывать такое воздействие на его психику, которое чревато возникновением невротических заболеваний. Психоанализ не только учитывает это обстоятельство, но и сосредоточивает свои исследовательские и терапевтические усилия на выявлении этих травм. При рассмотрении этого вопроса Фрейд исходил из нескольких положений. Во-первых, он считал, что все травмы, способные в дальнейшем оказать воздействие на жизнь человека, принадлежат раннему детству, то есть примерно до пяти лет. Среди них выделяются те травмы и впечатления от них, которые относятся к возрастному периоду от двух до четырех лет. Это наиболее важный период детства, который требует особого внимания в процессе аналитической работы с пациентами. Во-вторых, по его представлениям, соответствующие детские переживания, как правило, забываются. Они относятся к периоду инфантильной амнезии, прерываемой лишь отдельными фрагментами воспоминаний. Чаще всего эти фрагменты воспоминаний оказываются ничем иным, как маскирующими воспоминаниями. Это приходится учитывать при работе с пациентами. В-третьих, он полагал, что переживания детства восходят к впечатлениям сексуальной и агрессивной природы. Эти впечатления включают в себя соответствующие нарциссические обиды, нанесенные Я. В отличие от взрослых дети не различают сексуальные и агрессивные действия, и, следовательно, увиденный им сексуальный акт между родителями воспринимается ими в качестве некого насилия папы над мамой. Это означает, что детские впечатления имеют сексуально-агрессивное содержание. С психоаналитической точки зрения, травматические переживания раннего детства, амнезия, то есть забывание этих переживаний, и сексуально-агрессивное их содержание тесно связаны между собой. Все три компонента инфантильного развития участвуют в образовании неврозов. Поэтому важно знать, что представляет собой каждый из этих компонентов. Для Фрейда травмами являлись либо переживания собственного тела, либо чувственные восприятия от увиденного или услышанного. Соответственно, травматическими считаются переживания или впечатления раннего детства. Последствия травмы могут быть двоякими, то есть сопровождаться положительными и отрицательными реакциями человека. Положительные реакции связаны с усилиями человека возвратить травме ее весомость и значимость. Он стремится вспомнить забытое переживание,
18. Леййин В М. сделать его реальным, чтобы заново пережить его повтор ние и дать ему возродиться в аналогичном отношении другому объекту. Это ведет к фиксации на травме и навяз чивому повторению. Отрицательные реакции преслел противоположную цель. Они направлены на то, чтобы было никаких воспоминаний и никаких повторений забь той травмы. Таковы защитные реакции человека, основное предназначение которых состоит в избегании того, чт имело место в прошлом. Это ведетк жизненной скованнс сти человека и к возникновению у него различного род фобий. Фактически, речь идет также о фиксации, но противоположной тенденцией. Отсюда психоаналитиче ское понимание невротических симптомов как таких компромиссных образований, которые состоят из вызванш травмой позитивных и негативных стремлений и доля кс торых в направленности развития может принимать одно, то другое доминирующее выражение. В резулы противонаправленности положительных и отрицатель реакций возникают внутриличностные конфликты, вел к невротическим заболеваниям. Что касается инфантильной амнезии, то она, согла«Фрейду, совпадает с периодом ранней сексуальное Примерно до пяти лет у ребенка наблюдается раннее щ явление сексуальности. Затем происходит затишье, называемый латентнцй период, который продолжается j наступления полового созревания, когда вновь проб> ется сексуальность. Отсрочка (амнезия) и второе нача сексуальной активности тесно связаны с историей станов| ления человека. Создается впечатление, что человек явл! ' ется единственным живым существом, у которого набли даются период латентности и сексуальное запаздывай» Разъясняя это положение, Фрейд подчеркнул: «В психов логическом аспекте не может быть безразличным обстоя тельством то, что период инфантильной амнезии совпада ет с этой ранней эпохой сексуальности. Возможно, в это» обстоятельстве мы имеем действительное условие можности неврозов, которые ведь в известном смысле я! ляются человеческой привилегией...» [12. С. 201]. И наконец, ранние травматические переживания обу| словлены, с точки зрения Фрейда, теми детскими впечат-? лениями, которые имеют сексуально-агрессивную при{ ду. Если на начальном этапе своей исследовательской терапевтической деятельности основатель психоанализ делал акцент на сексуальной этиологии неврозов, то впоследствии им принимались во внимание и агрессивные проявления человека. Наблюдения над детьми выявили картину такой инфантильной агрессивности, которая вызывает подчас недоумение у взрослых, считающих своего ребенка добрым, ласковым и послушным. Речь идет не только о чувствах ревности и ненависти старших детей по отношению к младшим братьям и сестрам, что в крайних своих выражениях может привести к их убийству, как это было в приведенном в одном из разделов работы примере, когда девочка убила свою маленькую сестренку. Случается и такое, когда в порыве любви ребенок так бурно проявляет свои эмоции, что хочет задушить другое живое существо. Так, нечто подобное произошло в одной семье, где трехлетний ребенок в порыве эмоциональной страсти погубил кролика, а мама никак не могла понять того, почему ее ребенок столь агрессивен и не следует ли ей показать его психиатру. Исследования садизма показали, что агрессивность может содержаться в самой сексуальности, и, следовательно, при рассмотрении этиологии неврозов следует иметь в виду сексуально-агрессивные влечения человека. 9. Задача аналитической терапии Итак, в понимании Фрейда детская травма может вызвать невротическую вспышку, породить невротические симптомы и завершиться детским неврозом. Этот невроз способен проявиться самым активным образом, и его симптомы будут бросаться в глаза родителям. Некоторые дети закатывают истерики, катаются с криками по полу, бьются головой о стенку, постоянно хнычут и плачут. Но детский невроз может протекать латентно, скрыто и оставаться не замеченным для окружающих. Родители не могут нахвалиться своим ребенком, который всегда послушен, спокоен, тих и не доставляет им каких-либо беспокойств. Им даже в голову не приходит заподозрить что-то.неладное, поскольку их ребенок уж слишком послушен, спокоен и не вытворяет всего того, что характерно для детей, живо откликающихся на свои влечения и желания. В психике такого ребенка одерживают верх защитные
18* реакции, а в его поведении не наблюдается каких-либо за Первоначальные реакции на детскую травму могут обернуться латентностыо невроза, но рано или поздно, в. период половой зрелости или несколько лет спустя приведут к вспышке невротического заболевания. «Это заболевание, — писал Фрейд, — тоже можно рассматривать как попытку исцеления, как старания вновь примирить отколовшиеся под влиянием травмы части Я с остальными частями, объединив все в одно способное противостоять внешнему миру целое. Однако подобная попытка удается крайне редко, если на помощь не приходит аналитическая работа, да и в этом случае не всегда, и дело достаточно часто кончается полным опустошением и расколом Я или его рабством у рано отколовшейся части, находящейся под властью травмы» [ 13. С. 202]. Рассмотрение подобной логики образования невротических заболеваний позволило Фрейду предложить формулу, которая, по его мнению, могла бы быть использована при описании развития невроза. Эта формула выглядит следующим образом: «Ранняя травма — защита — латент-ность — наступление невротического заболевания — частич-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |