Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эдипальные ситуации




Разумеется, проще всего было бы сказать, что Эдипов комплекс — это всего лишь символическое выражение


детско-родительских отношений. Однако, как показыва­ют реалии жизни, действенность Эдипова комплекса не ограничивается его символическими формами. В ряде случаев этот комплекс непосредственно выражен в тех за­прещенных современной культурой формах, которые на начальных ступенях развития человечества были само со­бой разумеющимися.

В качестве иллюстративного материала приведу неско­лько примеров, взятых из российской действительности. Дело в том, что после того, как в России рухнула идеологи­ческая цензура, в средствах массовой информации стали появляться шокирующие материалы, в том числе и об ин-цестуозных связях в некоторых семьях.

Так, несколько лет тому назад в одной из своих последних пе­редач на телевидении В. Листьев, убийство которого до сих пор остается тайной за семью печатями, затронул тему инцеста. Сидев­шая в зале женщина спросила его: «Как быть, если отец живет с до­черью и оба хотят избавиться от матери?». В. Листьев задал уточня­ющий вопрос: «Это касается лично Вас?». После некоторого коле­бания несчастная женщина призналась, что подобная ситуация имеет место в ее семье.

Или другой случай. В одной из газетных публикаций сообщался следующий факт. В глубинке России, в деревне отец сошелся со своей дочерью. Пока жена ездила на рынок продавать мясо, ее муж имел близкие отношения с дочерью, в результате чего родился ребе­нок. В отличие от многих литературных сюжетов, в данном случае не произошло никакой драмы. Мама не выгнала из дома свою дочь, не развелась с мужем. Семья сохранилась, и все ее члены стали жить в согласии друг с другом.

Известны и криминальные истории, связанные с отце­убийством. В частности, на страницах одной из централь­ных газет описывался случай, когда взрослый сын зарубил топором своего отца. И это произошло не по пьянке, ког­да, находясь в нетрезвом виде, отец и сын могли повздо­рить на почве выяснения отношений, что могло привести к столь трагическому исходу. Преступление было совер­шено сыном после того, как он, однажды вернувшись нео­жиданно домой, увидел сцену интимной близости между своим отцом и своей молодой женой.

Нельзя сказать, что отцеубийство и инцест — распро­страненные явления в российской действительности. Скорее это единичные факты, вызывающие у многих лю­дей противоречивую реакцию: от безразличия до возму­щения, от пересказа неординарных событий до их строго­го осуждения, от сиюминутного интереса к пикантным


 




подробностям до профессиональной заинтересованно врачей и психологов в изучении мотивов поведения ли дей. Тем не менее, в отличие от предшествующего умолча ния по поводу криминальных случаев, не вписывающихс в радужную картину советского образа жизни, реальны^ факты отцеубийства и инцеста становятся достояние» российской общественности.

Вполне очевидно, что единичные факты отцеубийст-1 ва и инцеста не могут быть восприняты в качестве эмпи-у рического подтверждения существования Эдипова ком­плекса. Они приведены здесь вовсе не для того, чтобы! убедить кого-то в правомерности фрейдовских пред* ставлений об эдипальных отношениях между родителя­ми и детьми. Примеры подобного рода могут служить! лишь подтверждением простой истины, что не все так! просто и однозначно, как это порой кажется на первый! взгляд, когда, основываясь на эмоциональных чувствах! и ранее сложившихся предубеждениях, человек не готом к восприятию того, что оскорбляет его достоинство как| разумного существа.

Эмпирическое подтверждение или опровержение! Эдипова комплекса, как, впрочем, и других концепций! классического психоанализа, не входит в задачу данной» работы. В зарубежной психоаналитической литературе! предпринимались попытки подобного рода, которые в[ принципе ни к чему не привели. Используя тот же самый | эмпирический материал, одни исследователи приходили к > выводу, что те или иные психоаналитические положения i -действительно подтверждаются, в то время как другие| усматривали в них факты опровержения соответствующих психоаналитических концепций.

Несколько лет тому назад я провел исследование, на-1 целенное на выявление отношения российских студентов^! к различным психоаналитическим концепциям, включая фрейдовское представление об Эдиповом комплексе. Хо­телось самому разобраться в том, насколько действенны-эдипальные отношения в жизни не пациентов, с которы­ми обычно имеет дело аналитик, придерживающийся пси­хоаналитической терапии, а нормальных людей, не обра­щающихся за психологической помощью к соответствую- | щим специалистам. Результаты этого исследования пока-зали? что представления об Эдиповом комплексе, ранее по­черпнутые психоаналитиками на основе знания работ Фрей-


да и клинических наблюдений за нервнобольными, могут быть осмыслены в контексте жизнедеятельности здоровых людей.

В предшествующем разделе работы я уже ссылался на данное исследование и приводил некоторые примеры, ка­сающиеся инцестуозных сновидений. В рассматриваемом контексте скажу несколько слов о самом исследовании и специально остановлюсь на сновидениях, связанных с ин-цестуозностью и отцеубийством.

Исследование проводилось среди студентов москов­ских средних и высших учебных заведений. В зависимо­сти от профиля обучения, получения первого или второ­го высшего образования возраст студентов колебался от 17 до 50 лет. В исследовании было задействовано около 500 студентов, которые в рамках темы сочинения «Я и Эдипов комплекс» описывали свои детские и взрослые переживания, сновидения, фантазии, а также делились мыслями по поводу личного отношения к фрейдовскому пониманию Эдипова комплекса.

Методика и результаты этого исследования нашли отражение в моей работе «Эдипов комплекс и россий­ская ментальность» (1997) [20]. Поэтому, не воспроиз­водя данное исследование в целом, выскажу лишь не­сколько соображений, непосредственно относящихся к проблематике инцеста и отцеубийства. Кроме того, при­веду некоторые сочинения студентов, а также отдельные выдержки из них, которые, как мне представляется, мо­гут способствовать лучшему пониманию существа Эди­пова комплекса.

Прежде всего бросается в глаза типичная и характер­ная двойственность, проявившаяся среди студентов по от­ношению к Эдипову комплексу как таковому. С одной стороны, большая часть студентов, примерно 70 %, была готова признать наличие этого комплекса у других людей, включая родственников, друзей и знакомых, 30 % из их числа частично или с оговорками приняли психоаналити­ческое толкование его, а 15 % целиком и полностью выра­зили свое согласие с Фрейдом в этом вопросе. С другой стороны, примерно столько же студентов, включая и часть тех, кто вошел в 70 % состав первой категории, заявили о неприятии самой возможности отнесения Эдипова комп­лекса на их личный счет, а 25 % сообщили о том, что не разделяют психоаналитическое толкование этого комп-


 




лекса. Характерно, что некоторые студенты отказалис, признать наличие Эдипова комплекса в их детско-родите^ льских отношениях, несмотря на то, что откровенно й подчас с подробностями описали свои сновидения и фан­тазии инцестуозного характера. Так, например, одна стуД дентка написала в своем сочинении: «Примерно в 14 лс мне приснился сон, где я занималась сексом со своим от цом и у меня родился ребенок от него. Я была потрясена этим сном. Мне неприятно было вспоминать о нем, хс несколько дней он всплывал в моей памяти. И хотя _.. был всего лишь сон, я испытала угрызения совести <...: Для себя я не принимаю Эдипов комплекс».

Надо сказать, что некоторые студенты отнеслись ве-, сьма критически к Эдипову комплексу как таковому^ считая, что его проявление свидетельствует о ненормаль­ности человека. Подобная точка зрения выражалаа по-разному, но в наиболее резких формах это выглядело-следующим образом. «Эдипов комплекс, по-моему, про-! сто извращение. У себя я его никогда не замечала, а если! бы и заметила, то сразу же обратилась бы к психиатру».| «Эдипов комплекс является, по-моему, тяжелым физио-| логическим нарушением деятельности центральной нер-| вной системы и требует немедленного вмешательства^ врача». Правда, такого рода высказывания выпадали из общего контекста студенческих сочинений. Большинст­во их авторов делились своими детскими воспоминания­ми, в которых находили отражение эдипальные отноше-| ния. Другое дело, что в личном плане многие студенты^ отказывались видеть какую-либо связь между своими! собственными переживаниями и тем,"что в психоанализе| называется Эдиповым комплексом. Типичным приме-s ром в этом отношении может служить вышеприведенная! выдержка из сочинения студентки, видевшей сон инце-| стуозного характера, испытавшей в связи с этим глубоки©! переживания, но считавшей, что Эдипов комплекс личн»| ее никак не коснулся.

Приведу одно из сочинений, в котором нет никаких оценочных суждений в связи с принятием или неприняти-1 ем Эдипова комплекса, но в котором описываются отно-" шения между дочерью, матерью и отцом, не оставляющие! сомнений^ наличии ярко выраженной эдипальной ситуа­ции:


«О, боже, как она снова разоделась! Ну, куда там! А духами несет затри километра. Неужели отцу это нравится? Нравится, посмотри­те, как он заулыбался, с каким восхищением на нее смотрит. И что в ней такого? Обыкновенная, немолодая уже женщина. Правда, фи­гура у нее хорошая, хотя и родила двоих. И' глаза такие огром­ные-огромные, зеленые-зеленые. Почему же мне казалось, что он любит меня больше? Я всегда считалась его любимицей. На всех се­мейных фотографиях я всегда рядом с ним, а брат и мама где-то да­льше. И внимание мне всегда он больше оказывал. Редкий день при­ходил домой с работы без какой-нибудь игрушки для меня. А когда я была совсем маленькой, бабушка рассказывала, что он и пеленки менял, и из бутылочки кормил, и гулял со мной, и купал Меня, и подгузники, распашонки стирал — все он делал. А мама все экзаме­ны сдавала. Нет чтобы ребенком заниматься! А она второе образова­ние получала. И потом он водил меня в садик, косички заплетал. Я даже помню, как в первом классе мне приснилось, что я вышла за­муж за папу. Я рассказала маме об этом сне, а она рассмеялась и от­ветила, что такого не может быть, что у меня будет другой муж, не папа, а еще лучше и красивее (да разве есть лучше?), что папа — ма­мин муж, и она его любит.

Однажды мама с братом уехали в санаторий, на юг, а мы с папой жили одни. Я готовила обед, стирала его рубашки, убиралась по дому. Я вдруг почувствовала себя такой взрослой. И все было так хорошо. А потом папа вдруг сказал: «Ты такая молодчина, такая хо­рошая хозяйка, ну прямо, как твоя мама». Я чуть сквозь землю не провалилась. Такая, как мама? Да я ненавижу ее, не хочу быть похо­жей на нее. Она такая противная, такая ужасная. А вскоре она прие­хала из санатория. Обнимались — обнимались, целовались — цело­вались, все никак не могли наглядеться друг на друга. Ну прямо влюбленная парочка. Тьфу, даже смотреть противно! Но я тебе папу не отдам. Так что же вы думаете? Она сказала отцу, чтобы он отвез меня с братом к бабушке на недельку. Я сказала, что не поеду, не хочу. Но мама заявила: «Не глупи, ты поедешь к бабушке и точка!» Ох, хоть бы ты ногу сломала!

А иногда я думаю: ведь мама не такая уж плохая. И нас любит, заботится и об отце, и обо мне, и о брате. Так почему же иногда мне хочется задушить ее? Может, я больная какая-нибудь? У подруг вро­де такого нет. Я, конечно, не спрашивала, но отношения у них с ро­дителями ровные. Может, со мной что-то не так?»

Описанная в сочинении эдипальная ситуация насто­лько ярко выражена, что не требует каких-либо особых комментарий. Любовь к отцу и ревность к матери, нагляд­но проявившиеся в мыслях и поведении девушки, насто­лько сильны и не завуалированы, что вызывают у нее са­мой сомнения в том, не больна ли она. При этом она срав­нивает себя с подругами. Или, точнее, девушка полагает, что у ее подруг все нормально, в то время как у нее самой что-то не то. Глядя на своих «благополучных» подруг, она даже не подозревает о том, какие глубокие переживания по поводу отношений с родителями могут быть у них. Про-


 




сто подобными переживаниями, как правило, крайне ред­ко делятся с другими людьми. Внешне все выглядит хоро^ шо и благопристойно. Но что творится в душе каждого чеЩ ловека, знает только он сам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.