КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бегство в болезнь
Принцип реальности заставляет человека считаться с внешней необходимостью. Но в том-то и дело, что бессознательные сексуальные влечения оказывают сопротивление реальному миру, всячески противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благоприятная почва для возникновения внутрипсихичееких конфликтов. Там, где сексуальные влечения не находят возможно- ста прямого удовлетворения, происходит регрессия либидо к ранним периодам развития с инфантильным выбором соответствующего объекта. На основе психического конфликта возникают невротические симптомы, являющиеся замещением несостоявшегося удовлетворения. Будучи средством инфантильного либидозного удовлетворения, они как бы игнорируют тот объект, от которого пришлось отказаться и, по сути дела, утрачивают связь с внешней реальностью. Тем самым происходит отход от принципа реальности и возвращение на некогда уже проторенный путь реализации принципа удовольствия. Раскрывая возможный путь возврата от принципа реальности к принципу удовольствия, Фрейд считает, что именно этот путь способен привести к психическому заболеванию. Если в силу внешних препятствий и внутреннего неприятия определенных способов снятия напряжения человек не может в реальном мире удовлетворить свои сексуальные влечения, то он уходит от реальности и с помощью болезни пытается найти себе замещение недостающего удовлетворения. Уход от неудовлетворяющей действительности завершается, по выражению Фрейда, бегством в болезнь. Невротические заболевания — типичный пример такого бегства в болезнь, свидетельствующий о своеобразных попытках разрешения человеком своих внутрипсихичееких конфликтов. Находясь под влиянием внутренних вытеснений бессознательных желаний, человек находит существующую реальность неудовлетворительной. Он погружается в мир фантазий и путем регрессии, возвращения к инфантильным фазам психосексуального развития, где некогда без особого труда достигал удовлетворения, воображает себе исполнение его желаний. Создаваемые человеком фантазии могут выражаться по-разному. Активный, деятельный, обладающий художественным дарованием человек может в своей творческой работе воплотить свои фантазии в действительность. Но если это не удается, если у человека нет соответствующих способностей и дарований, то ему не остается ничего другого, как уйти в созданный им самим и более удовлетворяющий его фантастический мир. Вместо художественных творений возникают симптомы невротических заболеваний. Путем регрессии либидо воскрешает инфантильные желания и соответствующие им способы удовлетворения их, что сопровождается бегством
в болезнь. «Невроз, — подчеркнул Фрейд, — заменяет | наше время монастырь, в который обычно удалялись: те, которые разочаровались в жизни или которые чуЕ вали себя слишком слабыми для жизни» [7. С. 357]. « Для лучшего понимания того, в чем состоит та* В понимании Фрейда бегство в болезнь — это одна из возможностей выживания человека, в силу внешних обстоятельств жизни и внутренних конституционных особенностей не способного полноценно осуществлять своюдеятельность в реальном мире. Человек может прибегать к бегству в болезнь потому, что, по мнению основателя психоанализа, предрасположение к неврозу составляет его преимущество перед животным. Однако обратная сторона этого преимущества заключается в том, что нередко человек оказывается пленником самого себя. Загоняя себя в болезнь, он направляет все свои усилия не на то, чтобы от мира созданных им фантазий вновь перейти к реальному миру, как это делает творческий человек, а на то, чтобы путем регрессии и фиксации на ранних этапах своего развития получить эрзац удовлетворения садистского, мазохистского или садист-ско-мазохистского типа. Психоаналитическое понимание бегства в болезнь основывается на том, что для бессознательных процессов, участвующих в формировании психических механизмов этого бегства, критерий реальности не имеет какого-либо существенного значения. Это означает следующее. Независимо от того, с чем имеет дело человек, с внешней ли действительностью, с реальными событиями жизни или с какими-либо мыслительными, психическими продуктами деятельности, будь то фантазии, грезы или иллюзии, — все это может восприниматься им в качестве психической реальности. Фактически, любая внутрипсихическая работа может быть приравнена человеком к внешней действительности. По Фрейду, мир фантазий, например; является не менее значимой для человека психической реальностью, чем материальная реальность, воспринимаемая им в процессе его предметной деятельности. Поэтому в его работах можно встретить высказывания, согласно которым нет необходимости делать различия между фантазией и действительностью. Разумеется, речь идет вовсе не о том, что Фрейд не видел никаких различий между фантазией и действительностью. Напротив, он подчеркивал, что для, условно говоря, нормальных людей действительный мир — это та реальность, в которой они осуществляют свою деятельность, руководствуясь принципом реальности, в то время как для психически больных фантазия является тем миром, который для них не менее значим, чем реальный мир для здоровых людей, и в котором они постоянно пребывают, руководствуясь принципом удовольствия. Но поскольку психоанализ имеет дело с осмыслением не столько материальной, сколько психической реальности и акцентирует внимание не столько на сознательных, сколько на бессознательных процессах, то в своей теоретической и терапевтической деятельности аналитику приходится принимать в расчет специфику и особенности мира фантазий. Боль-
ной человек создает себе различного рода фантазии, в} мире которых он живет. И это не мистификация, а факт^ 2 имеющий для невроза ничуть не меньшее значение, чем ■ то, если бы он, действительно, пережил содержание своих> фантазий наяву. Поясняя свою точку зрения, Фрейд подчеркивал: «Эти фантазии обладают психической реальностью в противоположность материальной, и мы постепенно научаемся понимать, что в мире неврозов решающей является психическая реальность» [8. С. 235]. В разделе работы об истории возникновения психоанализа обращалось внимание на то, что Фрейду приходилось сталкиваться с такими пациентами, которые в своих воспоминаниях выдавали вымысел за реальные события. Отказавшись от первоначальной теории со-' блазнения, основанной на признании реальных травми- ■-■ рующих ситуаций детства, будь то наблюдение сексуальных отношений между родителями, совращение взрос^ лыми малолетних детей или угроза кастрации, он пере-; смотрел свои первоначальные представления об этиологии неврозов. Фрейд не отказался от них, а внес такие коррективы, в соответствии с которыми психическая' реальность с ее фантазиями играла в образовании неврозов важную, значительную, часто предопределяющую роль. Отсюда его особый интерес к возникновению и значению той психической деятельности человека, которая относится к сфере фантазии. Психоаналитическое понимание связей фантазии с-\ невротическими заболеваниями включает в себя рассмотрение того, почему, в отличие от сексуальных влечений,.; придерживающихся принципа удовольствия, Я человека г стремится руководствоваться принципом реальности и каким образом осуществляется возвращение к принципу -удовольствия. Для Фрейда фантазия оказывается такой1:! формой человеческого существования, в которой индивид; освобождается от каких-либо притязаний со стороны i внешней реальности и обретает былую свободу, ранее!! приобретенную им на стадии инфантильного психосексуального развития и позднее утраченную в силу необходи-«мости считаться с окружающим его миром. В фантазии принцип реальности не накладывает свой отпечаток на че-. • ловека, который наслаждается своей свободой, открыв для Ц себя нечто вроде заповедной пущи, отвоеванной у принципа-реальности и ставшей его убежищем от внешнего мира с его различными требованиями, притязаниями и ограничениями. Фрейд проводил параллель между творениями человеком фантазий и устройством заповедных пущ, охраной парков, необходимых людям для сохранения девственной природы, того первоначального вида земли, который претерпевает все большие изменения под натиском бурного развития земледелия и промышленности. Фантазия как раз и является такой заповедной пущей, где человек может удовлетворять свои естественные желания, исходящие из его первозданной природы и относящиеся не только к его собственным переживаниям, но и переживаниям доисторических времен, когда, например, открытое проявление сексуальных влечений не было чем-то предосудительным, запретным, постыдным. «Таким образом, — подчеркивал Фрейд, — в деятельности фантазии человек наслаждается свободой от внешнего принуждения, от которой он давно отказался в действительности. Ему удается быть еще попеременно то наслаждающимся животным, то опять разумным существом» [9. С. 238]. Та заповедная пуща с ее бессознательными грезами, о которой говорил Фрейд, является источником как сновидений, так и невротических симптомов. Он считал, что мир грез и фантазий особенно характерен для людей, страдающих психическими расстройствами. Бегство в болезнь — это уход от реальности в мир фантазий, в ту заповедную пущу, где невротик стремится удовлетворить свои вытесне'нные в бессознательное желания, не оглядываясь при этом на принцип реальности и не попадая под власть социокультурных запретов. В своих фантазиях невротик имеет дело не с материальной, а с такой реальностью, которая, будучи вымышленной, тем не менее оказывается реально значимой для него самого. Либидо невротика уходит в фантазию, где открывает для себя путь к вытесненным фиксациям. В результате притока либидо к фантазии энергия сексуальных влечений настолько повышается в количественном отношении, что настоятельно требует своей разрядки. В свою очередь, требование разрядки повышенной сексуальной энергии приводит к столкновению с Я, что с неизбежностью порождает конфликтную ситуацию. При изменении соотношения сил между ними возникает симптом.
Таково фрейдовское понимание отношений мел принципом удовольствия и принципом реальности, количеством накопленного либидо, и фантазией, внутрипсихи-ческим конфликтом и неврозом. Из него следовало психо^ аналитическое представление о количественном фактореJf оказывающем воздействие на образование невротической го симптома. То представление, согласно которому описа-ние психических процессов и динамическое их рассмотрение оказывалось необходимым, но недостаточным раскрытия существа неврозов. Помимо описания и рас<| крытия динамики психических процессов требовалось ] осмысление с экономической точки зрения. В результат подобного психоаналитического подхода к изучению этил ологии и природы неврозов Фрейд пришел к убеждению^ что, несмотря на содержательные предпосылки конфликт та между сексуальными влечениями и влечениями Я, ег возникновение становится возможным лишь тогда, когд достигается определенная степень заряженности либидо;! требующая соответственной разрядки. Как отмечалось выше, изучение отношений ме> сексуальными влечениями и влечениями Я привело Фрей-| да не только к рассмотрению проблемы нарциссизма нарциссических неврозов, раскрытию двух принципов психической деятельности, но и к осмыслению вопроса < филогенетическом и онтогенетическом развитии. Пьши ясь понять'смысл, этиологию и природу неврозов, он вый двинул идею, согласно которой сексуальные влечения влечения Я представляют собой сокращенные повторен» в развитии человека того, что имело место в развитии че-| ловечества, начиная от первобытных времен и кончая се-'| годняшним днем. Фактически, Фрейд высказал мысль том, что оба вида влечений являются унаследованными иЦ следовательно, соотношение внешних и внутренних факторов, лежащих в основе этиологии неврозов, требуе иного видения, отличного от привычных представлений^ ранее предложенных в рамках физиологии, психологии психиатрии. Это иное, психоаналитическое видение включало в себя установку на рассмотрение важного знаЩ чения внутренних тенденций развития человека, некогда в истории развития человечества представлявших собой! жизненную необходимость приспособления к реальному! миру, но с каждым новым поколением входящих во внут-? ренний мир человека в форме унаследованных психических образований. С точки зрения Фрейда, психическая реальность как раз относится к тем внутренним тенденциям развития человека, которые служат питательной почвой для возникновения неврозов. Это означает, что филогенетические, то есть связанные с развитием человеческого рода, истоки характерны не только для сексуальных влечений, но и для фантазий человека. Как и сексуальные влечения, фантазии имеют древнее происхождение. Их содержание отличается завидным постоянством, сохраняющимся на протяжении многих веков. Фрейд назвал их прафантазиями, являющимися ничем иным, как филогенетическим достоянием человечества. В своих прафантазиях человек как бы выходит за пределы собственных переживаний, становится сопричастным со всем тем, что ранее имело место в истории развития человечества. Он приобщается к переживаниям предков, в сокращенном виде воспроизводит доисторическое прошлое, которое становится.своего рода психологической истиной в его индивидуальном развитии. Исходя из подобной точки зрения, Фрейд считал, что все обнаруживаемое психоанализом в форме фантазий, будь то вспышка сексуального возбуждения ребенка при наблюдении интимных отношений между родителями, совращение детей, кастрация, инцест или отцеубийство, — все это было реальностью в первобытном обществе, первобытной орде. По выражению основателя психоанализа, «фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде» [10. С. 237]. Такое понимание связей между филогенетическим и онтогенетическим развитием, прошлым и настоящим, реальностью и фантазией поставило представление об Эдиповом комплексе в центр психоаналитического видения этиологии и природы неврозов. Не случайно Фрейд вполне отчетливо и недвусмысленно заявил, что Эдипов комплекс со всеми своими производными является основой любого невроза. И хотя аналитическое изображение этого комплекса является увеличением и огрублением того, что в детстве представляется, как правило, в качестве некого наброска, тем не менее основатель психоанализа считал, что лучше переоценить, чем недооценить его влияние в
жизни человека. Поэтому он уделял столь пристальное внимание рассмотрению роли Эдипова комплекса как одного из важных источников сознания вины, так часто мучащее невротиков. Той вины, которая возникает в душе человека независимо от того, совершил ли он какое-либо непристойное деяние или только помыслил о нем. Той вины, которую психологически вобрал в себя современный человек за совершенное его предками в доисторическое время преступление — отцеубийство.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |