КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патогенный конфликт
Логика размышлений Фрейда по поводу соответствуй ющих условий возникновения патогенного конфликта ч кова. У человека имеются сексуальные влечения. В свое! деятельности он руководствуется принципом получен* удовольствия и стремится к удовлетворению своих сексуа*| льных влечений. Однако в силу тех или иных обстоя? тельств он вынужден отказаться от удовлетворения ча этих влечений. Лишенное удовлетворения либидо вынуж-1 дено искать другие объекты и пути, что ведет к конфликту.! Этот конфликт возникает в силу того, что новые объекты и| пути порождают недовольство у части личности, которой! почему-либо претит возможность получения удовлетворе-1 ния от них. Накладывается как бы некий запрет на дости-'] жение удовольствия новым способом удовлетворения вле-;, чений, в результате чего открывается дорога для образова-.;' ния невротических симптомов. Отвергнутые в результате вынужденного отказа, сексуальные влечения человека стремятся к достижению своей цели окольными путями. < Сталкиваясь с запретом, они делают возможную уступку и, следовательно, частично искажаются, преломляются, смягчаются. Обходные, окольные пути как раз и оказываются путями образования невротических симптомов, кб-торые представляют собой новое, замещающее удовлетворение влечений человека. В понимании Фрейда психический конфликт становится патогенным тогда, когда внешне-вынужденный отказ дополняется внутренне-вынужденным отказом. При внешне-вы- нужденном отказе отнимается одна возможность удовлетворения. Благодаря внутренне-вынужденному отказу под сомнение ставится другая возможность удовлетворения. Вот тут-то и разыгрывается патогенный конфликт, основанный на столкновении разнонаправленных сил, одну из которых олицетворяют собой сексуальные влечения, другую — несексуальные влечения, названные основателем психоанализа влечениями Я. В конечном счете Фрейд приходит к следующему выводу: «Патогенным конфликтом, следовательно, является конфликт между влечениями Я и сексуальными влечениями. В целом ряде случаев кажется, будто конфликт происходит между различными чисто сексуальными стремлениями, но, в сущности, это то же самое, потому что из двух находящихся в конфликте сексуальных стремлений одно всегда, так сказать, правильно с точки зрения Я, в то время как другое вызывает отпор Я. Следовательно, конфликт возникает между Я и сексуальностью» [5. С. 223]. Таким образом, с точки зрения Фрейда, причины возг никновения неврозов связаны с тремя факторами. Первый фактор — эТо вынужденный отказ от сексуального удовлетворения, являющийся как бы общим условием этиологии неврозов. Второй — фиксация либидо, оттесняющая сексуальное влечение на ранние этапы инфантильного развития. Третий — склонность к конфликтам, когда получившее свое развитие Я отвергает возможность удовлетворения фиксированного сексуального влечения. При таком понимании этиологии неврозов становится очевидным, что сама по себе сексуальность не приводит к невротическим заболеваниям. Несмотря на расхожие представления о классическом психоанализе, в соответствии с которыми именно сексуальность является главной и основной причиной возникновения неврозов, на самом деле такой упрощенный взгляд не соответствует воззрениям Фрейда. Речь идет не только и не столько о сексуальности как таковой, сколько о конфликте между Я и сексуальностью. Это означает, что причина неврозов кроется не только в сексуальных влечениях человека, но и в тех влечениях Я, которые оказывают существенное воздействие на возникновение и развитие внутриличност-ных конфликтов. Прибегая к различного рода аналогиям для разъяснения тех или иных высказанных им положений, Фрейд
привел пример, демонстрирующий существо психоанали| тического понимания этиологии неврозов. Со ссылкой j заглавие одной из комедий Нестройя, он дал этому прш ру название «В подвале и на первом этаже». В подвале дома обитает типичная семья дворника. Н| первом этаже проживает семья преуспевающего домовла«| дельца. Допустим, случилось так, что маленькие дочер дворника и домовладельца оказались вместе и стали иг рать между собой. Не исключено, что, как и болыпинс детей, они начали играть в папу и маму. Скорее всег именно дочь дворника может поделиться с воспитание девочкой своими познаниями из жизни взрослых людей3! Теми познаниями, которыми она могла почерпнуть из наЦ блюдения над своими родителями, чьи интимные отношеС ния осуществлялись в присутствии ребенка и что не Bocf принималось ими как нечто недопустимое. Играя в папу! маму, дочь дворника сможет показать дочери домовладе-, льца то, о чем она не имеет ни малейшего понятия, поско* льку она воспитывается таким образом, что ей прививают благородные манеры и ограждают от всего дурного. Воз|| можно даже, что дочь дворника продемонстрирует, можно раздражать свои гениталии и какую роль игран папа и мама во время интимной близости. Даже если их соЦ вместные игры будут непродолжительными, все равно щ обеих девочек возникнут такие переживания, которые ак41 тивизируют у них сексуальные импульсы и впоследствии! приведут к мастурбации. Допущения подобного рода вполне реальны, включая 1 и то, что в семьях «простого люда» дети часто являются! свидетелями интимных отношений между родителями, их) познания в области сексуальности являются ранними и| весьма значительными, и именно они нередко становятся'! соблазнителями в играх со своими сверстниками. Со-| шлюсь на высказывание сорокалетней женщины, кото--' рая, вспоминая о раннем периоде своего детства, сообщи-! ла о том, как и каким образом происходило ее познание в области сексуальности. Ее родители часто пили, ругались, дрались между собой, потом мирились и на глазах маленьких детей занимались любовью. Она помнит, что уже в трехлетнем возрасте шепотом обсуждала со своей старшей сестрой, как и что родители совершали. Позднее, в шестилетнем возрасте она заставила своего младшего брата, ко- торый однажды находился с ней в одной кровати, сделать то, что обычно делали родители. В приведенном Фрейдом примере обрисована общая ситуация, в которой могли оказаться две девочки. Но вот результаты их невинной игры могут оказаться совершенно различными. Так, не испытывая особых стеснений, дочь дворника продолжит занятия мастурбацией, затем без каких-либо усилий и труда прекратит это занятие и, возможно, через несколько лет выйдет замуж, родит ребенка и даже достигнет определенного успеха в жизни, выбившись в люди и став, скажем, популярной артисткой. Но даже если ее жизненный путь не будет столь успешным и в своем материальном и общественном положении она останется на уровне ее родителей, тем не менее она сможет выполнить свое предназначение жены и матери, раннее проявление сексуальности не особенно скажется на ней, во всяком случае она не будет страдать от невротического заболевания. В ином положении находится дочь домовладельца. Ей прививали хорошие манеры поведения, и незнакомые ей ранее игры с дочерью дворника могут быть восприняты как нечто скверное, недозволенное, греховное. Несмотря на то, что со временем, возможно, после борьбы с доставляемым удовольствием она откажется от мастурбации, но у нее останется ощущение некой удрученности и подавленности. Когда она узнает кое-что об интимных отношениях, они вызовут у нее отвращение. Позднее у нее проявится невроз, и замужество может оказаться под вопросом. И не будет ничего удивительного в том, если в процессе анализа выяснится, что эта интеллигентная, добропорядочная девушка вытеснила свои сексуальные влечения в бессознательное, где они застряли на переживаниях, связанных с ранними детскими играми с дочерью дворника. На этом примере Фрейд показал, что при одинаковых переживаниях исходы в судьбах этих двух девушек могут оказаться совершенно различными, поскольку их Я проделало путь развития, заметно отличающийся друг от друга. В детстве дочь дворника воспринимала сексуальность в качестве чего-то естественного. Точно также она будет относиться к своей сексуальной деятельности и в дальнейшем. У дочери домовладельца было иное воспитание. В детские годы она находилась под воздействием строгих правил поведения и приличия, что оказало соответствую-
щее влияние на ее дальнейшее развитие и усиление требований Я по отношению к сексуальным желаниям. «Ее Я на.«представленных ему побуждений создало себе идеалы чистоты и непорочности, с которыми несовместима сексуальная деятельность; ее интеллектуальное развитие снизило ее интерес к женской роли, предназначенной для нее. Благодаря этому более высокому моральному и интеллектуал льному развитию своего Я она попала в конфликт с требованиями своей сексуальности» [6. С. 226]. Приведенный Фрейдом пример являлся вымышлен Причем глубокий конфликт между Я и сексуальностью:$ можно обнаружить не только у пациентов^ обращающихся 1 за помощью к аналитику. Нечто подобное встречается и у тех людей, которые, не будучи пациентами, даже не подозревают о патологическом конфликте, разыгрывающемся в глубинах их психики и оказывающем существенное воздействие на их мышление, поведение и жизнь в целом.,'^ В качестве иллюстрации, относящейся к последней категории людей, приведу высказывание одного молодого человека, Кирилла, размышлявшего об Эдипове комплексе и выступившего с резкой критикой представлений Фрейда об этом комплексе: «Да, конечно, я люблю свою мать, я уважаю ее. Она является для меня эталоном во внешнем и внутреннем обличив. И это является для меня настоящей любовью. Сексуальное обладание матерью невозможно. Более того, настоящее чувство к девушке, называемое любовью, я мог бы назвать только то, где при всей своей красоте и желании сексуальное обладание воспринималось бы как нечто греховное, грязное, низкое. По-моему, настоящая любовь — это любовь как к матери. Но как же можно сексуально обладать совет- венной матерью? Здесь заключается большая проблема для меня. Я много влюблялся, это заканчивалось каким-то сексуальным опытом. Но я.никого не позволял себе любить, как родную мать, иначе пропадает смысл. Я не способен морально к сексу с такой девушкой». Как видим, Кирилл никак не может решить важную для него проблему, уходящую своими корнями в Эдипов комплекс. Налицо явный конфликт между его Я и сексуальными влечениями. Он ощущает данный конфликт и довольно четко формулирует саму проблему, которая дамокловым мечом висит над ним. Но, несмотря на это, Кирилл не понимает, судя по всему, ни источник своего конфликта, ни его подлинный смысл. Не случайно, описывая, фактически, классический случай неблагоприятного прохождения эдипальной стадии психосексуального развития, он в довольно решительной, чуть ли не в агрессивной форме выразил свое критическое отношение к теории Фрейда об Эдиповом комплексе. С детства Кирилл любил и обожал свою мать. В его Я сформировался образ матери как святой женщины. И сегодня мать является для него идеалом чистоты и непорочности. В его восприятии возвышенная любовь к матери никак не может быть опорочена греховными мыслями или деяниями, связанными с удовлетворением сексуальных влечений. Он хотел бы полюбить какую-либо женщину, как мать, что было бы для него настоящей любовью. Такая любовь к женщине, как к матери, в принципе возможна на уровне его Я, создавшего себе идеал любви. Но его Я не допускает в контекст подобной любви к женщине реальные сексуальные отношения, которые в данном случае воспринимаются как греховные. Кирилл может испытывать сексуальное влечение только к таким женщинам, которые не похожи на его мать. И именно с такими женщинами у него устанавливаются сексуальные отношения. Он обладает потенцией лишь тогда, когда не любит женщину. Но он страдает психической импотенцией, когда, казалось бы, перед ним любимая женщина. Между Я, вобравшим в себя образ идеальной матери, и сексуальным влечением наблюдается постоянный конфликт. Тот внутренний конфликт, который обусловлен неблагоприятным прохождением эдипальной стадии психосексуального развития в детстве, в результате чего произошло расщепление на отд&льные составные части его эмоциональной привязанности к матери и инфантильного сексуального
влечения к ней. Эмоциональная привязанность так и оста-' лась зафиксированной на матери, а сексуальное влечение * переместилось на другие объекты. Его Я препятствует' эмоциональной привязанности и любви к любой женщине, похожей на его мать. Удовлетворение сексуального' влечения становится возможным только в том случае, если он не имеет эмоциональной привязанности к женщине и не любит ее. Совмещение того и другого оказывается неразрешимой проблемой для Кирилла, в глубинах души которого существует водораздел между любовью и сексуальностью. Психоаналитическое понимание конфликта между Я и сексуальностью, а также этиологии неврозов привели Фрейда к размышлениям, давшим толчок к развитию целого ряда идей. Во всяком случае, оно способствовало рассмотрению идей, связанных, во-первых, с изучением не только сексуальных влечений, но и влечений Я, во-вторых, с формулировкой двух принципов человеческой деятельности и, в-третьих, с раскрытием отношений между филогенетическим и онтогенетическим развитием.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |