КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позитивный и негативный Эдипов комплекс
При рассмотрении Эдипова комплекса Фрейд отталкивался прежде всего от выдвинутых им представлений о фазах и стадиях психосексуального развития ребенка. Он исходил из того, что на начальной фазе развития первым объектом орального компонента сексуального влечения является материнская грудь. Уже в акте сосания эротический компонент присутствует наряду с влечением к утолению голода. И если вначале они неотделимы друг от друга, то со временем эротический компонент становится самостоятельным, и оральное влечение ребенка оказывается аутоэротическим, ориентированным на его собственное тело. По мере психосексуального развития ребенок отказывается от аутоэротизма, стремится заменить объект собственного тела на посторонний и до наступления латентного периода направляет свой сексуальный исследовательский интерес не столько на материнскую грудь, сколько на мать в целом. Фактически, для ребенка мать становится первым объектом его любви. Причем Фрейд полагал, что к моменту выбора матери в качестве объекта любви ребенок начинает испытывать все те противоречивые чувства, которые позволяют говорить о возникновении у него Эдипова комплекса. Фрейд ссылался на наблюдения за детьми, которые свидетельствуют о том, что Эдипов комплекс появляется у ребенка в период от трех до пяти лет. В это время мальчик может обнаружить особенно сильную эмоциональную привязанность к матери и воспринимать отца как помеху. В свою очередь девочка проявляет кокетство по отношению к своему отцу, выражает нежную привязанность к нему. Дети испытывают удовольствие, когда оказываются наедине с родителем противоположного пола. Часто на вопрос взрослых, с кем бы они хотели быть, мальчик отвечает, что, когда вырастет большим, то непременно женится на своей маме, а девочка говорит, что выйдет замуж только за своего папу. У одних детей эта установка выражена отчетливо и наглядно проявляется в их отношениях с родителями. У других — обнаруживает более сложную картину, когда дети затрудняются сказать, кого они больше любят. Проявление Эдипова'комплекса у детей осложняется тем, что подчас может наблюдаться совершенно противоположная картина. Мальчик может испытывать повышенное чувство нежности не столько к матери, сколько к отцу. Девочка в большей степени привязывается не к отцу, а к матери. Подчас противоположные чувства к родителям оказываются совмещенными. Подобного рода привязанности ребенка к своим родителям не всегда противоречат друг другу и вызывают у ребенка какие-либо серьезные конфликты. Но все это вовсе не означает, что в своем психосексуальном развитии ребенок не сталкивается с Эдиповым комплексом. Согласно Фрейду, бисексуальность, отражающая мужское и женское начало в человеке, приводит к тому, что ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию в своих сексуальных ориентациях. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют то, что основатель психоанализа назвал позитивной формой Эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В про-, цессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный Эдипов комплекс.
С точки зрения основателя психоанализа, амбивалентная, сопровождающаяся одновременной любовью и ненавистью установка к отцу и только нежное, сексуально окрашенное стремление к матери являются для мальчика содержанием простого позитивного Эдипова комплекса. Этот комплекс возникает вследствие усиления, сексуальных желаний мальчика в отношении матери и сознания им того, что отец препятствует реализации его желаний. Аналогичный позитивный Эдипов комплекс наблюдается и у девочек. Он сопровождается тем, что девочка испытывает нежные чувства к своему отцу и имеет амбивалентную, двойственную установку к своей матери! то есть она одновременно любит и ненавидит ее. В целом, позитивный Эдипов комплекс означает любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола. В отличие от позитивного негативный Эдипов комп Позитивный Эдипов комплекс является простым, соответствующим упрощенному, схематичному объяснению отношений в семейном треугольнике мать — ребенок — отец. Однако, как считал Фрейд, в тафм упрощенном виде Эдипов комплекс встречается не так Часто, как можно предположить. Чаще всего имеет ЖеЪто полный Эдипов комплекс, который является двояким — позитивным и негативным. В нем проявляется бисексуальная природа чело-, века. «Все больше и больше, — замечал Фрейд, — открывается значение Эдипова комплекса как центрального феномена сексуального периода, относящегося К раннему детству» [14. С. 543]. В представлении Фрейда перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением Эдипова комплекса. Разрушение и гибель этого комплекса в процессе психосексуального развития ребенка, характеризующегося переходом от фаллической (символизирующей значение пениса) фазы детской сексуальности к ее ла- тентному, скрытому периоду — нормальный путь развития человека. Вытеснение Эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого. Фрейд исходил из того, что Эдипов комплекс как таковой универсален. Каждый человек в своем детстве проходит через эту стадию психосексуального развития. Однако при всей своей универсальности и всеобщности развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. 4. Онтогенез и филогенез Эдипова комплекса С точки зрения Фрейда, исследуя свое собственное тело, мальчик обнаруживает свои гениталии и совершает различного рода манипуляции над ними. Застав мальчика за подобными занятиями, взрослые пытаются отвадить его от дурных привычек. В шутливой или серьезной манере, в мягкой или грубой форма они могут пригрозить ему, что, если и дальше он будет следовать дурным привычкам, то они лишат его определенной части тела, будь то непослушная рука или маленькое достоинство мальчика. Ребенок вряд ли верит в реальную угрозу кастрации, продолжает заниматься мастурбацией, уже скрывая свои невинные шалости от взрослых, и тем не менее невидимый след остается в его душе. Позднее, проявив любопытство по отношению к маме и девочкам, он обнаружит, что они отличаются от него. Отсутствие у них пениса будет соотнесено им с реально совершившейся кастрацией. Ранее услышанная им угроза со стороны родителей или воспитателей возымеет свое действие, и у мальчика появится страх насильственной утраты пениса. Сформировавшаяся Эдиповская установка по отношению к родителям столкнется с появившимся у мальчика страхом кастрации, что поставит под сомнение возможность получения удовольствия на пути проявления соответствующих чувств к своим родителям. Воспринимая девочку как наглядный пример кастрации за непослушание, мальчик боится подобного наказания и готов пожертвовать своей либидозной привязанностью к родительским объектам во имя сохранения своего
пениса. При нормальном психосексуальном развитии конфликт между либидозной привязанностью к родителям и угрозой кастрации завершается отходом ребенка от Эдипова комплекса вследствие нарциссического отношения к своим гениталиям. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводит к отвращению его от Эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом, эротические влечения мальчика частично десексуализируются и сублимируются, то есть переключаются на социально одобренные цели. Происходит приостановление сексуального развития ребенка, что способствует началу латентного периода. В случае идеального осуществления этого процесса Эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Он как бы погибает у мальчика вследствие угрозы кастрации. Однако, если этот комплекс просто вытесняется в бессознательное и не сопровождается его окончательным разрушением, отказом от либидозной привязанности к родителям, то он продолжает существовать в подавленном виде и впоследствии может обнаружить свое патогенное воздействие на взрослого человека. В отличие от мальчика развитие и гибель Эдипова комплекса у девочки происходит, по мнению Фрейда, совсем иначе. На фаллической стадии своего психосексуального развития девочка обнаруживает у себя отсутствие того, чем так гордятся мальчики, л у нее возникает зависть к пенису. Она подмечает свой дефект, испытывает чувство малоценности и под воздействием «нарциссиче-ской раны» стремится приравнять себя к мальчикам. У девочки возникает чувство ревности и наблюдается изменение отношения к матери, которая становится виновницей того, что родила девочку без пениса. Связанная с завистью к пенису, обида ведет к формированию у девочки новой установки. Она осуществляет символическое приравнивание пениса к ребенку. На этом пути она как -бы утрачивает стремление сравняться с мальчиком и вместо желания обладать таким же пенисом, как у мальчика, на передний план у нее выходит желание иметь ребенка. Объектом этого желания становится отец, в то время как мать превращается в объект ревности и ненависти. Таким образом, у девочки формируется Эдипов комплекс. У девочки Эдипов комплекс оказывается как бы вторичным образованием. В отличие от мальчика она воспринимает кастрацию как уже свершившийся факт. Развитие Эдипова комплекса происходит у нее именно под воздействием того, что ранее имела место кастрация. «Комплекс кастрации, — считал Фрейд, — подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушить, под влиянием зависти к пенису нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» [15. С. 381]. Последующая установка на желание получить подарок от отца, то есть родить от него ребенка, сохраняется на длительный период времени, в результате чего девочка медленно расстается с Эдиповым комплексом. В форме желания родить ребенка Эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви. В соответствии с таким пониманием, отличие психосексуального развития девочки от мальчика на фаллической стадии состоит в том, что в первом случае восприятие ребенка связано с осуществленной кастрацией, в то время как во втором случае — с кастрацией как угрозой, дамокловым мечом висящей над ребенком. Фрейд формулирует это положение следующим образом: «В то время как Эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрацион-ного комплекса, Эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу» [16. С. 556]. У мальчика этот комплекс не просто вытесняется, а, фактически, разрушается в результате шока, вызванного угрозой кастрации. У девочки нет мотива для разрушения Эдипова комплекса, так как кастрация уже оказала свое воздействие, подтолкнув ее к эдипальной ситуации. Поэтому девочка медленно изживает свой Эдипов комплекс, который позднее упраздняется путем вытеснения. Согласно Фрейду, в Эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Этот комплекс имеет важное значение для развития ребенка, поскольку далеко не безразлично, как и каким образом он попадает в эдипальную ситуацию, как и каким образом он освобождается от нее. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти Эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает
неврозом. Вместе с тем на основе этого комплекса возни- * Опираясь на исследования Аткинсона, Ч. Дарвина и Р. Смита и выдвинутые ими гипотезы о переходе первобытной орды к последующим социальным ступеням развития человечества, Фрейд придерживался следующих взглядов, связанных с возникновением Эдипова комплекса. Когда-то на ранних ступенях развития человечества существовала первобытная орда, которой правил сильный и свирепый отец. Благодаря своей силе первобытный отец осуществлял свою власть над всеми женщинами и Детьми. Если сыновья начинали проявлять свои сексуальные чувства по отношению к принадлежащим ему женщинам, то он изгонял их из орды или кастрировал. Но однажды изгнанные из орды братья объединились между собой, убили и съели своего отца. Так, благодаря отцеубийству, был положен конец отцовской орде. Сыновья завидовали своему праотцу и боялись его. В акте поедания убитого они осуществили отождествление со своим праотцом. До отцеубийства объединившиеся между собой братья находились во власти противоречивых чувств, аналогичных тем, которые имеются у детей и невротиков. Они любили его, восхищались силой отца, но одновременно ненавидели его и хотели устранить, так как он мешал реализации их сексуальных влечений и властных желаний. Совершив отцеубийство, утолив свою ненависть и осуществив в совместной трапезе желание отождествиться с праотцом, братья подпали под власть усилившихся к тому времени чувств любви и привязанности. Это привело к раскаянию и сознанию вины, что послужило основани- ем для последующего недопущения убийства тотема — заместителя отца и для отказа от освободившихся женщин. Запрет на отцеубийство и инцест совпал с вытесненными желаниями Эдипова комплекса. Оба преступления стали рассматриваться как такие злодеяния, недопустимость которых составила предмет особой заботы в примитивном обществе. «Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия — на сознании вины и раскаянии, нравственность — отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом сознанием вины» [17. С. 512]. В понимании Фрейда отголоски древних преступлений, связанных с отцеубийством и инцестом, находят свой отклик в психике современного человека. В процессе своего психосексуального развития ребенок, фактически, повторяет историю развития человеческого рода. Отцеубийство и инцест были в древности физической реальностью. В современном мире, не будучи физически действенными, они тем не менее вошли в плоть психической реальности. Как и древний человек, ребенок испытывает амбивалентные чувства к своим родителям, в рамках которых на фаллической стадии развития возникает Эдипов комплекс. Этот комплекс как бы вновь воспроизводит в психике ребенка то, что некогда было реальным событием. И если реальные события далекого прошлого привели к возникновению нравственности и социальности в человеческом обществе, то точно так же развитие и изживание Эдипова комплекса в рамках психической реальности, отражающей известную долю исторической действительности, осуществляется таким образом, что ребенок начинает вбирать в свой внутренний мир нравственные и социальные ценности, приобщение к которым способствует становлению ребенка взрослым человеком. Что касается возможности реализации сексуальных, эротических и агрессивных, деструктивных влечений, связанных с Эдиповым комплексом, то она может находить свое воплощение в сновидениях. Не случайно в сновидениях нередко содержатся разнообразные сцены, сюжеты и образы инцестуозного характера, сопряжённые с убийством и смертью родителей, родственников, близких людей.
