КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛейбинВ. М. кие же отношения, какие были между ней и старшей сест-ц рой, и тем самым она обречет своего первенца на повторе-1 ние того
кие же отношения, какие были между ней и старшей сест-ц рой, и тем самым она обречет своего первенца на повторе-1 ние того, что было сделано в детстве ее сестрой. И, в-тре-\ тьих, она боялась, что ей самой придется как-то делить! любовь между детьми и это окажется неразрешимой для! нее задачей. Поэтому, с одной стороны, она успокаивала! себя тем, что рождение второго ребенка означает нелю-1 бовь к первому. С другой стороны, как бы предупреждала * себя, что рождение второго ребенка приведет к еще более патологической любви к первенцу и, следовательно, во имя уже рожденного ребенка необходимо оставить все, как есть, и не думать ни о каком втором ребенке. Разумеется, можно было бы привести еще целый ряд примеров, свидетельствующих о том, что в раннем детстве ребенку приходится сталкиваться с такими реалиями жизни, которые вызывают различного рода переживания и впоследствии дают знать о себе в его жизнедеятельности. Однако дело не в этом. Более важно то, что Фрейд привлек внимание к необходимости исследования и понимания ранних стадий психосексуального развития человека, уходящих в далекое детство и играющих важную роль в процессе становления ребенка взрослым. С момента рождения ребенок включен в систему отношений с окружающим его миром. Этот мир, прежде всего семья, не является раем. В нем наличествуют противоречия и людские страсти. Вовлеченный в водоворот противоречий и людских страстей, ребенок часто оказывается в таком положении, которое отнюдь не свидетельствует о счастливом детстве. Руководствуясь программой получения наслаждения и находясь во власти инфантильной сексуальной организации, он по необходимости проходит все стадии своего развития, которые, будучи на начальном этапе извращенными, являются тем не менее нормальной деятельностью ребенка. Возникновение у ребенка амбивалентных, двойственных чувств по отношению к своей собственной инфантильной сексуальной деятельности, к родителям, сестрам и братьям сопровождается порой такими внутренними переживаниями и конфликтами, которые могут вести к далеко идущим последствиям, включая бегство в болезнь. Все это стало предметом осмысления в классическом психоанализе. Разумеется, многое из того, на что обратил внимание Фрейд, было известно и до него. Однако большинство его предшественников или сознательно закрывали на это глаза, полагая, что есть более существенные проблемы мироздания, чем рассмотрение детских переживаний, которые легко переносятся ребенком и забываются, или бессознательно восставали против инфантильной сексуальности, прилагая все усилия к подавлению любых форм ее проявления в жизни детей и в то же время считая ее чем-то надуманным, этически неприемлемым, эстетически безобразным. Будучи непримиримым сторонником постижения истины, Фрейд решительно вторгся в сферу инфантильной сексуальности и во весь голос заявил о том, что без понимания всех перипетий психосексуального развития ребенка остаются совершенно непонятными ни истоки формирования тех форм взрослой сексуальности, которые принято считать извращениями, ни причины возникновения неврозов. И если, в отличие от своих предшественников, он действительно расширил понятие сексуальности, то это касалось лишь двух аспектов человеческой деятельности — инфантильной сексуальности и перверсий, которые выходят за рамки продолжения человеческого рода, но тем не менее не являются менее сексуальными, чем освещенные религиозным или светским мировоззрением нравственно приемлемые и социально одобренные сексуальные взаимоотношения между людьми, направленные на деторождение. В этой связи основатель психоанализа заметил: «Что же касается «расширения» понятия о сексуальности, ставшего необходимым благодаря анализу детей и так называемых пер-версных, то да позволено будет напомнить всем тем, кто с высоты своей точки зрения с презрением смотрит на психоанализ, как близка расширенная сексуальность психоанализа к Эросу «божественного» Платона» [15. С. 22]. Психоаналитическое понимание сновидений и инфантильной сексуальности привело Фрейда к необходимости более обстоятельного рассмотрения амбивалентных чувств любви и ненависти, нежности и агрессивности, в открытой или завуалированной форме проявляющихся в раннем детстве. Двойственность чувств, обнаруживающаяся у ребенка по отношению к его сестрам и братьям, — это лишь одна сторона его психосексуального развития. Другую сторону составляют отношения между ребенком и его родителями,
15* где двойственность чувств проявляется во всем своем драматизме. Речь идет о том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом и что легло в основу психоаналитического понимания человека и культуры. Предшествующее освещение взглядов Фрейда на проблему сексуальности в жизни человека вплотную подводит к вопросу о психоаналитическом понимании. Эдипова комплекса: Рассмотрение этого вопроса как раз и со- а ставляет предмет обсуждения следующего раздела данной. | работы. Глава 12 ЭДИПОВ КОМПЛЕКС 1. Эдип и Сфинкс В 1906 году в день пятидесятилетия Фрейда ученики и ближайшие друзья основателя психоанализа подарили ему памятную медаль, выполненную скульптором Карлом Мариа Швердтнером. На одной стороне медали был изображен профиль великого учителя. На другой — Эдип, разгадывающий загадку Сфинкс. Изображаемую сцену венчала по-гречески написанная строка из трагедии Софокла «Царь Эдип» — «И загадок разрешитель, и могущественный царь». Говорят, что, когда при вручении ему памятной медали, Фрейд прочитал строку из трагедии Софокла, то он побледнел и был сильно взволнован. Узнав, что идея надписи на медали принадлежала Полю Федерну, он поведал своим ученикам свою давнюю мечту. По его собственному признанию, во время обучения в Венском университете он часто прогуливался во внутреннем дворике, разглядывал бюсты знаменитых профессоров, расположенных в галерее, обрамляющей дворик, и мечтал когда-нибудь в будущем увидеть свой бюст, на котором были бы начертаны именно те слова, которые он прочел на медальоне. Надо сказать, что впоследствии мечта молодого Фрейда сбылась. В 1921 году скульптор Кенигсбергер выполнил работу по изготовлению бюста основателя психоанализа. На этом бюсте имелась соответствующая строка из драмы Софокла. 4 февраля 1955 года состоялась торжественная церемония по установке бюста Фрейда в галерее внутреннего дворика Венского университета. Когда 6 мая 1998 года, в день очередной годовщины со дня рождения Фрейда, мне удалось побывать на памятном научном заседании ученых, собравшихся в зале Венского университета, то, знакомясь с достопримечательностями, я имел возможность взглянуть на установленный в галерее внутреннего дворика бюст основателя психоанализа и погулять по расположенному возле университета парку имени Фрейда, в котором находится также небольшой обелиск в его честь. Подаренная Фрейду на его пятидесятилетие памятная медаль имела глубокий смысл. Она олицетворяла собой то великое достижение основателя психоанализа, который, подобно Эдипу, сумел разгадать загадку Сфинкс. Согласно древнегреческой мифологии, всех, проходящих мимо нее, Сфинкс просила разгадать одну загадку: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех ногах? Того, кто не мог дать правильный ответ, ждала печальная участь. Сфинкс безжалостно расправлялась с ними. Долгое время никто не мог дать правильный ответ. Наконец, нашелся один человек, который разгадал загадку. Это был Эдип, сказавший, что речь идет о человеке. Именно человек в детстве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох. Памятная медаль была своеобразным символом, запечатлевшим подвиг Фрейда, сумевшего понять, что представляет собой человек. Речь шла об Эдиповом комплексе, который являлся для Фрейда важной отправной точкой для понимания человека, поскольку, согласно его воззрениям, этот комплекс лежит в основе возникновения неврозов, религии, нравственности, культуры. По словам одного из -первых биографов основателя психоанализа венского врача Ф. Виттельса, Эдипов комплекс — «это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара» [1. С. 100]. Идея Эдипова комплекса покоится на древних представлениях об отцеубийстве и инцестуозных (кровосмесительных) связях в семье. Древнегреческий миф об Эдипе воспроизводит события, возможно, имевшие место в пра-обществе. Этот сюжет нашел свое отражение в трагедии Софокла «Царь Эдип». В древнегреческой трагедии Софокла развертывается картина тех ужасных преступлений, которые, не ведая того, совершил Эдип — сын фиванского царя Лайя и его жены Иокасты. Оракул предсказал, что еще не рожденный сын Лайа станет его убийцей. После рождения сына Лай, пытаясь избавиться от него, приказал убить мальчика. На третий день жизни малыша он связал ему лодыжки, отсюда имя Эдип (стреноженный), и велел забросить младенца на недоступную скалу. Иокаста отдала сына пастуху и, страшась предсказаний, велела умертвить его. Но пастух, которому было поручено это дело, оставил мальчика живым. Через какое-то время беспомощного младенца нашли, и он стал воспитываться при дворе другого царя Полита и его жены Меропы, которые назвали его своим сыном. Став юношей, Эдип попытался узнать свое происхождение. Он пошел в Дельфы к Аполлону, который предсказал, что Эдипу суждено стать отцеубийцей и сойтись со своей матерью. Во избежание судьбы, Эдип покинул царский дом, где воспитывался, и бежал из Коринфа. На своем пути, на перекрестке трех дорог он повстречал своего настоящего отца Лайа, и между ними произошла ссора. Не ведая того, что перед ним находится его отец, Эдип убил Лайа. На подходе к Фивам он разрешил загадку Сфинкс и спас город от напасти. Благодарные граждане Фив возвели Эдипа на престол и отдали ему в жены Иокасту. Став царем Фив, он женился на своей матери и произвел на свет двух дочерей и двух сыновей. Позднее жители Фив подверглись смертельной опасности, в городе воцарилась чума. Оракул пояснил, что чума является наказанием за убийство Лайа. Эдип начал расследование в надежде покарать преступника и тем самым избавить Фивы от чумы. В результате расследования выяснилось, что преступником является сам Эдип, который, на зная того, оказался отцеубийцей. Он совершил двойное преступление — убил своего отца и женился на своей матери. В результате трагедии Иокаста покончила жизнь самоубийством, повесилась. Эдип сорвал с ее одежды наплечную золотую заколку и выколол себе глаза. Ослепив себя, он покинул Фивы. Уже отмечалось то обстоятельство, что Фрейд ознакомился с трагедией Софокла в юношеском возрасте. В 1973 году на выпускном экзамене в гимназии он переводил с греческого языка небольшой фрагмент из «Царя Эдипа», а в 1885 году во время стажировки в Париже смотрел театральную постановку этой трагедии, которая произвела на него глубокое впечатление. Однако впервые представления об Эдиповом комплексе были выражены Фрейдом в одном из его писем В. Флиссу в октябре 1897 года. Тогда на основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ненависти к отцу. По выражению официального биографа Э. Джонса, Фрейд испытал сильный шок, когда «40 лет спустя он обнаружил свой собственный Эдипов комплекс и ему пришлось признаться себе в том, что его бессознательное выбрало совершенно отличное отношение к отцу, нежели сознание [2. С. 24]. При этом основатель психоанализа соот-
нес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в трагедии Софокла «Царь Эдип». В работе «Толкование сновидений» Фрейд специально обратился к рассмотрению данной трагедии, подчеркнув то, что «Царь Эдип» до сих пор оказывает на современного человека не меньшее воздействие, чем на античного грека. Причина этого потрясающего воздействия на человека заключается, по его мнению, не в том, что в греческой трагедии изображено противоречие между волей богов и тщетным сопротивлением людей, между неизбежным роком и бессилием перед судьбой. Причина состоит в другом — в особенностях темы, в рамках которой изображается это противоречие. Подобное понимание причины глубокого воздействия трагедии Софокла «Царь Эдип» на современного человека привело Фрейда к следующему заключению: «Есть, очевидно, голос в нашей душе, который готов признать неотразимую волю рока в «Эдипе». Такой момент действительно имеется в истории самого царя Эдипа. Судьба его захватывает нас потому, что она могла стать нашей судьбой, потому что оракул снабдил нас до нашего рождения таким же проклятием, как Эдипа. Всем нам, быть может, суждено направить свое первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание — на отца» [3. С. 229]. В понимании Фрейда, Эдип, совершивший двойное преступление, является олицетворением осуществления тех инфантильных желаний, которые каждый из нас испытывает в детстве. Однако наша собственная судьба оказывается более счастливой по сравнению с судьбой Эдипа, так как в процессе психосексуального развития мы смогли преодолеть свое сексуальное чувство к матери и изжить чувство ревности по отношению к отцу. Но если кому-то не удается выйти из-под власти инфантильного,, можно было бы сказать, первобытного желания, то такой человек вызывает у нас негодование и воспринимается в качестве чудовища, зверя. Подвергнув подавлению и вытеснению в бессознательное свои инфантильные влечения, мы не понимаем, почему другим это не удается и соответственно смотрим на них с ужасом и возмущением. И только в процессе сопереживания с героями трагедий, как это имеет место в случае с Эдипом, кое-кто начинает понимать, что в подавленном виде аналогичные импульсы, влечения и желания все еще содержатся в глубинах нашей психики. «Как Эдип, — замечает Фрейд, — мы живем, не осознавая про-тивоморальных желаний, навязанных нам природой; осознав их, мы все отвратили бы взгляд наш от эпизодов нашего детства» [4. С. 229]. Читая трагедию Софокла или смотря соответствующую постановку, человек реагирует на тайный смысл мифологического сказания таким образом, что нечто созвучное находит в своей собственной душе. По мнению Фрейда, такое реагирование оказывается сходным с самоанализом, благодаря которому человек может обнаружить в себе все то, что привело Эдипа к трагической развязке. Находясь под воздействием трагедии Софокла, человек способен найти в своем бессознательном скрытые влечения и желания. «Он как будто вспоминает желания устранить отца и взять вместо него в жены мать и ужасается им. И голос поэта он понимает так, как будто тот хотел ему сказать: напрасно ты противишься своей ответственности и уверяешь, что боролся против этих преступных намерений. Ты все-таки виноват, потому что не смог их уничтожить; они существуют в тебе бессознательно. И в этом заключается психологическая правда. Даже если человек вытеснил свои дурные побуждения в бессознательное и хотел бы убедить себя, что он за них не ответственен, он все-таки вынужден чувствовать эту ответственность как чувство вины от неизвестной ему причины» [5. С. 211]. Почерпнутая из древнегреческого мифа, тема отцеубийства и запрета на инцестуозную (кровосмесительную) связь легла в основу идеи Фрейда о комплексе Эдипа. Согласно основателю психоанализа, наблюдение за детьми, изучение воспоминаний взрослых о своем детстве и исследование причин возникновения неврозов приводят к выводу о всеобщем, универсальном проявлении Эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху. Девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом. Если идея амбивалентного, двойственного отношения ребенка к своим родителям возникла у Фрейда в период его самоанализа (1897), то понятие Эдипова комплекса было введено им в 1910 году. Он исходил из того, что по
своей природе данный комплекс одинаков для мальчике Для обозначения Эдипова комплекса у девочек осно-4 ватель аналитической психологии К. Г. Юнг ввел понятие* комплекса Электры. Это понятие было использовано им в] 1913 году для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением за-1 менить мать в ее отношениях с ним, а затем и желанием! устранить мать, мешающую реализации детского желания. Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Электре. Согласно этому мифу, Электра, дочь Ага-; мемнона и Клитемнестры, способствовала убийству своей | матери. Спасая своего брата Ореста от гибели, она помогла | ему убить мать, повинную в смерти их отца. В отличие от К. Г. Юнга Фрейд не использовал понятие «комплекс Электры», а предпочитал говорить об Эди-. повом комплексе. Он считал, что этот комплекс в равной! степени присущ всем людям, независимо от их половой | принадлежности. В этом смысле любовь к родителю противоположного пола и ненависть к родителю своего пола аналогичны как у мальчиков, так и девочек. Поэтому когда в работах Фрейда говорится об Эдипове комплексе, то еле-, дует иметь в виду, что речь идет у него о таких отношениях | между детьми, будь то мальчик или девочка, и родителями 1 (или их заместителями), которые имеют место в детстве § каждого человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |