КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эдипальные ситуации
Разумеется, проще всего было бы сказать, что Эдипов комплекс — это всего лишь символическое выражение детско-родительских отношений. Однако, как показывают реалии жизни, действенность Эдипова комплекса не ограничивается его символическими формами. В ряде случаев этот комплекс непосредственно выражен в тех запрещенных современной культурой формах, которые на начальных ступенях развития человечества были само собой разумеющимися. В качестве иллюстративного материала приведу несколько примеров, взятых из российской действительности. Дело в том, что после того, как в России рухнула идеологическая цензура, в средствах массовой информации стали появляться шокирующие материалы, в том числе и об ин-цестуозных связях в некоторых семьях. Так, несколько лет тому назад в одной из своих последних передач на телевидении В. Листьев, убийство которого до сих пор остается тайной за семью печатями, затронул тему инцеста. Сидевшая в зале женщина спросила его: «Как быть, если отец живет с дочерью и оба хотят избавиться от матери?». В. Листьев задал уточняющий вопрос: «Это касается лично Вас?». После некоторого колебания несчастная женщина призналась, что подобная ситуация имеет место в ее семье. Или другой случай. В одной из газетных публикаций сообщался следующий факт. В глубинке России, в деревне отец сошелся со своей дочерью. Пока жена ездила на рынок продавать мясо, ее муж имел близкие отношения с дочерью, в результате чего родился ребенок. В отличие от многих литературных сюжетов, в данном случае не произошло никакой драмы. Мама не выгнала из дома свою дочь, не развелась с мужем. Семья сохранилась, и все ее члены стали жить в согласии друг с другом. Известны и криминальные истории, связанные с отцеубийством. В частности, на страницах одной из центральных газет описывался случай, когда взрослый сын зарубил топором своего отца. И это произошло не по пьянке, когда, находясь в нетрезвом виде, отец и сын могли повздорить на почве выяснения отношений, что могло привести к столь трагическому исходу. Преступление было совершено сыном после того, как он, однажды вернувшись неожиданно домой, увидел сцену интимной близости между своим отцом и своей молодой женой. Нельзя сказать, что отцеубийство и инцест — распространенные явления в российской действительности. Скорее это единичные факты, вызывающие у многих людей противоречивую реакцию: от безразличия до возмущения, от пересказа неординарных событий до их строгого осуждения, от сиюминутного интереса к пикантным
подробностям до профессиональной заинтересованно врачей и психологов в изучении мотивов поведения ли дей. Тем не менее, в отличие от предшествующего умолча ния по поводу криминальных случаев, не вписывающихс в радужную картину советского образа жизни, реальны^ факты отцеубийства и инцеста становятся достояние» российской общественности. Вполне очевидно, что единичные факты отцеубийст-1 ва и инцеста не могут быть восприняты в качестве эмпи-у рического подтверждения существования Эдипова комплекса. Они приведены здесь вовсе не для того, чтобы! убедить кого-то в правомерности фрейдовских пред* ставлений об эдипальных отношениях между родителями и детьми. Примеры подобного рода могут служить! лишь подтверждением простой истины, что не все так! просто и однозначно, как это порой кажется на первый! взгляд, когда, основываясь на эмоциональных чувствах! и ранее сложившихся предубеждениях, человек не готом к восприятию того, что оскорбляет его достоинство как| разумного существа. Эмпирическое подтверждение или опровержение! Эдипова комплекса, как, впрочем, и других концепций! классического психоанализа, не входит в задачу данной» работы. В зарубежной психоаналитической литературе! предпринимались попытки подобного рода, которые в[ принципе ни к чему не привели. Используя тот же самый | эмпирический материал, одни исследователи приходили к > выводу, что те или иные психоаналитические положения i -действительно подтверждаются, в то время как другие| усматривали в них факты опровержения соответствующих психоаналитических концепций. Несколько лет тому назад я провел исследование, на-1 целенное на выявление отношения российских студентов^! к различным психоаналитическим концепциям, включая фрейдовское представление об Эдиповом комплексе. Хотелось самому разобраться в том, насколько действенны-эдипальные отношения в жизни не пациентов, с которыми обычно имеет дело аналитик, придерживающийся психоаналитической терапии, а нормальных людей, не обращающихся за психологической помощью к соответствую- | щим специалистам. Результаты этого исследования пока-зали? что представления об Эдиповом комплексе, ранее почерпнутые психоаналитиками на основе знания работ Фрей- да и клинических наблюдений за нервнобольными, могут быть осмыслены в контексте жизнедеятельности здоровых людей. В предшествующем разделе работы я уже ссылался на данное исследование и приводил некоторые примеры, касающиеся инцестуозных сновидений. В рассматриваемом контексте скажу несколько слов о самом исследовании и специально остановлюсь на сновидениях, связанных с ин-цестуозностью и отцеубийством. Исследование проводилось среди студентов московских средних и высших учебных заведений. В зависимости от профиля обучения, получения первого или второго высшего образования возраст студентов колебался от 17 до 50 лет. В исследовании было задействовано около 500 студентов, которые в рамках темы сочинения «Я и Эдипов комплекс» описывали свои детские и взрослые переживания, сновидения, фантазии, а также делились мыслями по поводу личного отношения к фрейдовскому пониманию Эдипова комплекса. Методика и результаты этого исследования нашли отражение в моей работе «Эдипов комплекс и российская ментальность» (1997) [20]. Поэтому, не воспроизводя данное исследование в целом, выскажу лишь несколько соображений, непосредственно относящихся к проблематике инцеста и отцеубийства. Кроме того, приведу некоторые сочинения студентов, а также отдельные выдержки из них, которые, как мне представляется, могут способствовать лучшему пониманию существа Эдипова комплекса. Прежде всего бросается в глаза типичная и характерная двойственность, проявившаяся среди студентов по отношению к Эдипову комплексу как таковому. С одной стороны, большая часть студентов, примерно 70 %, была готова признать наличие этого комплекса у других людей, включая родственников, друзей и знакомых, 30 % из их числа частично или с оговорками приняли психоаналитическое толкование его, а 15 % целиком и полностью выразили свое согласие с Фрейдом в этом вопросе. С другой стороны, примерно столько же студентов, включая и часть тех, кто вошел в 70 % состав первой категории, заявили о неприятии самой возможности отнесения Эдипова комплекса на их личный счет, а 25 % сообщили о том, что не разделяют психоаналитическое толкование этого комп-
лекса. Характерно, что некоторые студенты отказалис, признать наличие Эдипова комплекса в их детско-родите^ льских отношениях, несмотря на то, что откровенно й подчас с подробностями описали свои сновидения и фантазии инцестуозного характера. Так, например, одна стуД дентка написала в своем сочинении: «Примерно в 14 лс мне приснился сон, где я занималась сексом со своим от цом и у меня родился ребенок от него. Я была потрясена этим сном. Мне неприятно было вспоминать о нем, хс несколько дней он всплывал в моей памяти. И хотя _.. был всего лишь сон, я испытала угрызения совести <...: Для себя я не принимаю Эдипов комплекс». Надо сказать, что некоторые студенты отнеслись ве-, сьма критически к Эдипову комплексу как таковому^ считая, что его проявление свидетельствует о ненормальности человека. Подобная точка зрения выражалаа по-разному, но в наиболее резких формах это выглядело-следующим образом. «Эдипов комплекс, по-моему, про-! сто извращение. У себя я его никогда не замечала, а если! бы и заметила, то сразу же обратилась бы к психиатру».| «Эдипов комплекс является, по-моему, тяжелым физио-| логическим нарушением деятельности центральной нер-| вной системы и требует немедленного вмешательства^ врача». Правда, такого рода высказывания выпадали из общего контекста студенческих сочинений. Большинство их авторов делились своими детскими воспоминаниями, в которых находили отражение эдипальные отноше-| ния. Другое дело, что в личном плане многие студенты^ отказывались видеть какую-либо связь между своими! собственными переживаниями и тем,"что в психоанализе| называется Эдиповым комплексом. Типичным приме-s ром в этом отношении может служить вышеприведенная! выдержка из сочинения студентки, видевшей сон инце-| стуозного характера, испытавшей в связи с этим глубоки©! переживания, но считавшей, что Эдипов комплекс личн»| ее никак не коснулся. Приведу одно из сочинений, в котором нет никаких оценочных суждений в связи с принятием или неприняти-1 ем Эдипова комплекса, но в котором описываются отно-" шения между дочерью, матерью и отцом, не оставляющие! сомнений^ наличии ярко выраженной эдипальной ситуации: «О, боже, как она снова разоделась! Ну, куда там! А духами несет затри километра. Неужели отцу это нравится? Нравится, посмотрите, как он заулыбался, с каким восхищением на нее смотрит. И что в ней такого? Обыкновенная, немолодая уже женщина. Правда, фигура у нее хорошая, хотя и родила двоих. И' глаза такие огромные-огромные, зеленые-зеленые. Почему же мне казалось, что он любит меня больше? Я всегда считалась его любимицей. На всех семейных фотографиях я всегда рядом с ним, а брат и мама где-то дальше. И внимание мне всегда он больше оказывал. Редкий день приходил домой с работы без какой-нибудь игрушки для меня. А когда я была совсем маленькой, бабушка рассказывала, что он и пеленки менял, и из бутылочки кормил, и гулял со мной, и купал Меня, и подгузники, распашонки стирал — все он делал. А мама все экзамены сдавала. Нет чтобы ребенком заниматься! А она второе образование получала. И потом он водил меня в садик, косички заплетал. Я даже помню, как в первом классе мне приснилось, что я вышла замуж за папу. Я рассказала маме об этом сне, а она рассмеялась и ответила, что такого не может быть, что у меня будет другой муж, не папа, а еще лучше и красивее (да разве есть лучше?), что папа — мамин муж, и она его любит. Однажды мама с братом уехали в санаторий, на юг, а мы с папой жили одни. Я готовила обед, стирала его рубашки, убиралась по дому. Я вдруг почувствовала себя такой взрослой. И все было так хорошо. А потом папа вдруг сказал: «Ты такая молодчина, такая хорошая хозяйка, ну прямо, как твоя мама». Я чуть сквозь землю не провалилась. Такая, как мама? Да я ненавижу ее, не хочу быть похожей на нее. Она такая противная, такая ужасная. А вскоре она приехала из санатория. Обнимались — обнимались, целовались — целовались, все никак не могли наглядеться друг на друга. Ну прямо влюбленная парочка. Тьфу, даже смотреть противно! Но я тебе папу не отдам. Так что же вы думаете? Она сказала отцу, чтобы он отвез меня с братом к бабушке на недельку. Я сказала, что не поеду, не хочу. Но мама заявила: «Не глупи, ты поедешь к бабушке и точка!» Ох, хоть бы ты ногу сломала! А иногда я думаю: ведь мама не такая уж плохая. И нас любит, заботится и об отце, и обо мне, и о брате. Так почему же иногда мне хочется задушить ее? Может, я больная какая-нибудь? У подруг вроде такого нет. Я, конечно, не спрашивала, но отношения у них с родителями ровные. Может, со мной что-то не так?» Описанная в сочинении эдипальная ситуация настолько ярко выражена, что не требует каких-либо особых комментарий. Любовь к отцу и ревность к матери, наглядно проявившиеся в мыслях и поведении девушки, настолько сильны и не завуалированы, что вызывают у нее самой сомнения в том, не больна ли она. При этом она сравнивает себя с подругами. Или, точнее, девушка полагает, что у ее подруг все нормально, в то время как у нее самой что-то не то. Глядя на своих «благополучных» подруг, она даже не подозревает о том, какие глубокие переживания по поводу отношений с родителями могут быть у них. Про-
сто подобными переживаниями, как правило, крайне редко делятся с другими людьми. Внешне все выглядит хоро^ шо и благопристойно. Но что творится в душе каждого чеЩ ловека, знает только он сам.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |