КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛейбинВ. М. 10 % признали, что в их сновидениях имели место вершенные инцестуозные связи
10 % признали, что в их сновидениях имели место вершенные инцестуозные связи. Чаще всего кровно-род| ственные сексуальные акты проходили между отцом и дс ' черью, сыном и матерью, братом и сестрой и другими [ ственниками противоположного пола. Во многих случа отраженные в сновидениях инцестуозные связи осуществ-| лялись на добровольной основе, без какого-либо насилия] со стороны взрослых. Подобного рода сновидения вызывали различного! рода ощущения и переживания. Нередко они сопровожда-f лись такими двойственными чувствами, когда одновре< менно возникало ощущение стыда и в то же время испы-Я тывалось удовлетворение. Типичным в этом отношении! является сновидение, описанное одной девушкой: «Да, у! меня были сны о кровосмесительных связях с отцом. Даже | это было не так давно. Но я не помню, потому что cm были кратковременными и неясными. Когда я увидела та-j кой сон в первый раз, то была в шоковом состоянии, и мне было противно, стыдно. Я не понимала, как такое может4! присниться мне. Когда этот сон снился мне еще несколько! раз, то у меня оставался неприятный осадок на весь день. ] И самое ужасное, что я испытывала сексуальное возбужден ние или даже разрядку, от которой просыпалась». Сновидения инцестуозного характера могут вызыват шоковое состояние и восприниматься как нечто постыди ное. Вот что пишет по этому поводу девушка, увидевшая 1 сновидении то, что вроде бы никак не может быть соотне^| сено с реальностью: «Где-то в возрасте 14 лет (я могу ошит| баться) я видела сон, касающийся инцеста. После него! было странное чувство, так как его нельзя было соотнести! с фантазией, а связать с реальностью было страшно, снился половой акт с отцом, мама находилась рядом, но на ее лице не было ни страха, ни осуждения, ни беспокойст-| ва. Сцена была немая, но я чувствовала, что мама сама| способствовала этому и даже пыталась внести свои кор- \ рективы. Я попыталась забыть этот сон, и это мне удалось,; так как он был мимолетным и менее колоритным, чем те сны, которые я обычно вижу». Приведу несколько выдержек из описания сновиде-" ний девушек: «Мне приснился сон, что мы с папой любовники и всячески пытаемся это скрыть от мамы». «Один раз ' был яркий, очень чувствительный сон. Я долго занималась чудесным сексом с мужчиной, и это в конце концов ока- зался мой отец». «Вдруг сейчас пришел на ум сон, в котором я была любовницей моего отца». «Мне как-то приснился сон, где я вступила в сексуальный контакт с отцом». «Где-то совсем недавно, полгода тому назад, а может быть, и больше, мне приснилось, что я вступила с отцом в половую связь. Об этом сне я никому не рассказывала. Я даже не стала его анализировать и постаралась быстрее забыть». «Сон с инцестом приснился мне, по-моему, один раз. Это было в возрасте 21 года. Причем это был отвратительный сон, и отец в нем был отвратительным. По рассказам подруги, я разговаривала во сне и громко спрашивала: «Ой, что это у меня?». Через три недели я узнала, что беременна, и мне пришлось сделать аборт». Сновидения юношей: «Один раз мне приснилось, что я совокуплялся со своей матерью. Это было у нас дома на постели, где она спала с отцом. Ощущение было настолько сильным и полным, что привело к оргазму. Я проснулся среди ночи в недоумении и с чувством стыда». «В сновидениях однозначно снился половой акт с матерью, неоднократно снилось, что я на ней женюсь». Однако не во всех сновидениях инцестуозного характера воспроизводятся те или иные сюжеты, связанные с добровольным желанием детей вступить в интимную близость со своими родителями. В сновидениях девушек могут находить отражение такие сцены, в которых совершается насилие над ними со стороны взрослых. Одно из подобных воспоминаний включает следующую сцену: «Мне запомнился один кошмарный сон, когда меня, маленькую девочку, насилует мой же собственный отец. Все это происходило на лугу среди коров. Позже и отец превратился в огромного тяжелого быка. Это было настолько омерзительно для меня, что я до сих пор не могу думать об этом спокойно». «Сны были в основном про угрозу изнасилования, и отец в них выступал в качестве отца, но отсутствующего именно в момент угрозы от других лиц». Имеются и такого рода сновидения, когда сексуальные отношения осуществляются между родственниками одного и того же пола, что вызывает подчас у сновидящих еще большее недоумение, чем интимная близость между отцом и дочерью, матерью и сыном. «Один раз мне приснился сон. Я была в близких отношениях со своей мамой. Когда я проснулась утром, мне стало жутко от это-
16» го». «Сны об инцесте я не видела, если имеется в виду отец. Но однажды мне приснился половой акт с мамой в мужском обличий». 25 % студентов сообщили, что сновидения инцестуоз-ного характера шокируют их, порождают страх, вызывают чувства стыда или отвращения. Воспоминания о подобных сновидениях являлись тягостными, приводящими к мучительным переживаниям. В большинстве случаев это имело место тогда, когда в сновидениях девушек присутствовали сцены их насилия со стороны отца, дяди, незнакомого мужчины, лицом или поведением напоминающего какого-либо родственника, и даже со стороны земного животного или фантастического, космического персонажа, в обличий которого обнаруживались черты близких людей. Воспроизводя в своих сочинениях сновидения инце-стуозного характера, большинство студентов описывали испытываемые ими чувства страха, стыда, неловкости, беспокойства. Насилие со стороны отца или близких лиц вызывало, как правило, страх. Инцестуозная связь без насилия переживалась не так остро, но сопровождалась ощущением дискомфорта, так как инцест часто воспринимался в качестве аморального деяния. «Во сне мне казалось, что в кровати со мной спит не муж, а отец. Я вскакивала. Мне было противно. Я никогда не испытывала сексуальных чувств к нему, к отцу». «Я видела довольно много снов инцестуозного содержания. Каждый раз, когда я видела такой сон, чувство острого стыда и раскаяния долго не покидало меня наяву». Однако следует иметь в виду, что не все студенты воспринимали свои сновидения инцестуозного характера как тяжелую драму, вызывающую мучительные переживания. Не все из них испытывали шок или негативные чувства от проявившихся во сне сексуальных влечений или имевшей место интимной близости между ними и родителями. 5 % студентов сообщили, что они не испытывали угрызений совести по поводу инцестуозных снов. Правда, нельзя сказать, что интимные отношения между ними и родителями рассматривались в качестве некой нормы. И тем не менее инцест не расценивался ими в качестве патологии, способной привести к психическому расстройству. Во всяком случае студенты не делали из этого никакой трагедии, не предавались самобичеванию, не отмечали в себе укоров совести. Описывая свои сновидения, они фиксировали происшедшее как то, что имело место быть, и не осуждали себя за поведение, которое многими людьми расценивается как безнравственное. Примерами такого отношения студентов к инцесту-озным связям в сновидениях могут служить следующие описания. «Честно говоря, я не считаю кровосмесительную связь безнравственной». «Однажды, не так давно мне приснился довольно странный сон. Смысл в том, что я занималась любовью со своим дядей, братом матери <...> После этого сна у меня не было чувства неприязни или смятения». «Сейчас я не испытываю чувства угрызения совести по поводу того, что мне приснилось. Но мне немного стыдно, как нашкодившему ребенку, которого мама застала за запрещенным занятием <...> Я не понимаю, почему это не вызвало во мне угрызений совести, ужаса, хотя в силу чувствительности это должно было произойти». «У меня были сновидения, связанные с кровосмесительными связями. Правда, в роли отца был другой мужчина, но я точно знаю, что этот мужчина был папой <...> Проснувшись утром, я не испытывала каких-либо угрызений совести». Помимо сновидений инцестуозного характера у ряда студентов имели место инцестуозные влечения и желания, дававшие о себе знать наяву. Во всяком случае 22 % студентов сообщили о том, что в различные годы они испытали инцестуозные желания. Большинство из них хотело иметь близость или со своими родителями, или со своими ближайшими родственниками. Это относилось в равной мере как к юношам, так и к девушкам. Нередко возникновению инцестуозных желаний предшествовали различные жизненные ситуации, связанные, как правило, с тем, что дети видели обнаженных родителей, были свидетелями их интимной близости или догадывались о происходящем в спальне взрослых. Так, в одном из сочинений по этому поводу юноша подчеркнул: «В детстве, в возрасте около десяти лет ночью мне довелось зайти в спальню к родителям, где я увидел их занимающихся сексом. Мое появление было весьма неожиданным, но отец среагировал моментально и выпихнул меня за дверь, закрыв ее. Этот инцидент, возможно, побудил меня к какой-то зависти. Это была наивная зависть ребенка, достаточно легкая по форме, но пробудившая, очевидно, в дальнейшем фривольные мечтания к обладанию женщиной старшего возраста, но отнюдь не матерью. Эти желания
относились часто к старшим по возрасту двоюродным сестрам. Всегда хотелось увидеть их в обнаженном виде, а затем и иметь их, при этом заласкав их почти до состояния безумия <...> Угрызений • совести от того, что я хотел трахнуть своих двоюродных сестер, ни- ' когда не испытывал, а даже подозреваю, что одна из них была даже очень этому рада. Мне всегда казалось, что она хотела, чтобы я ее изнасиловал». Приведу еще несколько высказываний студентов, связанных с пробуждением или усилением их сексуальных влечений и желаний. «Фантазии о кровосмесительных связях возникли в детстве, когда однажды наблюдала коитус родителей. Было состояние удивления и страха. Потом появилось какое-то неосознанное желание, которое мучило еще больше, так как религиозное воспитание давало о себе знать». Еще одно воспоминание: «Однажды я увидел свою мать, спящей на заправленной кровати в халате, под которым не '. было ничего (это видно было во многих местах). Я не могу вспомнить какой-либо фантазии. Единственное, что я помню, так это то,: что данная картина вызвала у меня половое возбуждение и после навсегда осталась перед глазами. Я помню ее и сейчас». Или такое воспоминание: «Были фантазии инцестуозного характера. Когда они появлялись в юности, я блокировала их. Но теперь я не боюсь вспоминать, хотя и стыдно. Я помню эрегированный член моего отца.: Вероятно, с тех пор я замечаю мою любовь к фаллосу. Крылатый: фаллос — это замечательно». И еще воспоминание: «Лето. Жарко. Мне 14 лет. Все ходим по дому полуголые. Папа ходит в одних плавках, которые в некоторых местах просвечивают. В общем, я увидела те места, которые обычно скрывают. Это было притягивающее зрелище. Мне было стыдно, но глаза все равно притягивались к пенису отца. Мне даже кажется, что меня поразила мысль: у отца, все как у всех мужчин. Он был для меня как бесполое существо». Пробуждение сексуальных влечений в период половой зрелости понятно и объяснимо. Но, как показывают свидетельства, исследовательский интерес ребенка к родителю противоположного пола имеет место в раннем возрасте и может сопровождаться невинными играми, носящими сексуальный характер. Иллюстрацией последнего положения служит воспоминание одной студентки: «Я помню сексуальное влечение к своему отцу позже, приблизительно лет с шести. Меня привозили к нему в гости и оставляли с ним наедине целый день. Я придумывала игры, и мы подолгу играли. Самая интересная и любимая игра в доктора и больного. Я медленно, постепенно раздевала его, снимала одну вещь за другой, что вызывало у меня довольно яркое сексуальное возбуждение». Надо сказать, что сексуальное любопытство ребенка в раннем детстве распространяется не только на его сверстников, но и на родителей. При этом подобное любопытст- во нередко приобретает инцестуозный характер. Именно об этом сообщается в одном из сочинений, принадлежащем перу девушки: «Меня всегда интересовала мысль, а что же у папы в штанах. И я не упускала ни одной возможности подсмотреть это или пощупать это, когда сидела на отцовских коленях (впрочем на дедушкиных коленях тоже)». Первоначальный толчок к сексуальным фантазиям инцестуозного характера ребенок может получить не только в своей семье, но и за ее пределами. Подчас это может быть связано с травмирующими ситуациями, выходящими за рамки семейного воспитания. В одном из сочинений студентка поведала об имевшемся в ее детстве инциденте: «В 10—12 лет произошел неприятный случай. Я возвращалась из школы, и в подъезде меня напугал мужчина. Он вращал своими гениталиями и подзывал меня. Я была очень напугана, вбежала в квартиру. Дома был папа. По обрывочным фразам он догадался обо всем и выбежал из дома, попытавшись поймать напугавшего меня мужчину. После этого к отцу было большое уважение — он мой защитник. Позже я пыталась в фантазии представить отца обнаженным». Бывает и так, что инцестуозные сексуальные влечения порождают страх у ребенка, который может воспринимать одного из своих родителей в качестве потенциального насильника. В этом случае фантазия и реальность настолько переплетаются друг с другом, что подавленное влечение ребенка и его страх перед возможным насилием способны оказывать на него столь значительное воздействие, что он, сам не в состоянии понять происходящее. В одном из сочинений студентка описала нечто похожее, имевшее место в ее детстве: «Вспоминается случай, происшедший со мной в 10—13 лет; Мы с отцом пошли гулять в лес. Шли спокойно, беседовали. Отец предложил мне пройтись подальше. Потом он просто поднял какую-то палку. И вдруг мне в голову пришла мысль о том, что он решил завести меня подальше в лес, изнасиловать и убить. И тогда я убежала от него. Бежала и оглядывалась. Потом укоряла себя за эти ничем не обоснованные подозрения». Уже обращалось внимание на то обстоятельство, что инцестуозные сновидения могут сопровождаться чувствами вины и растерянностью. Положение усугубляется в том случае, если в сновидении находит отражение сцена близости с родителем одного и того же пола с ребенком. Но еще большое недоумение возникает тогда, когда ребенок
испытывает влечение к родителю одного с ним пола не в! сновидении, а наяву. Подобное сексуальное влечение и| желание чаще всего сопровождается мучительными вопросами о возможной патологии и приводит к глубоким пе-{ реживаниям. Именно о таких переживаниях сообщалось i одном из сочинений: «У меня было влечение к маме. В то время меня мучило то, что 5 это не нормально. Я страдала от этого больше, чем от того, что мне J ранее нравился отец (хотя сейчас он мне тоже нравится). К тому времени со мной была проведена беседа о взаимоотношениях между i мужчиной и женщиной. И это еще больше усугубило мое положе-; ние. Я мучилась мыслью отом, что влечение кженщине, тем более к моей маме, просто не нормально». Проведенное мной исследование показывает, что в! процентном отношении инцестуозные влечения и жела- i ния примерно одинаковы, как у юношей, так и у девушек.; Однако они могут различаться между собой по содержа-; нию фантазий. У девушек инцестуозные желания часто окрашены в романтические тона, способствующие переносу неосознанных влечений с одного объекта на другой. В одном из сочинений это было выражено следующим образом. «Эротических фантазий в отношении отца не возникало, хотя,; случайно увидев его обнаженным, получила определенный «шок», который дал толчок к эротическим фантазиям. Объектом фантазий был вымышленный герой из исторического романа». Кстати сказать, сексуальные желания подобного рода находят свое отражение и в сновидениях, сюжеты которых насыщены романтикой. Любопытное описание содержалось в одном из воспоминаний девушки: «У меня почему-то сразу возникла ассоциация с моим сном, в котором мне снилось, что я — мужчина, молодой, красивый рыцарь из средневековья. Мне понравилась очень красивая девушка, и я захотел с ней близости. Я гонюсь за ней подлинным коридорам замка, догоняю, загоняю в угол, валю на каменный пол, понимаю, что хочу ее, но у меня в голове возникает мысль, что я не знаю, как делать конкретно, что это в первый раз. У меня паника — и я просыпаюсь». Инцестуозные желания девушек могут быть скрытыми или явными, непосредственно направленными на отца. При этом нередко девушки испытывают чувство стыда или боятся своих фантазий. «Бесспорно, 6Uj1H мысли о кровосмешении, — отмечалось в одном из сочинений, — но эти мысли, кажется, всегда, по крайней мере в большинстве случаев, оставляли неприятный осадок, возможно, из-за нравственных устоев». Однако объектом сексуальных желаний и фантазий девушек может быть не только отец, но и такие родственные фигуры, как родной, двоюродный брат или дядя. В частности, в одном сочинении отмечалось: «У меня были фантазии на тему кровосмесительных связей. Были, сознательные фантазии о половом акте с родным младшим братом». У юношей инцестуозные желания часто соотносятся с матерью. Причем, в некоторых сочинениях об этом сообщалось не только предельно откровенно, но и без всякой романтики, о чем свидетельствуют следующие примеры: «В фантазиях я всегда занимался сексом с матерью». «Лет в четырнадцать при мастурбации я представлял, что занимаюсь сексом со своей матерью, и это вызывало у меня эякуляцию». «Мне было 13 или 14 лет. Я испытал сильное возбуждение после того, как любовник вышел из комнаты моей матери. Я не видел, что там происходило, но догадывался. Я думал отом, чтобы мать дала мне. Что ей жалко!». Нельзя сказать, что подобное описание инцестуозных влечений сына к матери встречалось в воспоминаниях буквально всех юношей. Часть студентов более сдержанно и не столь откровенно делились воспоминаниями о своих взаимоотношениях с матерью. Некоторые из них прибегали к эзоповскому языку. «Когда я был в возрасте 5—6 лет, — отмечал один студент, — у меня была сильная привязанность к матери. Это было очень сильное чувство». «Был страх, связанный с тем, — признавался другой юноша, — что кто-нибудь узнает, что между мной и матерью существует нечто такое, о чем нельзя говорить и что во многом определяет наши отношения». Весьма характерно и то, что в сновидениях подобные мотивы могут отражаться в более скрытой форме, в то время как наяву они выражены отчетливо и прямолинейно. Типичным примером в этом отношении может служить такое воспоминание юноши: «Мать я, конечно, любил, но уже в пять лет было и некое желание овладеть ею, как мужчина. Когда мне снился сон, что красивая ведьма прижимает меня к своей груди, а я боялся и очень хотел ее, то я спрашивал: «Ты не съешь меня, ты любишь меня?» А после я боялся смотреть матери в глаза». Стоит, пожалуй, отметить и то обстоятельство, что наряду с разнообразными причинами возникновения различного рода конфликтов в еемьях имеются и такие, которые непосредственно сопряжены с инцестуозными жела-
ниями как детей, так и взрослых. И если возникшие конфликты завершаются разводом родителей, то это может вызывать у детей чувство вины независимо от того, воспринимается ли инцестуозность в качестве основного или сопутствующего обстоятельстра, приведшего к подобному финалу. Характерным в этом отношении является переживание девушки, воспроизведенное в одном из студенческих сочинений: «В возрасте около 18 лет я заметила, что отец «заинтересовался» мною. Было чувство страха и отвращения к отцу. Я никому не могла рассказать об этом. Я была поражена, что мама не замечает этого. Все закончилось конфликтом с отцом из-за инцестуозных проблем. Я с ним не разговаривала. Вскоре он разошелся с матерью. Я испытывала чувство вины перед мамой, как будто подтолкнула этот развод, хотя изначально вся их жизнь не была счастливой, и это был не первый уход отца из семьи». Проведенное исследование показало, что инцестуоз-ные сновидения, фантазии и нереализованные желания имеют место у значительной части студентов. В процентном отношении количество тех студентов, которые сообщили о своих инцестуозных снах, фантазиях и влечениях, не намного меньше количества студентов, которые или вообще отрицали наличие у себя подобных «непристойных» мыслей и желаний, или не могли, точнее, не хотели вспоминать ничего из того, что связано с ин-цестуозностью. Значительно меньше было сочинений, авторы которых упоминали о реальных инцестуозных отношениях. 3 % студентов сообщили о том, что в их жизни имели место реальные сексуальные отношения инцестуозного характера. Чаще всего речь шла как о соблазнении, так и насилии над детьми со стороны взрослых родителей и родственников или более старших детей. Вот как описывался подобный случай в одном из сочинений: «Когда мне было около шести лет, меня соблазнил сын жены моего дяди. Тогда я не понимала, что происходит. Все было ужасно. Я столько плачу из-за этого. Тогда я побоялась рассказать все маме, а теперь просто не могу этого сделать. Недавно мне приснилось, что он приехал в Москву и стал говорить всем моим знакомым, что я шлюха и что я сама его соблазнила. Я плакала, оправдывалась, но мне никто не верил». Еще один неординарный случай: «У меня есть брат, он на два года Младше меня. В детстве он был очень милым мальчиком. Я все время командовала им: Однажды, когда мы валялись с ним на кровати (думаю, мне было тогда шесть лет, а ему четыре года), я заставила брата сделать то, что делали родители между со- бой. Помню, что брат сопротивлялся, не хотел, но я заставила его это сделать». Иногда сексуальные отношения между родственниками осуществлялись на добровольной основе, по обоюдному согласию. Некоторые студенты сообщали о том, что, несмотря на осознание греховности, их страсть была столь сильной и непреодолимой, что они ничего не могли поделать со своими влечениями. «У меня, — делилась воспоминаниями одна студентка, — была кровосмесительная связь с моим двоюродным братом. Я и он понимали умом, что не должны встречаться, но это было выше нас. Мы могли не видеться несколько лет, но при первой же встрече возникали определенные желания и притяжения, побороть которые не всегда удавалось». В некоторых сочинениях описывались сцены того, как отчим склонял падчерицу к сексуальным отношениям, прибегая к силе или обольщению. Сошлюсь на один из подобных примеров: «У отчима (в то время ему было около шестидесяти лет) болел желудок, и, когда мамы не было дома, он просил меня лечь к нему на кровать и погреть его своим телом. Он лапал меня везде, а я боялась сказать ему слово, но втайне радовалась, когда он звал меня к себе. Мне он делал очень приятно, но я чувствовала себя страшной грешницей и все рассказала маме. Мама все простила ему. И я не могла понять, как же так? Я не могла ему простить за то, что он совратил меня. С тех пор и до сегодняшнего дня я возненавидела его». Инцест, находящий свое отражение в сновидениях, фантазиях, нереализованных желаниях или в реальной жизни, — одна из составляющих Эдипова комплекса. Другой его составляющей является отцеубийство в узком смысле этого слова и желание смерти своим родителям, братьям, сестрам, родственникам в более широком смысле. Проведенное исследование свидетельствует о том, что мотивы отцеубийства или желания смерти близким людям при всем своем первоначальном неприятии оказываются актуальными, повторяющимися, имеющими место как в сновидениях, так и наяву. 7. Желание смерти родителям и психологический климат в семье В проведенном исследовании 65 % студентов сообщили о том, что в своих сновидениях видели сны естествен-
ной. или насильственной смерти родителей или близких! людей Большинство из них описывали свои переживания! по этому поводу, будь то страх остаться без родителей или1 чувство вины за «дурные» помыслы. Типичными в этом отношении являлись сновидения ■ или «преступные» мысли, редко выражаемые вслух, но; чаще всего сохраняемые в глубине души: «Мне не раз снились сновидения о смерти кого-то из близких.; Почти всегда они вызывали у меня чувство смятения, причем на до-| статочно долгий период». Еще одно воспоминание девушки: «Я никогда не желала смерти близким мне людям. Но однажды во время болезни мне приснился сон. Я лежу с бабушкой на кровати из кирпича. Бабушка спит, а я никак не могу заснуть. Вдруг в окне. | появилась голова человека, который лез по веревке. Я понимаю, что | это грабитель. Лица человека не вижу, так как он одет в комбинезон с капюшоном, закрывающим лицо. Я беру кирпич и со всей силы ] бью человека по голове. Откидываю капюшон. Оказывается, грабитель — сестра моего дедушки. Сестра дедушки срывается с веревки, и сон заканчивается». Или такое воспоминание: «Помню, что мне однажды приснился сон, что моя мать умерла. Моя мама очень полная, и меня иногда занимал вопрос о том, что ей трудно будет подобрать гроб. Во сне все обязанности, связанные с похоронами, были возложены на меня. Проснулась с плачем. Было | очень страшно». У 5 % студентов имелись сновидения, в которых они сами убивали своих родителей. Чаще сын убивал своего отца или дочь убивала свою мать. Однако сообщалось и о таких сновидениях, в которых сын убивал свою мать или дочь — отца. Убиение во сне родителей могло сопровождаться различного рода переживаниями: от недоумения до испуга, от злорадства до растерянности, от незначительного беспокойства до ощущения вины. Так, в одном из сочинений отмечалось: «И вот в 15 лет мне приснился сон, что я убиваю отца. Н6, убив его, мне тут же становится жалко его, как будто я сама испытала ту же боль от выстрела. Потом я часто думала о том, что, если бы бтец умер, все было бы иначе. Но я тут же отгоняла эту мысль от себя». Не все сновидения подобного рода вызывали у студентов чувства сожаления, досады или вины. Имелись и такие сновидения, в которых отцеубийство вообще не сопровождалось какими-либо негативными эмоциями. В част- ности, в одном из сочинений описывалось такое сновидение: «Однажды мне приснилось, что я долго бежал по лестнице вверх. За мной гнались люди, и, забежав на чердак, я обнаружил, что бежать больше некуда. В этот момент я увидел, что на чердак входит мой отец, который был одним из гнавшихся за мной людей. Я схватил тяжелый металлический карданный вал, размахнулся, им как палицей, и проломил отцу череп. После чего мне было неприятно, так как, проснувшись, я не чувствовал никакого стыда. Дескать, нет стыда — и не надо». 15 % студентов желали смерти своим родителям и близким людям не во сне, а наяву. Описывая свои отношения с ними, они прямо заявляли о том, что порой в их жизни наступали такие моменты, когда они хотели бы, чтобы один из родителей или близких людей ушел в мир иной. Причем речь могла идти как о естественной смерти родителей и близких, так и о насильственной их смерти, осуществляемой со стороны детей. Если речь шла о желании скорейшей ненасильственной смерти близкого человека, то это могло быть связано со стремлением избавиться от ненужных хлопот, связанных, скажем, с болезнью или со старостью. Но и в этом случае желание смерти близкому человеку чаще всего вызывало двойственные чувства, сопровождавшиеся последующим стыдом и раскаянием. Чувства стыда и раскаяния за «греховные» мысли могли порождать сильнейшие переживания и потрясения, если вдруг желания смерти неожиданно воплощались в реальность. Об этом наглядно свидетельствует воспоминание, воспроизведенное одной девушкой: «Моя бабушка была вполне здоровой женщиной, но мы с ней были в плохих отношениях. Когда ее внезапно парализовало, я подумала: «Было бы здорово, если бы она умерла». На следующий день она умерла. Конечно, я испытывала угрызение совести. Мне и сейчас тяжело писать об этом. Мне стыдно, стыдно, стыдно и плохо от этого». Такое желание детей по отношению к родителям возникало по двум причинам. Первая причина была связана с тем, что дети не могли найти общего языка с родителями, требования, наставления и грубое поведение которых вызывало негативную реакцию, порождавшую злобу и агрессивность. «Я желала смерти и матери и отцу, — писала по этому поводу одна студентка. Родители очень раздражали меня, и я ненавидела
отца за те унижения, которые он допускал по отношению ко мне, Или еще одно признание: «Иногда возникало желание смерти отцу, так как я считала его источником всех своих бед». А вот сообщение студентки, сопровождавшееся ее внутренними переживаниями: «После того, как я желала родителям смерти, я испытывала уг Переживания подобного рода являются типичными, поскольку мысли о смерти родителей и желание их смерти часто вызывают последующее угрызение совести и раскаяние. Так, в одном из сочинений подчеркивалось: «У меня много раз возникало желание убить мать. Несколько раз я чуть не сделала это, но в последний момент всегда останавливалась, потому что в эти моменты она всегда казалась мне такой жалкой и беспомощной, что начинало щемить в груди. Потом я всегда испытывала чувство вины перед ней, хотя очень редко я ей это показывала». Вторая причина непосредственно связана с Эдиповым комплексом. Автор одного из сочинений написала буквально следующее: «Иногда мне хочется, чтобы моя мама умерла, надолго уехала, исчезла. Я гоню такие мысли от себя, но мы с папой так хорошо живем, когда мама уезжает в командировку на три-четыре дня». А вот признание одного юноши в своих двойственных чувствах к отцу: «Иногда я ощущаю в себе Эдипов комплекс, то есть хочу убить своего отца, так как он сволочь, но я не собираюсь жениться на своей матери, поскольку я вообще не хочу жениться. Правда, иногда я не хочу убивать своего отца, хотя он бывает отменной сволочью. Порой он даже нравится мне: крутой, умный». Одним словом, сновидения, фантазии, бессознательные, а Подчас и осознанные желания, в которых находят свое отражение сцены инцестуозности и отцеубийства, не столь уж редкие явления в жизни людей, как это может показаться на первый взгляд тем, кому в силу нравственных установок или соответствующих рационализации Эдипов комплекс представляется чем-то кощунственным и лично неприемлемым. Анализ материала, почерпнутого не из клиники, а из исследования, проведенного среди нормальных людей — студентов московских средних и высших учебных заведений, — показывает, что независимо оттого, признается Эдипов комплекс или нет, в действительности во многих семьях складываются такие отношения между родителями и детьми, когда мотивы инцестуозности и отцеубийства в прямой или опосредованной форме вплетаются в контекст сновидений и видений наяву. На примере данного исследования ранее было показано, как ив какой форме могут проявляться чувства ревности, враждебности и ненависти, возникающие между братьями и сестрами на почве утраты заботы и любви со стороны родителей, когда Эдипов комплекс перерастает в семейный комплекс. Если соотнести подобного рода переживания детей с теми внутриличностными ошибками, которые возникают на основе того, что в психоанализе именуется Эдиповым комплексом, то можно представить всю сложность и тяжесть борьбы, выпадающую на долю ребенка в процессе его психосексуального развития. Во всяком случае вряд ли приходится сомневаться в том, что бессознательные чувства эротической нежности и привязанности, враждебности и ненависти зарождаются в раннем детстве и нередко сохраняются у человека на всю оставшуюся жизнь. Результаты исследования показали, что в своем психо В большинстве случаев именно неблагополучный психологический климат в семье ведет к различного рода эмоциональным переживаниям, проявляющимся в раннем детстве и ведущим впоследствии к психическим срывам и надломам. В одном из студенческих сочинений эта простая истина была отражена в поэтической форме:
Как трудно вспоминать мне детство Не помню нежных чувств ни к маме, ни к отцу, Росла без ласки я, как маленький подснежник В холодном и заброшенном саду. В другом сочинении, в котором была описана атмосфера враждебности между всеми членами семьи и общая, обстановка ненависти в доме, выражалось беспокойство,,; по поводу того, что такой неблагополучный семейный климат служит питательной почвой для порождения лю- { дей, способных к насилию и убийству. «То, что проявляется у родителей вовне, передается детям внутрь, и никуда от этого разлома не деться <...> Ненависть между двумя разрастается до ненависти ко всем людям, ко всему миру*. Подробное рассмотрение того, как и в какой степени неблагополучный психологический климат в семье ока-, зывает разрушающее воздействие на психику ребенка, не входит в задачу данной работы. В контексте обсуждаемых проблем достаточно подчеркнуть, что внутрисемейные проблемы и конфликты не в последнюю очередь я связаны с инфантильными переживаниями, возникшими | на почве детстко-родительских отношений, включая и те, которые обозначены в психоанализе в качестве Эдипова комплекса. Разумеется, нет необходимости сводить все дет-ско-родительские отношения к Эдипову комплексу. Кстати сказать, несмотря на расхожие представления о том, что Фрейд рассматривал человека исключительно через призму данного комплекса, не стоит сбрасывать со счета то обстоятельство, в соответствии с которым основателю психоанализа приходилось придавать столь боль-, шое значение данной проблематике только" потому, что \ другие вообще не обращали на нее никакого внимания. Поэтому, понимая мотивы неприятия многими людьми" Эдипова комплекса как такового, быть может, следует более терпимо относиться к тем идеям, которые были выдвинуты в рамках классического психоанализа в качестве эвристически приемлемых гипотез, открывающих новое, нетрадиционное видение внутриличностных конфликтов. В этом отношении следует обратить внимание на то «обстоятельство, что Фрейд не собирался утверждать, будто $ Эдипов комплекс исчерпывает все многообразие связей ~$ детей с родителями. Он исходил из того положения, согласно которому данный комплекс может иметь различную степень выражения, претерпевать изменения, вплоть до противоположных оттенков. Однако, как считал основатель психоанализа, Эдипов комплекс является постоянным и существенным фактором душевной жизни ребенка, и, следовательно, не прибегая к переоценке его, не следует все же недооценивать данный комплекс, как это имеет место среди тех, кто воспринимает детей в розовом свете. Надо полагать, что подобное видение Фрейдом Эдипова комплекса является действенным как в исследовательском, так и терапевтическом плане. В исследовательском плане оно предполагает дальнейшее осмысление и переосмысление содержательной стороны Эдипова комплекса, что, впрочем, нашло свое отражение в работах тех представителей различных психоаналитических направлений, в рамках которых предлагалось несколько иное, отличное от Фрейда, толкование данного комплекса, основанное, в частности, на том, что Эдип по незнанию убил своего отца и женился на своей матери. Кстати сказать, Фрейд не оставил без внимания подобные аргументы, «подрывающие» его понимание сути Эдипова комплекса. В связи с этим он замечал: «Незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание; и убеждающая сила пророчества, которое делает или должно сделать героя невиновным, является признанием неизбежности судьбы, которая приговорила каждого сына пережить Эдипов комплекс» [21. С. 115]. В терапевтическом плане обращение внимания на историю психосексуального развития человека, включая предэдипальные и эдипал ьные отношения, может не только внести вклад в практику психоанализа, но и способствовать нахождению путей оздоровления внутрисемейной обстановки, нередко ведущей к возникновению внутриличностных конфликтов. Как замечал в свое время Фрейд, признание Эдипова комплекса «стало тем шибболетом (паролем), по которому можно отличить сторонников психоанализа и его противников» [22. С. 84]. В конечном счете «открытие» Эдипова комплекса рассматривалось Фрейдом в качестве наиболее важного и су-
щественного достижения психоаналитической мысли? В одной из своих последних работ он подчеркивал: «Я ос-; мелюсь сказать, что если бы психоанализ не мог похваста-i ться никаким иным достижением, кроме открытия подави ленного Эдипова комплекса, лишь одно это давало бы емуч право быть включенным^ в разряд выдающихся достиже-ч ний человечества» {23. С. 116]. Полагаю, что предшествующее рассмотрение Фрейдов-» ского понимания Эдипова комплекса позволяет пристук пить к освещению важных вопросов, связанных с психоа-J налитическим видением истоков возникновения неврозов и возможностей, присущих аналитической терапии. Pac-t крытию этих вопросов как раз и посвящается следующий раздел данной работы. Глава 13
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |