Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛейбинВ. М. 10 % признали, что в их сновидениях имели место вершенные инцестуозные связи






10 % признали, что в их сновидениях имели место вершенные инцестуозные связи. Чаще всего кровно-род| ственные сексуальные акты проходили между отцом и дс ' черью, сыном и матерью, братом и сестрой и другими [ ственниками противоположного пола. Во многих случа отраженные в сновидениях инцестуозные связи осуществ-| лялись на добровольной основе, без какого-либо насилия] со стороны взрослых.

Подобного рода сновидения вызывали различного! рода ощущения и переживания. Нередко они сопровожда-f лись такими двойственными чувствами, когда одновре< менно возникало ощущение стыда и в то же время испы-Я тывалось удовлетворение. Типичным в этом отношении! является сновидение, описанное одной девушкой: «Да, у! меня были сны о кровосмесительных связях с отцом. Даже | это было не так давно. Но я не помню, потому что cm были кратковременными и неясными. Когда я увидела та-j кой сон в первый раз, то была в шоковом состоянии, и мне было противно, стыдно. Я не понимала, как такое может4! присниться мне. Когда этот сон снился мне еще несколько! раз, то у меня оставался неприятный осадок на весь день. ] И самое ужасное, что я испытывала сексуальное возбужден ние или даже разрядку, от которой просыпалась».

Сновидения инцестуозного характера могут вызыват шоковое состояние и восприниматься как нечто постыди ное. Вот что пишет по этому поводу девушка, увидевшая 1 сновидении то, что вроде бы никак не может быть соотне^| сено с реальностью: «Где-то в возрасте 14 лет (я могу ошит| баться) я видела сон, касающийся инцеста. После него! было странное чувство, так как его нельзя было соотнести! с фантазией, а связать с реальностью было страшно, снился половой акт с отцом, мама находилась рядом, но на ее лице не было ни страха, ни осуждения, ни беспокойст-| ва. Сцена была немая, но я чувствовала, что мама сама| способствовала этому и даже пыталась внести свои кор- \ рективы. Я попыталась забыть этот сон, и это мне удалось,; так как он был мимолетным и менее колоритным, чем те сны, которые я обычно вижу».

Приведу несколько выдержек из описания сновиде-" ний девушек: «Мне приснился сон, что мы с папой любов­ники и всячески пытаемся это скрыть от мамы». «Один раз ' был яркий, очень чувствительный сон. Я долго занималась чудесным сексом с мужчиной, и это в конце концов ока-


зался мой отец». «Вдруг сейчас пришел на ум сон, в кото­ром я была любовницей моего отца». «Мне как-то при­снился сон, где я вступила в сексуальный контакт с от­цом». «Где-то совсем недавно, полгода тому назад, а может быть, и больше, мне приснилось, что я вступила с отцом в половую связь. Об этом сне я никому не рассказывала. Я даже не стала его анализировать и постаралась быстрее за­быть». «Сон с инцестом приснился мне, по-моему, один раз. Это было в возрасте 21 года. Причем это был отврати­тельный сон, и отец в нем был отвратительным. По рас­сказам подруги, я разговаривала во сне и громко спраши­вала: «Ой, что это у меня?». Через три недели я узнала, что беременна, и мне пришлось сделать аборт».

Сновидения юношей: «Один раз мне приснилось, что я совокуплялся со своей матерью. Это было у нас дома на постели, где она спала с отцом. Ощущение было настолько сильным и полным, что привело к оргазму. Я проснулся среди ночи в недоумении и с чувством стыда». «В сновиде­ниях однозначно снился половой акт с матерью, неодно­кратно снилось, что я на ней женюсь».

Однако не во всех сновидениях инцестуозного ха­рактера воспроизводятся те или иные сюжеты, связан­ные с добровольным желанием детей вступить в интим­ную близость со своими родителями. В сновидениях де­вушек могут находить отражение такие сцены, в кото­рых совершается насилие над ними со стороны взрос­лых. Одно из подобных воспоминаний включает следу­ющую сцену: «Мне запомнился один кошмарный сон, когда меня, маленькую девочку, насилует мой же собст­венный отец. Все это происходило на лугу среди коров. Позже и отец превратился в огромного тяжелого быка. Это было настолько омерзительно для меня, что я до сих пор не могу думать об этом спокойно». «Сны были в основном про угрозу изнасилования, и отец в них высту­пал в качестве отца, но отсутствующего именно в мо­мент угрозы от других лиц».

Имеются и такого рода сновидения, когда сексуаль­ные отношения осуществляются между родственниками одного и того же пола, что вызывает подчас у сновидящих еще большее недоумение, чем интимная близость между отцом и дочерью, матерью и сыном. «Один раз мне при­снился сон. Я была в близких отношениях со своей ма­мой. Когда я проснулась утром, мне стало жутко от это-


 



16»



го». «Сны об инцесте я не видела, если имеется в виду отец. Но однажды мне приснился половой акт с мамой в мужском обличий».

25 % студентов сообщили, что сновидения инцестуоз-ного характера шокируют их, порождают страх, вызывают чувства стыда или отвращения. Воспоминания о подобных сновидениях являлись тягостными, приводящими к мучи­тельным переживаниям. В большинстве случаев это имело место тогда, когда в сновидениях девушек присутствовали сцены их насилия со стороны отца, дяди, незнакомого муж­чины, лицом или поведением напоминающего какого-ли­бо родственника, и даже со стороны земного животного или фантастического, космического персонажа, в обличий которого обнаруживались черты близких людей.

Воспроизводя в своих сочинениях сновидения инце-стуозного характера, большинство студентов описывали испытываемые ими чувства страха, стыда, неловкости, беспокойства. Насилие со стороны отца или близких лиц вызывало, как правило, страх. Инцестуозная связь без на­силия переживалась не так остро, но сопровождалась ощу­щением дискомфорта, так как инцест часто воспринимал­ся в качестве аморального деяния. «Во сне мне казалось, что в кровати со мной спит не муж, а отец. Я вскакивала. Мне было противно. Я никогда не испытывала сексуаль­ных чувств к нему, к отцу». «Я видела довольно много снов инцестуозного содержания. Каждый раз, когда я видела такой сон, чувство острого стыда и раскаяния долго не по­кидало меня наяву».

Однако следует иметь в виду, что не все студенты вос­принимали свои сновидения инцестуозного характера как тяжелую драму, вызывающую мучительные пережи­вания. Не все из них испытывали шок или негативные чувства от проявившихся во сне сексуальных влечений или имевшей место интимной близости между ними и ро­дителями.

5 % студентов сообщили, что они не испытывали угры­зений совести по поводу инцестуозных снов. Правда, не­льзя сказать, что интимные отношения между ними и ро­дителями рассматривались в качестве некой нормы. И тем не менее инцест не расценивался ими в качестве патоло­гии, способной привести к психическому расстройству. Во всяком случае студенты не делали из этого никакой трагедии, не предавались самобичеванию, не отмечали в


себе укоров совести. Описывая свои сновидения, они фиксировали происшедшее как то, что имело место быть, и не осуждали себя за поведение, которое многими людь­ми расценивается как безнравственное.

Примерами такого отношения студентов к инцесту-озным связям в сновидениях могут служить следующие описания. «Честно говоря, я не считаю кровосмеситель­ную связь безнравственной». «Однажды, не так давно мне приснился довольно странный сон. Смысл в том, что я за­нималась любовью со своим дядей, братом матери <...> После этого сна у меня не было чувства неприязни или смятения». «Сейчас я не испытываю чувства угрызения совести по поводу того, что мне приснилось. Но мне не­много стыдно, как нашкодившему ребенку, которого мама застала за запрещенным занятием <...> Я не пони­маю, почему это не вызвало во мне угрызений совести, ужаса, хотя в силу чувствительности это должно было произойти». «У меня были сновидения, связанные с кро­восмесительными связями. Правда, в роли отца был дру­гой мужчина, но я точно знаю, что этот мужчина был па­пой <...> Проснувшись утром, я не испытывала ка­ких-либо угрызений совести».

Помимо сновидений инцестуозного характера у ряда студентов имели место инцестуозные влечения и желания, дававшие о себе знать наяву. Во всяком случае 22 % сту­дентов сообщили о том, что в различные годы они испыта­ли инцестуозные желания. Большинство из них хотело иметь близость или со своими родителями, или со своими ближайшими родственниками. Это относилось в равной мере как к юношам, так и к девушкам.

Нередко возникновению инцестуозных желаний пред­шествовали различные жизненные ситуации, связанные, как правило, с тем, что дети видели обнаженных родите­лей, были свидетелями их интимной близости или догады­вались о происходящем в спальне взрослых. Так, в одном из сочинений по этому поводу юноша подчеркнул:

«В детстве, в возрасте около десяти лет ночью мне довелось зайти в спальню к родителям, где я увидел их занимающихся сек­сом. Мое появление было весьма неожиданным, но отец среагиро­вал моментально и выпихнул меня за дверь, закрыв ее. Этот инци­дент, возможно, побудил меня к какой-то зависти. Это была наив­ная зависть ребенка, достаточно легкая по форме, но пробудив­шая, очевидно, в дальнейшем фривольные мечтания к обладанию женщиной старшего возраста, но отнюдь не матерью. Эти желания


 




относились часто к старшим по возрасту двоюродным сестрам. Всегда хотелось увидеть их в обнаженном виде, а затем и иметь их, при этом заласкав их почти до состояния безумия <...> Угрызений • совести от того, что я хотел трахнуть своих двоюродных сестер, ни- ' когда не испытывал, а даже подозреваю, что одна из них была даже очень этому рада. Мне всегда казалось, что она хотела, чтобы я ее изнасиловал».

Приведу еще несколько высказываний студентов, свя­занных с пробуждением или усилением их сексуальных влечений и желаний.

«Фантазии о кровосмесительных связях возникли в детстве, когда однажды наблюдала коитус родителей. Было состояние удив­ления и страха. Потом появилось какое-то неосознанное желание, которое мучило еще больше, так как религиозное воспитание дава­ло о себе знать». Еще одно воспоминание: «Однажды я увидел свою мать, спящей на заправленной кровати в халате, под которым не '. было ничего (это видно было во многих местах). Я не могу вспом­нить какой-либо фантазии. Единственное, что я помню, так это то,: что данная картина вызвала у меня половое возбуждение и после на­всегда осталась перед глазами. Я помню ее и сейчас». Или такое вос­поминание: «Были фантазии инцестуозного характера. Когда они появлялись в юности, я блокировала их. Но теперь я не боюсь вспо­минать, хотя и стыдно. Я помню эрегированный член моего отца.: Вероятно, с тех пор я замечаю мою любовь к фаллосу. Крылатый: фаллос — это замечательно».

И еще воспоминание: «Лето. Жарко. Мне 14 лет. Все ходим по дому полуголые. Папа ходит в одних плавках, которые в некоторых местах просвечивают. В общем, я увидела те места, которые обычно скрывают. Это было притягивающее зрелище. Мне было стыдно, но глаза все равно притягивались к пенису отца. Мне даже кажется, что меня поразила мысль: у отца, все как у всех мужчин. Он был для меня как бесполое существо».

Пробуждение сексуальных влечений в период половой зрелости понятно и объяснимо. Но, как показывают сви­детельства, исследовательский интерес ребенка к родите­лю противоположного пола имеет место в раннем возрасте и может сопровождаться невинными играми, носящими сексуальный характер. Иллюстрацией последнего поло­жения служит воспоминание одной студентки:

«Я помню сексуальное влечение к своему отцу позже, прибли­зительно лет с шести. Меня привозили к нему в гости и оставляли с ним наедине целый день. Я придумывала игры, и мы подолгу игра­ли. Самая интересная и любимая игра в доктора и больного. Я мед­ленно, постепенно раздевала его, снимала одну вещь за другой, что вызывало у меня довольно яркое сексуальное возбуждение».

Надо сказать, что сексуальное любопытство ребенка в раннем детстве распространяется не только на его сверст­ников, но и на родителей. При этом подобное любопытст-


во нередко приобретает инцестуозный характер. Именно об этом сообщается в одном из сочинений, принадлежа­щем перу девушки:

«Меня всегда интересовала мысль, а что же у папы в штанах. И я не упускала ни одной возможности подсмотреть это или пощупать это, когда сидела на отцовских коленях (впрочем на дедушкиных коленях тоже)».

Первоначальный толчок к сексуальным фантазиям инцестуозного характера ребенок может получить не толь­ко в своей семье, но и за ее пределами. Подчас это может быть связано с травмирующими ситуациями, выходящи­ми за рамки семейного воспитания. В одном из сочинений студентка поведала об имевшемся в ее детстве инциденте:

«В 10—12 лет произошел неприятный случай. Я возвращалась из школы, и в подъезде меня напугал мужчина. Он вращал своими гениталиями и подзывал меня. Я была очень напугана, вбежала в квартиру. Дома был папа. По обрывочным фразам он догадался обо всем и выбежал из дома, попытавшись поймать напугавшего меня мужчину. После этого к отцу было большое уважение — он мой за­щитник. Позже я пыталась в фантазии представить отца обнажен­ным».

Бывает и так, что инцестуозные сексуальные влечения порождают страх у ребенка, который может воспринимать одного из своих родителей в качестве потенциального на­сильника. В этом случае фантазия и реальность настолько переплетаются друг с другом, что подавленное влечение ребенка и его страх перед возможным насилием способны оказывать на него столь значительное воздействие, что он, сам не в состоянии понять происходящее. В одном из со­чинений студентка описала нечто похожее, имевшее место в ее детстве:

«Вспоминается случай, происшедший со мной в 10—13 лет; Мы с отцом пошли гулять в лес. Шли спокойно, беседовали. Отец пред­ложил мне пройтись подальше. Потом он просто поднял какую-то палку. И вдруг мне в голову пришла мысль о том, что он решил заве­сти меня подальше в лес, изнасиловать и убить. И тогда я убежала от него. Бежала и оглядывалась. Потом укоряла себя за эти ничем не обоснованные подозрения».

Уже обращалось внимание на то обстоятельство, что инцестуозные сновидения могут сопровождаться чувства­ми вины и растерянностью. Положение усугубляется в том случае, если в сновидении находит отражение сцена бли­зости с родителем одного и того же пола с ребенком. Но еще большое недоумение возникает тогда, когда ребенок


 




испытывает влечение к родителю одного с ним пола не в! сновидении, а наяву. Подобное сексуальное влечение и| желание чаще всего сопровождается мучительными воп­росами о возможной патологии и приводит к глубоким пе-{ реживаниям. Именно о таких переживаниях сообщалось i одном из сочинений:

«У меня было влечение к маме. В то время меня мучило то, что 5 это не нормально. Я страдала от этого больше, чем от того, что мне J ранее нравился отец (хотя сейчас он мне тоже нравится). К тому вре­мени со мной была проведена беседа о взаимоотношениях между i мужчиной и женщиной. И это еще больше усугубило мое положе-; ние. Я мучилась мыслью отом, что влечение кженщине, тем более к моей маме, просто не нормально».

Проведенное мной исследование показывает, что в! процентном отношении инцестуозные влечения и жела- i ния примерно одинаковы, как у юношей, так и у девушек.; Однако они могут различаться между собой по содержа-; нию фантазий.

У девушек инцестуозные желания часто окрашены в романтические тона, способствующие переносу неосоз­нанных влечений с одного объекта на другой. В одном из сочинений это было выражено следующим образом.

«Эротических фантазий в отношении отца не возникало, хотя,; случайно увидев его обнаженным, получила определенный «шок», который дал толчок к эротическим фантазиям. Объектом фантазий был вымышленный герой из исторического романа».

Кстати сказать, сексуальные желания подобного рода находят свое отражение и в сновидениях, сюжеты которых насыщены романтикой. Любопытное описание содержа­лось в одном из воспоминаний девушки:

«У меня почему-то сразу возникла ассоциация с моим сном, в котором мне снилось, что я — мужчина, молодой, красивый ры­царь из средневековья. Мне понравилась очень красивая девушка, и я захотел с ней близости. Я гонюсь за ней подлинным коридорам замка, догоняю, загоняю в угол, валю на каменный пол, понимаю, что хочу ее, но у меня в голове возникает мысль, что я не знаю, как делать конкретно, что это в первый раз. У меня паника — и я про­сыпаюсь».

Инцестуозные желания девушек могут быть скрытыми или явными, непосредственно направленными на отца. При этом нередко девушки испытывают чувство стыда или боятся своих фантазий.

«Бесспорно, 6Uj1H мысли о кровосмешении, — отмечалось в од­ном из сочинений, — но эти мысли, кажется, всегда, по крайней


мере в большинстве случаев, оставляли неприятный осадок, воз­можно, из-за нравственных устоев». Однако объектом сексуальных желаний и фантазий девушек может быть не только отец, но и такие родственные фигуры, как родной, двоюродный брат или дядя. В ча­стности, в одном сочинении отмечалось: «У меня были фантазии на тему кровосмесительных связей. Были, сознательные фантазии о половом акте с родным младшим братом».

У юношей инцестуозные желания часто соотносятся с матерью. Причем, в некоторых сочинениях об этом со­общалось не только предельно откровенно, но и без вся­кой романтики, о чем свидетельствуют следующие при­меры:

«В фантазиях я всегда занимался сексом с матерью». «Лет в че­тырнадцать при мастурбации я представлял, что занимаюсь сексом со своей матерью, и это вызывало у меня эякуляцию». «Мне было 13 или 14 лет. Я испытал сильное возбуждение после того, как лю­бовник вышел из комнаты моей матери. Я не видел, что там проис­ходило, но догадывался. Я думал отом, чтобы мать дала мне. Что ей жалко!».

Нельзя сказать, что подобное описание инцестуозных влечений сына к матери встречалось в воспоминаниях буквально всех юношей. Часть студентов более сдержанно и не столь откровенно делились воспоминаниями о своих взаимоотношениях с матерью. Некоторые из них прибега­ли к эзоповскому языку.

«Когда я был в возрасте 5—6 лет, — отмечал один студент, — у меня была сильная привязанность к матери. Это было очень силь­ное чувство». «Был страх, связанный с тем, — признавался другой юноша, — что кто-нибудь узнает, что между мной и матерью суще­ствует нечто такое, о чем нельзя говорить и что во многом определя­ет наши отношения».

Весьма характерно и то, что в сновидениях подобные мотивы могут отражаться в более скрытой форме, в то вре­мя как наяву они выражены отчетливо и прямолинейно. Типичным примером в этом отношении может служить такое воспоминание юноши:

«Мать я, конечно, любил, но уже в пять лет было и некое жела­ние овладеть ею, как мужчина. Когда мне снился сон, что красивая ведьма прижимает меня к своей груди, а я боялся и очень хотел ее, то я спрашивал: «Ты не съешь меня, ты любишь меня?» А после я боял­ся смотреть матери в глаза».

Стоит, пожалуй, отметить и то обстоятельство, что на­ряду с разнообразными причинами возникновения раз­личного рода конфликтов в еемьях имеются и такие, кото­рые непосредственно сопряжены с инцестуозными жела-


 




ниями как детей, так и взрослых. И если возникшие конф­ликты завершаются разводом родителей, то это может вы­зывать у детей чувство вины независимо от того, воспри­нимается ли инцестуозность в качестве основного или со­путствующего обстоятельстра, приведшего к подобному финалу. Характерным в этом отношении является пере­живание девушки, воспроизведенное в одном из студенче­ских сочинений:

«В возрасте около 18 лет я заметила, что отец «заинтересовался» мною. Было чувство страха и отвращения к отцу. Я никому не могла рассказать об этом. Я была поражена, что мама не замечает этого. Все закончилось конфликтом с отцом из-за инцестуозных проблем. Я с ним не разговаривала. Вскоре он разошелся с матерью. Я испы­тывала чувство вины перед мамой, как будто подтолкнула этот раз­вод, хотя изначально вся их жизнь не была счастливой, и это был не первый уход отца из семьи».

Проведенное исследование показало, что инцестуоз-ные сновидения, фантазии и нереализованные желания имеют место у значительной части студентов. В процен­тном отношении количество тех студентов, которые со­общили о своих инцестуозных снах, фантазиях и влече­ниях, не намного меньше количества студентов, кото­рые или вообще отрицали наличие у себя подобных «не­пристойных» мыслей и желаний, или не могли, точнее, не хотели вспоминать ничего из того, что связано с ин-цестуозностью. Значительно меньше было сочинений, авторы которых упоминали о реальных инцестуозных отношениях.

3 % студентов сообщили о том, что в их жизни имели место реальные сексуальные отношения инцестуозного характера. Чаще всего речь шла как о соблазнении, так и насилии над детьми со стороны взрослых родителей и род­ственников или более старших детей. Вот как описывался подобный случай в одном из сочинений:

«Когда мне было около шести лет, меня соблазнил сын жены моего дяди. Тогда я не понимала, что происходит. Все было ужасно. Я столько плачу из-за этого. Тогда я побоялась рассказать все маме, а теперь просто не могу этого сделать. Недавно мне приснилось, что он приехал в Москву и стал говорить всем моим знакомым, что я шлюха и что я сама его соблазнила. Я плакала, оправдывалась, но мне никто не верил». Еще один неординарный случай: «У меня есть брат, он на два года Младше меня. В детстве он был очень милым ма­льчиком. Я все время командовала им: Однажды, когда мы валялись с ним на кровати (думаю, мне было тогда шесть лет, а ему четыре года), я заставила брата сделать то, что делали родители между со-


бой. Помню, что брат сопротивлялся, не хотел, но я заставила его это сделать».

Иногда сексуальные отношения между родственника­ми осуществлялись на добровольной основе, по обоюдно­му согласию. Некоторые студенты сообщали о том, что, несмотря на осознание греховности, их страсть была столь сильной и непреодолимой, что они ничего не могли поде­лать со своими влечениями.

«У меня, — делилась воспоминаниями одна студентка, — была кровосмесительная связь с моим двоюродным братом. Я и он пони­мали умом, что не должны встречаться, но это было выше нас. Мы могли не видеться несколько лет, но при первой же встрече возни­кали определенные желания и притяжения, побороть которые не всегда удавалось».

В некоторых сочинениях описывались сцены того, как отчим склонял падчерицу к сексуальным отношениям, прибегая к силе или обольщению. Сошлюсь на один из по­добных примеров:

«У отчима (в то время ему было около шестидесяти лет) болел желудок, и, когда мамы не было дома, он просил меня лечь к нему на кровать и погреть его своим телом. Он лапал меня везде, а я бо­ялась сказать ему слово, но втайне радовалась, когда он звал меня к себе. Мне он делал очень приятно, но я чувствовала себя страш­ной грешницей и все рассказала маме. Мама все простила ему. И я не могла понять, как же так? Я не могла ему простить за то, что он совратил меня. С тех пор и до сегодняшнего дня я возненавидела его».

Инцест, находящий свое отражение в сновидениях, фантазиях, нереализованных желаниях или в реальной жизни, — одна из составляющих Эдипова комплекса. Дру­гой его составляющей является отцеубийство в узком смысле этого слова и желание смерти своим родителям, братьям, сестрам, родственникам в более широком смыс­ле. Проведенное исследование свидетельствует о том, что мотивы отцеубийства или желания смерти близким людям при всем своем первоначальном неприятии оказываются актуальными, повторяющимися, имеющими место как в сновидениях, так и наяву.

7. Желание смерти родителям и психологический климат в семье

В проведенном исследовании 65 % студентов сообщи­ли о том, что в своих сновидениях видели сны естествен-


 




ной. или насильственной смерти родителей или близких! людей Большинство из них описывали свои переживания! по этому поводу, будь то страх остаться без родителей или1 чувство вины за «дурные» помыслы.

Типичными в этом отношении являлись сновидения ■ или «преступные» мысли, редко выражаемые вслух, но; чаще всего сохраняемые в глубине души:

«Мне не раз снились сновидения о смерти кого-то из близких.; Почти всегда они вызывали у меня чувство смятения, причем на до-| статочно долгий период».

Еще одно воспоминание девушки:

«Я никогда не желала смерти близким мне людям. Но однажды во время болезни мне приснился сон. Я лежу с бабушкой на кровати из кирпича. Бабушка спит, а я никак не могу заснуть. Вдруг в окне. | появилась голова человека, который лез по веревке. Я понимаю, что | это грабитель. Лица человека не вижу, так как он одет в комбинезон с капюшоном, закрывающим лицо. Я беру кирпич и со всей силы ] бью человека по голове. Откидываю капюшон. Оказывается, граби­тель — сестра моего дедушки. Сестра дедушки срывается с веревки, и сон заканчивается».

Или такое воспоминание:

«Помню, что мне однажды приснился сон, что моя мать умерла. Моя мама очень полная, и меня иногда занимал вопрос о том, что ей трудно будет подобрать гроб. Во сне все обязанности, связанные с похоронами, были возложены на меня. Проснулась с плачем. Было | очень страшно».

У 5 % студентов имелись сновидения, в которых они сами убивали своих родителей. Чаще сын убивал своего отца или дочь убивала свою мать. Однако сообщалось и о таких сновидениях, в которых сын убивал свою мать или дочь — отца. Убиение во сне родителей могло сопровожда­ться различного рода переживаниями: от недоумения до испуга, от злорадства до растерянности, от незначитель­ного беспокойства до ощущения вины. Так, в одном из со­чинений отмечалось:

«И вот в 15 лет мне приснился сон, что я убиваю отца. Н6, убив его, мне тут же становится жалко его, как будто я сама испы­тала ту же боль от выстрела. Потом я часто думала о том, что, если бы бтец умер, все было бы иначе. Но я тут же отгоняла эту мысль от себя».

Не все сновидения подобного рода вызывали у студен­тов чувства сожаления, досады или вины. Имелись и такие сновидения, в которых отцеубийство вообще не сопро­вождалось какими-либо негативными эмоциями. В част-


ности, в одном из сочинений описывалось такое сновиде­ние:

«Однажды мне приснилось, что я долго бежал по лестнице вверх. За мной гнались люди, и, забежав на чердак, я обнаружил, что бежать больше некуда. В этот момент я увидел, что на чердак входит мой отец, который был одним из гнавшихся за мной людей. Я схва­тил тяжелый металлический карданный вал, размахнулся, им как палицей, и проломил отцу череп. После чего мне было неприятно, так как, проснувшись, я не чувствовал никакого стыда. Дескать, нет стыда — и не надо».

15 % студентов желали смерти своим родителям и близким людям не во сне, а наяву. Описывая свои отноше­ния с ними, они прямо заявляли о том, что порой в их жиз­ни наступали такие моменты, когда они хотели бы, чтобы один из родителей или близких людей ушел в мир иной. Причем речь могла идти как о естественной смерти роди­телей и близких, так и о насильственной их смерти, осуще­ствляемой со стороны детей.

Если речь шла о желании скорейшей ненасильствен­ной смерти близкого человека, то это могло быть связано со стремлением избавиться от ненужных хлопот, связан­ных, скажем, с болезнью или со старостью. Но и в этом случае желание смерти близкому человеку чаще всего вы­зывало двойственные чувства, сопровождавшиеся после­дующим стыдом и раскаянием. Чувства стыда и раскаяния за «греховные» мысли могли порождать сильнейшие пере­живания и потрясения, если вдруг желания смерти неожи­данно воплощались в реальность. Об этом наглядно свиде­тельствует воспоминание, воспроизведенное одной де­вушкой:

«Моя бабушка была вполне здоровой женщиной, но мы с ней были в плохих отношениях. Когда ее внезапно парализовало, я по­думала: «Было бы здорово, если бы она умерла». На следующий день она умерла. Конечно, я испытывала угрызение совести. Мне и сей­час тяжело писать об этом. Мне стыдно, стыдно, стыдно и плохо от этого».

Такое желание детей по отношению к родителям воз­никало по двум причинам.

Первая причина была связана с тем, что дети не могли найти общего языка с родителями, требования, наставле­ния и грубое поведение которых вызывало негативную ре­акцию, порождавшую злобу и агрессивность.

«Я желала смерти и матери и отцу, — писала по этому поводу одна студентка. Родители очень раздражали меня, и я ненавидела


 




отца за те унижения, которые он допускал по отношению ко мне,
применяя физическую силу. Матери я не желала смерти так сильно.
Она раздражала меня, и я была очень агрессивна по отношению к
ней»..

Или еще одно признание:

«Иногда возникало желание смерти отцу, так как я считала его источником всех своих бед».

А вот сообщение студентки, сопровождавшееся ее внутренними переживаниями:

«После того, как я желала родителям смерти, я испытывала уг­
рызения совести из-за того, что их обидела, так как в мыслях не же­
лала смерти серьезно. Пожелание смерти вслух, по-моему, это свое­
го рода самозащита во время ссор».,

Переживания подобного рода являются типичными, поскольку мысли о смерти родителей и желание их смерти часто вызывают последующее угрызение совести и раскаяние. Так, в одном из сочинений подчеркива­лось:

«У меня много раз возникало желание убить мать. Несколько раз я чуть не сделала это, но в последний момент всегда останавли­валась, потому что в эти моменты она всегда казалась мне такой жалкой и беспомощной, что начинало щемить в груди. Потом я все­гда испытывала чувство вины перед ней, хотя очень редко я ей это показывала».

Вторая причина непосредственно связана с Эдиповым комплексом. Автор одного из сочинений написала буква­льно следующее:

«Иногда мне хочется, чтобы моя мама умерла, надолго уехала, исчезла. Я гоню такие мысли от себя, но мы с папой так хорошо жи­вем, когда мама уезжает в командировку на три-четыре дня».

А вот признание одного юноши в своих двойственных чувствах к отцу:

«Иногда я ощущаю в себе Эдипов комплекс, то есть хочу убить своего отца, так как он сволочь, но я не собираюсь жениться на своей матери, поскольку я вообще не хочу жениться. Правда, иногда я не хочу убивать своего отца, хотя он бывает отменной сволочью. Порой он даже нравится мне: крутой, умный».

Одним словом, сновидения, фантазии, бессознатель­ные, а Подчас и осознанные желания, в которых находят свое отражение сцены инцестуозности и отцеубийства, не столь уж редкие явления в жизни людей, как это может по­казаться на первый взгляд тем, кому в силу нравственных установок или соответствующих рационализации Эдипов комплекс представляется чем-то кощунственным и лично


неприемлемым. Анализ материала, почерпнутого не из клиники, а из исследования, проведенного среди норма­льных людей — студентов московских средних и высших учебных заведений, — показывает, что независимо оттого, признается Эдипов комплекс или нет, в действительности во многих семьях складываются такие отношения между роди­телями и детьми, когда мотивы инцестуозности и отцеубий­ства в прямой или опосредованной форме вплетаются в кон­текст сновидений и видений наяву.

На примере данного исследования ранее было пока­зано, как ив какой форме могут проявляться чувства рев­ности, враждебности и ненависти, возникающие между братьями и сестрами на почве утраты заботы и любви со стороны родителей, когда Эдипов комплекс перерастает в семейный комплекс. Если соотнести подобного рода переживания детей с теми внутриличностными ошибка­ми, которые возникают на основе того, что в психоанали­зе именуется Эдиповым комплексом, то можно предста­вить всю сложность и тяжесть борьбы, выпадающую на долю ребенка в процессе его психосексуального разви­тия. Во всяком случае вряд ли приходится сомневаться в том, что бессознательные чувства эротической нежности и привязанности, враждебности и ненависти зарождают­ся в раннем детстве и нередко сохраняются у человека на всю оставшуюся жизнь.

Результаты исследования показали, что в своем психо­
сексуальном развитии далеко не всем детям удается благо­
получно разрешить те многочисленные проблемы, кото­
рые связаны с внутрисемейными отношениями. Во вся­
ком случае примерно 80 % процентов студентов сообщили
о конфликтных ситуациях в семье, о враждебности по от­
ношению к братьям и сестрам, об отсутствии ласки и неж­
ности со стороны взрослых, о ненависти к своим родите­
лям, о том непонимании, которое имеет место между раз­
личными членами семьи. *

В большинстве случаев именно неблагополучный психо­логический климат в семье ведет к различного рода эмоцио­нальным переживаниям, проявляющимся в раннем детстве и ведущим впоследствии к психическим срывам и надломам. В одном из студенческих сочинений эта простая истина была отражена в поэтической форме:


 




Как трудно вспоминать мне детство Не помню нежных чувств ни к маме, ни к отцу, Росла без ласки я, как маленький подснежник В холодном и заброшенном саду. В другом сочинении, в котором была описана атмо­сфера враждебности между всеми членами семьи и общая, обстановка ненависти в доме, выражалось беспокойство,,; по поводу того, что такой неблагополучный семейный климат служит питательной почвой для порождения лю- { дей, способных к насилию и убийству. «То, что проявляет­ся у родителей вовне, передается детям внутрь, и никуда от этого разлома не деться <...> Ненависть между двумя раз­растается до ненависти ко всем людям, ко всему миру*.

Подробное рассмотрение того, как и в какой степени неблагополучный психологический климат в семье ока-, зывает разрушающее воздействие на психику ребенка, не входит в задачу данной работы. В контексте обсужда­емых проблем достаточно подчеркнуть, что внутрисе­мейные проблемы и конфликты не в последнюю очередь я связаны с инфантильными переживаниями, возникшими | на почве детстко-родительских отношений, включая и те, которые обозначены в психоанализе в качестве Эдипова комплекса.

Разумеется, нет необходимости сводить все дет-ско-родительские отношения к Эдипову комплексу. Кстати сказать, несмотря на расхожие представления о том, что Фрейд рассматривал человека исключительно через призму данного комплекса, не стоит сбрасывать со счета то обстоятельство, в соответствии с которым осно­вателю психоанализа приходилось придавать столь боль-, шое значение данной проблематике только" потому, что \ другие вообще не обращали на нее никакого внимания. Поэтому, понимая мотивы неприятия многими людьми" Эдипова комплекса как такового, быть может, следует более терпимо относиться к тем идеям, которые были вы­двинуты в рамках классического психоанализа в качестве эвристически приемлемых гипотез, открывающих новое, нетрадиционное видение внутриличностных конфлик­тов.

В этом отношении следует обратить внимание на то «обстоятельство, что Фрейд не собирался утверждать, будто $ Эдипов комплекс исчерпывает все многообразие связей ~$


детей с родителями. Он исходил из того положения, со­гласно которому данный комплекс может иметь различ­ную степень выражения, претерпевать изменения, вплоть до противоположных оттенков. Однако, как считал осно­ватель психоанализа, Эдипов комплекс является постоян­ным и существенным фактором душевной жизни ребенка, и, следовательно, не прибегая к переоценке его, не следует все же недооценивать данный комплекс, как это имеет место среди тех, кто воспринимает детей в розовом свете.

Надо полагать, что подобное видение Фрейдом Эдипо­ва комплекса является действенным как в исследователь­ском, так и терапевтическом плане.

В исследовательском плане оно предполагает даль­нейшее осмысление и переосмысление содержательной стороны Эдипова комплекса, что, впрочем, нашло свое отражение в работах тех представителей различных пси­хоаналитических направлений, в рамках которых пред­лагалось несколько иное, отличное от Фрейда, толкова­ние данного комплекса, основанное, в частности, на том, что Эдип по незнанию убил своего отца и женился на своей матери. Кстати сказать, Фрейд не оставил без внимания подобные аргументы, «подрывающие» его по­нимание сути Эдипова комплекса. В связи с этим он за­мечал: «Незнание Эдипа является правдоподобным изображением бессознательного состояния, в которое для взрослых погрузилось это переживание; и убеждаю­щая сила пророчества, которое делает или должно сде­лать героя невиновным, является признанием неизбеж­ности судьбы, которая приговорила каждого сына пере­жить Эдипов комплекс» [21. С. 115].

В терапевтическом плане обращение внимания на историю психосексуального развития человека, вклю­чая предэдипальные и эдипал ьные отношения, может не только внести вклад в практику психоанализа, но и спо­собствовать нахождению путей оздоровления внутрисе­мейной обстановки, нередко ведущей к возникновению внутриличностных конфликтов. Как замечал в свое вре­мя Фрейд, признание Эдипова комплекса «стало тем шибболетом (паролем), по которому можно отличить сторонников психоанализа и его противников» [22.

С. 84].

В конечном счете «открытие» Эдипова комплекса рас­сматривалось Фрейдом в качестве наиболее важного и су-


 




щественного достижения психоаналитической мысли? В одной из своих последних работ он подчеркивал: «Я ос-; мелюсь сказать, что если бы психоанализ не мог похваста-i ться никаким иным достижением, кроме открытия подави ленного Эдипова комплекса, лишь одно это давало бы емуч право быть включенным^ в разряд выдающихся достиже-ч ний человечества» {23. С. 116].

Полагаю, что предшествующее рассмотрение Фрейдов-» ского понимания Эдипова комплекса позволяет пристук пить к освещению важных вопросов, связанных с психоа-J налитическим видением истоков возникновения неврозов и возможностей, присущих аналитической терапии. Pac-t крытию этих вопросов как раз и посвящается следующий раздел данной работы.


Глава 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.