КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические сюжеты
В канонической психоаналитической литературе подчеркивается, что Эдипов комплекс — это эпохальное открытие Фрейда, благодаря которому коренным образом изменились представления о человеке как исключительно сознательном, рациональном существе. В критической антипсихоаналитической литературе Фрейда обвиняют во многих грехах, особенно в том, что он выдвинул представ-. ления о присущем каждому человеку Эдипове комплексе, который, в действительности, является не чем иным как мифом, вымыслом, плодом воображения врача, перенесшего свои собственные воспоминания детства сперва на других пациентов, а затем на весь человеческий род. Как в том, так и в другом случае представления об Эдиповом комплексе устойчиво ассоциируются с именем Фрейда. Именно ему приписывается пальма первенства в открытии Эдипова комплекса как такового. История философии, науки и литературы убедительно свидетельствует о том, что Фрейд не был первым, кто обратил внимание на тему отцеубийства и инцестуозных связей. Задолго до него эта проблематика интересовала мыслителей, задумывающихся над превратностями судьбы человека, нередко оказывающегося жертвой своих собственных страстей и влечений. Трагедия Софокла «Царь Эдип» — наглядный, но не единственный пример отражения инцестуозной проблематики и темы отцеубийства в древнегреческом сознании. Можно было бы сослаться и на иные истоки, в которых в той или иной степени говорится о человеческих страстях, непосредственно связанных с инцестуозностью. Мифология, философия и художественная литература содержат многочисленные примеры того, как часто в них затрагивается проблематика инцеста и отцеубийства. Так, мифология включает в себя предания, согласно которым инцестуозные связи не были чем-то из ряда вон выходящим, вызывающим осуждение со стороны богов. Напротив, запретный для современного человека инцест в древности был делом обыденным и привычным. Из древнеегипетской истории известно, что некоторые фараоны рассматривали инцестуозный брак с сестрой в качестве священного предписания, которое они не могли нарушить. Предания об инцестуозных связях и драматической судьбе героев имеют место в древнекитайской, древнеперсидской и древнегреческой мифологии. Австро-американский психоаналитик О. Ранк, показал, что мотив инцеста присутствует во многих древних мифах, сагах, сказаниях [6]. В христианской легенде об Иуде повествуется о том, что, находясь на службе при дворце Пилата, Иуда совершает отцеубийство. В драке он убивает своего соседа, не ведая о том, что это его собственный отец. Вдова убитого становится женой Иуды, который, не подозревая того, разделяет супружеское ложе со своей матерью. Тема инцеста и отцеубийства находит свое отражение и в философии. В частности, размышляя о неразумном, звероподобном начале, свойственном человеку, древне-
греческий философ Платон в работе «Государство» пис о том, что это дикое начало «не остановится даже пер попыткой сойтись со своей собственной матерью» П С. 391]. В работе «Племянник Рамо» французского филосс, эпохи Просвещения Дидро содержалась мысль, согласи которой, если маленького дикаря предоставить самок себе, то «он удавил бы своего отца и обесчестил бы свс мать» [8. С. 263]. Кстати сказать, в своих рассуждениях i Эдипове комплексе Фрейд ссылался на Дидро и в одной i, лекций по психоанализу, прочитанных им в Венском уни| верситете в 1916/17 годах, приводил соответствующую вы-* держку на французском языке из «Племянника Рамо», ко торая в переводе на русский язык звучит следующим обр зом: «Если бы маленький дикарь был предоставлен самод. себе так, чтобы он сохранил всю свою глупость и присое^ динил к ничтожному разуму ребенка в колыбели неистов? ство страстей тридцатилетнего мужчины, он свернул шею отцу и улегся бы с матерью» [9. С. 215]. Позднее, _ 1931 году, когда профессор права Венского университет* Йозеф Хупка обратился с просьбой к Фрейду высказать! свое мнение по поводу заключения, сделанного Иннсб* рукским университетом в отношении студента Филиппа Хальсмана, основатель психоанализа вновь сослался на Дидро и воспроизвел соответствующий отрывок из «Пле- i мянника Рамо», перевод которого был осуществлен Гете; [10. С. 337]. В посмертно изданной работе Фрейда «Очерк| о психоанализе» (1940) также содержится ссылка на соот- [ ветствующее изречение в произведении Дидро [11. С. 115-116]. В «Феноменологии духа» немецкий философ Гегель отмечал, что человек знает, как правило, только одну сторону своих поступков, знание же другой стороны скрыто от него, и поэтому реальная действительность не показывает себя сознанию таковой, какова она есть на самом деле: «сыну не показывает, что его оскорбитель, которого он убивает, — его отец; не показывает, что царица, которую он берет в жены, — его мать» [12. С. 251]. В художественной литературе проблематика инцеста приобретала подчас усложненные формы, отражая клубок всевозможных кровно-родственных связей и отношений. Так, в «Докторе Фаустусе» Т. Манна содержалась история о рождении блаженного папы Григория, представляющая собой яркий пример инцестуозных отношений. Суть этой истории такова. Венценосные брат и сестра вступили в такие отношения между собой, в результате которых у них родился мальчик. Его отец, для которого сын являлся одновременно племянником, решил искупить свою вину и совершил поход в землю обетованную, где обрел смерть. Не отважившаяся крестить своего незаконно рожденного сына, королева поместила ребенка в бочку, положила туда золото, серебро, пояснительную грамоту и пустила бочку на волю морских волн. Через некоторое время волны вынесли бочку на берег возле одного из монастырей. Благочестивый игумен Григорий нашел бочку, извлек из нее младенца, крестил его, назвал своим именем и дал соответствующее воспитание. Храня верность пропавшему брату, грешница-королева дала обет не выходить замуж. Один из чужеземных герцогов попытался добиться ее руки. Получив отказ, он объявил войну королеве и завоевал всю ее страну, кроме крепости, где она укрылась. Выяснив свое происхождение, Григорий совершил паломничество к гробу господню. Волею судьбы он попал в крепость королевы, своей матери и, узнав о ее бедственном положении, предложил свою помощь. Убив герцога, Григорий освободил страну от порабощения. В знак благодарности за вновь обретенную свободу царедворцы решили выдать королеву замуж за своего спасителя. Нарушив обет безбрачия, королева согласилась с царедворцами. Свершилась свадьба, и, не ведая того, мать и сын разделили брачное ложе. Через некоторое время королева нашла собственноручно написанную грамоту, которая хранилась в покое ее супруга и сына. Во искуплении греха Григорий покинул свою жену-мать. Один рыбак отвез его в море и высадил на скалистом острове. Григорий надел на себя вириги, бросил ключ в море и принял покаяние. Прошло семнадцать лет. Умирает папа Римский. Люди услышали глас небесный, сообщающий о том, что необходимо отыскать божьего человека Григория и сделать его наместником. Гонцы пришли к рыбаку. Тот выловил рыбу, в брюхе которой находился ключ от вириг. Рыбак привез гонцов к скале кающегося грешника. С Григория сняли вириги и привезли в Рим. Молва о блаженном Григории распространилась по всему миру. Услышав о нем, королева отправилась в Рим, чтобы исповедоваться в грехах перед святым отцом. Во время исповеди блаженный Григорий узнал свою мать. Он построил ей монастырь, где она стала игуменьей. Вскоре оба отдали свои души богу. В истории о блаженном Григории, первоначально изложенной в одном из рассказов Гартмана фон Ауэ и впоследствии воспроизведенной в «Докторе Фаустусе» Т. Манном, инцестуозные отношения более сложны и запутаны, чем в повествовании о царе Эдипе. Но дело не в этом. Важно то, что тема инцестуозных связей неоднократно затрагивалась в мифологических сказаниях, философских трактатах и художественных произведениях. Сходные сюжеты находят свое отражение и в работах современных авторов.
Проблематика инцестуозности тесно связана с темой! отцеубийства. Эта связь находит свое отражение в мифо-?| логических сюжетах, в философской и художественной! литературе. Размышляя об Эдипове комплексе в одной из| своих работ Фрейд отметил: «Вряд ли случайно, что три! шедевра мировой литературы разрабатывают одну и ту же-тему — тему отцеубийства: «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира и «Братья Карамазовы» Достоевского» [13. С. 291]. Стало быть, Фрейд не был первооткрывателем тех представлений, которые легли в основу Эдипова комплекса. Но если предшествующие мыслители, писатели и' поэты лишь констатировали и описывали сюжеты, связанные с отцеубийством и инцестуозностью, то Фрейд поставил Эдипов комплекс в центр своих размышлений о человеке.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |