Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патогенный конфликт




Логика размышлений Фрейда по поводу соответствуй ющих условий возникновения патогенного конфликта ч кова. У человека имеются сексуальные влечения. В свое! деятельности он руководствуется принципом получен* удовольствия и стремится к удовлетворению своих сексуа*| льных влечений. Однако в силу тех или иных обстоя? тельств он вынужден отказаться от удовлетворения ча этих влечений. Лишенное удовлетворения либидо вынуж-1 дено искать другие объекты и пути, что ведет к конфликту.! Этот конфликт возникает в силу того, что новые объекты и| пути порождают недовольство у части личности, которой! почему-либо претит возможность получения удовлетворе-1 ния от них. Накладывается как бы некий запрет на дости-'] жение удовольствия новым способом удовлетворения вле-;, чений, в результате чего открывается дорога для образова-.;' ния невротических симптомов. Отвергнутые в результате вынужденного отказа, сексуальные влечения человека стремятся к достижению своей цели окольными путями. < Сталкиваясь с запретом, они делают возможную уступку и, следовательно, частично искажаются, преломляются, смягчаются. Обходные, окольные пути как раз и оказыва­ются путями образования невротических симптомов, кб-торые представляют собой новое, замещающее удовлетво­рение влечений человека.

В понимании Фрейда психический конфликт становится патогенным тогда, когда внешне-вынужденный отказ допол­няется внутренне-вынужденным отказом. При внешне-вы-


нужденном отказе отнимается одна возможность удовлет­ворения. Благодаря внутренне-вынужденному отказу под сомнение ставится другая возможность удовлетворения. Вот тут-то и разыгрывается патогенный конфликт, осно­ванный на столкновении разнонаправленных сил, одну из которых олицетворяют собой сексуальные влечения, дру­гую — несексуальные влечения, названные основателем психоанализа влечениями Я. В конечном счете Фрейд приходит к следующему выводу: «Патогенным конфлик­том, следовательно, является конфликт между влечения­ми Я и сексуальными влечениями. В целом ряде случаев кажется, будто конфликт происходит между различными чисто сексуальными стремлениями, но, в сущности, это то же самое, потому что из двух находящихся в конфликте сексуальных стремлений одно всегда, так сказать, прави­льно с точки зрения Я, в то время как другое вызывает от­пор Я. Следовательно, конфликт возникает между Я и сек­суальностью» [5. С. 223].

Таким образом, с точки зрения Фрейда, причины возг никновения неврозов связаны с тремя факторами. Пер­вый фактор — эТо вынужденный отказ от сексуального удовлетворения, являющийся как бы общим условием этиологии неврозов. Второй — фиксация либидо, оттесня­ющая сексуальное влечение на ранние этапы инфантиль­ного развития. Третий — склонность к конфликтам, когда получившее свое развитие Я отвергает возможность удов­летворения фиксированного сексуального влечения.

При таком понимании этиологии неврозов становит­ся очевидным, что сама по себе сексуальность не приводит к невротическим заболеваниям. Несмотря на расхожие представления о классическом психоанализе, в соответ­ствии с которыми именно сексуальность является глав­ной и основной причиной возникновения неврозов, на самом деле такой упрощенный взгляд не соответствует воззрениям Фрейда. Речь идет не только и не столько о сексуальности как таковой, сколько о конфликте между Я и сексуальностью. Это означает, что причина неврозов кро­ется не только в сексуальных влечениях человека, но и в тех влечениях Я, которые оказывают существенное воз­действие на возникновение и развитие внутриличност-ных конфликтов.

Прибегая к различного рода аналогиям для разъясне­ния тех или иных высказанных им положений, Фрейд


 




привел пример, демонстрирующий существо психоанали| тического понимания этиологии неврозов. Со ссылкой j заглавие одной из комедий Нестройя, он дал этому прш ру название «В подвале и на первом этаже».

В подвале дома обитает типичная семья дворника. Н| первом этаже проживает семья преуспевающего домовла«| дельца. Допустим, случилось так, что маленькие дочер дворника и домовладельца оказались вместе и стали иг рать между собой. Не исключено, что, как и болыпинс детей, они начали играть в папу и маму. Скорее всег именно дочь дворника может поделиться с воспитание девочкой своими познаниями из жизни взрослых людей3! Теми познаниями, которыми она могла почерпнуть из наЦ блюдения над своими родителями, чьи интимные отношеС ния осуществлялись в присутствии ребенка и что не Bocf принималось ими как нечто недопустимое. Играя в папу! маму, дочь дворника сможет показать дочери домовладе-, льца то, о чем она не имеет ни малейшего понятия, поско* льку она воспитывается таким образом, что ей прививают благородные манеры и ограждают от всего дурного. Воз|| можно даже, что дочь дворника продемонстрирует, можно раздражать свои гениталии и какую роль игран папа и мама во время интимной близости. Даже если их соЦ вместные игры будут непродолжительными, все равно щ обеих девочек возникнут такие переживания, которые ак41 тивизируют у них сексуальные импульсы и впоследствии! приведут к мастурбации.

Допущения подобного рода вполне реальны, включая 1 и то, что в семьях «простого люда» дети часто являются! свидетелями интимных отношений между родителями, их) познания в области сексуальности являются ранними и| весьма значительными, и именно они нередко становятся'! соблазнителями в играх со своими сверстниками. Со-| шлюсь на высказывание сорокалетней женщины, кото--' рая, вспоминая о раннем периоде своего детства, сообщи-! ла о том, как и каким образом происходило ее познание в области сексуальности. Ее родители часто пили, ругались, дрались между собой, потом мирились и на глазах малень­ких детей занимались любовью. Она помнит, что уже в трехлетнем возрасте шепотом обсуждала со своей старшей сестрой, как и что родители совершали. Позднее, в шести­летнем возрасте она заставила своего младшего брата, ко-


торый однажды находился с ней в одной кровати, сделать то, что обычно делали родители.

В приведенном Фрейдом примере обрисована общая ситуация, в которой могли оказаться две девочки. Но вот результаты их невинной игры могут оказаться совершенно различными. Так, не испытывая особых стеснений, дочь дворника продолжит занятия мастурбацией, затем без ка­ких-либо усилий и труда прекратит это занятие и, возмож­но, через несколько лет выйдет замуж, родит ребенка и даже достигнет определенного успеха в жизни, выбившись в люди и став, скажем, популярной артисткой. Но даже если ее жизненный путь не будет столь успешным и в своем материальном и общественном положении она останется на уровне ее родителей, тем не менее она сможет выполнить свое предназначение жены и матери, раннее проявление сексуальности не особенно скажется на ней, во всяком случае она не будет страдать от невротического заболевания.

В ином положении находится дочь домовладельца. Ей прививали хорошие манеры поведения, и незнакомые ей ранее игры с дочерью дворника могут быть восприняты как нечто скверное, недозволенное, греховное. Несмотря на то, что со временем, возможно, после борьбы с доставляемым удовольствием она откажется от мастурбации, но у нее останется ощущение некой удрученности и подавленности. Когда она узнает кое-что об интимных отношениях, они вызовут у нее отвращение. Позднее у нее проявится невроз, и замужество может оказаться под вопросом. И не будет ни­чего удивительного в том, если в процессе анализа выяс­нится, что эта интеллигентная, добропорядочная девушка вытеснила свои сексуальные влечения в бессознательное, где они застряли на переживаниях, связанных с ранними детскими играми с дочерью дворника.

На этом примере Фрейд показал, что при одинаковых переживаниях исходы в судьбах этих двух девушек могут оказаться совершенно различными, поскольку их Я про­делало путь развития, заметно отличающийся друг от дру­га. В детстве дочь дворника воспринимала сексуальность в качестве чего-то естественного. Точно также она будет от­носиться к своей сексуальной деятельности и в дальней­шем. У дочери домовладельца было иное воспитание. В детские годы она находилась под воздействием строгих правил поведения и приличия, что оказало соответствую-


 




щее влияние на ее дальнейшее развитие и усиление требо­ваний Я по отношению к сексуальным желаниям. «Ее Я на.«представленных ему побуждений создало себе идеалы чис­тоты и непорочности, с которыми несовместима сексуаль­ная деятельность; ее интеллектуальное развитие снизило ее интерес к женской роли, предназначенной для нее. Бла­годаря этому более высокому моральному и интеллектуал льному развитию своего Я она попала в конфликт с требо­ваниями своей сексуальности» [6. С. 226].

Приведенный Фрейдом пример являлся вымышлен­
ным, но наглядно демонстрирующим влияние развш
Я на образование конфликта и причину возникновеш ^
невроза. Полагаю, что в своей практической деятельности <
аналитикам неоднократно приходилось сталкиваться
подобного рода конфликтами, когда Я пациентов приход
дило в столкновение с их сексуальными желаниями,
сослаться на свой собственный опыт, так как мне прихсн!
дилось иметь дело с пациентами, впадающими в глубокую \
депрессию «ли испытывающими раздирающие душу пе- |
реживания, связанные с требованиями Я 6 недопустимо­
сти интимных отнбшений с каким-либо конкретным че- I
ловеком и сексуальными влечениями к нему, о невозмож-''
ности постоянного контакта с ним и неистребимом жела- I
нием быть всегда с ним рядом. ' "'I

Причем глубокий конфликт между Я и сексуальностью:$ можно обнаружить не только у пациентов^ обращающихся 1 за помощью к аналитику. Нечто подобное встречается и у тех людей, которые, не будучи пациентами, даже не подо­зревают о патологическом конфликте, разыгрывающемся в глубинах их психики и оказывающем существенное воз­действие на их мышление, поведение и жизнь в целом.,'^ В качестве иллюстрации, относящейся к последней кате­гории людей, приведу высказывание одного молодого че­ловека, Кирилла, размышлявшего об Эдипове комплексе и выступившего с резкой критикой представлений Фрейда об этом комплексе:

«Да, конечно, я люблю свою мать, я уважаю ее. Она является для меня эталоном во внешнем и внутреннем обличив. И это являет­ся для меня настоящей любовью. Сексуальное обладание матерью невозможно. Более того, настоящее чувство к девушке, называемое любовью, я мог бы назвать только то, где при всей своей красоте и желании сексуальное обладание воспринималось бы как нечто гре­ховное, грязное, низкое. По-моему, настоящая любовь — это лю­бовь как к матери. Но как же можно сексуально обладать совет-


венной матерью? Здесь заключается большая проблема для меня. Я много влюблялся, это заканчивалось каким-то сексуальным опы­том. Но я.никого не позволял себе любить, как родную мать, иначе пропадает смысл. Я не способен морально к сексу с такой девушкой».

Как видим, Кирилл никак не может решить важную для него проблему, уходящую своими корнями в Эдипов комплекс. Налицо явный конфликт между его Я и сексуа­льными влечениями. Он ощущает данный конфликт и до­вольно четко формулирует саму проблему, которая дамок­ловым мечом висит над ним. Но, несмотря на это, Кирилл не понимает, судя по всему, ни источник своего конфлик­та, ни его подлинный смысл. Не случайно, описывая, фак­тически, классический случай неблагоприятного прохож­дения эдипальной стадии психосексуального развития, он в довольно решительной, чуть ли не в агрессивной форме выразил свое критическое отношение к теории Фрейда об Эдиповом комплексе.

С детства Кирилл любил и обожал свою мать. В его Я сформировался образ матери как святой женщины. И сегодня мать является для него идеалом чистоты и непо­рочности. В его восприятии возвышенная любовь к мате­ри никак не может быть опорочена греховными мыслями или деяниями, связанными с удовлетворением сексуаль­ных влечений. Он хотел бы полюбить какую-либо женщи­ну, как мать, что было бы для него настоящей любовью. Такая любовь к женщине, как к матери, в принципе воз­можна на уровне его Я, создавшего себе идеал любви. Но его Я не допускает в контекст подобной любви к женщине реальные сексуальные отношения, которые в данном слу­чае воспринимаются как греховные. Кирилл может испы­тывать сексуальное влечение только к таким женщинам, которые не похожи на его мать. И именно с такими жен­щинами у него устанавливаются сексуальные отношения. Он обладает потенцией лишь тогда, когда не любит жен­щину. Но он страдает психической импотенцией, когда, казалось бы, перед ним любимая женщина. Между Я, во­бравшим в себя образ идеальной матери, и сексуальным влечением наблюдается постоянный конфликт. Тот внут­ренний конфликт, который обусловлен неблагоприятным прохождением эдипальной стадии психосексуального развития в детстве, в результате чего произошло расщеп­ление на отд&льные составные части его эмоциональной привязанности к матери и инфантильного сексуального


 




влечения к ней. Эмоциональная привязанность так и оста-' лась зафиксированной на матери, а сексуальное влечение * переместилось на другие объекты. Его Я препятствует' эмоциональной привязанности и любви к любой женщи­не, похожей на его мать. Удовлетворение сексуального' влечения становится возможным только в том случае, если он не имеет эмоциональной привязанности к женщине и не любит ее. Совмещение того и другого оказывается не­разрешимой проблемой для Кирилла, в глубинах души ко­торого существует водораздел между любовью и сексуаль­ностью.

Психоаналитическое понимание конфликта между Я и сексуальностью, а также этиологии неврозов привели Фрейда к размышлениям, давшим толчок к развитию це­лого ряда идей. Во всяком случае, оно способствовало рас­смотрению идей, связанных, во-первых, с изучением не то­лько сексуальных влечений, но и влечений Я, во-вторых, с формулировкой двух принципов человеческой деятельно­сти и, в-третьих, с раскрытием отношений между филоге­нетическим и онтогенетическим развитием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.