В этом отношении весьма показательна одна из сцен драмы Софокла «Царь Эдип», в которой Иокаста пыталась успокоить Эдипа, испытывавшего беспокойство по поводу начатого им расследования убийства Лая. Как бы оберегая его от возможного прозрения, связанного с отцеубийством и инцестом, она говорила Эдипу: «Чего бояться смертным? Мы во власти У случая, предвиденья мы чужды. Жить следует беспечно — кто как может... И с матерью супружества не бойся: Во сне нередко видят люди, будто Спят с матерью; но эти сны — пустое, Потом опять живется беззаботно» [18. С. 157]. Обращая внимание на эту сцену из трагедии Софокла «Царь Эдип», Фрейд полагал, что упоминание об ин-цестуозном сновидении не являлось случайным. Подобт ного рода сны имеют глубокий смысл. «Мы, — подчеркнул основатель психоанализа, — не считаем сновидения маловажными. И меньше всего типичные сновидения, такие, которые снятся многим людям, и не сомневаемся, что упомянутое Иокастой сновидение тесно связано со странным и страшным содержанием сказания» [19. С. 210-211]. Как показало проведенное исследование среди студен -тов, сновидения инцестуозного характера свойственны не только невротикам, но и нормальным людям. К этому я еще вернусь. Пока же отмечу следующее. Признание или отрицание Эдипова комплекса — своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая проводить различие между сторонниками и противниками психоанализа. Другое дело, что фрейдовская трактовка Эдипова комплекса разделялась далеко не всеми психоаналитиками. Многие из них пересмотрели идеи Фрейда о природе Эдипова комплекса. Одни психоаналитики внесли уточнения в понимание содержания этого комплекса. Другие переосмыслили временные рамки его развития и разрушения. Третьи подвергли сомнению исторические параллели Фрейда, согласно которым лежащее в основе комплекса отцеубийство было реальным событием, имевшим место в первобытной орде и свидетельствовавшим об универсальности этого комплекса во всех культурах. Так, А. Адлер исходил из того, что представление, согласно которому мать является единственным сексуальным объектом для ребенка, удовлетворяющего свои сексуальные желания в борьбе с отцом, это — фиктивная идея. Рассмотрение Эдипова комплекса позволяет, как он считал, говорить о том, что данный комплекс выдает уродливое, часто выраженное в асексуальной форме, стремление ребенка к превосходству над отцом и матерью. В отличие от Фрейда, К. Г. Юнг по-иному взглянул на победу Эдипа над Сфинкс, полагая, что Сфинкс, представляющая собой двойственность образа матери (привлекающая, достойная любви верхняя часть с головой человека и страшная, звериная нижняя часть, вызывающая ужас) является олицетворением страха перед матерью. Согласно легенде, Сфинкс — дочь Ехидны, появившаяся на свет в результате кровосмесительной связи матери со своим сыном (собакой Орт). Сфинкс — кровосмесительно отщепленная часть либидо из отношения к матери. Опираясь на данную легенду, К. Г. Юнг пришел к точке зрения, согласно которой в первооснове кровосмесительных связей заложено не влечение к половому акту, а стремление стать снова ребенком, очутиться в материнском лоне. В понимании В. Райха Эдипов комплекс возникает в условиях патриархальной семьи. Опираясь на исследование английского антрополога Б, Малиновского, показавшего, что структура семейных отношений в некоторых примитивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная Фрейдом схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг сомнению тезис об универсальности Эдипова комплекса. В. Райх считал, что форма Эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти об этом комплексе. С точки зрения Э. Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие его части, как «Эдип в Колоне» и «Антигона». С учетом трилогии Софокла миф об Эдипе можно рассматривать, по мнению Э. Фромма, не как символ ин-цестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриар-
хальной семье. Главное в этом мифе не сексуальная подо-! Однако подобная критика взглядов Фрейда на Эдн-;' пов комплекс вовсе не означала, что в рамках психоана-* литического движения возникло неприятие основной! идеи, составлявший остов классического психоанализа. Речь шла не об устранении идеи Эдипова комплекса, а о | различной интерпретации ее. Не случайно К. Г. Юнг за-' мечал, что современный человек просто не понимает, что бессознательно предается кровосмешению, но только В других областях, например, в религиозных символах. В. Райх подчеркивал, что, хотя Эдипов комплекс ограничивается формой общественных отношений, истина од-; ного из основных положений психоанализа вовсе не отменяется. Признать за Эдиповым комплексом некую реальность, значит поставить под сомнение свою собственную порядочность, поскольку отцеубийство и инцест воспринимаются цивилизованным человеком в качестве тягчайшего греха. Сама мысль о возможном отцеубийстве и инцесте выглядит кощунственной. Правда, в реальной жизни случается всякое. Действительность преподносит подчас неожиданные сюрпризы, когда вопреки воспитанию и культуре наблюдаются случаи отцеубийства и инцеста. Но такие случаи можно было бы отнести к разряду патологичен ских, выходящих за рамки нормальных отношений между людьми. И тогда следовало бы говорить О том, что фрейдовское понимание Эдипова комплекса соотносится исключительно с клиническим материалом и вряд ли имеет какое-либо отношение к нормальным людям. Чаще всего именно так и рассматривают представления Фрейда об Эдипове комплексе, полагая, что, если и есть какой-либо резон в подобного рода концепции, то она имеет чисто символическое значение. Одним словом, Эдипов комплекс это не более чем символическая форма изображения детско-родительских отношений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |